Автор: Трифонова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры
«Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей
раннего возраста»
г. Заволжье, 2025 г.
Сюжетно-отобразительная игра возникает на основе предметной деятель-
ности - ведущей в раннем возрасте. Ребенок осваивает действие с предметом и
повторяет те действия взрослых, которые он наблюдает, и которые его
заинтересовали. Для ребенка это реальная деятельность, не предполагающая
пока никакой условной ситуации.
Сюжетно-отобразительная
игра
является
важной
предпосылкой
к
переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей
деятельностью становится сюжетно-ролевая игра.
Педагоги
и
психологи
придерживаются
следующей
позиции:
игре
необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства
развиваться не будут.
Дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо
знакомо, поэтому для развития игры необходимо обогащать жизненный опыт
малышей.
Наиболее эффективной формой ознакомления с окружающим миром
являются наблюдения. Например: обращаем внимание детей на дела взрослых:
как помощник воспитателя моет посуду, застилает кровать. Обсуждаем с
детьми
все, что они видят, комментируем действия малышей и свои
собственные действия. Так, во время обеда говорим: «Сейчас мы будем кушать.
Сначала я завяжу всем салфетки, чтобы не испачкать платьица и рубашечки.
Вот Катина салфеточка, вот Машина…» Малыши также с большим интересом
наблюдают за животными: за кошкой, собакой. Иногда малыши переносят
игровые действия, с одной игрушки на другую при этом обычно не учитывают
изменения условий.
Например: одинаково кормят кукол и животных в
независимости от их образного решения: Сажают за стол собачку и начинают
одинаково кормить, поднося к их рту ложку.
Полезно также обсуждать с детьми домашние дела взрослых. Мы
рассказываем малышам, какие дела бывают у взрослых (мама стирает, бабушка
гладит, папа покупает продукты), интересуемся у детей, что мама готовила на
обед, кто вечером укладывает их спать и т.п.
В течение дня стараемся привлекать детей к посильному участию в
жизни группы (предлагаем им помочь принести салфетницы,
поставить
хлебницы, вытереть салфеткой стол, поправить одеяло и подушку на кроватке
после дневного сна, подать воспитателю носочек, когда тот одевает кого-то из
сверстников и пр.).
Обогащению жизненного опыта детей способствует чтение книг,
совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных
пониманию малышей иинтересных для них эпизодов из жизни взрослых,
других детей, животных.
Личностно-ориентированное общение является необходимым условием
возникновения и развития игры. Качество игрового взаимодействия взрослого
с ребенком, а, следовательно, и качество самостоятельной игры детей в
огромной
мере
зависит
от
характера
взаимоотношений
партнеров.
Отстраненное отношение воспитателя к ребенку препятствует полноценному
развитию игровой деятельности. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к
игре, важно установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у
него доверие и желание действовать вместе. Воспитатель может заинтересовать
малыша игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в
игре собственную фантазию, педагог создает благоприятную атмосферу для
развития творческой игры детей.
Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые дейсвия,
следует отказаться от поучающего тона, замечаний. Побуждая малыша к игре,
вместо прямых указаний: «Покорми Лялю», «Искупай собачку», используем
косвенные методы (вопросы, советы). Например, говорим: «Кажется, Ляля
хочет кушать. Давай покормим
ее» или спрашиваем: «Твоя собачка уже
искупалась?»
Часто обращаемся к ребенку от имени персонажа, например:«Ляля
говорит: „Я хочу кушать"». «Собачка говорит: „Давай купаться"». В ходе игры
стремимся к равноправному партнерству даже с самыми маленькими детьми.
Заинтересовав малыша каким-либо сюжетом, не только даем ему советы, но и
обращаемся к нему с вопросами, просьбами, предложениями, подстраиваем
свои действия под действия ребенка.
Например, видя, что малыш сидит, обняв мишку, подходим к ребенку и
говорим:
«Твой Мишутка уснул? Давай положим его в кроватку». Если
ребенок соглашается на предложение, вместе с ним приносим кроватку,
подушку, одеяло и предлагаем малышу самому уложить мишку в кроватку.
Показав ребенку, новое для него игровое действие, следует сразу же
подключить к нему малыша: «Вот как киска пьет из чашечки, хочешь тоже ее
попоить? Возьми чашечку. Давай скажем: „Пей, киса"».
Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-
инсценировки. Мы показываем, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и
руки полотенцем, садится за стол, пьет молоко, т.е. демонстрируем цепочки
последовательных разнородных действий с одной игрушкой. В следующий раз
демонстрируются
однородные
действия,
которые
выполняют
различные
игрушки: мишка, кукла, зайка. Они по очереди поют знакомую малышам
песню, читают стихотворение, пляшут, играют в мяч.
Детям показываем также инсценировки с использованием настольного,
кукольного театров, сюжетно-дидактические игры. Они с удовольствием
смотрят, как разыгрывается знакомая сказка, стихотворение, бытовые сценки,
созвучные их опыту.
После показа предлагаем малышам поиграть с игрушками, вызывает
желание подражать тому, что они видели на занятии. Включаясь в игру детей,
подсказываем, как выполнить игровое действие, ставим перед ними игровые
задачи («Спой с куклой песенку!»), помогаем при затруднениях («Давай вместе
с куклой прочитаем стихотворение про зайку»).
Естественно, что дети не смогут повторить все демонстрировавшиеся
действия. Однако показ необходим для уточнения представлений ребенка,
формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения.
Стараемся активизировать речь воспитанников, обращаясь с просьбой (спеть
вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действие).
Чтобы
разнообразные
показы-инсценировки
приносили
положительные
результаты, повторяем их, вводя новые элементы, вызываем у малышей
эмоциональные реакции, повышаем их активность. Повторные показы-
инсценировки проводим с двумя-тремя детьми: это позволяет упражнять в их
выполнении игровых действий (практических, условных, воображаемых), в
использовании предметов-заместителей.
Предлагать предметы-заместители
лучше в совместных играх взрослого с детьми. Например, заранее создаем
такую ситуацию, за стол сажаем кукол, из шкафа убираем игрушечные тарелки,
вместо них кладем картонные кружочки, которыми играющие буду замещать
отсутствующие тарелки. Спрашиваем детей: "Почему куклы сидят за столом?
Может быть, они хотят кушать?" Обычно дети легко принимают эту игровую
задачу. Но хочется отметить, что вводить в игру предметы-заместители можно
по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с
реалистическими игрушками, усваивать смысл действий понарошку.
Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей
происходит значительный скачок — в игре появляется роль. Появление роли
связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления
впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, — на
человека. Игры становятся сюжетно-ролевыми.