Напоминание

"Проблемы развития связной речи дошкольников и пути их решения на современном этапе"

Автор: Стрижова Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад на Марсовом поле"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы развития связной речи дошкольников и пути их решения на современном этапе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад на Марсовом поле»

Консультация для педагогов на тему:

«Проблемы развития связной речи дошкольников и

пути их решения на современном этапе»

Подготовил: учитель-логопед

Стрижова Ольга Александровна

Оренбург

2025

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им

Г. Гегель

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают

широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их

деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь

оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку

очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период

создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается

фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего

речевого и языкового развития ребёнка.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на

современном этапе?

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все

для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все

больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так

называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно

построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров

телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это

необходимо и уместно.

5.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7.

Отсутствие

навыков

культуры

речи:

неумение

использовать

интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

В

целом

уровень

речевого

развития

у

современных

детей-

дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта

проблема является актуальной. Речевые нарушения затрудняют общение,

отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в

эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными

значениями и речевыми образцами.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология?

Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время

беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная

запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много.

Современное поколение отличается слабым здоровьем. В последние

годы быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем,

гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению,

педагогическая и социальная запущенность.

Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Развитие ребенка начинается в семье. И родители сами «закрепощают

речевое развитие своего ребенка» и сами не замечают этого. Что это значит?

Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать

санитарно-гигиенические

нормы,

режим

питания,

обеспечить

всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают

попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.

Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и

перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого

аппарата.

Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых.

Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот!

Подобные

действия

приводят

к

речевому

замыканию

речевому

негативизму, а в дальнейшем к задержке речи.

В раннем дошкольном возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе

читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой,

собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с

ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы.

Мы же живем в современном мире и детям необходимы современные

игрушки, ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно.

Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. Компьютер и

телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок,

беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Дети лишаются

возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет,

что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в

этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать

телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо

говорить

Также особенностью современной ситуации является более раннее

овладение чтением. При этом часто речевое развитие подменяется прямым,

специальным обучением чтению, а задачи формирования устной речи уходят

из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае

ложится на неподготовленную речевую почву и в последующем часто

приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Многие родители увлеклись опережающим развитием! Необходимо

знать не только русский, но и английский или ещё какой-нибудь

дополнительный язык. Погружение детей в иностранный язык часто

начинается в четыре, а то и в три года. При этом не учитывается, что

практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по

целому ряду характеристик. Например, каждый язык имеет звуки, которые

характерны только для данного, конкретного языка. А нормальное обучение

иностранному

языку

подразумевает

работу

над

правильным

звукопроизношением. Вот тут и начинаются проблемы.

Возьмём

традиционно

распространённую

пару

языков:

русский-

английский. В английском языке имеется группа межзубных звуков, которой

нет в русском языке. Более того, любое межзубное произношение звуков

русского языка (в первую очередь это касается шипящих и свистящих)

считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующий серьёзной

работы по его исправлению. Вот и получается, что на одних занятиях следует

упражнять детей в межзубном произношении звуков, а на других – делать

всё, чтобы у ребёнка не появилось подобного произношения.

В общем таких причин очень много.

Развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа

детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка

содержательно,

грамматически

правильно,

связно

и

последовательно

излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально

выразительной. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка

выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны

окружающих.

Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым

умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.

Е.И. Тихеева говорила: «…В связной речи отражается логика

мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в

правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое

высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».

Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи.

Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной

речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным

показателем уровня 4 общеречевого развития ребенка. Овладение связной

речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты —

предложения, слова и т. д.

Л.С. Выготский писал: «В овладении речью, ребенок идет от части к

целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе,

еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная

речь, состоящая из ряда развернутых предложений»

Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого

условия, т. е. речевую развивающую среду. Это не только предметное

окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление

различной стороны речи дошкольника.

Важнейшим средством развития речи является общение.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на

согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и

достижения общего результата. Речевое общение в дошкольном возрасте

осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой,

учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому

очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами,

суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между

собой, давать указания, поручения.

Практиковать диалог с ребенком, задавать простые вопросы и просить

показать и назвать предметы, их свойства.

Анализ практики педагогов показывает, что не все воспитатели умеют

организовать и использовать общение в интересах развития речи детей.

Широко

распространен

авторитарный

стиль

общения,

в

котором

преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит

формальный характер, лишено личностного смысла. Воспитатель должен

овладеть

культурой

демократического

стиля

общения,

при

котором

собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Ему важно

организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на

речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы

для общения.

Эффективными средствами развития связной речи являются:

работа над составлением рассказа — описания;

работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

работа над пересказом;

игры – драматизации;

игры – импровизации;

работа над самостоятельным рассказом;

чтение стихов по ролям;

чтение художественной литературы.

Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм

(песенки, считалки, загадки, скороговорки).

Речь взрослого – пример для подражания!

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи

окружающих. Подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства,

но и недостатки.

Отсюда сложились требования к речи взрослого:

Речь должна быть содержательной, логичной и точной.

Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).

Речь

должна

быть

лексически,

фонетически

и

грамматически

правильной.

В речи должно использоваться художественное слово.

Речь должна быть выразительной.

Речь должна быть эмоционально насыщенной.

Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться.

Слова

произносятся

достаточно

громко,

чтобы

ребенок

смог

расслышать все звуки.

Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.