Напоминание

Организация и пути совершенствования пространственно-языковой среды в группах детей с ОВЗ.

Авторы: Кулагина Светлана Владимировна, Неваева Надия Абуловна
Должность: воспитатель , воспитатель
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Владимирской области "Областной специализированный дом ребенка"
Населённый пункт: Город Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и пути совершенствования пространственно-языковой среды в группах детей с ОВЗ.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное Бюджетное

Учреждение Здравоохранения

Владимирской области

«Областной специализированный дом ребенка»

Организация и пути совершенствования

пространственно-языковой среды

в группах детей с ОВЗ.

Воспитатели:

Неваева Надия Абуловна

Кулагина Светлана Владимировна

Владимир 2024

Нет такой стороны воспитания,

на которую обстановка не оказывала

бы влияния, нет способности, которая

не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего

ребёнка конкретного мира

Е.И. Тихеева

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не

только к нам взрослым, но и к детям нынешней эпохе.

Всё начинается с раннего возраста. Именно в этот период формируются

основы личности и навыков, которые станут важными для будущего взрослого

человека. Чешский педагог Я.А. Коменский полагал, что ребёнка следует

обучать трём важным факторам: разуму, действиям и речи – «научить дитя

правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Ранний и

дошкольный период называют «фундаментом» последующих лет, потому что в

эти годы ребёнок овладевает всеми видами деятельности, свойственной

человеку. «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретая

так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой

того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до

пятилетнего страшное расстояние» - писал Лев Николаевич Толстой, отразив в

этих словах высокое предназначение раннего и дошкольного детства [3, 247].

Будущее ребёнка в значительной степени определяется тем, как он провёл

свои ранние годы и насколько разнообразные возможности этого времени были

использованы. Многое зависит от работы воспитателя, который обладает

креативностью, широким кругозором, педагогической интуицией и высоким

уровнем моральной культуры. Для того, чтобы ребёнок смог реализовать свои

способности, стать полноценной личностью и чувствовать уверенность при

любых обстоятельствах, ему необходимо овладевать хорошими навыками

общения. Качественное общение – важный фактор развития личности. Чем

богаче и правильнее становится речь ребёнка, тем проще ему выражать свои

мысли и тем шире его возможности в познание окружающего мира. Это

особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вот уже много лет мы работаем в областном специализированном доме

ребёнка с детьми ОВЗ. Их особенности: задержка речевого и психического

развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Основная цель

нашего учреждения – комплексная медико – психолого – педагогическая

реабилитация, которую организует команда специалистов: врачей, воспитателей,

медицинских сестёр, логопедов, психологов в течение 45 дней. Мы стремимся к

тому, чтобы создать благоприятные условия для развития личности детей,

оказывать им педагогическую и социальную помощь.

Определяющей целью нашей работы с детьми ОВЗ является раскрытие

индивидуальных

способностей

ребёнка

с

помощью

личностно

ориентированного подхода.

Непременно творческое развитие детей наиболее успешно происходит в

условиях насыщенной предметно – развивающей среды, которая является

источником их знаний и социального опыта. Для успешной коррекционной

работы с нашими детьми необходимо обеспечить постоянное взаимодействие

между воспитателем и родителями, так как даже самая идеальная развивающая

среда не может дать полноценных результатов. Опыт работы демонстрирует, что

только совместные усилия воспитателя и родителя могут создать благоприятные

условия для развития личности.

В нашей группе создана структурированная и стимулирующая речевая

среда, которая способствует эффективному развитию каждого ребёнка. Её

разнообразные возможности направлены на формирование

эстетических и

моральных чувств, а также имеют воспитательно – познавательный характер.

Исходя из информации, полученной в ходе психологический исследований

наших детей, и опираясь на наш опыт работы, мы выявили следующие

составляющие нашей речевой среды:

- Грамотная речь воспитателя;

- Методы и приёмы, направленные на улучшение речи;

- Специальное оборудование;

Организованная речевая среда в группе решает следующие задачи:

- Стимулирование общения детей со взрослыми;

- Создание возможностей для контактов со сверстниками в различных видах

деятельности;

- Рассматривание книг, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок для

развития инициативной речи, расширение и уточнение представлений детей

об окружающем мире, а также развития коммуникативных навыков;

- Использование обучающих, игровых и развивающих материалов, таких как

настольные

и

печатные

игры,

комплексы

пальчиковых

игр,

нейропсихологических, логоритмических, артикуляционных упражнений, а

также рассказы воспитателя.

На наш взгляд, значимость полноценной речевой среды для развития

личности наших детей заключается в создании оптимальных условий для

формирования речевых умений. Для достижения этой цели была организована

активная речевая среда, включающая различные уголки, такие как

- Книжный уголок, в котором можно найти яркие, красочные книги

различных литературных жанров и направлений, в которых персонажи

передают широкий спектр эмоций и настроений, а также различные поступки

(Приложение№1);

- Литературно – театральный уголок, где представлены различные виды

театров, маски – шапочки с персонажами из сказок и аудиозаписи с чтениями

литературных произведений (Приложение №2);

-Дидактическая кукла

– неотъемлемый атрибут уголка, так как её

использование помогает решать важные задачи по коррекции, стимулирует

интерес, активизирует речевую деятельность;

- Различные предметы и игрушки, которые помогают развивать речь у

детей. Среди них есть мелкие игрушки, картинки по лексическим темам,

предметные и сюжетные картинки, которые используются для упражнений по

речевому

дыханию,

звукоподражанию,

и

развитию

артикуляционного

аппарата.

Повышение

уровня

речевого

развития

достигается

с

помощью

разнообразных методов и приёмов.

Важными являются:

1)

Культура речи воспитателя. Привлекательный язык воспитателя служит

важным эталоном для детского подражания. Эмоционально – насыщенные

и разнообразные интонации способствуют эффективному влиянию на

совершенствование

сознания

детей.

При

этом

мы

применяем

все

возможные средства, включая сравнения, пословицы, метафоры для более

яркого и чёткого выражения.

2)

Создание

психологического

комфорта

в

группе.

Мы

вместе

с

коллегами, стараемся обеспечить успешный процесс реабилитации и

гармоничного развития детей с ОВЗ. Для этого мы создаём условия, чтобы

дети чувствовали себя в группе, как дома – свободно, уютно и комфортно.

Мы стремимся к тому, чтобы воспитатель стал для детей близким

человеком, так как тесная связь между взрослым и ребёнком очень важна. Когда

ребёнок чувствует заботу, любовь ласку он становится активным контактным,

уверенным и самостоятельным. Мы понимаем, что общение является важной

составляющей в развитии личности, поэтому мы создаём речевую среду для

формирования коммуникативных навыков. Мы организуем сюжетно – ролевые

игры, где дети договариваются о распределении ролей и выстраивают

отношения друг с другом (Приложение №3).

Мы также играем в подвижные игры, где дети развивают умения слушать,

учитывать интересы, возможности других детей, считаться с мнением. Мы

создаём педагогические ситуации, в которых дети учатся понимать поведение

другого человека и принимать решения по различным проблемам, а воспитатель

направляет их на путь решения, поэтому мы создаём речевую среду для

формирования коммуникативных навыков.

3)

Разнообразные формы игр, направленные на укрепление языковых

норм:

Игры, содействующие усвоению понятий и расширение словарного

запаса «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие помогают

развивать не только словарный запас, но и грамматические навыки,

способствуя речевой активности;

Игры, способствующие развитию внимания, памяти и мышления,

такие как, «Одень Машу и Машеньку», «Пароход для утёнка и

гусёнка», «Угощение для зайцев» помогают формировать навыки

сопоставления

предметов

по

величине.

Эти

игры,

так

же

способствуют

выполнению

игровых

действий,

которые

ориентированы на указания воспитателя;

Занимаясь такими играми, как «Найди цветок для бабочки»,

«Подарки для щенят», (Приложение №4) «Пойди по дорожке, найди

котику

сапожки»,

у

детей

формируется

умение

сопоставлять

предметы по цвету;

Игры для улучшения речевого дыхания «Одуванчик», «Надуй

воздушный

шарик»,

«Лети,

лети

лепесток»,

способствуют

правильному произнесению звуков, слов, фраз;

Игры, способствующие развитию слухового восприятия и внимания

«Угадай на чём играю», «Угадай животное по голосу» помогают

детям научиться распознавать голоса животных, птиц, звучание

музыкальных инструментов;

Таким

образом,

использование

комплексного

подхода,

включая

качественную речь воспитателя, дружелюбную атмосферу в группе и активные

методов обучения являются основополагающими для речевого развития детей.

Кроме того, мы уделяем значительное внимание взаимодействию с

родителями в вопросах речевого развития детей в домашних условиях.

Объясняем, какое влияние имеет речевая среда на формирование речевых

навыков. Также акцентируем, что они являются незаменимыми помощниками

для

своих

детей.

Подробно

разъясняем,

как

недостаточное

речевое

взаимодействие между родителем и ребёнком может привести к задержкам в

речевом и психическом развитии, а также вызвать трудности в общении.

С этой целью мы применяем активные методы и формы взаимодействия с

родителями, такие как

- Информационно – аналитические подходы, которые нацелены на

выявление интересов и потребностей родителей. Это достигается с

помощью различных инструментов включая опросы, анкетирование и

тестирование;

- Наглядно – информационные подходы. В группе детского творчества

организуется выставка работ детей, а также папки – передвижки по

различным аспектам развития детей и фотографические выставки.

Данный подход даёт шанс представить информацию родителям в

удобной и наглядной форме (Приложение №5);

- Страницы педагога, представляющие разнообразную актуальную

информацию для родителей, а также консультации и фотоотчёты по

проведённым мероприятиям.

На данный момент мы можем сказать, что у нас формируется устойчивая

система работы с родителями. Применение различных форм работы приносит

ощутимые результаты: создана среда взаимного уважения и родители начинают

выступать в роли активных помощников.

Таким образом, мы считаем, что созданная в нашей группе полноценная

речевая среда существенно влияет на развитие индивидуальности и внутреннего

мира ребёнка, а следовательно на процесс развития личности.

Список используемой литературы:

1.

Демихова, Л.Ю. Проектирование развивающей предметно –

пространственной среды в ДОО./Л.Ю Демихова. – Издательство Т.Ц,

Сфера 2019.

2.

Зверева, О.Л.; Кротова,Т.В. Общение педагога с родителями ДОО/

О.Л.Зверева; Т.В.Кротова. Издательство: Карапуз, 2019.

3.

Толстой, Л.Н. Собрание художественных произведений, т.10, М,1948,

стр.247.

4.

Шакирова, Е.В. Речевая предметно развивающая среда ДО «Говорящее»

пространство для дошкольника. /Е.В Шакирова,- Издательство: ТЦ Сфера,

2023.

Приложение

Приложение №1

Книжный уголок

Приложение №2

Театральный уголок

Приложение № 3

Игры с детьми

Приложение №4

Дидактические игры

Приложение №5