Напоминание

"Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника"

Автор: Суслова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка" пгт.Юрья
Населённый пункт: Кировская область, пгт.Юрья
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка» пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Выступление из опыта работы

«Правила дорожного движения

- основа безопасности дошкольника»

Подготовил воспитатель:

Суслова Юлия Александровна

Юрья 2025

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

В

дошкольном

возрасте

закладывается

фундамент

жизненных

ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду,

прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста

необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в

транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать

участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же,

школа и другие образовательные учреждения.

В настоящее время. На улицах городов, сел, населённых пунктов очень

много автотранспортных средств. С каждым годом их становится всё больше

и больше. Остро стоит проблема безопасности дорожного движения и

снижения детского травматизма на дорогах.По официальным данным

Госавтоинспекции за 9 месяцев 2024 года, на дорогах Кировской области

погибли пять детей в возрасте до 16 лет. Среди них оказались два

велосипедиста, скутерист, пешеход и пассажир (за этот период 210 детей

пострадало в ДТП).

Сегодня мы хотим поделиться опытом работы по формированию у де-

тей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге и пред-

ставить некоторые формы, которые используем в своей работе.

Главной целью является: Формирование у детей дошкольного возраста

навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с пра-

вилами дорожного движения.

Достижение цели осуществляется через решение ряда задач:

1.

Формировать представления о Правилах безопасности дорожного

движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2.

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожно-

го движения.

3.

Учить детей применять полученную информацию в практической

деятельности.

4.

Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

5.

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движе-

ния и безопасного образа жизни среди родителей.

Для реализации поставленной цели и задач мы обращаем особое вни-

мание на организацию предметно-пространственной развивающей об-

разовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФОП:

насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-

ролевых игр, пособий;

трансформируемость – например, игровой центр по ПДД перестраива-

ется в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

полифункциональность - при использовании данных пособий закреп-

ляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных перехо-

дов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие,

вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге

в разное время года, идет сравнение,

доступность,

безопасность.

В группе организованы уголок по правилам дорожного движения. Уго-

лок оснащен макетами, атрибутами для сюжетно – ролевых игр, методиче-

скими пособиями, подобрана художественная литература по теме, имеется

дидактический стол с дорожной разметкой, для игр с машинками Дети с удо-

вольствием играют, моделируют на макетах различные ситуации.

Решение поставленных задач осуществляется в двух направлениях:

- работа с детьми

- взаимодействие с родителями

Важным компонентом в нашей работы является обучение детей прави-

лам дорожного движения, так как, чем раньше дети усвоят доступные прави-

ла дорожного движения, навыки культуры поведения на улицах и дорогах,

тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Чтобы эти правила – стали не просто суммой усвоенных знаний, а

стилем жизни, адекватным поведением в различных ситуациях, в том числе

на дорогах, ежегодно нами составляется перспективный план по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах

входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того,

чтобы

полученные

«теоретические»

знания

ребёнок

пропускал

через

продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной

жизни за пределами детского сада.

В своей работе мы использовали достаточно разнообразный арсенал

форм, методов и средств:

В рамках образовательной деятельности, через беседы и рассказы

воспитателя дети знакомятся с правилами безопасного поведения на улице и

упражняются в выполнении этих правил. С детьми проводятся беседы на

темы «Правила пешехода», «Примерные пассажиры», «Где можно играть на

улице», в ходе которых с детьми обсуждались правила, которые должны

соблюдать и взрослые и дети, чтоб не попасть в беду» и др. Также

сотрудники Госавтоинспекции проводят беседы с детьми.

Обучая

дошкольников

ПДД,

мы

активно

используем

средства

художественной литературы.

Произведения художественной литературы образно объясняют

поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-

транспортными происшествиями, тем самым расширяя жизненный опыт

ребёнка. Поступки героев в произведениях художественной литературы

заставляют ребёнка волноваться, сопереживать или осуждать их

неправильные действия, побуждают делать правильные для себя

выводы.Например, в сказке Корнея Чуковского «Айболит» герой знакомит

детей с тем, что будет, если не соблюдать правила безопасности на дороге:

«Зайчик играл на дорожке, и ему перерезало ножки». Очень важно объяснить

детям этим примером, что нельзя играть на дороге, ведь как в сказке нам

ножки никто не пришьет.

Прочитывая фрагмент из сказки «По щучьему веленью» эффективно

привлечь вниманье ребёнка на том, что хоть Емеля и выехал из избы на

неизведанном автотранспорте, а правила соблюдать должен был, не забыть

пристегнуться и ехать только по проезжей части, а нигде вздумается, так и до

аварии не далеко. Так же ведет себя и Бабка Яга – летает, где пожелает и

приземляется по своему усмотрению, а делать это опасно.

Золотой сокровищницей, классикой стали называть такие детские

художественные произведения как «Дядя Стёпа — милиционер», «Моя

улица» С. Михалкова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя», «Самый

лучший переход» Я. Пишумова, «Азбука безопасности» И. Лешкевича;

«Улица» Я. Акима; «Машина на нашей улице» М. Ильина, «Знакомьтесь —

автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова,

«Красный, жёлтый, зелёный» А.Дорохова; «Автомобиль» Н.Носова, «Для

чего нам нужен светофор» О. Тарутина, «Азбука безопасности» О.Бедари и

много других.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил

дорожного движения, проводятся экскурсии и прогулки к перекрестку, к

автобусной остановке, по улицам поселка для наблюдения за транспортом,

действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из

автобуса. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают

их.

Знания, приобретенные детьми во время экскурсий и прогулок по

улицам поселка затем уточняются, дополняются во время разнообразных

игр.Игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки

и закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

В своей практике для ознакомления дошкольников с правилами

дорожного движения активно используем настольно –печатные и

дидактические игры, которые помогают знакомить детей с правилами

дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на

дороге.Используем такие дидактические игры как «Светофор», «Собери

знак», «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Поступи

правильно», которые помогают лучше усвоить правила дорожного

движения.

Очень важным моментом в обучении дошкольников основам

безопасного поведения на дорогах является развитие пространственного

представления и представления о скорости движения. Этому способствует

подвижные игры. В процессе подвижных игр формируются двигательные

умения и навыки, Закрепляются и совершенствуются навыки и умения

действовать в сложных ситуациях. Подвижная игра приучает

дошкольника искать и находить выходы из них.

Большую роль в формировании основ ПДД играет сюжетно-ролевая

игра

Ролевая игра всегда носит эмоциональный характер, что способствует

более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При

распределении ролей(водителя, пешехода, пассажира) у учащихся

развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным

правилам, связанным с ролью. Наши воспитанники с большим

удовольствием играют в такие игры как: «Путешествие на автобусе»,

«Водители», «На станции технического обслуживания», «Автозаправка».

Как было сказано, приобщение дошкольников к безопасному

поведению на дороге должно быть комплексным и охватывать все сферы

деятельности дошкольника. Поэтому мы не забываем о продуктивных

видах деятельности, которые играют важную роль в данном процессе.

Казалось бы, какое отношение к ПДД имеют изодеятельность,

конструировние, оригами, аппликация? Тем не менее, выполненные в этой

тематике композиции, плакаты, рисунки всегда вызывают большой интерес у

детей, позволяя закрепить знания, полученные ранее в ходе других видов

образовательной деятельности.

А так же помогают перенести полученные представления на свой

поселок, улицу, двор. Например, дети, рисуя улицу, на которой они живут,

дорогу от дома до детского сада, изображают дорожные знаки, которые они

встречают по пути и запоминают их. При изучении различных видов

транспорта закреплению полученных знаний будет способствовать

изготовление машинок в ходе конструирования автомобилей из бумаги.

Также продуктивная деятельность помогает обогатить словарный

запас и повысить уровень пространственной ориентировки.

Ещё

одна

роль

продуктивной

деятельности

—привлечение

дошкольников к изготовлению дидактических игр, макетов и атрибутов

для оснащения уголков безопасности в группах. В ходе такой деятельности

дети не только закрепят навыки работы в различных изобразительных

техниках, но и расширят свои представления о дорожных знаках и правилах

безопасного поведения на дорогах.

Большое внимание уделяем проведению образовательных событий,

тематических досугов и развлечений.В ходе, которых в непосредственной

веселой, занимательной форме дети закрепляют знания, умения и навыки,

приобретённые детьми на занятиях.

Используются образовательные события: «День обучения безопасного

поведения», «День рождение пешеходного перехода», «День Светофора».

В рамках проведения Всероссийской недели безопасности дорожного

движения с 16 по 20 сентября 2024 года прошла Неделя безопасности

«Правила дорожные детям знать положено», проведено веселое развлечение

«Ну, заяц…ПДД!».

Успешной работе по обучению детей безопасному поведению на

дороге способствует взаимодействие с родителями, т.к мы считаем, что

важная роль в формировании у дошкольников системы знаний о правилах

дорожного движения принадлежит семье

Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и

безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.

В родительском уголке группы размещен уголок безопасности, где

помещены схемы безопасных маршрутов к детскому саду, а также памятки и

листовки для родителей по возрастам детей и рекомендации.

Также для родителей в уголке «Под семейным зонтиком» была

оформлена выставка книг и игр по теме ПДД.

В ходе родительских собраний проводим встречи с сотрудниками

Госавтоинспекции, которые дают практические советы по профилактике

дорожного травматизма среди детей. Напоминают, что личный пример

родителей в обучении детей правилам дорожного движения — самое

главное.

Воспитателями постоянно освещается работа по пропаганде ношения

светоотражающих элементов и использованию детских удерживающих

устройств.

Стараемся привлекать родителей к участию в акциях «Внимание

дети!», «Засветись», и конкурсах «Зеленый огонек». Ежегодно родители

принимают участие в разработке безопасного маршрута «Дом — детский

сад», на котором они вместе с детьми схематично изображают свой путь от

дома до детского сада, отмечают опасные участки дороги, знаки, разметку.

Родители, сопровождая детей в детский сад и обратно, следят, правильно ли

он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны

в плане. Одновременно они вырабатывают у ребенка привычку выходить из

дома заблаговременно, не спешить, переходить улицу только шагом,

тщательно осматривать дорогу перед переходом, даже если она пуста.

Мы считаем проводимая нами систематическая работа с детьми и

родителями по обучению правилам дорожного движения, использование

эффективных, современных методов и приёмов, дают положительные

результаты.