Напоминание

Юный астроном

Автор: Латыпова Флюза Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №47 "Успех"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Программа
Тема: Юный астроном







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОГРАММА

естественно-научной направленности

для детей 5-7 лет

«ЮНЫЙ АСТРОНОМ»

г. Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………..4

1.1.1. Цель, задачи программы ……………………………………………………7

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы …….……………….8

1.1.3. Характеристики особенности развития детей старшего дошкольного

возраста……………………………………………………………………………9

1.2. Предполагаемые результаты реализации программы ………………….….12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности по образовательным областям .14

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы…………30

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………...32

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы…..……36

3.2. Материально – техническое обеспечение ………………..……………...…36

3.3. Методическое обеспечение ………………………………………………….37

2

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа

«Юный

астроном»

реализует

естественно-научную

направленность, способствует формированию у воспитанников элементарных

астрономических

знаний,

расширению

их

общего

кругозора,

привитию

познавательного интереса к окружающему миру, развитию в рамках предмета

специальных практических умений и навыков.

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение,

которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и

самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность,

сформированность космического мышления. Это способствует расширению

кругозора человека, дает ему возможность ощутить свою связь со Вселенной и

ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – своего рода

интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности,

появлению

у

них

устойчивого

интереса

к

учебе.

Внимание любого дошкольника не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды.

Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в

Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не

детские вопросы. Многие маленькие дети очень хотят

больше узнать о

Вселенной и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в

«астрономические игры».

«Дошкольная астрономия» – это первоначальное ознакомление детей с

системой представлений о мире небесных тел. Программа систематизирует уже

имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Как содержание обучения, так и методы обучения в программе адекватны

психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного

возраста.

В программе находят применение такие методические приемы и

технологии, чтобы при обучении астрономии ребенок учился и читать, и

3

говорить, и сочинять, и задавать вопросы, и логически мыслить, и работать

руками (рисовать, конструировать, лепить), восполняя недополученное на других

занятиях.

В этом состоит актуальность программы.

Зачем современному дошкольнику знание астрономии? Можно выделить

следующие причины. Во-первых, астрономия – одна из самых интересных наук.

Занятия ей увлекательны и радостны. Во-вторых, знание астрономии поможет

понять причину различных явлений (смена дня и ночи, времен года, изменение

вида Луны, затмения, появления комет и «падающих звезд»). В–третьих,

астрономия раскрывает картину мира, в котором мы живем. Современная

астрономическая картина поражает своей грандиозностью. В–четвертых, знание

основ астрономии необходимо каждому культурному человеку. Особенно сейчас,

когда активизировались колдуны, маги, всевозможные предсказатели судьбы и

т.д. В-пятых, человечество вступило в космическую эру и космонавтика,

неразрывно связанная с астрономией, в настоящее время играет очень важную

роль в решении различных народнохозяйственных, научных и военных задач. В-

шестых, астрономия поможет

научиться мыслить широко, космическими

масштабами и добиться успеха в любой творческой деятельности.

Психологи выделяют целый ряд положительных качеств личности, как с

позиции социальной значимости, так и индивидуально значимые, внутренние,

формированию которых способствуют занятия астрономией.

Исходя из специфики сферы занятий астрономией, можно выделить

значимое для любителей астрономии качество личности – любознательность. Она

является основой мотивации при изучении астрономии, а также базой для других

качеств

личности.

Именно

любознательность

приводит

детей

в

детские

объединения УДО, где они могут получить ответы на интересующие их вопросы.

Любознательность рождает основную движущую силу процесса познания –

познавательный интерес. Настойчивость, целеустремленность, направленность –

вот качества личности, которые формируются в процессе получения не только

4

теоретических

знаний,

но

и

выполнении

практических

работ

(работа

с

телескопом, проведение наблюдений, их описание, сравнение их со справочными

данными, работа с картой звездного неба)

Усвоение

учебного

материала

способствует

активизации

качеств

мышления, способности к абстрагированию. Ведь изучаемые космические

объекты и процессы их развития и взаимодействия нельзя соизмерить с

привычными для детей объектами человеческой жизни. Поэтому для отчетливого

представления изучаемых явлений необходимо научиться пользоваться моделями,

схемами, таблицами и соотносить модели объектов с самими объектами изучения.

Работа в коллективе единомышленников проявляет и усиливает такие качества

личности, как дружелюбие и коммуникативность. Увлеченность общим делом,

возможность обсудить любую тему, совместное выполнение практических работ

способствуют сплочению и дружбе ребят.

Способность

осознать

реальность

далеких

планет,

звезд,

галактик,

масштабы расстояний между ними, закономерности движения и развития

формируют

еще

одно

качество

личности

компетентность.

Понимание

мироустройства усиливает и уверенность в себе, в своих способностях.

Эмоциональность – еще одно качество личности, неизменно присущее

учащимся, увлеченным астрономией. Опыт показывает, что большая часть детей

стремится поделиться своими знаниями с друзьями, родителями, ребятами в

классе и во дворе. Даже у замкнутых детей часто формируется тяга к обсуждению

интересных тем, то есть желание общаться, то есть коммуникативность. Она

сопряжена с дружелюбием и еще одним качеством личности – толерантностью.

Формируемое умение спокойно принять суждение, отличное от собственного, с

уважением относиться к чужому мнению, очень важно для дальнейшей адаптации

в обществе, т.е. социализации личности.

В

этом

состоит

социальная

значимость

данной

образовательной

программы.

5

Отличительной чертой программы является ее ориентация на интеграцию

естественно – научного и гуманитарного образования, духовно – нравственное

становление детей, подготовку их вхождения в мир взрослых через общение и

воспитание.

1.1.1. Цель, задачи Программы

Цель программы:

формирование

устойчивого

интереса

дошкольников

к

астрономии,

привитие детям специальных умений и навыков, воспитание положительных,

индивидуально – значимых качеств личности каждого ребенка.

Задачи программы:

Обучающие:

Сформировать

у

детей

понятия

«космос»,

«космическое

пространство»;

Ознакомить с точкой зрения древних людей о мироздании;

Ввести понятия «звезды»,

«созвездия», «планеты», «кометы»,

«спутники», «метеоры», «метеориты», «астероид», «Слнечная система»;

Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ознакомить с

простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы;

Познакомить с Землей, планетой на которой мы живем;

Рассказать об истории освоения космоса, ярких сведениях биографии

Циолковского, Королева, Гагарина;

Научить находить на небе созвездия Большая и Малая медведица,

Полярную звезду;

Вызвать у ребят познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;

Прививать умение оценивать результаты своего труда;

Прививать любовь к своей планете, бережное отношение к природе,

умение удивляться ее чудесам и восхищаться ими

6

Воспитывать любознательность, трудолюбие, целеустремленность,

самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и

другие ценностные качества личности;

Развивающие:

Развивать аналитические умения (умение наблюдать, анализировать

сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные

черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

Развивать

познавательные

умения,

привить

воспитанникам

специфические практические умения и навыки в в рамках предмета (проводить

наблюдения невооруженным глазом, зарисовывать результат наблюдений);

Развивать творческое воображение и мышление, зрительную память,

эмоциональную сферу;

Развивать речь обучающихся ( обогатить словарный запас, ввести в

лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру;

Развивать

мелкую

моторику

(рисование,

лепка,

работа

с

конструктором).

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные подходы в работы по Программе:

-

наличие системного подхода к подбору программного содержания,

формулированию поисково-познавательных задач;

-

соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития

дошкольников;

-

прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их

движении, изменении и развитии;

-

оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;

-

занимательность изложения материала;

-

формирование творчества на всех этапах обучения;

-

деятельностный подход к развитию личности;

7

-

ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт,

оборудования).

Принципы организации работы по программе:

обязательная успешность (как социально приемлемый способ привлечения

к себе внимания);

наличие выбора (в зависимости от цели занятия дети выбирают способ

изображения или материал, возможность индивидуальной или групповой

работы

и

т. д.),

который

обеспечит

соответствующую

мотивацию

деятельности;

сбалансированность

заданий творческого

характера

и

упражнений

в

выполнении конкретных инструкций;

эмоциональная привлекательность занятий, которая может быть обеспечена

за счет использования ребенком, как любимых видов деятельности, так и

разнообразного материала (красивая игрушка, занимательный конструктор,

необычный изобразительный материал, новые фломастеры и т. д.);

самостоятельная деятельность детей используется педагогом не как форма

контроля за усвоением материала («Я научил – ты сделал»), а как форма

самостоятельного овладения детьми способом познания или отдельных

видов деятельности (изображения, конструирования, изготовления поделок

и пр.).

1.1.3. Характеристики особенностей развития естественно-научных

представлений детей старшего дошкольного возраста

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского

мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть

закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий

мир. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую

концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается

со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

8

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе –

моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение

ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по

своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми

(мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в

различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе

непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно наблюдать

преобладание

обдуманных

действий

над

импульсивными.

Преодоление

непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или

наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка

(принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества

личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также

чувство долга по отношению к другим людям.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и

своим возможностям. На основе формирования произвольного поведения у

ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение

умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая

задача.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего

ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к

осуществлению

общественно

значимой

и

общественно

оцениваемой

деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий,

он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). И с учетом того,

что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его

отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы,

возникающие в этот период.

У ребенка старшего дошкольного возраста происходит интенсивное

развитие

интеллектуальной,

нравственно-волевой

и

эмоциональной

сфер

9

личности. Это характеризуется появлением новых качеств и потребностей:

расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал

непосредственно.

Появляется

интерес

к

связям,

существующим

между

предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом

определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников

потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны

взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности,

инициативы, творчества. Важно постоянно создавать ситуации, побуждающие

детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более

сложные задачи, развивать их волю, поддерживать желание преодолевать

трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых,

творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного

решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов

решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество,

показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и

гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности

способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от

педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить

полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей

является творчество. Задача педагога – пробудить интерес к творчеству. Этому

способствует создание творческих ситуаций в образовательной деятельности

дошкольников. Серьезное внимание уделяет педагог развитию познавательной

активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать

вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших

дошкольников

является

участие

в

разрешении

проблемных

ситуаций,

в

проведении

элементарных

опытов),

в

развивающих

играх,

головоломках

простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к

самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает

внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к

10

детям

за

помощью,

нацеливает

на

экспериментирование,

рассуждение,

предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему

школьному

обучению,

важным

становится

содержательное

общение

со

сверстниками и взрослыми.

Важным

показателем

самосознания

детей

этого

возраста

является

оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем

возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к

некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о

самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное

восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на

успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их

положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия

с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает

его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к

определенному

знанию

о

самом

себе

и

окружающем

его

мире.

Опыт

самопознания

создает

предпосылки

для

становления

у

дошкольников

способности

к

преодолению

негативных

отношений

со

сверстниками,

конфликтных ситуаций.

1.2. Предполагаемые результаты реализации Программы

К концу обучения по программе воспитанники смогут знать:

Понятия

«космос»,

«Солнечная

система»,

«планета»,

«звезда»,

«созвездие», «комета», «метеорит», «метеор», «астероид», «орбита», «космонавт»,

«космический корабль», «спутник», «скафандр»;

Точку зрения древних людей на мироздание и планету Земля;

Простейшие характеристики Солнца, Земли, Луны, планет Солнечной

системы, звезд и некоторых созвездий, отличие планет от звезд, комет,

метеоритов;

11

Историю покорения космоса, яркие биографические сведения из

жизни К.Э.Циолковского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина

Смогут уметь:

Находить на карте звездного неба и на небе созвездия Большая и

Малая Медведица, Полярную звезду;

Обращать внимание на изменение фаз Луны, делать выводы на

основе наблюдений и сравнений;

Кратко отвечать на заданные вопросы;

Выполнять учебно-творческие задания, способствующие развитию

мышления и логики;

Отражать воображаемое в рисунке, изделиях из пластилина;

Взаимодействовать друг с другом в условиях занятия – игры, работать

в парах, группах и индивидуально.

Механизм оценки достижений детей

1.

Входной контроль в начале учебного

года, направленный на

диагностику

ближайшего

развития

обучающихся.

Проводится

в

форме

тестирования.

2.

Тематический контроль по завершении изучения отдельных разделов

или тем программы. Может проводиться в форме тестирования, выполнения

практических заданий.

3.

Промежуточный контроль в середине учебного года. Проводится в

форме индивидуального тестирования.

4.

Итоговый контроль по окончанию учебного года.

Способы проверки результативности

Педагогическое наблюдение.

Показатели

мониторинга

результатов

обучения

и

развития

воспитанников по образовательной программе.

12

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности по образовательным областям

Старшая группа

Время

Вид

деятельности

Образовательна

я область

Тема

Содержание

Сентябрь

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагности

ка

Выявить представления у

детей

о

строении

Солнечной

системы,

планетах,

звездах;

вращении Земли вокруг

своей

оси

и

вокруг

Солнца.

Уточнить представление

о

Луне,

физических

свойствах веществ.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Сказка

про то,

как

на

небе

появилась

Белая

Медведиц

а»

(баскская

сказка).

Перевод и

пересказ

О.Кустово

й

Учить детей

внимательно слушать и

понимать

содержание

сказки; закрепить умение

отличать сказку от других

жанров

художественной

литературы. Воспитывать

интерес

к

сказкам

народов мира.

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагности

ка

Выявить

представления

детей

об

открытиях

и

изобретениях,

авиастроении;

о

естественных

и

искусственных спутниках

Земли.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Аппликация

«Ракета» (из

засушенных

листьев)

Учить

детей

самостоятельно отбирать

материал

для

аппликации, пользоваться

шаблоном.

Развивать

ориентировку

на листе бумаги, умение

составлять композицию.

Развивать

творческую

13

активность.

Октябрь

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Солнце –

большая

звезда»

Расширять представление

детей

о

строении

солнечной

системы,

звездах, планетах.

Через

опытническую

деятельность

показать,

что

солнечный

лучик

может

превращаться

в

разноцветный.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

К.

Чуковский

«Краденое

солнце»

Продолжать

знакомить

детей с творчеством К.

Чуковского,

учить

понимать

смысл

произведения.

Отвечать на проблемные

вопросы

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Где ночует

Солнце?»

Сформировать

представление у детей о

зависимости

вращения

Земли вокруг Солнца и

смене

времен

года.

Развивать у детей умение

отвечать

на

поисковые

вопросы,

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Курс

на

Землю»

(изображени

е

планет

солнечной

системы)

Учить

детей

создавать

макет

солнечной

системы,

используя

техники НТР (пальцевая

живопись,

фотокопия,

рисование

мыльной

пеной, набрызгом).

Ноябрь

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Земной

шар на

столе»

Продолжать формировать

представление о нашей

планете, о

условиях,

необходимых

для жизни. Воспитывать

положительное

отношение

к

живой

и

неживой

природе.

Продолжать знакомить с

историей

глобуса,

его

использованием

Через

игру-

экспериментирование

«Сила

тяготения»

дать

детям

представление

о

существовании

14

невидимой силы - силы

тяготения,

которая

притягивает предметы и

любые

тела

к

Земле.

Помочь детям понять

взаимосвязь

земного

притяжения

и

веса

предметов.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

П.

Клушанцев

«Что такое

планеты»

Обогащать знания детей

о блуждающих планетах;

особенностях

расположения планет в

Солнечной

системе

по

отношению

к

Солнцу.

Развивать

интерес

к

познавательной

литературе.

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Воздух,

вода и свет»

Формировать

представление

о

том,

какое большое значение

имеет воздух, вода и свет

для

всего

живого

на

земле; научить понимать,

что

чистый

воздух

необходим для здоровья

человека,

что

чистая

вода- это бесценный дар

природы; подвести детей

к

выводу

о

необходимости

света

в

жизни

человека

и

для

роста растений.

Через

экспериментирование

«Очищение

воды»

ознакомить

детей

со

способом очистки воды

фильтрованием,

закрепить

знания

о

правилах

безопасного

поведения при работе с

различными веществами.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Рисование

«Портрет

Земли»

Совершенствовать навык

рисования

с

использованием

свечей.

Учить детей

подбирать

цвета

и

оттенки,

создавать

композицию.

Декабрь

Познавательно-

«Познавательное

«День

и

Продолжать

знакомить

15

исследовательска

я

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

ночь»

детей с расположением

планет

солнечной

системы. Сформировать у

детей

элементарные

представления

о

взаимосвязи

живых

организмов

со

средой

обитания (со сменой дня

и ночи).

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Русская

народная

сказка

«Месяц,

Солнце

и

Ворон

Воронович

»

Продолжать

знакомить

детей

с

народным

творчеством,

развивать

умения понимать смысл в

сказке, различать жанры

художественной

литературы. Учить давать

оценку поступкам героев.

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Луна

-

верный

спутник

Земли»

Дать

детям

понятие

«спутник».

Сформировать

представление

о

Луне,

как о холодном небесном

теле

шарообразной

формы. Дать знания о

рельефе

лунной

поверхности

и

особенностях

условий

окружающей

среды

на

ней; учить сравнивать и

обобщать.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Аппликация

«Полет

на

Луну»

Продолжать

учить

передавать форму ракеты

и человека в скафандре

путем

симметричного

вырезания из бумаги.

Дополнять картинку

подходящими по смыслу

предметами.

Совершенствовать

навыки

работы

с

ножницами.

Развивать

творческое воображение,

ориентировку

в

пространстве.

Январь

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Знаки

Зодиака»

Через

рассматривание

знаков

Зодиака

в

картинках

и

звездных

схемах

продолжать

знакомить

16

детей с зодиакальными

созвездиями,

их

названиями.

Развивать

ориентировку

в

пространстве,

развивать

зрительное

внимание

(учиться

соотносить

картинку

и

схематическое

изображение знаков).

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Легенда

«Созвездия

Большой

и

Малой

Медведицы»

Через

чтение

легенды

помочь

детям

понять

смысловое

значение

слова

«легенда»,

находить различие между

легендой

и

сказкой.

Помочь

детям

понять

смысл легенды, развивать

воображение,

познавательный интерес.

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Звезды

светят

постоянно»

Через

игру-

экспериментирование

«Почему звезд не видно

днем»

развивать понимание, что

днем звезды светят, но

из-за яркого солнечного

света их свет затмевается

Развивать

интерес

к

поисковой деятельности;

учить делать выводы и

обобщения

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Рисование

«Погасшая

звезда»

Учить

детей

новому

способу

рисования

мятой бумагой. Показать

цветом характер планеты;

учить подбирать нужные

цвета и оттенки

Февраль

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Наши

соседи

во

Вселенной»

Познакомить

детей

со

своеобразием

планет-

гигантов - Юпитера и

Сатурна.

Закреплять

представление о строении

Солнечной

системы.

Развивать

познавательный интерес.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

«Солнышки

ны

сестрички»

Через

чтение

стихотворений

о

планетах

закреплять

17

коммуникативное

развитие»

представление

детей

о

названиях

планет,

их

расположении

в

Солнечной

системе.

Развивать

слуховое

внимание,

логическое

мышление

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Кометы

хвостатые

светила»

Расширять представления

детей о небесных телах –

кометах, их влиянии на

планету Земля

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Лепка

«Космическ

ие

пришельцы»

Учить

детей

способам

самостоятельного

создания фантастических

образов.

Развивать

умение

переносить

знакомые способы и

приемы работы в новую

творческую

ситуацию,

развивать

пространственные

представления

Март

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Люди

мечтают»

Расширять знание детей

об эволюции летательных

аппаратов;

подвести

к

пониманию

того,

что

мечты

связаны

с

потребностями

и

стремлениями

человека,

что

многие

мечты

сбываются. Познакомить

детей

с

деятельностью

авиаконструктора

С.П.Королева. Обогатить

знания

детей

о

мире

открытий и изобретений

в авиастроении.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

О.

Емельянова

«В космосе»

Через чтение загадок в

стихотворной форме и их

разгадывание развивать у

детей

логическое

мышление,

память,

воображение. Расширять

представления детей об

особенностях

космических

объектов.

Побуждать

детей

к

самостоятельному

составлению загадок.

18

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Темный

космос»

Через

игры

«Далеко

-

близко»,

«Темный

космос»

дать

детям

представление

том,

почему в космосе темно,

как

удаленность

от

Солнца

влияет

на

температуру воздуха.

Продолжать учить делать

умозаключения, выводы

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Продуктивн

ая

Уточнить

и

обобщить

знание детей о космосе.

Продолжать

учить

рисовать

с

использованием

нетрадиционных

методов:

«штампика»,

«набрызга»,

пальцем.

Развивать

эстетический

вкус и художественные

способности.

Воспитывать интерес к

космосу,

к

работе

с

нетрадиционным

материалом.

Апрель

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Первый

в

космосе»

Через

рассматривание

иллюстраций

небесных

тел и книги Ю.Гагарина

«Вижу

Землю»

расширять представление

детей

о

космических

полетах. Воспитывать у

детей

интерес

к

космонавтам,

учить

восхищаться

их

героическим

трудом,

гордиться

тем,

что

первым космонавтом был

русский человек.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

В. Бороздин

«Первый

в

космосе»

Обогащать представление

детей

о

космических

полетах, их особенностях

(невесомость,

«космическая

пища»).

Продолжать

учить

слушать

внимательно,

понимать цели рассказов.

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

«Искусствен

ные

спутники

Познакомить

детей

с

разновидностью

искусственных

19

коммуникативное

развитие»

земли

спутников, дать знания о

том,

как

спутники

помогают

человеку

(метеоспутники,

спутники-разведчики

и

др.)

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Аппликация

+

конструиров

ание

«Спутник

»

(из

бросового

материала

)

Учить детей подбирать

материал

согласно

задуманной

теме.

Развивать

творческую

активность, воображение,

фантазию.

Соблюдать

технику

безопасности

при работе с шилом.

Май

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагностика

Выявить знания детей о

Солнечной

системе,

планетах,

звездах,

созвездиях;

о

планете

Земля (используя глобус,

карту); о Луне, как о

спутнике Земли (о фазах

Луны,

особенностях

ее

строения).

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

П.

Клушанцев

«Можно ли

проткнуть

небо»

Продолжать

знакомить

детей

с

понятиями

космос,

вселенная;

свойствами воздуха.

Развивать

познавательный интерес.

Познавательно-

исследовательска

я

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагностика

Выявить знания детей об

эволюции

летательных

аппаратов, о современном

ракетостроении; о первых

космонавтах

и

комических

полетах;

о

космических спутниках.

Продуктивная

«Художественное

творчество»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Лепка

«Новейший

летательный

аппарат»

Уточнить представление

детей о

различных

видах

летательных

аппаратов

(самолет,

вертолет,

воздушный

шар,

космический

спутник,

космический корабль и

т.д.)

Уточнить

конструкцию

летательного

аппарата.

Учить

моделировать

20

новую форму предмета.

Развивать

творческое,

пространственное

мышление,

фантазию,

воображение.

Воспитывать гордость за

выполненную работу.

Подготовительная к школе группа

Время

Вид

деятельности

Образовательная

область

Тема

Содержание

Сентябрь

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагност

ика

Выявить представление

детей о Солнечной

системе, Солнце,

небесных телах;

созвездиях; о Луне; об

уникальности планеты

Земля.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Албанская

сказка «Как

Солнце и

Луна друг к

другу в

гости

ходили»

На основе чтения

художественного

произведения продолжать

формировать

представление о том, что

Луна светит отраженным

светом. Развивать

слуховое внимание,

речевую активность.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагност

ика

Выявить представления

детей об искусственных

спутниках, зондах,

космических станциях; о

работе

авиаконструкторов; о

значениях космических

исследований; о жизни и

деятельности первых

космонавтов.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Аппликация

«Волшебны

й лунный

свет»

Стимулировать желание

выполнять

коллективную работу,

используя различный

материал: гуашь,

восковые мелки,

природный материал,

фломастеры. Развивать

21

пространственное и

логическое мышление,

творческое воображение.

Октябрь

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Звезда,

дарящая

нам жизнь»

Расширять представления

о том, что солнце

является источником

тепла и света. Развивать

умение мыслить,

рассуждать, доказывать.

Через игру-

экспериментирование

«Солнце дарит нам тепло

и свет»

познакомить с понятием

световая энергия,

показать

степень ее поглощения

разными предметами,

материалами.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Дом под

крышей

голубой»

Обогащать знания детей о

древних представлениях о

Земле. Сформировать у

детей понятие о космосе.

Познакомить с историей

появления карт

(физическая карта мира).

Дать представление об

уникальности планеты

Земля, о жизни в разных

регионах Земли,

развивать понимание

необходимости беречь и

содержать в чистоте наш

дом - Землю.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Изготовле

ние

макета

«Моя

маленькая

планета»

(папье-

маше)

Учить детей

изготавливать поделку с

использованием техники

папье-маше, развивать

мелкую моторику руки,

аккуратность, умение

понимать и выполнять

поставленные задачи

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Н.

Абрамцева

«Солнечная

сказка»

Расширять представления

детей о Солнце. Помочь

детям понять содержание

сказки. Продолжать учить

отвечать на вопросы,

используя слова и

выражения автора.

Обогащать словарный

22

запас детей. Воспитывать

интерес к сказкам.

Ноябрь

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Звездный

зоопарк»

На основе легенд

познакомить с

возникновением

созвездий, их названиями.

Познакомить с

нахождением Полярной

звезды на звездном небе.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

П.

Клушанце

в «О чем

рассказал

телескоп»

Помочь детям понять

содержание рассказов.

Расширять представление

детей о космическом

пространстве,

космических объектах

(комете, звездах,

созвездиях). Воспитывать

познавательный интерес.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Почему

звезды

такие

красивые?

»

Познакомить детей с

понятиями «орбитальная

станция» «телескоп»,

«обсерватория». Дать

представление о первых

телескопах.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Звездны

й коллаж»

аппликац

ия +

рисование

Обучать детей рисованию

методом отпечатывания,

развивать умение

рисовать с помощью

мыльных пузырей,

совершенствовать навыки

силуэтного вырезывания,

закрепить навыки

симметричного

вырезывания. Развивать у

детей чувство

композиции; учить

гармонично размещать

детали на листе бумаги,

создавать красивую

композицию.

Декабрь

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Почемуч

кины

вопросы»

Уточнить представление

детей о Луне,

космических телах,

развивать логическое

мышление, память,

внимание, воображение.

Учить детей

обосновывать свои

ответы.

Чтение

«Речевое

Е.

Воспитывать у детей

23

художественной

литературы

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Левитан «

Звездные

сказки»

интерес к прочитанному;

умение обсуждать, делать

выводы, умозаключения.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Игра –

путешеств

ие «Мы

гуляем по

Луне»

Расширять представление

детей об особенностях

лунного рельефа;

атмосфере

(возникновение кратеров,

гор, возвышенностей).

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Рисование

«Лунный

пейзаж»

Закреплять навык

создания фона с

помощью рисования «по

сырому», закреплять

навык рисования

гуашевыми красками по

цветному фону. Учить

детей рисовать фигуру

космонавта в скафандре,

передавать в рисунке

характерные особенности

космического корабля,

лунохода, роботов,

воспитывать творческую

активность.

Январь

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Что

такое

атмосфер

а»

Дать представление об

атмосфере, как защитной

оболочке Земли, ее

значении для

человека. Познакомить

детей с явлениями

природных катаклизмов

(смерчи, ураганы и т.д.),

связанные с

атмосферными

явлениями.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Почему

планеты

имеют

греческие

имена?»

На основе легенд

познакомить детей с

названиями планет.

Развивать интерес к

восприятию сюжета,

умение анализировать,

находить ассоциации.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Игра –

путешеств

ие «Полет

на

неизведан

ную

Закрепить элементарные

представления о

Солнечной системе.

Познакомить детей с

особенностями рельефа и

атмосферы на планете

24

планету»

(Марс)

Марс. Развивать

любознательность,

побуждать задавать

вопросы познавательного

характера.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Лепка

«Веселые

инопланет

яне»

Развивать навыки работы

с пластилином,

совершенствовать

приемы раскатывания,

растягивания,

сплющивания,

примазывания, развивать

мелкую моторику руки,

творческую фантазию,

умение лепить по

представлению.

Воплощать свой замысел

в лепке.

Февраль

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Тематиче

ская

выставка

"Космиче

ские

достижен

ия"

Через рассматривание

иллюстраций,

фотографий, открыток о

видах искусственных

спутников, зондах,

космических станциях

расширять у детей

представление о

необходимости и

значении искусственных

спутников, зондов

( телетрансляции,

мобильные телефоны,

интернет и т.д.)

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Забавная

астроном

ия для

малышей

»

При заучивании

стихотворений развивать

интонационную вырази-

тельность речи с

помощью жестов,

мимики, следить за

дыханием детей. Учить

четко проговаривать

окончания слов.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«В гостях

у

звездочет

а»

Познакомить детей с

малыми небесными

телами - астероидами,

метеоритами, маленькими

планетами (их

размерами). Помочь

понять, какую опасность

представляют собой

25

метеоры.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Рисование

«Путь к

звездам»

Учить детей рисовать

цветными восковыми

мелками по белому листу

бумаги с последующим

покрытием его гуашью.

Продолжать обучать

детей приему «набрызг».

Учить детей

использовать

пространство переднего и

заднего плана. Развивать

навыки работы кистью и

красками.

Март

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Космическ

ий аппарат»

(современно

е

ракетострое

ние)

Расширять представление

детей о современных

мировых достижениях в

строительстве

современных

космических аппаратов –

ракет. Познакомить с

жизнью и деятельностью

К.Э.Циолковского.

Развивать

любознательность,

заинтересованность

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Древнегрече

ский миф

«Дедал и

Икар»

Познакомить с мифом как

формой художественного

слова, помочь понять

главную мысль

произведения,

продолжать учить делать

выводы, обогащать речь

детей.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«В стране

голубого

неба»

Уточнять и расширять

представление детей о

космосе, о работе

космонавтов,

авиаконструкторов.

Вызвать познавательный

интерес к объектам

космоса. Воспитывать

уважение к труду

космонавтов,

авиаконструкторов.

Через игру-

экспериментирование

дать представление

детям о принципе работы

реактивного двигателя, о

26

значении воздуха для

полетов самолетов.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Конструи

рование

«Наш

космическ

ий

корабль»

Учить детей делать

постройки, используя

бросовый материал; учить

находить необычные

конструктивные решения,

видеть новое

предназначение

привычных вещей,

совершенствовать навыки

работы с ножницами,

клеем, кисточкой;

развивать творческое

воображение.

Апрель

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Человек

вышел в

космос»

Продолжать учить

узнавать на портретах

Ю.Гагарина, Г.Титова,

А.Леонова, В.Терешкову,

С.Савицкую, расширять

знания детей о первых

космонавтах, значении их

деятельности; о важности

космических

исследований для жизни

людей на Земле;

познакомить детей с

местом жизни и

подготовки космонавтов -

Звездным городком;

рассказать о работе

космонавтов в условиях

космической жизни.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

А. Леонов

«Человек

вышел в

космическ

ое

пространс

тво»

Воспитывать у детей

интерес к работе

космонавтов, расширять

представление детей о

космических полетах,

воспитывать гордость за

свою Родину.

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Космиче

ский

туризм»

Через рассматривание

иллюстраций

формировать у детей

представления об

использовании

космических кораблей в

целях туризма.

Побуждать детей к

27

обсуждению,

высказыванию

предположений;

развивать доказательную

речь

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Граттаж

«Путешес

твие к

неизведан

ным

мирам»

Продолжать осваивать

технику граттажа.

Закреплять умение

использовать

художественные средства

выразительности (линия,

композиция) для

осуществления замысла.

Развивать творческое

воображение, фантазию,

умение импровизировать.

Май

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагностик

а

Выявить представления

детей о Солнечной

системе, созвездиях,

планетах, метеоритах,

кометах, астероидах,

планете Земля, созвездиях

Малой и Большой

Медведицы, Полярной

звезде, Луне.

Чтение

художественной

литературы

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

П.

Клушанце

в «Когда

люди

узнают

про

планеты

больше»

Обогащать знания детей о

техническом

оснащении ракеты, о

работе околоземных

орбитальных станциях,

разведывательных

аппаратах

Познавательно-

исследовательская

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Диагност

ика

Выявить представления

детей о достижениях

космонавтики,

орбитальных станциях,

обсерваториях;

работе космонавтов, о их

жизни на Земле и работе в

условиях космоса; об

авиаконструкторах.

Продуктивная

«Художественно-

эстетическое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Аппликац

ия

«Возвращ

ение на

Землю»

Учить отражать тему в

определенных

взаимосвязях предметов.

Совершенствовать навык

вырезания симметричным

способом. Развивать

чувство света,

композиции; продолжать

28

учить использовать

дополнительные детали.

Воспитывать гордость за

свою Родину, уважение к

труду космонавтов.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

В

детском

саду

используются

групповые,

индивидуальные

формы

организованного обучения:

-

Индивидуальная

форма

организации

обучения

позволяет

индивидуализировать обучение.

- Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).

- Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях

по техническому конструированию).

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

-

конкурс детских построек на базе детского сада;

-

совместная проектная деятельность детей и родителей ;

-

совместная проектная деятельность детей и воспитателей.

Приемы и методы организации занятий.

I Методы организации и осуществления занятий

1. Перцептивный акцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной

литературы);

б) наглядные методы (демонстрации

мультимедийных

презентаций,

фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть

готового знания;

29

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора

вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение,

обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как

мыслительные операции.

4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством педагога;

б) методы самостоятельной учебной работы детей.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по

формированию у детей 5-7 лет основ астрономии позволяет построить отношения

взаимопонимания, выработать общий подход в формировании у детей 5-7 лет

астрономических основ в процессе ознакомления с окружающим миром.

План работы с родителями

Месяц

Форма работы

Цель работы

1

Сентябрь

Консультация

«Знакомим

детей

с

тайнами космоса»

Дать рекомендации, какие книги надо читать

для детей дошкольного возраста о космосе и

космонавтах,

как

поддерживать

интерес

ребенка к неизведанному.

2

Октябрь

Совместное

изготовление

книги

«Космические

приключения»

Формировать интерес к участию родителей в

общей совместной деятельности по созданию

книги.

3

Ноябрь

Совместное

изготовление

макета

«Солнечная система»

Пополнение и обогащение дидактического и

наглядного

материала

по

теме

«Космос».

Укрепление детско – родительских отношений,

развитие творческой фантазии.

4

Январь

Мастер

класс

Познакомить

родителей

с

различными

30

«Космические

аппараты»

технологиями

изготовления

космических

аппаратов, создать дружелюбную атмосферу в

процессе изготовления.

5

Февраль

Творческий

конкурс

«Полет в космос»

Стимулировать

творческую

активность

родителей

через

участие

в

конкурсе,

установление эмоционального контакта между

родителями и детьми.

6

Март

Обновление

информации

в

родительском уголке

1. Стихи о космосе

2. 12 апреля — День космонавтики

3. Загадки о космосе

Дать рекомендации родителям по домашнему

чтению.

7

Апрель

Участие родителей в

создании презентации

«Космонавты

нашей

страны»

Расширять

представления

о

великих

соотечественниках,

воспитывать

чувство

гордости за достижения отечественных ученых

и космонавтов.

8

Май

Открытый показ НОД

«Школа космонавтов»

Вовлекать

родителей

в

образовательный

процесс,

способствовать

установлению

партнерских отношений родителей и педагогов

в вопросах воспитания и образования детей.

31

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы

Вид детской группы: постоянного состава.

Особенности набора детей в группу: набор свободный

Режим занятий:

Общее количество часов в год – 36 часов (занятия 1 раз в неделю по 25-30

мин)

Количество часов в неделю 0,5 час

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

В работе с детьми дошкольного возраста важно активное применение

методов мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям,

познавательной активности детей):

методы эмоционального стимулирования,

творческие задания,

поощрение.

Основными методами организации учебно-познавательной деятельности

являются:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)

наглядные

(показ

видео

и

мультимедийных

материалов,

иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение) педагогом, работа по образцу)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

аудиовизуальные

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно- иллюстративный (дети воспринимают и усваивают

готовую информацию)

репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности)

32

частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом)

проблемно- поисковый

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

учащихся на занятиях:

фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)

индивидуально-фронтальный

(чередование

индивидуальных

и

фронтальных форм работы)

групповой (организация работы в группах)

индивидуальный

работа под руководством педагога

самостоятельная работа.

Формы и приемы проведения занятий по данной программе различны. К

ним можно отнести:

тематические беседы;

экскурсии;

элементарное экспериментирование;

простейшие астрономические наблюдения;

виртуальные космические «путешествия»;

творческие, дидактические и подвижные игры;

досуги, праздники и семейные тематические развлечения;

рисование и лепку моделей космических объектов;

конструирование и моделирование;

творческие и интеллектуальные игры;

создание простейших самостоятельных проектов;

конкурсы, викторины и выставки детского творчества.

Используемые педагогические технологии:

1.

Игровые технологии

2.

Проблемное обучение

33

3.

Групповые технологии

4.

Компьютерные технологии

3.2. Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования

Вид оборудования

Количество

1 Аппарат «Звездное небо» (планетарий) с куполом

1

2 Мультимедийная установка

1

3 Моноблок acer

1

6 Телескоп-рефрактор малый 30мм/30Х

1

7 Телескоп

1

Перечень дидактических материалов.

1.

Астрономия. Часть 1. Видеоэнциклопедия для народного образования.

Студия «Кварт» г. Москва

2.

Астрономия.

Часть

2.

Видеоэнциклопедия

для

народного

образования. Студия «Кварт» г. Москва

3.

Вселенная и Земля. Видеоэнциклопедия для народного образования.

Студия «Кварт» г. Москва

4.

CD- диски

Redshift 5

Антошка. Чудеса науки.

Астрономия. Кузя в космосе.

Большая детская энциклопедия.

Дракоша и занимательная история космонавтики.

Дракоша и занимательная астрономия.

Маленький астроном.

Незнайка на ЛУНЕ. Часть 1, 2.

Открытая астрономия. Полный курс астрономии для общеобразовательных

учреждений.

34

Русский космос. Малая космическая энциклопедия.

Увлекательная астрономия. Аудиоэнциклопедия.

Фанат науки. Физика.

Полеты в космос. Аудиоэнциклопедия

Детская энциклопедия звездного неба.

5.

DVD – диски

Быков В. «Космический корабль «Жюль Верн» Документальный фильм,

РКК «Энергия» и ESA

Космическая одиссея. Путешествие по галактике. BBC

Космос. Грандиозное путешествие в глубины Вселенной. BBC

Мифы и легенды древней Греции.

Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Гиганты. Луна. Диск 2. BBC

Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Другие миры. Твердая земля. Диск

1. BBC

Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Жизнь. Судьба. Диск 4. BBC

Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Звезда. Атмосфера. Диск 3. BBC

3.3. Методическое обеспечение

Для педагога:

1.

Азимов А. Занимательная астрономия. – М.:Центрполиграф,2003

2.

Ананьева Е., Смирнова С. Звездное небо. Иллюстрированный атлас

школьника. –М.:Аванта, 2004

3.

Бернхем Р. Атлас Вселенной для детей. – Ридерз Дайджест, 2001

4.

Бомонд Э. Космос в картинках. М.:Скорпион, 1994

5.

Бриант-Моул К. Невероятные приключения в космосе. Играем.

Рисуем. Познаем. – М.: Мир книги, 2005

6.

Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. Пособие для

учащихся.. –М.:Просвещение, 1989

7.

Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. –М.: Наука, 1988

35

8.

Денисов

В.П.

Страницы

советской

космонавтики.

М.:

Машиностроение,1975

9.

Детская энциклопедия. 2т.- М.: Изд-во Академии педагогических наук

РСФСР, 1959

10.

Дубкова С. Сияющие бездны космоса. Энциклопедия тайн и загадок

Вселенной. – М.Белый Город, 2004

11.

Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок

Вселенной. – М.: Белый город, 2003

12.

Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2004

13.

Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: Росмэн, 2005

14.

Жуков

С.А.

Космос

и

человек.

Сборник

научных

статей.

М.Московский космический клуб,1996

15.

Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям

и Луне. – М.: Наука, 1986

16.

Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. Ч. 1, 2 – М.: Знание, 1995

17.

Игнатова. В. Солнечная система. Волшебные очки. – М.: Эгмонт

Россия Лтд,2006

18.

Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Звезды и планеты.-

М.: Белый город, 2001

19.

Комаров В.Н. Занимательная астрономия. –Смоленск.: Русич, 1999

20.

Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. – М.: Наука, 1968

21.

Кондраков И.М. От фантазии к изобретению.-М.: Просвещение.

Владос, 1995

22.

Константинов Б.П. Населенный космос. – М.:Наука, 1972

23.

Корнелиус Д. Звездное

небо. Предания и новейшие знания о

созвездиях, звездах и планетах. – М.: 2000

24.

Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. – С. Пб.:

«Кристалл», 2001

25.

Крейг А.,Россни К. Наука. Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 1995

36

26.

Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М.:Детская литература,

1967

27.

Левитан Е.П.

В семье Солнышка танцуют все. Астрономия для

умненьких детей. – М. Белый город, 2007

28.

Левитан Е.П. Длинноволосые звезды. Астрономия для умненьких

детей. – М. Белый город, 2007

29.

Левитан Е.П. Звезды – Солнышкины сестрички. Астрономия для

умненьких детей. – М. Белый город, 2007

30.

Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. Астрономия для

умненьких детей. – М. Белый город, 2007

31.

Левитан Е.П. Краткая астрономия. – М.:Классик Стиль,2003

32.

Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких

детей. – М. Белый город, 2007

33.

Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей.

– М. Белый город, 2007

34.

Левитан Е.П. Твое солнышко. Астрономия для умненьких детей. – М.

Белый город, 2007

35.

Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. – М.: Мир, 1988

36.

Лыкова И.А. Лепим космос. – М.: Издательский дом «Карапуз»

37.

Мартиндейл Л. Как это было на самом деле. – ЗАО «Издательский

дом Ридерс дайджест»,2003

38.

Мейсон Э. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для

детей. – М.: ОНИКС, 1998

39.

Миттон Ж. И С. Астрономия. Иллюстрированный атлас. –М.: ОНИКС

21 век, 2003

40.

Найер Д. Космос. Мир в твоих руках. ГБК,1993

41.

Новиков Э.А. Планета загадок – Л.:Недра, 1987

42.

Новиков Э.А. Таинственность очевидного. –Л.:Недра,1983

37

43.

Паркер С, Оливер К.Райли П. Наука и космос. 100 вопросов и ответов.

М.:РОСМЭН, 2006

44.

Пинский А.А. Физика и астрономия: Проб.учебник для 7 класса ср.

шк. –М.:Просвещение, 1993

45.

Попова А.П. Занимательная астрономия. М.:КомКнига, 2005

46.

Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного

возраста. -М.: Скрипторий, 2005

47.

Пшеничнер

Б.Г.,Войнов

С.С.

Внеурочная

работа

по

астрономии.:Кн.для учителя –М.: Просвещение, 1989

48.

Рудаков Ю. Космос. Узнай и наклей. –М.: «РОСМЭН», 2006

49.

Саймз Р.Ф. Камни и минералы. – М.: ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ, 1996

50.

Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие. Игровая неделя

в ДОУ. – М.2006

51.

Скоролупова О.А. занятия с детьми дошкольного возраста по теме

«Покорение космоса». - М.: Скрипторий , 2006

52.

Талимонова Л. Сказки о созвездиях –М.: Машиностроение, 1993

53.

Токарева Е. Космос. Волшебные очки. – М.:Эгмонт Россия Лтд, 2003

54.

Токовинин А.А. Орбитальные оптические телескопы. – М.:Знание,

1986

55.

Транье

Ж-П.,

Даверсен

Б.

Звездными

тропами.

Популярная

астрономия. –М.: Мир книги, 2004

56.

Уиллис П. Космос. 100 тысяч как и почему. –М.: Астрель, 2002

57.

Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп. Вопросы и ответы.

Книга для учащихся. –М.: Просвещение, 1992

58.

Хауэлл Л.,Роджерс К.,Хендерсон К. Изучаем астрономию. Земля и

космос. – М.:РОСМЭН, 2002

59.

Цветков В. Космос. Полная энциклопедия – М.:ЭКСМО, 2006

60.

Циблиев В.В. С именем Гагарина. – М.: ЦПК,2005

61.

Челлонер Д. Атлас космоса. Изд-во «РАНОК»,2005

38

62.

Черкасов И.И., Шварев В.В. Грунт Луны – М.:Наука, 1975

63.

Членов А. Геология в картинках. – М.: Детская литература, 1975

64.

Шорыгина Т.А. О космосе. Педагогические беседы. – М.: Книголюб,

2005

65.

Яковлева Н.К.Звездное небо. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир

книги»,2006

Для родителей:

1.Шорыгина Т.А. О космосе. Педагогические беседы. – М.: Книголюб, 2005

2.Скоролупова О.А. занятия с детьми дошкольного возраста по теме

«Покорение космоса». - М.: Скрипторий , 2006

3.Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста.

-М.: Скрипторий, 2005

Для детей:

1.

Ананьева Е., Смирнова С. Звездное небо. Иллюстрированный атлас

школьника. –М.:Аванта, 2004

2.

Бернхем Р. Атлас Вселенной для детей. – Ридерз Дайджест, 2001

3.

Бомонд Э. Космос в картинках. М.:Скорпион, 1994

4.

Бриант-Моул К. Невероятные приключения в космосе. Играем.

Рисуем. Познаем. – М.: Мир книги, 2005

5.

Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. Пособие для

учащихся.. –М.:Просвещение, 1989

6.

Детская энциклопедия. 2т.- М.: Изд-во Академии педагогических наук

РСФСР, 1959

7.

Дубкова С. Сияющие бездны космоса. Энциклопедия тайн и загадок

Вселенной. – М.Белый Город, 2004

8.

Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок

Вселенной. – М.: Белый город, 2003

9.

Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2004

10.

Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: Росмэн, 2005

39

11.

Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. Ч. 1, 2 – М.: Знание, 1995

12.

Игнатова. В. Солнечная система. Волшебные очки. – М.: Эгмонт

Россия Лтд,2006

13.

Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Звезды и планеты.-

М.: Белый город, 2001

14.

Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. – М.: Наука, 1968

15.

Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. – С. Пб.:

«Кристалл», 2001

16.

Крейг А.,Россни К. Наука. Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 1995

17.

Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М.:Детская литература,

1967

18.

Левитан Е.П.

В семье Солнышка танцуют все. Астрономия для

умненьких детей. – М. Белый город, 2007

19.

Левитан Е.П. Длинноволосые звезды. Астрономия для умненьких

детей. – М. Белый город, 2007

20.

Левитан Е.П. Звезды – Солнышкины сестрички. Астрономия для

умненьких детей. – М. Белый город, 2007

21.

Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. Астрономия для

умненьких детей. – М. Белый город, 2007

22.

Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких

детей. – М. Белый город, 2007

23.

Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей.

– М. Белый город, 2007

24.

Левитан Е.П. Твое солнышко. Астрономия для умненьких детей. – М.

Белый город, 2007

25.

Лыкова И.А. Лепим космос. – М.: Издательский дом «Карапуз»

26.

Мейсон Э. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для

детей. – М.: ОНИКС, 1998

40

27.

Миттон Ж. И С. Астрономия. Иллюстрированный атлас. –М.: ОНИКС

21 век, 2003

28.

Найер Д. Космос. Мир в твоих руках. ГБК,1993

29.

Новиков Э.А. Планета загадок – Л.:Недра, 1987

30.

Новиков Э.А. Таинственность очевидного. –Л.:Недра,1983

31.

Паркер С, Оливер К.Райли П. Наука и космос. 100 вопросов и ответов.

М.:РОСМЭН, 2006

М.:Просвещение, 1993

32.

Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного

возраста. -М.: Скрипторий, 2005

33.

Рудаков Ю. Космос. Узнай и наклей. –М.: «РОСМЭН», 2006

34.

Саймз Р.Ф. Камни и минералы. – М.: ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ, 1996

35.

Талимонова Л. Сказки о созвездиях –М.: Машиностроение, 1993

36.

Токарева Е. Космос. Волшебные очки. – М.:Эгмонт Россия Лтд, 2003

37.

Уиллис П. Космос. 100 тысяч как и почему. –М.: Астрель, 2002

38.

Хауэлл Л.,Роджерс К.,Хендерсон К. Изучаем астрономию. Земля и

космос. – М:РОСМЭН, 2002

39.

Цветков В. Космос. Полная энциклопедия – М.:ЭКСМО, 2006

40.

Челлонер Д. Атлас космоса. Изд-во «РАНОК»,2005

41.

Членов А. Геология в картинках. – М.: Детская литература, 1975

42.

Яковлева Н.К.Звездное небо. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир

книги», 2006

41

42