Авторы: Кулагина Светлана Владимировна, Неваева Надия Абуловна
Должность: воспитатель , воспитатель
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Владимирской области "Областной специализированный дом ребенка"
Населённый пункт: Город Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и пути совершенствования пространственно-языковой среды в группах детей с ОВЗ.
Государственное Бюджетное
Учреждение Здравоохранения
Владимирской области
«Областной специализированный дом ребенка»
Организация и пути совершенствования
пространственно-языковой среды
в группах детей с ОВЗ.
Воспитатели:
Неваева Надия Абуловна
Кулагина Светлана Владимировна
Владимир 2024
Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала
бы влияния, нет способности, которая
не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего
ребёнка конкретного мира
Е.И. Тихеева
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не
только к нам взрослым, но и к детям нынешней эпохе.
Всё начинается с раннего возраста. Именно в этот период формируются
основы личности и навыков, которые станут важными для будущего взрослого
человека. Чешский педагог Я.А. Коменский полагал, что ребёнка следует
обучать трём важным факторам: разуму, действиям и речи – «научить дитя
правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Ранний и
дошкольный период называют «фундаментом» последующих лет, потому что в
эти годы ребёнок овладевает всеми видами деятельности, свойственной
человеку. «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретая
так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой
того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до
пятилетнего страшное расстояние» - писал Лев Николаевич Толстой, отразив в
этих словах высокое предназначение раннего и дошкольного детства [3, 247].
Будущее ребёнка в значительной степени определяется тем, как он провёл
свои ранние годы и насколько разнообразные возможности этого времени были
использованы. Многое зависит от работы воспитателя, который обладает
креативностью, широким кругозором, педагогической интуицией и высоким
уровнем моральной культуры. Для того, чтобы ребёнок смог реализовать свои
способности, стать полноценной личностью и чувствовать уверенность при
любых обстоятельствах, ему необходимо овладевать хорошими навыками
общения. Качественное общение – важный фактор развития личности. Чем
богаче и правильнее становится речь ребёнка, тем проще ему выражать свои
мысли и тем шире его возможности в познание окружающего мира. Это
особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вот уже много лет мы работаем в областном специализированном доме
ребёнка с детьми ОВЗ. Их особенности: задержка речевого и психического
развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Основная цель
нашего учреждения – комплексная медико – психолого – педагогическая
реабилитация, которую организует команда специалистов: врачей, воспитателей,
медицинских сестёр, логопедов, психологов в течение 45 дней. Мы стремимся к
тому, чтобы создать благоприятные условия для развития личности детей,
оказывать им педагогическую и социальную помощь.
Определяющей целью нашей работы с детьми ОВЗ является раскрытие
индивидуальных
способностей
ребёнка
с
помощью
личностно
–
ориентированного подхода.
Непременно творческое развитие детей наиболее успешно происходит в
условиях насыщенной предметно – развивающей среды, которая является
источником их знаний и социального опыта. Для успешной коррекционной
работы с нашими детьми необходимо обеспечить постоянное взаимодействие
между воспитателем и родителями, так как даже самая идеальная развивающая
среда не может дать полноценных результатов. Опыт работы демонстрирует, что
только совместные усилия воспитателя и родителя могут создать благоприятные
условия для развития личности.
В нашей группе создана структурированная и стимулирующая речевая
среда, которая способствует эффективному развитию каждого ребёнка. Её
разнообразные возможности направлены на формирование
эстетических и
моральных чувств, а также имеют воспитательно – познавательный характер.
Исходя из информации, полученной в ходе психологический исследований
наших детей, и опираясь на наш опыт работы, мы выявили следующие
составляющие нашей речевой среды:
- Грамотная речь воспитателя;
- Методы и приёмы, направленные на улучшение речи;
- Специальное оборудование;
Организованная речевая среда в группе решает следующие задачи:
- Стимулирование общения детей со взрослыми;
- Создание возможностей для контактов со сверстниками в различных видах
деятельности;
- Рассматривание книг, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок для
развития инициативной речи, расширение и уточнение представлений детей
об окружающем мире, а также развития коммуникативных навыков;
- Использование обучающих, игровых и развивающих материалов, таких как
настольные
и
печатные
игры,
комплексы
пальчиковых
игр,
нейропсихологических, логоритмических, артикуляционных упражнений, а
также рассказы воспитателя.
На наш взгляд, значимость полноценной речевой среды для развития
личности наших детей заключается в создании оптимальных условий для
формирования речевых умений. Для достижения этой цели была организована
активная речевая среда, включающая различные уголки, такие как
- Книжный уголок, в котором можно найти яркие, красочные книги
различных литературных жанров и направлений, в которых персонажи
передают широкий спектр эмоций и настроений, а также различные поступки
(Приложение№1);
- Литературно – театральный уголок, где представлены различные виды
театров, маски – шапочки с персонажами из сказок и аудиозаписи с чтениями
литературных произведений (Приложение №2);
-Дидактическая кукла
– неотъемлемый атрибут уголка, так как её
использование помогает решать важные задачи по коррекции, стимулирует
интерес, активизирует речевую деятельность;
- Различные предметы и игрушки, которые помогают развивать речь у
детей. Среди них есть мелкие игрушки, картинки по лексическим темам,
предметные и сюжетные картинки, которые используются для упражнений по
речевому
дыханию,
звукоподражанию,
и
развитию
артикуляционного
аппарата.
Повышение
уровня
речевого
развития
достигается
с
помощью
разнообразных методов и приёмов.
Важными являются:
1)
Культура речи воспитателя. Привлекательный язык воспитателя служит
важным эталоном для детского подражания. Эмоционально – насыщенные
и разнообразные интонации способствуют эффективному влиянию на
совершенствование
сознания
детей.
При
этом
мы
применяем
все
возможные средства, включая сравнения, пословицы, метафоры для более
яркого и чёткого выражения.
2)
Создание
психологического
комфорта
в
группе.
Мы
вместе
с
коллегами, стараемся обеспечить успешный процесс реабилитации и
гармоничного развития детей с ОВЗ. Для этого мы создаём условия, чтобы
дети чувствовали себя в группе, как дома – свободно, уютно и комфортно.
Мы стремимся к тому, чтобы воспитатель стал для детей близким
человеком, так как тесная связь между взрослым и ребёнком очень важна. Когда
ребёнок чувствует заботу, любовь ласку он становится активным контактным,
уверенным и самостоятельным. Мы понимаем, что общение является важной
составляющей в развитии личности, поэтому мы создаём речевую среду для
формирования коммуникативных навыков. Мы организуем сюжетно – ролевые
игры, где дети договариваются о распределении ролей и выстраивают
отношения друг с другом (Приложение №3).
Мы также играем в подвижные игры, где дети развивают умения слушать,
учитывать интересы, возможности других детей, считаться с мнением. Мы
создаём педагогические ситуации, в которых дети учатся понимать поведение
другого человека и принимать решения по различным проблемам, а воспитатель
направляет их на путь решения, поэтому мы создаём речевую среду для
формирования коммуникативных навыков.
3)
Разнообразные формы игр, направленные на укрепление языковых
норм:
Игры, содействующие усвоению понятий и расширение словарного
запаса «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие помогают
развивать не только словарный запас, но и грамматические навыки,
способствуя речевой активности;
Игры, способствующие развитию внимания, памяти и мышления,
такие как, «Одень Машу и Машеньку», «Пароход для утёнка и
гусёнка», «Угощение для зайцев» помогают формировать навыки
сопоставления
предметов
по
величине.
Эти
игры,
так
же
способствуют
выполнению
игровых
действий,
которые
ориентированы на указания воспитателя;
Занимаясь такими играми, как «Найди цветок для бабочки»,
«Подарки для щенят», (Приложение №4) «Пойди по дорожке, найди
котику
сапожки»,
у
детей
формируется
умение
сопоставлять
предметы по цвету;
Игры для улучшения речевого дыхания «Одуванчик», «Надуй
воздушный
шарик»,
«Лети,
лети
лепесток»,
способствуют
правильному произнесению звуков, слов, фраз;
Игры, способствующие развитию слухового восприятия и внимания
«Угадай на чём играю», «Угадай животное по голосу» помогают
детям научиться распознавать голоса животных, птиц, звучание
музыкальных инструментов;
Таким
образом,
использование
комплексного
подхода,
включая
качественную речь воспитателя, дружелюбную атмосферу в группе и активные
методов обучения являются основополагающими для речевого развития детей.
Кроме того, мы уделяем значительное внимание взаимодействию с
родителями в вопросах речевого развития детей в домашних условиях.
Объясняем, какое влияние имеет речевая среда на формирование речевых
навыков. Также акцентируем, что они являются незаменимыми помощниками
для
своих
детей.
Подробно
разъясняем,
как
недостаточное
речевое
взаимодействие между родителем и ребёнком может привести к задержкам в
речевом и психическом развитии, а также вызвать трудности в общении.
С этой целью мы применяем активные методы и формы взаимодействия с
родителями, такие как
- Информационно – аналитические подходы, которые нацелены на
выявление интересов и потребностей родителей. Это достигается с
помощью различных инструментов включая опросы, анкетирование и
тестирование;
- Наглядно – информационные подходы. В группе детского творчества
организуется выставка работ детей, а также папки – передвижки по
различным аспектам развития детей и фотографические выставки.
Данный подход даёт шанс представить информацию родителям в
удобной и наглядной форме (Приложение №5);
- Страницы педагога, представляющие разнообразную актуальную
информацию для родителей, а также консультации и фотоотчёты по
проведённым мероприятиям.
На данный момент мы можем сказать, что у нас формируется устойчивая
система работы с родителями. Применение различных форм работы приносит
ощутимые результаты: создана среда взаимного уважения и родители начинают
выступать в роли активных помощников.
Таким образом, мы считаем, что созданная в нашей группе полноценная
речевая среда существенно влияет на развитие индивидуальности и внутреннего
мира ребёнка, а следовательно на процесс развития личности.
Список используемой литературы:
1.
Демихова, Л.Ю. Проектирование развивающей предметно –
пространственной среды в ДОО./Л.Ю Демихова. – Издательство Т.Ц,
Сфера 2019.
2.
Зверева, О.Л.; Кротова,Т.В. Общение педагога с родителями ДОО/
О.Л.Зверева; Т.В.Кротова. Издательство: Карапуз, 2019.
3.
Толстой, Л.Н. Собрание художественных произведений, т.10, М,1948,
стр.247.
4.
Шакирова, Е.В. Речевая предметно развивающая среда ДО «Говорящее»
пространство для дошкольника. /Е.В Шакирова,- Издательство: ТЦ Сфера,
2023.
Приложение
Приложение №1
Книжный уголок
Приложение №2
Театральный уголок
Приложение № 3
Игры с детьми
Приложение №4
Дидактические игры
Приложение №5