Напоминание

Развитие умений устной связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Автор: Кустова Наталья Сергеевна
Должность: логопед
Учебное заведение: Центр раннего развития детей "Сказкина школа"
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие умений устной связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие умений устной связной монологической речи детей

старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Кустова Н.С.

Логопед

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития умений

устной связной монологической речи у детей старшего дошкольного

возраста с интеллектуальными нарушениями; условия, методы, приемы и

подходы развития.

Ключевые слова: связная речь, устная речь, монологическая речь,

пересказ по картинкам, описание, картинно-графические ресурсы.

Устная связная монологическая речь - форма высказывания, в

которой говорящий передает информацию или свои мысли без прерываний

и взаимодействия со слушателями. Это односторонняя коммуникация, в

рамках которой говорящий строит свой рассказ или изложение по

определенной теме или сюжету, сохраняя логическую последовательность

и связность повествования.

Связная устная монологическая речь — это важный аспект развития

общения. Она позволяет детям выражать свои мысли, чувства и идеи в

структурированной

форме.

Умение

говорить

на

заданную

тему

способствует:

- формированию самостоятельности;

- развитию критического мышления;

- улучшению социальной адаптации.

В онтогенезе устная связная монологическая речь проходит ряд

этапов развития. Речь наиболее ранняя функцией, быстро развивающаяся в

первые годы жизни ребенка. В начале своего развития ребенок начинает

произносить первые слова и фразы, которые затем перерастают в более

сложные и структурированные высказывания. В процессе общения с

окружающими

людьми

он

учится

строить

простые

рассказы

и

повествования, осваивает логическую связность и последовательность

мыслей.

Постепенно ребенок начинает использовать различные языковые

средства для выражения своих мыслей и чувств, улучшает свою

артикуляцию и интонацию, развивает лексику и грамматику. Он также

учится выстраивать речь по сюжету или теме, понимать структуру текста.

Со временем возникает умение вести длинные и сложные монологические

высказывания на различные темы, а также адаптировать свою речь в

зависимости от слушателей.

Развитие устной связной монологической речи в онтогенезе -

важный этап в формировании коммуникативных навыков и способностей

человека.

А

у

детей

дошкольного

возраста

с

интеллектуальными

нарушениями является одной из ключевых задач в системе коррекционной

педагогики.

Учитывая

особенности

таких

детей,

важно

применять

специальные методы и подходы, которые помогут им развивать навыки

общения и выражения своих мыслей.

У дошкольников с интеллектуальными нарушениями отмечается

недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и

поверхность

мышления,

незрелость

эмоционально-волевой

сферы,

затруднения с моторикой речи, им сложно артикулировать слова и звуки.

У таких детей есть затруднения в формировании и понимании связной

речи, что делает сложным построение логически связанных рассказов или

монологов. Они часто имеют ограниченный словарный запас, и это

является препятствием в нахождении подходящих слов для выражения

своих мыслей и идей.

Устная речь у детей дошкольного возраста с интеллектуальными

нарушениями примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему

внешнему выражению.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является

неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его

поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи

оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию

ребенка.

Для развития умений устной связной монологической речи у детей с

интеллектуальными нарушениями необходимы индивидуальные подходы,

включающие в себя специальные программы и методики обучения,

психологическую и логопедическую поддержку, а также работу с

родителями и окружающими. Важно помнить, что каждый ребенок

уникален, и его особенности развития необходимо учитывать при

разработке плана помощи и поддержки.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи

будет способствовать развитию мыслительной деятельности, улучшению

межличностного общения и социальной адаптации дошкольников.

Связная речь формируется медленно и имеет свои особенности.

Важно, чтобы коррекционные занятия были направлены на обогащение

словарного запаса и развитие грамматических навыков, что способствует

улучшению речевой коммуникации детей.

Непоследним аспектом развития

умений устной связной монологической речи у детей с интеллектуальными

нарушениями является создание подходящей обстановки для общения и

развития речи. Родители, педагоги и специалисты должны помогать детям

выражать свои мысли и чувства, а также активно участвовать в общении с

окружающими.

Эффективные методы коррекционной работы с детьми старшего

дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями по развитию

умений связной монологической речи включают:

использование наглядных материалов, пересказ по картинкам и

создание простых рассказов;

мнемотехника: применение изображений для запоминания слов и

составления текстов;

игровые методы: включение дидактических игр и драматизации для

повышения речевой активности;

арт-терапия: использование творческих методов для улучшения

самооценки и контроля поведения.

Для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

наибольший эффект для развития устной связной монологической речи

дают следующие наглядные опоры

и

картинно-графические ресурсы:

1.

Натуральные объекты и их модели: реальные предметы или их

уменьшенные

копии

(игрушки)

для

развития

элементарных

представлений и понимания мира.

2.

Картинки, иллюстрированные книги и изображения: рисунки,

картинки и фотографии помогают детям лучше понимать и

запоминать информацию.

3.

Предметно-операционные карты.

4.

Сюжетные

картинки:

серии

картинок,

показывающие

последовательность действий. Карточки с изображениями предметов

и действий.

5.

Мультимедийные программы и приложения.

6.

Визуальные пособия и таблицы.

7.

Видеоматериалы с аудио сопровождением. Можно использовать

видеоролики с интересными сюжетами и аудиозаписями, чтобы дети

могли слушать и повторять речевой материал.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

с

интеллектуальными

нарушениями имеют особые трудности в развитии умений устной связной

монологической речи. Однако, с правильным подходом и поддержкой, они

могут значительно улучшить свои коммуникативные навыки. Невероятно

важно также обращать внимание на позитивный подход и поощрение

детей за успешные попытки выражения мыслей и идей. Поддержка и

похвала могут значительно повлиять на мотивацию детей к развитию

своей устной речи.

Список литературы:

1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи /В. К. Воробьева. – М.: Астрель: Транзиткнига. – 2006.

– 158 с

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с

3.Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998. 230с.

4. Развитие устной монологической речи у дошкольников с задержкой

психического развития в условиях стандартизации образования.

Толоконникова В.А., Коробкова О.Ф. В сборнике: Изучение и образование

детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС

материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,

магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 302-304

5. Курицина А.М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет //

Дефектология 1998 г №2 с 42-49.

6. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь / О.А. Козырева. -

М.: Владос, 2019. - 152 c.