Напоминание

Развитие мелкой моротики рук, как средство развития активной речи у детей раннего возраста

Автор: Глумова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 7 г. Павлово
Населённый пункт: г. Павлово
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моротики рук, как средство развития активной речи у детей раннего возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития активной речи у детей раннего возрвста

Ранний возраст является особенно благоприятным для развития речи. Бурное развитие речи в

этом периоде связано с предметной областью. Тренировать пальцы рук следует начинать с самого

раннего возраста.

Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все

последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени

тренировки движений пальцев. Поэтому есть все основания рассматривать кисть руки как орган

речи - такой же как артикуляционный аппарат.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью детей. Они

уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам,

которые к ним не обращены. Дети уже понимают содержание простых сказок и стихов, любят

слушать их в исполнении взрослых. Легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и

воспроизводят их с большой точностью. Речь становится самостоятельным средством общения и

мышления. Л.С. Выгодский отмечал, что если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил

речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему

ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому.

Работая в группе с детьми от 2 до 3-х лет, мы проанализировали развитие каждого

ребенка, наблюдая за действиями детей в дидактических играх, речевом развитии. Отметили

напряженность движений рук, неточность при выполнении упражнений - пальцы сгибаются и

разгибаются только вместе, не двигаются изолированно. Проанализировали программу, условия,

созданные для развития мелкой моторики рук в группе.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми

углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики детей в раннем

возрасте, являются овладение телом и речью, а так же развитие предметной деятельности.

В

ходе нашей работы четко обозначилась проблема необходимости организации целенаправленной

систематичной работы по формированию речевой деятельности детей раннего возраста, через

развитие мелкой моторики.

Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического

развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более

разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика

руки.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций

рук ребенка, с которыми тесно связаны процессы мышления. Наглядно действенное познание

способствует развитию памяти, воображения. У детей третьего года жизни развивается

любознательность, самостоятельность в познании предметов быта, природных и дидактических

материалов.

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах и сферах

деятельности. Дети умеют играть рядом со сверстниками , не мешая им. Проявляют интерес к

совместным играм, подражают действиям сверстников. Сопровождают речью игровые и бытовые

действия. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Для детей этого

возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от

ситуации. Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме, я выбрала

наиболее эффективные методы и приемы для развития у детей раннего возраста мелкой

моторики рук.

Развитие активной речи осуществляли в разных формах работы с детьми: НОД, ОДРМ, СДД и ВС.

Одной из форм нашей работы с детьми является НОД: сюжетные, индивидуальные,

подгрупповые занятия, построенные в игровой форме. Играм в непосредственно образовательной

деятельности придаем большое значение, как средству создания эмоционального подъема,

положительных эмоций и радости. Игра в сочетании с художественным словом, словом с

движением, имитаций, звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.

Была пересмотрена предметно - развивающая среда в группе. Дополнили и внесли разнообразие

нестандартным дидактическим материалом: шнуровки, катушки, пуговицы, закручивающие банки

с крышками, изготовила красочное дерево с разноцветными мешочками, целью которого было

развитие тактильных ощущений. Сенсорный дидактический стол в группе является частью центра

развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и

индивидуально. Так же дети могут подойти, взять знакомую игру, сесть за стол и поиграть

самостоятельно. Побуждая малышей к самостоятельным действиям, наблюдаю за ними, при

необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха, исходом которой является успешное

выполнение поставленной задачи.

Для развития двигательных функций кисти рук использую следующие принципы работы:

1.

Систематичности проведения игр и упражнений. Играя с детьми, я не жду немедленных

результатов, навык отрабатываю с многократным его повторением. Включаем различные виды

игр в разные виды детской деятельности: в режимные моменты, во время свободной

деятельности детей, на занятиях во время фискульт-минуток. Для этого используем комплексы

упражнений и созданные картотеки пальчиковых игр на различные темы;

2.

Последовательности.

Все игры и упражнения с детьми проходят от более легкого к сложному (даем крупные пуговицы

для застегивания, затем чуть мельче и маленькие, как усложнение).

3.

Все игры и упражнения проводим по желанию детей, на положительном эмоциональном

фоне. Все достижения детей оцениваем поощрением.

4.

Во время игр мы не допускаем, чтобы ребенок переутомился в игре. Например, если

ребенок требует продолжения игры, стараюсь переключить его внимание на другую деятельность

или игру.

Пример: Ребенок долгое время сидит с мозаикой, просит еще с ним поиграть, помочь выложить

какой-нибудь предмет, отвлекаю его от игры, создаю ситуацию для другой деятельности: "Давай

посмотрим, куколка проснулась, ее нужно покормить, а мозаика отдохнет" и т.д.

Во время адаптации детей даем более легкие игры, помогаем ребенку обследовать предмет,

осваивать игровые действия и упражнения вместе с ним в ненавязчивой форме.

Работа по развитию мелкой моторики в ОДРМ.

Занятия по развитию мелкой моторики проводим в перерывах между основными, во

время игр на прогулке и в группе, используем игры в качестве разминок на занятиях. Начинаем с

самого простого - это самомассаж.

Самомассаж - это один из видов пассивной гимнастики, его проводим ежедневно 2-3 раза в день.

Он оказывает тонизирующее действие на центрально нервную систему. Самомассаж начинается с

растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее

проводим растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.

После этого проводим комплекс упражнений: "Пунктиры", "Пила", "Утюжок", "Каток".

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с

предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, геометрические фигуры, мозаика крупная и

мелкая. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения

действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми

движениями. Моя задача - поддерживать это стремление, организовывать общение ребенка со

сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры с

использованием стихов, песенок, потешек, народных сказок. В комплексы пальчиковых игр

включаются активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряженность,

повышающие тонус мелких мышц пальцев. Используем в работе книгу О.И. Крупенчук "Ладушки" -

пальчиковые игры для малышей. Проводим такие игры во время утреннего приема, после сна,

физминуток по 2-3 минуты. У малышей развивается координация движений, совершенствуется

деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Пальчиковые игры для развития дают малышу возможность легче запомнить стихотворные

тексты и сделать речь выразительной. Они способствуют радостному общению малыша и его

близких. В некоторых случаях приходится усаживать малыша на руки, поглаживать его пальчики,

близко общаться, доставлять положительные эмоции. Все это создает почву для развития

активной речи детей. Для этого была создана картотека пальчиковых игр на разные темы.

Разучиваем пальчиковые игры для развития речи поэтапно:

1.

Сначала демонстрируем предстоящую игру малышу;

2.

Затем знакомим малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками

ребенка;

3.

Малыш и взрослый выполняют движения игры одновременно, взрослый проговаривает

текст;

4.

На следующем этапе игры для развития речи малыш должен

выполнять движения сам, а взрослый - проговаривать текст. Но если ребенку понадобилась

помощь, он должен ее получить;

5.

Теперь ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает

стишок, а взрослый подсказывает и помогает.

Мы придерживаемся такой схемы в работе и учитываем индивидуальные особенности

развития детей: их интересы, желания, умения и навыки.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с

предметами. Методами обучения являются: показ действий; действие руками ребенка и

поэтапная словесная инструкция. Одной из самых распространенных игр с предметами является

пирамидка. Это одна из базовых развивающих игрушек. Эта игрушка позволяет развивать мелкую

моторику, логическое мышление, Пирамидка несет в себе положительную энергию деревянной

игрушки. Элементы с шероховатой поверхностью отлично развивают тактильную

чувствительность ребенка. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно строить

башни, мебель, дома. Различные конструкторы,

деревянные пазлы, рамки-вкладыши также способствуют развитию мелкой моторики рук.

Наши малыши очень любят играть в песке, рисовать пальчиком, лепить куличики,

пересыпают песок из одной емкости в другую, нагребать кучки, разрушать их. Прячем игрушки в

песок, а ребенок ищет ее. Для сложности увеличиваем количество спрятанных игрушек.

Изображаем как месят тесто и приговариваем:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут , будут из печи

Булочки и калачи"

Тесто "месят" не только с песком, но и с крупами (фасолью, горохом и т.д.).

При помощи пластилина ребенок самовыражается не только творчески, но и развивает

гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

С большим интересом дети играют с кубом - "сортер" - это замечательная игрушка для

раннего развития. Ребенок подбирает фигурки по форме и вставляет их в соответствующие

отверстия. По такому же типу есть домик с отверстиями в крыше. У ребенка развивается моторика

пальцев рук, так же он знакомится с геометрическими фигурами и цветом. Это очень

увлекательное занятие.

Рисование в раннем возрасте так же способствует развитию мелкой моторики мышц руки,

укрепляет ее. Дети используют обводку плоских фигур, собственную ладонь, рисуют по опорным

точкам. В уголке по ИЗО- деятельности находятся разнообразные трафареты, которые дети

используют для обводки (елочки, мячики, машинки, домики и т.д.).

Дидактическая игра "Поможем бабушке" - наматывание разноцветных ниток на катушки,

развивает сосредоточенность, зрительный контроль, координацию движения рук, цветовое

восприятие. Игры с различными застежками и крупными пуговицами, оказывают прекрасное

тонизирующее и оздоровительное действие для рук. Дети застегивают одежду для кукол,

пристегивают крылышки у бабочки, цветочки у матрешки. Вращают шарики между ладонями,

нанизывают шарики на шнурок, получая разноцветные бусы. Нанизывают различные формы:

круги, квадраты, треугольники. Все игры с использованием мелких предметов провожу под моим

контролем по 2-3 человека.

Интересна и такая игра, как "Шнуровка". "Шнуровки" у нас есть разных видов: "сапожки",

дощечки с дырками разной формы, "ниточки", "петельки" - состоящие в запутывании и

последующем распутывании узелков и петель. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой

моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация

движений и гибкость кистей рук, развивается логическое мышление, речь и, как результат -

стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата). Таких игр в группе достаточное

количество и разнообразие. Их мы обновляем, меняем, добавляем в них определенную степень

сложности (застегиваем пуговицы большие, затем поменьше и еще меньше).

Только в тесном контакте с родителями можно достичь положительных результатов.

Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет нам

активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском

собрании мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости развития

мелкой моторики детей раннего возраста. Мы предложили родителям использовать игры для

развития мелкой моторики дома.

Родители являются первыми помощниками в оформлении предметно-развивающей среды

группы, а именно в изготовлении нестандартного игрового материала и пособий. Были

изготовлены (сшиты, связаны, вышиты) игры с использованием пуговиц, шнуровок,

закручивающихся баночек с крышками и т.д. Мною были внедрены разнообразные формы работы

с родителями, нацеленные на решение заданной цели. Родителям была показана презентация по

развитию мелкой моторики рук с их детьми. Проводились тематические консультации,

выставлялись папки-передвижки, памятки, информационные листки, как по мелкой моторике, так

и по самостоятельности детей 3-го года жизни, развитию речи в данном возрасте. Совместная

деятельность с родителями способствовала положительному влиянию на формирование активной

речи детей раннего возраста.