Автор: Кустова Наталья Сергеевна
Должность: логопед
Учебное заведение: Центр раннего развития детей "Сказкина школа"
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие умений устной связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Развитие умений устной связной монологической речи детей
старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Кустова Н.С.
Логопед
Аннотация: в статье раскрываются особенности развития умений
устной связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с интеллектуальными нарушениями; условия, методы, приемы и
подходы развития.
Ключевые слова: связная речь, устная речь, монологическая речь,
пересказ по картинкам, описание, картинно-графические ресурсы.
Устная связная монологическая речь - форма высказывания, в
которой говорящий передает информацию или свои мысли без прерываний
и взаимодействия со слушателями. Это односторонняя коммуникация, в
рамках которой говорящий строит свой рассказ или изложение по
определенной теме или сюжету, сохраняя логическую последовательность
и связность повествования.
Связная устная монологическая речь — это важный аспект развития
общения. Она позволяет детям выражать свои мысли, чувства и идеи в
структурированной
форме.
Умение
говорить
на
заданную
тему
способствует:
- формированию самостоятельности;
- развитию критического мышления;
- улучшению социальной адаптации.
В онтогенезе устная связная монологическая речь проходит ряд
этапов развития. Речь наиболее ранняя функцией, быстро развивающаяся в
первые годы жизни ребенка. В начале своего развития ребенок начинает
произносить первые слова и фразы, которые затем перерастают в более
сложные и структурированные высказывания. В процессе общения с
окружающими
людьми
он
учится
строить
простые
рассказы
и
повествования, осваивает логическую связность и последовательность
мыслей.
Постепенно ребенок начинает использовать различные языковые
средства для выражения своих мыслей и чувств, улучшает свою
артикуляцию и интонацию, развивает лексику и грамматику. Он также
учится выстраивать речь по сюжету или теме, понимать структуру текста.
Со временем возникает умение вести длинные и сложные монологические
высказывания на различные темы, а также адаптировать свою речь в
зависимости от слушателей.
Развитие устной связной монологической речи в онтогенезе -
важный этап в формировании коммуникативных навыков и способностей
человека.
А
у
детей
дошкольного
возраста
с
интеллектуальными
нарушениями является одной из ключевых задач в системе коррекционной
педагогики.
Учитывая
особенности
таких
детей,
важно
применять
специальные методы и подходы, которые помогут им развивать навыки
общения и выражения своих мыслей.
У дошкольников с интеллектуальными нарушениями отмечается
недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и
поверхность
мышления,
незрелость
эмоционально-волевой
сферы,
затруднения с моторикой речи, им сложно артикулировать слова и звуки.
У таких детей есть затруднения в формировании и понимании связной
речи, что делает сложным построение логически связанных рассказов или
монологов. Они часто имеют ограниченный словарный запас, и это
является препятствием в нахождении подходящих слов для выражения
своих мыслей и идей.
Устная речь у детей дошкольного возраста с интеллектуальными
нарушениями примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему
внешнему выражению.
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является
неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его
поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи
оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию
ребенка.
Для развития умений устной связной монологической речи у детей с
интеллектуальными нарушениями необходимы индивидуальные подходы,
включающие в себя специальные программы и методики обучения,
психологическую и логопедическую поддержку, а также работу с
родителями и окружающими. Важно помнить, что каждый ребенок
уникален, и его особенности развития необходимо учитывать при
разработке плана помощи и поддержки.
Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи
будет способствовать развитию мыслительной деятельности, улучшению
межличностного общения и социальной адаптации дошкольников.
Связная речь формируется медленно и имеет свои особенности.
Важно, чтобы коррекционные занятия были направлены на обогащение
словарного запаса и развитие грамматических навыков, что способствует
улучшению речевой коммуникации детей.
Непоследним аспектом развития
умений устной связной монологической речи у детей с интеллектуальными
нарушениями является создание подходящей обстановки для общения и
развития речи. Родители, педагоги и специалисты должны помогать детям
выражать свои мысли и чувства, а также активно участвовать в общении с
окружающими.
Эффективные методы коррекционной работы с детьми старшего
дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями по развитию
умений связной монологической речи включают:
использование наглядных материалов, пересказ по картинкам и
создание простых рассказов;
мнемотехника: применение изображений для запоминания слов и
составления текстов;
игровые методы: включение дидактических игр и драматизации для
повышения речевой активности;
арт-терапия: использование творческих методов для улучшения
самооценки и контроля поведения.
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
наибольший эффект для развития устной связной монологической речи
дают следующие наглядные опоры
и
картинно-графические ресурсы:
1.
Натуральные объекты и их модели: реальные предметы или их
уменьшенные
копии
(игрушки)
для
развития
элементарных
представлений и понимания мира.
2.
Картинки, иллюстрированные книги и изображения: рисунки,
картинки и фотографии помогают детям лучше понимать и
запоминать информацию.
3.
Предметно-операционные карты.
4.
Сюжетные
картинки:
серии
картинок,
показывающие
последовательность действий. Карточки с изображениями предметов
и действий.
5.
Мультимедийные программы и приложения.
6.
Визуальные пособия и таблицы.
7.
Видеоматериалы с аудио сопровождением. Можно использовать
видеоролики с интересными сюжетами и аудиозаписями, чтобы дети
могли слушать и повторять речевой материал.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
с
интеллектуальными
нарушениями имеют особые трудности в развитии умений устной связной
монологической речи. Однако, с правильным подходом и поддержкой, они
могут значительно улучшить свои коммуникативные навыки. Невероятно
важно также обращать внимание на позитивный подход и поощрение
детей за успешные попытки выражения мыслей и идей. Поддержка и
похвала могут значительно повлиять на мотивацию детей к развитию
своей устной речи.
Список литературы:
1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи /В. К. Воробьева. – М.: Астрель: Транзиткнига. – 2006.
– 158 с
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с
3.Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998. 230с.
4. Развитие устной монологической речи у дошкольников с задержкой
психического развития в условиях стандартизации образования.
Толоконникова В.А., Коробкова О.Ф. В сборнике: Изучение и образование
детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС
материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,
магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 302-304
5. Курицина А.М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет //
Дефектология 1998 г №2 с 42-49.
6. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь / О.А. Козырева. -
М.: Владос, 2019. - 152 c.