Автор: Камаева Зульфия Фаридовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №48 "Дельфиненок"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Технология
Тема: "Бусотехника" -технология развития познавательной и речевой деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"
«Бусотехника» -технология развития познавательной и речевой деятельности детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата»
Актуальность.
Детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний и представляет
собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих
путей в головном мозге. Передо мной стояла задача подобрать такую игровую
технологию, которая включает в себя манипуляцию ребенка с предметами и активизирует
его познавательную, и речевую деятельность. При этом размер предметов должен быть
таким, чтобы их легко было удержать в руке. На помощь мне пришли бусы!
Для меня бусы были просто украшением, но попав в руки моим воспитанникам стали
доступным эстетически притягательным дидактическим материалом. Играя с бусами,
ребенок с ДЦП знакомится с пространственной ориентацией, развивает мелкую моторику
и координацию движений, закрепляет такие понятия, как цвет, форма, размер, и проявляет
творчество.
При проведении работы с использованием «бусотехники» необходимо помнить о главном
условии– ребенку должно быть интересно, поэтому предлагаю сочетать работу с бусами с
проговариванием или пропеванием коротких песенок, четверостиший или скороговорок.
Можно использовать музыкальное сопровождение со спокойной, красивой мелодией.
Содержание практики.
Для организации «бусотехники» не надо создавать специальную развивающую среду,
достаточно подобрать бусы разного цвета, размера, длины. Игра с бусами универсальна,
ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, в
образовательной деятельности, как часть занятия, на прогулке. Работа с детьми проходит
индивидуально или малыми подгруппами.
Этапы работы «Бусотехники»:
I этап. Подготовительный.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму
бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей
длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами)
II этап. Конструктивный.
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и
речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например,
выкладываем из бус парусник, начинаем играть: на парусник дует сильный ветер– «с-с-с».
Или, из бус построили дом и по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.
III этап. Творческий.
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров,
придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам.
На этом этапе игры с бусами используются как средство, с помощью которого можно
повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, развить собранность,
внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, развить навыки
коллективной деятельности.
Дети выкладывают геометрические фигуры, как бы изнутри изучают, ощущают их,
играют в игры на сравнение, используют бусы в исследовательской деятельности.
Игры на сравнение: «Что изменилось?», «Найди общее» и др.
Игры на цветовосприятие: «Раз, два, три бусинка иди», «Нарисуй одним цветом»,
«Перенеси бусы».
Инструкция выкладывания фигурок из бусин сопровождается стихами. Постоянно
повторяя стихи у детей развивается память.
Преимущества технологии «Бусоград» в работе с детьми с ДЦП в том, что у ребенка
получаются красочные и привлекательные рисунки вне зависимости от имеющихся у него
навыков. Бусы не вызывают у ребёнка негативного отношения, и вся работа
воспринимается им как игра.
Работа с бусами позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его
психологические
затруднения,
развить
способность
осознавать
свои
желания
и
возможность их реализации.
Результаты практики
Использование «бусотехники» превращает обучение в наглядный, увлекательный и
эффективный
процесс,
благодаря
которому
закрепляются
полученные
знания,
активизируются умственные способности, формируется диалогическая и монологическая
речь детей. Чувство успеха, появившееся у ребенка с двигательными расстройствами, и
приобретенное
благодаря
двигательным
достижениям,
создает
благоприятную
психологическую атмосферу, побуждающую говорить.
Ожидаемые результаты, которые заложены в «бусотехнику» (рисунок № 1), дают
возможность наглядно представить, что я хотела получить на первом, втором и третьем
этапе работы в начале и середине учебного года.
Рисунок № 1
сен
окт
нояб
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
использование "бусотехники"
познавательная
речевая
двигательная
Список используемой литературы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17
октября 2013 г. N 1155.
Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию / Родина М. И.,
Бусоград / М. И. Родина. – Санкт-Петербург: 2014.