Автор: Панкратова Надежда Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 27"
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: Семинар-тренинг для родителей
Тема: "Монстры наступают или опасность детских игрушек"
Семинар-тренинг для родителей
«Монстры наступают или опасность детских игрушек»
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и
творчества.
В. Сухомлинский
Цель:
показать родителям степень понимания ими своего ребенка на
игровом
содержании,
показать
значимость
игры
и
игрушки
в
развитии
ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об
организации игровой среды в условиях семьи.
Задачи:
1. Способствовать
эффективному
детско-родительскому
взаимодействию.
2. Развивать коммуникативные навыки родителей и детей в процессе
игровой деятельности;
3. Формировать социальные навыки.
4. Обучать
родителей
выбирать
психологически
грамотные
игрушки,
соответствующие возрасту ребёнка.
Рассматриваемые вопросы:
•
Современные
игрушки,
которые
способны
разрушить
психику
ребёнка
•
Как выбрать психологически грамотные игрушки
•
Как научить желать возможного и радоваться новому
Подготовка среды:
- памятки «Какие игрушки необходимы нашим детям?», «Как научить
играть», «Как научить желать возможного»;
- наглядный и раздаточный материал: приглашение семей;
- карточки – задания для родителей:
1 группа – «вредные игрушки»,
2 группа – «бесполезные игрушки»,
3 группа – «полезные игрушки»;
- три педагогических ситуации для обсуждения в группах;
- памятки, оформленные каждой группой в процессе работы;
- лист ватмана, фломастеры, маркеры (для каждой группы).
Ход деятельности:
1 Вводная часть
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство с участниками тренинга, сплочение группы.
Участники представляется и рассказывает, кто его ребёнок.
2. Практическая часть.
2.1. Вступительное слово специалиста «Игра и игрушка в жизни
ребенка».
Охрана
здоровья
детей
-
важнейшая
задача,
как
педагога,
так
и
родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского
травматизма, связанного с детскими игрушками.
Конечно,
нормальное
детство
немыслимо
без
игрушек.
Игрушки
являются
для
ребенка
той
средой,
которая
позволяет
ему
исследовать
окружающий
мир,
формировать
и
реализовывать
свои
творческие
способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать
себя.
Игровая
деятельность
влияет
на
формирование
произвольности
поведения
и
всех
психических
процессов
–
от
элементарных
до
самых
сложных. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально
развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – это сюжетно
ролевой игре. Впечатления, полученные ребенком в возрасте от 2,5 до 5 лет,
сохраняются
особенно
долго.
При
этом
главная
функция
игрушки
-
активизация детской деятельности. Она должна стимулировать осмысленную
активность
и
способность
ставить
новые
задачи
по
развитию
фантазии,
сюжета игры.
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые
остались в памяти, как близкие друзья, о которых мы даже став взрослыми,
вспоминаем с теплотой и трепетом.
2. 2. Упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»
Цель:
снятие
мышечного
напряжения
и
зажимов.
Напомнить
родителям
детство, и любимые игрушки. Понять степень важности игрушки в жизни
ребёнка.
Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте
удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору,
спиной
обопритесь
на
спинку
стула.
Закройте
глаза,
прислушайтесь
к
своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и
ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были
маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте
себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со
своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с
ней
играете.
Она
очень
вам
нравится,
вы
её
любите,
стараетесь
не
расставаться
с
ней.
Любимая
игрушка
приносит
вам
много
счастья
и
радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться
обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они
ощущали, о своей любимой игрушке.
Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает педагог: «Когда я была
маленькая, больше всего любила…».
Далее все участники тренинга рассказывают о своих игрушках. Взрослые
понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им
положительные эмоции.
2.3. Опасность детских игрушек
А теперь задумайтесь, с чем в основном играют ваши дети? Что
формируют эти игрушки в ребенке? Какие впечатления останутся у них о
детстве?
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого
дела
зависит
не
только
игра
ребенка,
но
и
прогресс
в
его
развитии.
В
настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с
традиционными
куклами,
мишками,
машинками,
мячиками,
появились
новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, монстры,
покемоны. И среди такого многообразия появились игрушки, вредные и
опасные для здоровья детей.
Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов
телевизоров и раскрученных детскими западными сериалами. Большинство
таких игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека, так
как способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка.
Взрослые словно забыли, что игрушка — это не просто забава. Она
закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно,
если
это
происходит
в
игре
с
негативным
героем.
Любое
проигранное
ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка
программирует
поведение
ребенка.
И
важно
понимать,
как
воздействует
игрушка и что за программу она в себе несет.
Психологи в России бьют тревогу. По их мнению, современные игрушки
могут быть не только опасными для физического здоровья ребенка, но самое
главное, психического, вызывать у детей расстройства психики и делать их
злыми,
агрессивными.
Между
тем
если
за
санитарно-гигиеническими
показателями игрушек еще кто-то следит, внешний вид игрушек остается
неподконтрольным. На рынке появилось много страшных игрушек, которые
способны негативно повлиять на характер и психику ребенка. Очень часто
современный ребенок имеет дело с «антиигрушкой»: в ней содержится идея
обладания, а не радостного постижения мира; внешняя привлекательность
игрушки-товара становится важнее игрового применения.
Между тем психологи заявляют, что игрушки должны отвечать хотя бы
нескольким
несложным
критериям.
Например,
ребенок
должен
четко
понимать назначение игрушки. Для этого она должна соответствовать его
возрасту,
быть
привлекательной
и
иметь
спокойные,
нейтральные
цвета.
Кроме того, игрушка должна оставлять простор для фантазии.
Современные игрушки, которые способны разрушить психику
ребёнка (запись на доске маркером):
1.
Кислотные
игрушки.
Отличительная
особенность
большинства
современных игрушек – яркие кричащие цвета. Психологи уже много лет
напоминают о том, что разнообразные кислотные цвета окраски детских
игрушек действуют как раздражающий фактор, пагубно влияя на сенсорику
ребенка, делая его нервным, агрессивным и рассеянным.
2. Куклы - женщины. Покупая ребенку банальную куклу, обратите
внимание на её внешний вид: макияж, одежду, обувь. Красные пухлые губы,
кричащий мейкап, экстремально короткие юбки, латексные топы, туфли на
огромной платформе – по мнению психологов, это провоцирует раннюю
сексуальность
ребенка,
что
негативно
сказывается
на
его
психическом
развитии.
Играя
с
«взрослой»
куклой,
маленькая
девочка
ограничена
в
возможности
имитировать
маму.
Это
неблагоприятно
сказывается
на
отношении будущих женщин к материнству.
Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными
пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства
собственным телом.
3.
Электронные
игрушки.
Многие
родители,
увидев
на
прилавках
«детские»
компьютеры,
мобильные
телефоны
и
прочие
игрушки
с
электронными
функциями,
считают,
что
именно
эти
товары
способны
стимулировать развитие ребенка. Дело в том, что такие игрушки являются
своеобразными
манипуляторами:
ребенок
просто
следует
однозначным
подсказкам, выполняя те или иные действия и получая статичный результат.
В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное
«дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для
развития
логики
нажатию
кнопок.
Такие
игрушки
ни
в
коем
случае
не
заменяют развивающие игры, они не стимулируют фантазию и творческое
мышление.
Такие
товары
подходят
всего
лишь
для
редкого
времяпрепровождения, но никак не для регулярных игр.
4. Игрушечные музыкальные инструменты. Красочные миниатюрные
гитары,
пластмассовые
барабаны,
компактные
синтезаторы-пищалки
–
игрушки,
имитирующие
музыкальные
инструменты,
совсем
не
соответствуют
их
строению
и
звучанию.
Многих
родителей
успокаивает
мысль, что с помощью таких игрушек они приобщают своего ребенка к
утонченному
миру
музыки.
Но
не
тут-то
было!
Опытные
педагоги
настойчиво
утверждают,
что
такие
«инструменты»
не
просто
создают
у
ребенка
ошибочное
представление
о
музыке,
но
и
нарушают
его
музыкальный слух.
5. Страшные игрушки.
«Страшные» игрушки существовали во все времена. Такие игрушки
чаще
всего
изображали
пугающих
сказочных
персонажей
и
мифических
существ. Они были неотъемлемой частью детской игры во всех культурах. В
русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной
игрушке, игрушках из глины - дымковской, филимоновской. Эти фигурки
изображают
"страшных"
животных:
медведя,
волка,
льва
и
сказочных,
фантастических
"чудовищ"
-
Тяни-Толкая,
Змея-Горыныча.
Эти
хорошо
знакомые детям персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный,
рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка - все это
способствовало преодолению страхов малыша. Простота внешнего вида и
содержательность образа, который несла в себе страшная игрушка, давали
простор воображению.
Современная
индустрия
игрушек
действует
совсем
по
другим
ориентировкам. И действительно, какого малыша удивишь сегодня простым
мишкой. «Страшные» игрушки стали чрезвычайно яркими и популярными,
поэтому
практически
полностью
заполонили
прилавки.
Устрашающий
внешний
облик
игрушки
утратил
свою
знаковость
и
перешел
в
разряд
способов привлечения внимания.
Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ
игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша.
Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или
вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот"
несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого
только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут.
В
результате,
подобные
герои
со
"сверхчеловеческими"
способностями,
иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для
ребенка
образцом
для
подражания,
образом
того,
каким
на
самом
деле
должен быть человек.
И
если
традиционные
игрушки
–
добрые
и
милые
–
выполняют
психотерапевтическую
функцию
(а
именно
помогают
детям
овладевать
своими
страхами
и
побеждать
их),
то
жуткие
изделия
игрушечной
промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную
порцию кошмаров. Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на
формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя
себя
с
нею,
может
стать
замкнутым,
недоверчивым,
злобным.
Также
игрушечные
монстры
-
«сотоварищи»
будят
в
детях
неконтролируемую
агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания,
могут
быть
причиной
затруднений
в
построении
отношений
ребенка
со
сверстниками и взрослыми.
Кроме
того,
страшные
игрушки
извращают
чувство
прекрасного,
а
значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.
Главная же опасность таких страшных игрушек заключается в том,
что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш,
представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в
их четком разделении и простой символизации в игрушке.
Конечно,
полностью
избежать
присутствия
игрушечных
монстров
в
жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не
преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по
качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.
Еще одна опасность – это направление «дети-звери» т.н. квадроберы.
Важно также обратить внимание на залипание ребенка или взрослых
на одной тематике (только динозавры, лягушки и т.д.)
Психологи-практики
призывают:
игрушки
должны
быть
разными!
Совсем
лишать
ребенка
современных
популярных
игр
все
же
не
стоит.
Ребенок
находится
в
социуме,
общается
с
детьми,
у
которых
есть
современные куклы, машинки. Важно внимательно наблюдать за играми
своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать
освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама
по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в
руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет
живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
2. Деловая игра «Магазин игрушек».
Группа делится на подгруппы по 5 человек. На полу игровой комнаты
разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание
выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для
развития детей среднего и старшего возраста.
2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие
для развития ребёнка.
3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем
случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.
Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной
категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны).
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами
и объясняют критерии, по которым они их выбрали. Воспитатели подводят
итог по каждому критерию.
Представители 3 группы: нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи,
куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью,
сломанная машинка.
Критерий
-
несоответствие
игрушек
санитарно-гигиеническим
требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства.
Проверка таких игрушек на токсичность выявила, что нормы концентрации
химических
веществ
в
них
были
превышены
в
десятки
раз,
краска
на
целлулоидных
и
резиновых
игрушках
содержала свинец.
Покупая
такую
игрушку,
Вы
расплачиваетесь
здоровьем
ребёнка.
Сюда
же
относятся
игрушки
с
мелкими
непрочно
держащимися
деталями
и
сломанные
с
острыми краями.
Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.
Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные
признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок,
которого
окружают
такие
игрушки,
может
переносить
свою
игру
в
реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую
врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре
вынужден
быть
агрессивным,
грубым,
жестоким,
это
обязательно
воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка
программирует
поведение
ребёнка.
Агрессия
маленького
человека
накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные
формы.
Такие
игрушки
могут
способствовать
появлению
у
ребёнка
невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).
Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с
пульками).
Критерий
-
игрушки,
несоответствующие
возрасту
ребёнка.
Мелкие
детали представляют опасность для детей раннего возраста.
Вторая команда отбирала бесполезные игрушки.
Представители:
огромная
мягкая
собака,
туго
и
со
скрипом
открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются.
Критерий
-
игрушки,
которыми
ребёнок
не
может
играть
по
их
назначению,
то
есть
игрушки,
которые
не
могут
стать
предметом
соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества
этих
игрушек
не
дают
ребёнку
возможности
осуществлять
с
ними
соответствующие игровые действия в полной мере.
Представители: различные головоломки, настольные игры.
Критерий
-
игрушки,
несоответствующие
возрасту
ребёнка.
Такие
игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для
самостоятельных действий.
Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.
Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а
не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой
практической
пользы
и
доставляют
сплошные
неудобства.
Ими
нельзя
насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!», их нельзя выносить во
двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным
надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в
источник раздражения и злости у ребёнка.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей 4-5
и 5-6 лет возраста.
Представители: конструкторы, фломастеры, настольные игры, куклы,
машинки, сортеры, наборы для с-р игр.
Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и
моторные
способности.
Играя
с
ними,
ребёнок
познаёт
окружающий
предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится
соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.
Общие правила и требования к игрушкам при покупке родителями:
1. Соответствовать возрасту ребёнка.
2.
Игрушка
рассматривается
как
предмет
деятельности,
поэтому
необходим
развивающийся
эффект.
Игрушка
должна
вызывать
добрые, гуманные чувства. Провокаций агрессивности вокруг и так
достаточно.
3. Социальный аспект, связь с окружающим миром
4. Технические требования: прочность, качество, безопасность.
5. Игрушка должна стимулировать активные самостоятельные действия
ребенка
6. Современность - способность передать дух времени
7.
Игрушка
должна
приносить
эстетическое
удовольствие.
Важное
достоинство
-
связь
игрушки
с
культурными
традициями
своего
народа, т.е. этнический аспект.
8.
Оригинальность,
уникальность,
неповторимость,
отличающееся
от
типовых, массовых образцов.
9. Полифункциональность. Правильно подобранная игрушка позволит
ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет
востребована!
2.5. Выбор игрушек
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является
огромное
количество
игрушек,
которое
окружает
его
с
самого
момента
появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая
игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени
влияния игрушки на ребенка.
Выбор
игрушек
становится
чрезвычайно
хаотичным.
Если
ребенок
прожужжал все уши о том, что у Пети и Вани по четыре Хаги-ваги, а у него
только один, то мы немедля восполняем недостающего, пусть и бесполезного
героя. Наш ребенок не хуже других, хоть и непонятно совершенно, зачем ему
эта игрушка нужна. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую
«полезность» взрослые чаще вовсе не учитывают.
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок
хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он (не будет больше драться и
т. д.)». Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве
такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это
ваше счастье, что у вас такого не было? Очень часто родители интуитивно
чувствуют
неприятие
к
опасным
игрушкам.
Тем
не
менее,
не
каждый
способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные
роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской. При этом
объяснения находятся самые благие — ведь руководством к действию было
желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие
полезным?
3. Решение педагогических ситуаций. (приложение 1)
Каждая
из
трёх
команд
получает
карточку
с
описанием
ситуации,
которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по
данной теме (памятка оформляется командой на лист А4).
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок
драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И
яркая,
и
интересная,
и
безопасная,
а
также
развивающая
и
по
возрасту
подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он
с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во
внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с
озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь
забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно
новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в
комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки
разбросаны
по
всей
комнате.
Убирать
игрушки
ваш
ребёнок
не
любит.
Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже
столько,
что
их
негде
хранить.
Большей
частью
ребёнок
не
играет
(из
некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые
игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?
2.6. Выработка единой стратегии поведения родителей в выборе
игрушек.
-
поддержать
родителей,
выразивших
общее
мнение,
что
«вредные
игрушки»
-
игрушки,
не
соответствующие
санитарно
–
гигиеническим
требованиям; «полезные игрушки» - игрушки, развивающие интеллектуально
– познавательные и моторные способности ребенка;
- необходимо всегда помнить, что игрушка – не просто забава, она
закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие
и
впечатляющие
образы,
от
которых
зависит
формирование
морально
–
нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
2. 3. Упражнение «Игрушка в жизни моего ребенка»
Цель:
понимание
значения
игрушки
в
жизни
ребёнка,
принятие
выбора
ребёнка.
Психолог:
«Мы
сегодня
убедились:
у
каждого
человека
есть
любимые
игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть.
Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с
уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в
течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится
дома».
Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку
с любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют
между собой (поезд) и располагают в игровом уголке группы. Это будет
напоминать детям о доме.
Родители
обычно
испытывают
затруднения,
долго
обдумывают
сюжет
рисунка,
говорят
о
своем
неумении
рисовать.
В
этом
случае
можно
предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и
журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают
показать их детям. Психолог отмечает, что инициатива родителей очень
интересна:
«Мы
обязательно
покажем
творческие
работы
детям
и
предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале
поиграем».
Игра «Как живете?»
Цель: создание положительного климата в группе, объединение родителей.
Все
становятся
в
круг.
Ведущий
задает
вопросы,
участники
отвечают,
имитируя движения.
- Как живете?
- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук).
- Как идете?
- Вот так (маршируют).
- Как бежите?
- Вот так! (Бег на месте).
- Как ночью спите?
- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову).
- Как берете?
- Вот так! (Прижимают ладонь к груди).
- А даете?
- Вот так! (Выставляют ладонь вперед).
- Как молчите?
- Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним).
- Как грозите?
- Вот так! (Пальцами грозят друг другу).
ВЫВОД:
Прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она
несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие
чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь?
Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует
в
жизни.
Так
давайте
постараемся,
чтобы
ему
пришлась
по
вкусу
роль
доброго, заботливого и благородного человека.
Помните: сейчас никто официально не контролирует качество игрушек,
и
в
Россию
проникают
игрушки,
запрещенные
в
других
странах
по
нравственным и техническим критериям. Поэтому на Вас, как родителей,
ложится повышенная ответственность.
Прежде
чем
приобретать
очередной
подарок
своему
малышу,
родители
должны подумать, соответствует ли игрушка его возрасту и способностям?
Сможет
ли
она
заинтересовать
ребенка,
поднять
ему
настроение?
Чему
может его научить? Не станет ли стимулом для развития агрессивности и
жестокости?
Часто при принятии решения приобрести ту или иную игрушку интересы
взрослого и ребенка не совпадают. Взрослых привлекают внешняя красота,
сложность
строения,
описанное
в
аннотации
развивающее
значение.
У
малыша другие приоритеты — он может захотеть определенную игрушку
потому, что видел подобную на детской площадке у других детей или она
похожа на его любимый сказочный персонаж или героя мультфильма.
Прежде
всего,
игрушка
должна
вызывать
желание
играть
с
ней,
стимулировать детскую активность.
Будьте внимательны при выборе игрушки для своего ребенка,
доставьте себе и ему радость от общения с ней и не введитесь на
«влияние моды»!
3. Заключение.
Закончить хочется китайской притчей.
«Старый мудрец, очень любил детей, мастерил для них игрушки.
Но игрушки эти оказываются такими хрупкими, что ломаются быстрее, чем
ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень
огорчаются и приходят к мудрецу просить новые.
Тот с удовольствием дарит им другие, еще более хрупкие...
Наконец, вмешиваются родители. Они приходят к мудрецу вопросом: почему
он всегда дарит их детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут,
сломав их? И тогда мудрец объясняет: «пройдет совсем немного лет, и кто
— то подарит бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не
ломать хрупкие игрушки, они будут
бережнее относиться и
к чужому
сердцу?..»
Подводим итог тренинга.
Рефлексия. Отзывы.
После тренинга. Работа с детьми.
Задание для детей «Узнай работу своей мамы (папы)»:
Детям показывают творческие работы родителей. Дети выбирают рисунок,
который
нарисовала
мама
или
папа
ребёнка.
Фотографируем,
и
позже
показываем родителям, угадали дети или нет. Психолог говорит детям, что из
родительских работ будет сделан поезд, который украсит их группу.
Приложение 1.
Педагогические ситуации
Ситуация 1.
Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному
чаду.
Постарались
учесть
всё
и
купили
отличную
игрушку!
И
яркая,
и
интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит.
Придя
домой,
вы
протягиваете
малышу
разноцветную
коробку,
он
с
горящими глазами начинает её
теребить, пытаясь поскорее заглянуть во
внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с
озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь
забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно
новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?
Ситуация 2.
Пока
вы
готовили
обед,
ребёнок
самостоятельно
играл
в
комнате.
Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны
по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы,
как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3.
У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их
негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос,
некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с
таким количеством старых игрушек?