"Реализация технологии деятельностного подхода в процессе обучения математике учащихся 5 -6 классов как эффективное условие повышения качества образования и формирования социально – адаптированной личности"

Автор: Большакова Елена Алевтиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ СМР " Двиницкая ООШ"
Населённый пункт: д.Чекшино Сокольский район Вологодская область
Наименование материала: Индивидуальный творческий проект
Тема: "Реализация технологии деятельностного подхода в процессе обучения математике учащихся 5 -6 классов как эффективное условие повышения качества образования и формирования социально – адаптированной личности"
Дата публикации: 20.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


БОУ СМР « Двиницкая основная общеобразовательная

школа»

Сокольский район Вологодская область

Большакова Елена Алевтиновна



учитель математики

Реализация технологии деятельностного

подхода в процессе обучения математике

учащихся 5 -6 классов как эффективное

условие повышения качества образования и

формирования социально – адаптированной

личности.



Введение.

Концепция модернизации российского образования рассматривает современный образовательный процесс как ориентированный на развитие умственных способностей и самостоятельность учащихся. Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний , но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной и творческой деятельности, личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. В настоящее время наблюдается активизация научно - исследовательской и инновационной деятельности в области образования с целью его реформирования. Это обусловлено тем , что в сферу интересов личности в данное время входит умение адаптироваться к новым условиям жизни : критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею. Таким образом , модернизированная школа должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. В то же время в массовой школе всё ещё преобладает традиционная модель и классическая образовательная парадигма, ориентированная на усвоение ЗУН в каждой области знаний с её неизменным атрибутом - классно- урочной технологией обучения и ориентацией на деятельность учителя. Такое положение сохраняет противоречия : между ценностными ориентациями в семье и школе, между декларируемыми целями образования и реальными результатами , между необходимостью дифференцации образования и единообразием технологии обучения,
между преобладающими в школе фронтальными формами обучения, объяснительно- иллюстративным характером преподавания и личнодеятельностным характером учения и усвоения знаний. Для организации педагогического процесса, отвечающего новой парадигме образования, недостаточно переосмысления и преобразования отдельных её звеньев; необходимо совершенствование всей методической системы обучения в целом. Большинство технологий не ставят в явной цели научить учащихся учиться, сохраняя основной недостаток традиционной методики обучения. Отсутствие в методической системе обучения направленности на формирование приёмов учебной деятельности учащихся приводит к неготовности к обучению, отсутствию самостоятельности, организационной беспомощности учащихся в учебной деятельности. В то же время деятельностный подход к обучению означает, что содержанием образования являются не только специальные знания и умения, но и различные виды деятельности. Более того, наиболее рациональные способы усвоения знаний следует в первую очередь проектировать в качестве содержания учебного предмета. Анализ и оценка фактов, современных тенденций реформирования математического образования привели к основной идее проектирования технологии обучения на основе деятельностного подхода, т.е. включения во все компоненты методической системы обучения математики такого элемента, как формирование приёмов учебной деятельности. Согласно Л.С.Выгодскому, развитие подростков в обучении основано на языке действий « встроенных» в ту или иную культуру, следовательно в учебном процессе основным « рабочим полем» является поле деятельности ученика- различные взаимодействующие виды самостоятельной учебной деятельности ученика. Отсюда следует, что необходимым условием совершенствования методической системы обучения в рамках гуманизации является деятельностный подход ( « от ученика») во всех её компонентах , проектирование учителем идеальной траектории
деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, методов овладения учащимися самостоятельной учебной деятельностью и процессами саморазвития на язык действий учащихся. Суть технологии обучения на основе деятельностного подхода в совмещении поля деятельности учителя с полем учебной деятельности учащихся так, чтобы каждый её элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвития ученика в учебной деятельности. Развить у учащихся умение учиться в процессе репродуктивного обучения , основанного на усвоении готовой информации, практически невозможно .Наше внимание было обращено к поиску способов обучения, побуждающих школьников к самостоятельному разрешению проблем, в результате которого происходит как освоение субъективно новых знаний, так и овладение способами продуктивной мыслительной деятельности. Мы считаем, что степень самостоятельности учащихся должна быть высокой, т.к. появляется необходимость активного участия школьников в выявлении и формулировании проблем, выборе метода решения проблемной ситуации, выдвижении гипотез и их проверке, рефлексии деятельности. Мы видим противоречия между необходимостью формирования у учащихся знаний раскрытия и развития индивидуальных познавательных процессов и интересов, развития творческих способностей, овладения умениями и навыками самостоятельной деятельности, с одной стороны, и направленностью массовой школы на усвоение готовых знаний – с другой. На наш взгляд, одним из путей преодоления данного противоречия и выступает применение технологии деятельностного подхода.
Целью проекта является
описание опыта по реализации технологии деятельностного подхода в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов
Задачами ИТП являются :

1) обобщение личного педагогического опыта использования технологии в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов; 2) анализ результатов обучения и развития качеств социально - адаптированной личности.
1. Теоретические основы деятельностного подхода к

обучению
.
1.1. Сущность технологического подхода к обучен
ию.
Ребёнок воспитывается разными

случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать

направление этим случайностям.

В.Ф.Одоевский.
Поиски ответов не только на вопросы « чему учить», « зачем учить», « как учить» , но и на вопрос « как учить результативно привели учёных и практиков к попытке « технологизировать» учебный процесс, т.е. « превратить обучение в своего рода производственно - технологический процесс с гарантированным результатом . В связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.[ 6, с 27 ] Педагогическая технология есть способ системной организации совместной деятельности учителя и учащихся, продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Существует множество определений сущности педагогических технологий - Технология – это совокупность приёмов, применяемым в каком – нибудь деле ( « Толковый словарь русского языка»). - Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния ( В.М.Шепель).
- Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса ( Б.Т.Лихачёв) Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Анализ теоретических подходов к понятию технологии обучения с позиции деятельностного подхода позволяет выразить их общие характерные признаки : - психологической основой является деятельностный подход к обучению (виды деятельности учителя и учащихся направлены на осуществление процессов полного цикла учебно – познавательной деятельности, последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей); - технология обучения направлена на развитие личности в учебном процессе, поэтому осуществляется разноуровневое и личностно - ориентированное обучение; - проектирование технологии начинается с диагностического целеполагания – цели формулируются в действиях ученика или эталонах этих действий, которые можно надёжно опознать и диагностировать; - технология проектирует наиболее оптимальную организацию учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся, акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся , меняется режим обучения ; используются различные виды учебного общения, сочетание фронтальной, групповой , коллективной и индивидуальной форм учебной деятельности; - контроль усвоения знаний и способов деятельности осуществляется в трёх видах : входной (об информации об уровне готовности учащихся к
работе и при необходимости коррекции этого уровня) ; текущий или промежуточный ( как правило по цепочке – контроль, взаимоконтроль , самоконтроль после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения и развития, после которого следует зачёт или коррекция); итоговый ( для оценки уровня усвоения). Можно заметить, что все особенности данной технологии рассчитаны на умение учащихся учиться самостоятельно. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение : усвоение содержания обучения и развития ученика происходит не путём передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности.[ 6, с 8 ]. С точки зрения деятельностного подхода к обучению учащихся надо вооружать системой общих и специфических приёмов деятельности - как умственной , так и практической. В исследованиях проблемы «учить школьников учиться» выделяется проблема формирования общеучебных умений и навыков, носящих универсальный характер. Владение совокупностью основных общеучебных умение и навыков называют умением учиться. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности. Современные педагогические исследования свидетельствуют, что при обучении приёмам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться. Таким образом деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения реализующим современные образовательные цели. Он даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой
установкой на активизацию как внешних, так и внутренниж факторов, определяющих развитие
1.2 .Психолого – педагогические аспекты деятельностного подхода.
Деятельностный подход, заложенный трудами Л.С.Выгодского и С.Л.Рубенштейна и разработанный А.Н.Леонтьевым и его последователями, является фундаментом отечественной психологии. Механизмы превращения внешних действий во внутренние умственные процессы были поставлены в центр психологических исследований научной школы Гальперина. Разработка деятельностного подхода привела к пересмотру традиционной для педагогики активности учащегося в усвоение знаний.Теория учебной деятельности разработана психологами В.В.Давыдовым, А.К.Марковой, Е.И.Машбицем, Н.ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным и др. Методическую интерпретацию эта теория получила в исследованиях В.В.Далингера, О.Б.Епишевой, В.И.Крупича. Г.И.Саранцева, С.Е Церёвой и др. В работах О.Б.Епишевой рассматриваются методики формирования общих и специальных приёмов учебной деятельности учащихся. В.И.Крупичем достаточно полно рассмотрены вопросы обучения учащихся математике на основе системно – деятельностного подхола. О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали Д.Б.:Зльконин, В.В. Давыдов и др. Ещё Белинский писал : « Надо учить не содержанию науки , а деятельности по её освоению». Таким образом , исторический опыт развития психологии и педагогики показывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка. Деятельностный подход ориентируется на возрастные периоды развития школьника как на периоды наиболее « чувствительные» к освоению способов общения и деятельности. данный подход учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности.
В подростковом возрасте « взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса» [ 12, с.356 ]Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Особенно остро стоит проблема формирования приёмов учебной деятельности в период перехода в основную школу, когда начинается реорганизация всех видов деятельности » [ 6, с.158 ] Подросток готов к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. он легче осваивает способы действий когда учитель лишь помогает ему» [ 12, с.358].. Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определённое положение в классе, добиться признания сверстников. [ 8, с.33].. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Это период активного формирования мировоззрения человека - системы вглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом [ 8, с.36].. Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением общеизвестная склонность подростка к рассуждениям. Это эпоха — эпоха рассуждающего мышления. Подростковый возраст -возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция — мышление — начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростков . Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной
степени, — значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. Порой мышление проявляется с такой избыточной энергией, что производит впечатление как бы игры: спорят ради спора, рассуждают, чтобы рассуждать, и думают над проблемами с виду эксцентричными. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по содержанию и приёмам мышления, как в средних классах школы. В переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях.
1.3 Сущность деятельностного подхода в педагогике.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно– воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно–деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно, что в целях постижения его сущности выделяются два основных компонента – личностный и деятельностный.
Деятельностный подход в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития. Суть обучения с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность учащихся и учителя, в реализации вместе выработанных целей и задач. Деятельностный подход ориентируется на сензитивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания. Деятельностный подход учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности. Деятельностный подход реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебного процесса преимущественно в субъект. В возрастании субъектных свойств ребенка видит суть современной
педагогической деятельности Е.В.Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры.
1.3.1Основные понятия д еятельностного подхода.
Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности». Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Всякая деятельность характеризуется определённой структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления [10,с.304] Потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет деятельность — ее определяет то, на что она направлена, т.е. ее предмет. Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем». Другими словами, деятельность определяет то, на что направлена вызвавшая ее потребность, т.е. ее предмет. Предметность деятельности ответственно является одной из основных ее характеристик. Специфика деятельностного подхода в обучении заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи учащемуся в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Этим фактом и
обусловлена насыщенность понятийного аппарата субъектной проблематикой. Какую же реальность представляет собой «субъект» в психологии и педагогике? Это понятие рассматривается в двух значениях: 1)как субъект деятельности, способный её освоить и творчески преобразовать;2)как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни. Жизненный смысл ориентации педагогики на формирование субъектности ребенка состоит в следующем. Человек должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. Из убеждения в его истинности, ценности, значимости для него, общества, для близких. .В контексте деятельностного подхода понимается только активность самоопределяющейся личности, то есть субъект.Понятие « личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно [19 , с 64] .Формирование выступает, как результат развития личности и обозначает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств .Формировать- значит, придавать форму чему- нибудь, устойчивость, законченность, определённый тип[ 17, 1103] Только так деятельность может рассматриваться в качестве фактора обучения Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию, умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. Понятие «содержание образования» включает в себя совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности , также оно связано с категорией качества. Это обусловлено тем актом, что обучение отличается от других
педагогических процессов своей ориентацией не на количественные, а на качественные преобразования. Ребенок приобщается не сколько к знанию, но главным образом к смыслу деятельности, событий, своей жизни, что составляет сущность нового качества человека.
1.3.2.Развитие математических способностей учащихся через

деятельностный подход.
Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики, вычислительной техники. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла
1.4 Деятельностный подход как основа организации образовательного

процесса
При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика. Основываясь на определении учебной деятельности Д.Б.Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами
многолетних исследований (И. С. Якиманская, А. К. Маркова, Л. Б. Орлов и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально- психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д
2. Реализация технологии деятельностного подхода в

процессе обучения математике в 5-6 классах

2.1.Актуальность использования технологии деятельностного подхода

в процессе обучения математике.
Образовательный стандарт образования по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач , возникающих вокруг его в окружающем мире ( сформирована учебная компетенция ,. умеет осуществлять поиск, отбор,. анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные навыки ( сформированы исследовательская и личностно- адаптивная компетентности). Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения содержания образования, при этом необходимо использовать такие методы формирования и развития мотивации к изучению математики, как эмоциональные – учебно – познавательная игра, создание ярких наглядных образных представлений ; познавательные – выполнение творческих заданий ; социальные - создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества. Всё это становится возможным благодаря обучению математике на основе деятельностного подхода. Отличие уроков с применением данной технологии от традиционных уроков математики в том , что знания о математических объектах, понятиях и их свойствах ученик получает в результате собственной активной учебно - познавательной деятельности. На этих
уроках не только формируется умение решать математические задачи, но и осуществляется обучение способам деятельности. Использование данной технологии позволяет каждого ученика включить в активную учебно - познавательную деятельность. Таким образом, возникают противоречия: - между объёмом предметных образовательных задач и требованиями развивающего характера к подготовке выпускников школы; - между необходимостью повышения уровня образования для адаптации выпускников в современном мире и низким уровнем познавательной активности у большинства современных выпускников; - между доминированием процесса преподавания над процессом учения и необходимостью развития у учащихся познавательных, коммуникативных, организационных , управленческих способностей. Стремление разрешить отмеченные выше противоречия обусловило для нас проблему, как научить школьников самостоятельно и творчески учиться,. т.е включить их в специально организованную деятельность, сделать « хозяевами» этой деятельности. Изучив ряд технологий, мы остановились на технологии деятельностного подхода. На наш взгляд, именно она позволит повысить эффективность процесса усвоения математических знаний и создать учебные ситуации, когда усваивается максимум ( от 50% до 80% ) информации. Технологию деятельностного подхода я изучила в авторской версии Л.Г.Петерсон и по книге О.Б.Епишевой « Технология обучения математике на основе деятельностного подхода». Свой первый урок с использованием данной технологии я провела в 2006 году после прохождения курсовой подготовки в Вологодском институте повышения квалификации работников образования. Трудно переоценить влияние, которое они оказали на мою дальнейшую педагогическую деятельность .Высокой оценкой были слова моей ученицы « Вы учите делать нас
математические открытия- для себя!».Сегодня деятельностный подход в обучении математике прочно вошёл в мою педагогическую деятельность.
Основной целью педагогической деятельности
считаю повышение качества образования через включение каждого ученика в активную учебно – познавательную деятельность и развитие у учащихся качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе. Для достижения цели решаю следующие
задачи:
- создание на уроке условий для формирования у учащихся приёмов учебной деятельности; - включённость каждого ученика в активную учебно - познавательную деятельность как на уроке, так и вне урока ; - развитие способности и умений самостоятельной познавательной деятельности ; - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности ; - подготовка к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности ; - формирование опыта разнообразных видов деятельности( индивидуальной, коллективной ; - развитие таких качеств личности, как инициативность, предприимчивость, коммуникабельность.
2.2 Теоретические основы технологии обучения математике на

основе деятельностного подхода.
Образование как система передачи молодому поколению накопленных культурных ценностей общества существует с момента появления школы как социального Однако перемены, произошедшие в России за последние десять лет определили новый социальный заказ на деятельность системы образования. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение
адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования, а вместе с ними и всей системы организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось всей суммы знаний, которое выработало человечество”, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Вместе с тем, единодушное понимание необходимости модернизации традиционной школы, с одной стороны, и разнообразие подходов к методам и средствам реформирования, с другой, привело к разрыву образовательного пространства и отсутствию у педагогов-практиков согласованных в науке технологичых инструментов организации своей деятельности, начиная с подготовки и проведения уроков, и заканчивая оценкой эффективности своей деятельности с точки зрения реализации новых целей образования. Мы предлагаем: в универсуме деятельности выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности. Нами практически апробирована технология развивающего обучения, в которой: 1) осуществлен синтез идей ведущих отечествен ных педагогов и психологов о способах включения ребёнка в учебно-познавательную деятельность; 2) обеспечена преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет перейти к её реализации в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путём
2.2 Использование в личной педагогической практике технологии

деятельностного подхода.


Простейшие математические знания могут

применяться

умело и с пользой лишь в том случае , если они

усвоены творчески, так, что учащийся видит сам , как

можно было бы прийти к ним самостоятельно.

А.Н.Колмогоров.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развития ученика происходит в процессе его собственной деятельности. На первый план выходит личность ученика, способность его к « самоопределению», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу своей деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя на ней самому. Точно также способности учащихся формируются не через пассивное усвоение новых знаний, а в результате активной учебно- познавательной деятельности. Авторы технологии полагают, что реализация её в практике обучения помогает развивать личность активную, творческую, социально- адаптированную, формирует у человека веру в себя, свои способности, и в то же время, ответственность за свой выбор. Ориентируясь на формирование деятельностных способностей, новая технология должна обеспечить каждому учащемуся системный тренинг всех видов деятельности [13, с 104] В основе технологии лежат принципы: деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Анализ показывает, что перечисленные выше принципы являются достаточными для организации процесса обучения в новой парадигме образования.
Деятельностный метод включает в себя все виды деятельности: самоопределение, нормореализацию, нормотворчество и рефлексию, значит обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей во всей полноте. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в 4 группы: - уроки открытия нового знания - уроки рефлексии - уроки общеметодологической направленности - уроки развивающего контроля Рассмотрим особенности каждого этапа технологии в процессе изучения математики в 5-6 классах на уроке введения нового знания. 1 этап – мотивация к учебной деятельности ( самоопределение). Цель: мотивирование ( самоопределение) к учебной деятельности. Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (« надо»); 2) устанавливаются тематические рамки ( « могу»); 3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности в учебную деятельность ( « хочу»), Любой процесс познания начинается с импульса , дающего толчок к работе всех сфер человека в логико- эмоциональном единстве. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом необходима мотивация, побуждающая ученика вступлению в деятельность. Я использую следующие приёмы: - в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю друг другу пожелать удачи (словесно или хлопками в ладони с соседом по парте);
- предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке, выслушиваю высказывания детей; - начинаю урок с девиза, с эпиграфа («С малой удачи начинается большой успех»); - выполняем самопроверку домашнего задания по образцу . Второй этап- актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Организация этапа: 1) Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действия. 2) Тренировка соответственных мыслительных операций. 3) Создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Для этого этапа использую следующие приёмы: - фронтальное повторение («пересечение тем»- ученики придумывают свои вопросы по изученному материалу, связывая с любой ранее изученной темой; «повторяем с контролем»- ученики составляют серию контрольных вопросов к изучаемому материалу. - блиц- опросы с использованием сигнальных карточек. - опрос по цепочке. - программируемый опрос (ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных). - показательный ответ (один ученик отвечает у доски, остальные слушают). - идеальный опрос (ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообает об этом учителю). - терминологический диктант. - устный счёт.
- математический диктант В конце этапа задаю проблемный вопрос, который таит в себе эмоциональное начало, которое помогает разбудить ассоциативное, образное мышление, вызвать интерес, чувство недоумения , но не оставить никого равнодушным. Или предлагаю задание , которое требует открытия( усвоения) новых знаний о способе или условиях выполнения. 3 этап – постановка проблемы. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса на который предстоит ответить или в виде темы урока. Учащиеся восстанавливают выполненные операции и фиксируют место, где возникло затруднение; соотносят свои действия с использованным способом действий ( алгоритмом,. понятием), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения и те способности, которых не достаёт для решения исходной задачи. Основные методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. 4 этап – «Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения). Цель : построить проект выхода из затруднения. Организация этапа: На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: 1) ставят цель ( целью всегда является устранение возникшего затруднения); 2) согласовывают тему урока; 3) выбирают способ ( дополнение или уточнение); 4) строят план достижения цели; 5) определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом – это диалог учителя
с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельностного метода. Способы: диалог, парная или групповая работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог, подводящий без проблемы диалог. 5 этап – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учащимися нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия ( что делаю и почему, что идёт за чем, что должно получиться) На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь , но озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании. Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных имногократносити проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся. Способы: фронтальная работа, работа в парах. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. 6 этап – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Каждый ученик проверяет на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях. В ходе данного этапа предлагается небольшой объём самостоятельной работы( выполняется письменно ) , за ней следует рефлексия усвоения
нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы ( особое внимание уделяю психологической комфортности ). Методы: самоконтроль, самооценка 7 этап – Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: выявить границы применяемости нового знания, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее. 8 этап – Рефлексия учебной деятельности на уроке.( итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Учащиеся фиксируют новое содержание, изученное на уроке. Проводится рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. Учащиеся оценивают собственную деятельность и деятельность всего класса на уроке; фиксируют неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности Принцип творчества определяет характер закрепления нового материала в домашних заданиях. Не репродуктивная, а продуктивная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому возможно чаще на дом следует предлагать задания , в которых следует соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. Только в этом случае знание становится мышлением, обретает последовательность и динамику. На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит
виток в процессе познания, обучения, действия ( познание – открытие нового содержания, обучение – его освоение, действие – саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы ).Закрепление материала не должно носить только лишь воспроизводящий характер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей: углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей. Поэтому деятельностный метод , как правило не предусматривает уроков « чистого закрепления» .Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем. Такой подход позволяет каждому ребёнку продвигаться вперёд своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы « не спеша» усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают « пищу для ума», что делает уроки привлекательными для всех детей и сильных, и слабых. Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса ( готовность по верхней планке знаний. контроль по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке необходимой для дальнейшего продвижения. Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно происходит – от уверенности учеников в свои силы, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.
В ходе реализации деятельностного метода формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на коллективный диалог, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и простраивает для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса. Новые цели образования требуют поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимального усвоения. Вся совокупность информации подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисных конфликтных ситуаций, которым относятся и ситуации поиска знаний. Ученик в школе учится решать не только математические задачи, но через них и жизненные задачи. Наиболее оптимальными формами обучения, позволяющими реализовать деятельностный подход являются: коллективный диалог, групповой метод, эвристический ( поисковый ) метод. Коллективный диалог – основной инструмент организации учебно – познавательной деятельности учащихся. Именно через коллективный диалог осуществляется обмен информацией, общение « учитель – ученик», « ученик – ученик», при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личной адаптации. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эту возможность предоставляет учащимся используемая учителем на уроке групповая работа Описанная технология обучения может применяться при изучении любой темы. Главным отличием деятельностного метода от традиционного « наглядного» является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:
- целеполагание и мотивацию; - учебные действия детей; - действия самоконтроля и самооценки. Деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов ( деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества). С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи, как уже говорилось, обеспечивает мотивацию понятия. « Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа зтого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этого этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговоривают « про себя» ( внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется( умственное действие). Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единой установкой на актуализацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
При использовании этого метода адаптируются в практической деятельности учителя результаты психолого - педагогических исследований, доказавших свою эффективность в развитии мышления и личности ребёнка ( Л.В.Занков, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и др.).
2.3 Анализ результативности обучения математике на основе

деятельностного подхода.
Изучение математики на деятельностной основе даёт возможность: - добиваться высоких и устойчивых результатов; все ученики успешно усваивают программный материал; 55 % учащихся учатся на «4» и «»5»; -позволяет повысить качество подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации; - подавляющее число учеников подтверждают итоговые оценки при итоговой аттестации; -оценки абсолютного большинства учащихся на вступительных экзаменах в учебные заведения соответствовали итоговым оценкам в школе; -мои ученики активно участвуют в школьных олимпиадах, во внеклассных мероприятиях по предмету, принимают активное участие в международной математической игре « Кенгуру», занимают призовые места в районе ( участие принимают не только хорошо и отлично успевающие по математике ученики.) У учеников формируются навыки: выстраивать отношения сотрудничества, умение работать в команде, согласовывать совместную деятельность, умение самостоятельно организовывать учебную деятельность, оценивать свою деятельность. У учащихся формируются навыки решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности. Мои ученики успешно адаптируются в современном мире , получают востребованные профессии.
В контрольных. самостоятельных, экзаменационных работах при выполнении одних и тех же заданий учащиеся используют разные способы решения, а иногда и оформления. На уроках повторения и закрепления знаний ребята активно предлагают свои способы решения, отстаивают их правильность, стремятся доказать свой способ решения. Учащиеся не боятся высказываться, выдвигать гипотезы при изучении нового материала, решении задач. Возросли психологическая комфортность обучения, удовлетворённость учеников учебным процессом. ( см.
Заключение.
Жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Сегодня не нужны пассивные граждане, не умеющие думать, самостоятельно принимать решения, а главное не готовые осознанно отвечать за принятые решения. Поэтому обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, ведь ещё К .Венцель говорил, что: « задача истинного педагога состоит в помощи молодой душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни». Знания и навыки должны помогать жить человеку. В концепции модернизации российского образования говорится о том, что ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору. Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда требует формирования социальной адаптированности у молодого поколения. Достижение необходимого развивающего эффекта при обучении математике возможно при реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности
по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемым в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, решений задач. Деятельность тем более интересна, чем более она осмысленна, логична, системна, чем более продиктована внутренними собственными побуждениями. Если овладение информацией идёт непрерывно, то каждый ученик ощущает себя творцом учебного процесса. В современных условиях выпускнику школы нужны не только специальные знания, но и определённые способности: гибкое реагирование в любой ситуации, самоорганизация, способность осуществлять выбор и отвечать за его последствия..Принципиальным отличием образовательных Стандартов второго поколения является усиленная направленность на результаты образования как достижения главной цели: - развитие личности учащегося и универсальных способов деятельности. Достижение данной цели возможно при реализации деятельностного подхода в обучении математики. .
Литература
1.Байдак В.А .Реализация деятельностного подхода в обучении математике через задачи.// Сборник научных статей. Славянск. УИЦ БИТ 1994( с 50- 54). 2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. Москва. Знание.1983. 3. Гусев В.В Цели обучения математике в школе // Психолого – педагогические основы обучения математике в средней школе Ч.1 Москва. Прометей, 1992.(с 3-23). 4. Давыдов В.В. , Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии №6 1981.( с 13-28). 5. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Москва. Просвещение. 2003. 6. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе формирования приёмов учебной деятельности. Учебное пособие. Тобольск. ТГПИ. 1998.
7. Епишева О.Б. , Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. Формирование приёмов учебной деятельности. Книга для учителя. Москва. Просвещение 1990. 8.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов – на - Дону. Феникс. 2003. 9. Кубышева М.А. Реализация деятельностного метода. Москва Просвещение.2005. 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва. Политиздат 1975 11.Мельникова Е.А. Анализ уроков изучения нового материала.// Школа 2100. Выпуск №4. Москва. Баллас 20000 ( с 121-126). 12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва. Академия. 1997 13.Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования: монография / под редакцией Дорофеева Г.В. Москва 2001. 14. Психология подростка./ под редакцией Реана. А.А. Москва Сп.б. 2003. 15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Москва. Народное образование.1998 (с 256). 16. Сластенин.В.А. Педагогика. Учебное пособие. Москва. Академия. 2004. 17. Словарь русского языка. / под редакцией Д.Н.Ушакова. Москва .1940. 18. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва. Гардарики 2000. 19. « Школа 2000...» Математика для каждого : технологии, дидактика, мониторинг: СБ. статей / под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Выпуск №4 Москва 2002.