Автор: Гужвий Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №57
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: доклад
Тема: "Фольклор и инновационные технологии познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста"
«Актуальные технологии речевого развития и фольклор
детей раннего возраста в контексте ФГОС
»
Вопросами исследования речи детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди
многих ученых, тех, кто внес, значимый вклад в осмысление этого вопроса
выделяются представители зарубежной педагогики (Ян Амос Коменский,
Иоганн
Генрих
Песталоцци), русские педагоги, психологи, физиологи
(Н.М.Аксарина,Л.С.Выготский,М.М.Кольцова,Н.И.Красногорский,
Г.М.Лямина, А.А.Леонтьев, В.Ф.Одоевский, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинский,
Д.Б. Эльконин ).
По нашим наблюдениям, в настоящее время выделяется большое количество
детей имеющих различные речевые нарушения. На основе исследований
А.Н. Гвоздева, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной, Н.П.Савельева, О.И.
Соловьевой, можно сделать вывод, что чем богаче словарный запас ребенка,
тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его речь. Также эти
исследования указывают на то, что развитие речи ребенка дошкольника
возможно лишь при условии систематического обучения. В дошкольном
детстве ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать
литературные произведения. Поэтому развитию словаря детей мы уделяем
большое внимание. Через слово формируется нравственность и навыки
поведения, культура общения. Эмоциональное развитие дошкольников,
понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят
от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных
состояний и их внешнего выражения.
К нам в детский сад приходят дети от 1.5 лет. У малышей- это возраст
существенных перемен в жизни. Особенно интенсивно развивается речь, так
как именно ранний возраст определяется как сенситивный (оптимальный и
наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является одним из
основных достижений ребенка. Развитие речи в раннем возрасте идет по
двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется
собственная
активная
речь.
На
протяжении
раннего
возраста
речь
приобретает все большее значение для психического развития малыша.
Речь начинает выполнять свои ведущие функции:
-коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей становится
речь, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется
потребность в речевом общении);
-познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку
общественного опыта);
-регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к
трем годам способен рассказать о проделанном, увиденном).
К 1.5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным
признакам, находить однородные предметы по слову взрослого. Выполняет
словесные инструкции, по просьбе взрослого показывает части тела на себе,
на кукле. В активном словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50
облегченных слов. Малыш отвечает на вопросы: «Кто это?», «Что это?» в
реальной ситуации и по картинке. Стремится связать два слова в
предложение; при этом речь сопровождает жестами, мимикой, движениями.
Главная задача воспитателя - создание каждому ребенку условий для
наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.
В своей образовательной деятельности по развитию речи дошкольников
я использую следующие формы, методы и приемы:
1. Рассматривание картин. В процессе рассматривания картины мы обращали
внимание детей на детальное, более внимательное рассматривание картины.
Сначала мы рассмотрели главное в картине, затем детали.
2. Составление рассказа по предметной картине.
3. Составление описательного рассказа по образной игрушке.
4. Чтение художественной литературы. Этот метод способствует развитию
монологической речи.
5. Проведение дидактических игр, которые требовали от детей ответов и
развивали их монологическую речь .
6. Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием.
7. Рассказывание стихотворений.
8. Речевые упражнения и творческие задания:
Например: «скажи ласково»; «кто как кричит?»; «кто что делает?».
9. Периодическая смена в книжном уголке книг, папок с картинками или
рисунками детей; вывешивание крупных картин, так как рассматривание их
активизирует разговорную речь и желание рассказывать.
10. Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного
социально-эмоционального опыта.
11. Индивидуальные и совместные игры с детьми. Рекомендуется широко
использовать
для
настольного
театра,
а
также
для
игр
с
песком
обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки
для кукол, для малышей или товарищей.
12. Беседы и разговоры с детьми по интересам.
У многих детей плохо развита речь, поэтому я выбрала эту тему по
самообразованию и работаю в данном направлении. Я работаю в 1 младшей
группе. Уделяю много внимания пальчиковым играм, театрализованным
играм;
потешкам,
стишкам;
артикуляционной
гимнастике.
Дети
с
удовольствием занимаются, повторяют за мной. Речь развивается и память;
словарный запас увеличивается. Я развиваю мелкую моторику у детей, ведь
наша речь на кончиках пальцев. Я смастерила доску бизиборд, сделала
сенсорный куб, лепбуки. Дети с удовольствием занимаются с моими
пособиями. Занимаемся как по подгруппам, так и индивидуально. Развивая
мелкую моторику, мы развиваем речь наших малышей. Родителям дома
советую рисовать, лепить, играть с различными шнуровками, мозаикой,
прищепками, пазлами.
Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с детьми:
- работать над звукопроизношением, обогащать словарь.
- обучать детей построению ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Методы развития речи : 1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и
его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии). 2. Опосредованное
наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и
картин, рассказывание по игрушкам, картинам). 3. Словесные: чтение и
рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, беседа,
рассказывание
без
опоры
на
наглядный
материал.4.
Практические:
дидактические игры и дидактические упражнения, пальчиковые игры.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая
среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература,
изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам
программы.
Одно
из
значимых
направлений
системы
дошкольного
образования является: воспитание любви и интереса к художественному
слову, знакомство детей с художественной литературой.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы
дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому
определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу
важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из
актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные
педагогические
технологии.
Педагогические
технологии
–
это
инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к
ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается
положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать
становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровье сберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные
технологии;(сегодня
ИКТ
начинают занимать свою нишу в воспитательном -образовательном
пространстве ДО ,компьютерные программы ,интерактивный DVD,
система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
В своей работе я широко использую проектную деятельность и
исследовательскую.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии
гарантируют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый
педагог
–
творец
технологии,
даже
если
имеет
дело
с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным
ориентиром
познавательный
процесс
в
его
развивающемся
состоянии. Все в наших руках.
Список литературы:
1.Страунинг А. Методы
активизации
творческого
мышления / А. Страунинг // Дошкольное воспитание. — 1997. — N 3. —
С. 46; N 4. — С. 13. 2.
Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]: – М., 1981.
3.Дошкольное воспитаниие. №12/2012.-с.67.
.