Автор: Людмила Анатольевна Бейгул
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. АВдон
Населённый пункт: с. Авдон, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: О ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
О ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
В наше информационное время на формирование языковой личности
ребенка влияют не только родители и учителя, но и Интернет и телевидение. До
появления этих дополнительных источников информации словарный запас
ребенка формировался в соответствии с уровнем образованности родителей и
окружающей
его
языковой
среды.
С
развитием
техники,
появлением
телевидения и интернета области влияния на языковое развитие ребенка
существенно расширились. Каким образом современные средства информации,
в том числе виртуальные, влияют на формирование языковой личности
младшего школьника? Для того что бы ответить на эти вопросы нам
необходимо определить понятия личность и языковая личность.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы
человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения
его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте
социальных отношений, общения и предметной деятельности [1]. Личность
должна рассматриваться в перспективе культурной традиции народа, этноса
(Пископпель, 1997), ибо для рождения человека в человеке необходим
культурно-антропологический прототип, который формируется в рамках
культуры. Категории культуры — это пространство, время, судьба, право,
богатство,
труд,
совесть,
смерть
и
т.
д.
Они
отражают
специфику
существующей системы ценностей и задают образцы социального поведения и
восприятия мира. Это своеобразная система координат, которая формирует
языковую личность.
Языковая личность – это любой носитель того или иного языка,
охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки
зрения использования средств данного языка для отражения окружающей
действительности (картины мира). Термин языковая личность впервые был
использован в 1930 г. В. В. Виноградовым в книге «О художественной прозе» и
вошел в научный оборот в конце 80-х гг. XX в. после публикации книги Ю. Н.
Караулова «Русский язык и языковая личность» (1987). Структура языковой
личности складывается из трех уровней[2]:
1)
вербально-семантического,
дающего
представление
о
владении
языковой личности системой языка;
2) когнитивного (понятия, идеи, представления, складывающиеся в
картину мира);
3)
прагматического
(включает
цели,
мотивы,
интересы,
оценки,
проявляющиеся в речевой деятельности).
В нашем экспериментальном исследовании мы проверяли уровень
сформированности
коммуникативных
компетенций
учащихся
начальной
школы, развитие данных компетенций является одним из педагогических
условий эффективного становления функционально грамотной языковой
личности младшего школьника. Нами было проведено анкетирование в
четвертом класс МБОУ СОШ №113 г.Уфы, у детей этого класса есть сотовые
телефоны, и они активные пользователи Интернета, поэтому мы выложили
анкету в одной из социальной сети в общей группе класса через электронный
ресурс Webanketa.
Анкета состоит из тестов и заданий, некоторые результаты приведены
ниже на рисунке №1.
Рис.1. Результаты тестовых заданий анкеты
Часть ответов детей представлена ниже в таблице1.
Табл.
1
Nr
О чем ты обычно говоришь
со сверстниками?
О
чем
ты
обычно
говоришь с родителями?
О
чем
ты
обычно
говоришь с учителем?
1
Обо всём
Обо всём
О оценках и школе
2
о развлечениях
о школе
о учёбе
3
О
школе,
о
том,
как
я
провела выходные ну и о
всяких
секретах
с
девчонками.
О проблемах, о школе, о
том, как прошел день у
меня, о том, как прошел
день у мамы.
о уроках, о тех темах
которые не поняла.
4
об играх фильмах мультиках
и многом другом
обо
школе
и
многом
другом
обо школе
5
Обо всём
Обо всём сокровенном
Об
уроках,
книгах,
контрольных и т.д.
6
Об играх, о школе
об всем
о уроках
7
о школе
о новостях в школе и о
выходных
об уроках
8
О кто пойдёт гулять
О учёбе
Об
информации
по
предметам
9
Обсуждаем мультики, книги,
какие новые игры, разговоры
о школе.
Да обо всем ну больше
задаю вопросы на какую-
нибудь тему которую мне
интересно узнать.
Какие
оценки,
интересуюсь
контрольной, к каждому
уроку
подхожу
индивидуально к теме.
10
О жизни
О учебе
По теме урока
11
о жизни
о планах
о вопросах
12
о том, как провели время
после школы
о происшествиях в школе
и
уроках,
домашних
делах.
о семье и о задачах в
школе
13
я говорю им о свои тайнах
которые не говорю взрослым
как
я
сильно
боюсь
экзаменов, и, наверное, не
поступлю в 5 класс
о знаниях
14
о чём угодно
о чём угодно
о чём угодно
15
о учёбе о друзьях
о учёбе
о моей успеваемости
16
О прогулке и о школе
О школе
О учёбе
17
Что будем делать?
О происходящем со мной
О уроках, иногда шучу с
учителем
18
Что будем делать?
О происходящем со мной
О уроках, иногда шучу с
учителем
19
о увлечениях
о школе
о уроках
Одним из организующих факторов речевого взаимодействия выступает
тематика общения, поэтому в экспериментальном исследовании мы уделили
большое
внимание
определению
круга
тем,
используемых
младшими
школьниками для общения с окружающими. Анализ результатов, полученных в
ходе анкетирования, показывает, что учеба и игра – наиболее тематически
значимые области для детей этого возраста, так как учебная и игровая
деятельности являются у младшего школьника ведущими видами деятельности.
В общении со сверстниками 52,63% детей говорят на темы школы, фильмов,
увлечений. В общении с мамой и учителем преобладает тема школы – 84,21% и
73,68 соответственно. Также с мамой дети обсуждают свои проблемы 73,68%, а
папа для детей – это человек, понимающий толк в друзьях и фильмах (47,37%).
В классе можно выделить двух учеников, которые больше всего
общаются в социальных сетях. На вопросы: «О чем ты обычно говоришь со
сверстниками?» и «О чем ты обычно говоришь с родителями?» – оба ответили
«Обо всем», тогда как другие ребята старались дать более детальные ответы,
более эмоциональные и распространенные. Возможно, постоянные переписки в
социальных сетях, аббревиатурный стиль общения в Интернете уже в этом
возрасте приучают ребенка к сокращенному изложению, что, на наш взгляд,
обедняет словарный запас ребенка. Следует отметить, что при личном общении
эти дети очень разговорчивые, с бурной фантазией, оба стараются привлечь к
себе внимание.
Также нами были включены в анкету дополнительные задания, связанные
с выявлением сформированности у детей младшего школьного возраста
категории вежливости:
1.
Какие ты знаешь вежливые слова? Напиши.
2.
Какие из них ты чаще всего употребляешь в речи со взрослыми?
Напиши.
3.
Какие из них ты чаще всего употребляешь в речи с друзьями? Напиши.
4.
Какие "вежливые" слова ты чаще всего говоришь? Напиши.
5.
Какие слова чаще всего ты говоришь, когда о чем-то просишь? Напиши.
6.
Какие слова ты чаще всего говоришь, когда благодаришь взрослых?
Напиши.
7.
Какие слова ты говоришь, когда просишь у взрослых прощение?
Напиши.
8.
Когда ты говоришь взрослым "пожалуйста"? Напиши.
9.
Когда ты говоришь взрослым "извините"? Напиши.
10.Какие "вежливые" слова ты чаще всего говоришь друзьям? Напиши.
11.Какие "вежливые" слова ты чаще всего говоришь взрослым? Напиши.
По результатам анкетирования мы выделили 3 группы учащихся в
данном классе. В первую группу попали дети, которые используют в своей
речи до 5 вежливых слов, во вторую группу – от 6 до 10 вежливых слов, в
третью – от 11 и более этикетных слов. Результаты приведены в таблице № 2.
Табл.2
Низкий уровень знания
вежливых слов
Средний уровень
знания вежливых слов
Высокий уровень
знания вежливых слов
32%
47%
21%
Беседы с классным руководителем и родителями детей, которые попали в
группу с высоким уровнем знания вежливых слов, выявили некоторые
характеристики языковой среды, окружающей данных ребят. В одной семье
нормы речевого этикета специально культивируются, в другой увлекаются
написанием рассказов, в третьей семье много читают. Следует отметить, что
наиболее высокий уровень знания вежливых слов показал ребенок, который
любит читать и много читает.
Результаты исследования также позволили выявить наиболее частотные
коммуникативные единицы, связанные с речевым этикетом и системой
категории вежливости, используемые детьми младшего школьного возраста.
Наше
анкетирование
подтверждает
мнение
Н.Лемяскиной
о
том,
что
основными
коммуникативными
категориями,
которые
образуют
ядро
коммуникативного
сознания
младшего
школьника,
являются
категории
общения и вежливости. При этом если первая сформирована уже к 1 классу, то
вторая претерпевает изменения от 1 класса к 4, идет уточнение и расширение
понятий, лежащих в основе категории вежливости. Подобные исследования
развития языковой личности младшего школьника помогут педагогу правильно
построить
процесс
обучения,
адекватно
сформировать
языковые
и
коммуникативные нормы.
Список литературы
1.
Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь /
Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. Скакун, 1998.
2.
Лемяскина
Н.А.
Развитие
языковой
личности
и
ее
коммуникативного сознания: на материале речевого поведения младшего
школьника: Дисс….д-ра филол.наук. – Воронеж, 2004. – 469 с.
3.
Новый
словарь
методических
терминов и понятий (теория и
практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.