Напоминание

Формирование психологической готовности детей к школе.

Автор: Трифонова Ольга Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №118 корпус 1
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование психологической готовности детей к школе.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование психологической готовности детей к школе.

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех

психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование

психологической готовности к школе. Ведущей деятельностью дошкольного

возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и

закрепляются важные психологические качества и свойства. Впервые в игре

ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в

сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно

установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни

взрослых людей. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в

отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки

зрения с другими возможными , что способствует развитию мышления. В

результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится

выделять правила и следовать им, что обеспечивает переход к сознательному

и произвольному управлению своим поведением. Игравший в сюжетно-

ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, и

выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в

своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может

на первых порах испытывать затруднения . Также большое значение имеют

продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.),

в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности —

планирование, коррекция, контроль.

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика

психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая

включает в себя сформированность способностей и свойств,

обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а

также принятие социальной позиции школьника. Это уровень

психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный

для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в

коллективе сверстников.

Существуют различные подходы в понимании психологической

готовности к школе.

1.

Педагогический

Подход опирается на идею о том, что дети 5—6 лет имеют достаточно

высокие интеллектуальные, физические и психические возможности

для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика,

грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу

дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к

школьному обучению.

2. Психологический. Наличие необходимых для обучения новообразований,

соответствующих предъявляемым требованиям современной школы.

К ним относятся:

- определенный уровень развития познавательных интересов.

- готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка.

-наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также

достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и

произвольного поведения.

Особенно важным в данном подходе отмечается развитие

мотивационной сферы. В результате соединения познавательной

потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе

доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым

протекает на новом уровне, возникает особенное личностное

новообразование — «внутренняя позиция школьника». Она представляет

собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и

позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это

выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном

формировании и достижении целей.

Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности:

- умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно

определяющему способ действия;

-умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;

-умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

- умение работать по образцу;

-сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное

мышление, обучаемость и т. д.)

Психологическая готовность к школе включает в себя готовности:

личностную, умственную и волевую.

Личностная готовность в себя включает:

Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов

(потребность в социальном признании, стремление к приобретению

социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование

учебных и познавательных мотивов;

Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и

продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной

деятельности, наличие коммуникативной инициативы;

Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм

выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций,

сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного),

интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность в себя включает:

Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту,

овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность

действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие

определенного набора знаний, представлений и умений.

Речевая готовность — сформированность лексической,

фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон

речи;

Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность

восприятия, использование системы сенсорных эталонов; большая

опосредованность памяти и внимания; развитие сенсомоторной координации

и мелкой моторики.

Волевая готовность в себя включает:

Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения

целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение

мотивов.

Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое

поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами,

осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и

коррекция.

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех

психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование

психологической готовности к школе. Ребенок должен уметь:

1) воспроизводить образец;

2) работать по правилу;

3) выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним

рассказ;

4) различать отдельные звуки в словах.

Родители часто задают вопрос о возможности определить степень

готовности ребенка к школе в домашних условиях. Для этого есть несколько

специальных заданий.

Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из

геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть

нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать

его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны

пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку

и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное

задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это

может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите».

В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому

проигрывающие.

Задание 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность

сюжетных картинок. Картинок должно быть немного: от трех до пяти.

Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и

составить по ним рассказ.

Задание 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо

определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой

звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска

предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки

взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.

Предлагаем вариант тестов на определение готовности ребенка к школе:

1.Социальные навыки

Назови свою фамилию, имя и отчество?

Сколько тебе лет?

В каком городе ты живешь?

Ты ходишь в детский сад?

У тебя есть друзья?

Среди твоих друзей больше мальчиков или девочек?

Какая твоя любимая игра?

В каком месяце у тебя день рождения?

На каком этаже ты живешь?

Ответ: норма — ребенок должен ответить правильно на все вопросы.

2. Зрительное восприятие

Сколько предметов на рисунке?

Ответ: норма – ребенок должен различить 8 контуров.

3.Внимание

Найди 10 отличий, сравнивая две картинки

Ответ: норма — ребенок должен найти 10 отличий.

4. Пространственное восприятие

Ответь на вопросы:

1) Что находится в верхнем правом углу, нижнем левом? И т.д.

Ответ: норма – ребенок должен ответить правильно на все вопросы.

5. Зрительная память

Внимательно посмотри на картинки, запомни, отвернись и назови их:

Ответ: норма – 8 из 10.

6. Мышление

Найди четвертый лишний предмет и объясни почему:

7. Обобщение

Назови общим словом:

• зима, весна, лето, осень

• кошка, собака, корова, коза

• январь, март, июнь, сентябрь

• майка, юбка, сарафан, блузка

8. Анализирование

Назови лишнее слово:

- Вера, Катя, Петрова, Света

- карандаш, бумага, ручка, фломастер

-медведь, лось, корова, лиса

- береза, ромашка, клен, осина

9. Слухоречевая память

Повтори слова:

1 вариант: телевизор, кот, диван, окно, книга, компьютер, матрешка, конфета.

2 вариант: будильник, школа, трава, книга, карандаш, тетрадь, ластик,

учитель.

Ответ: норма – 6 из 8 слов должны быть повторены (можно не по порядку).

3 вариант: За высоким забором растут раскидистые яблони.

Ответ: норма – повторить все предложение.

10. Слуховое восприятие (фонематический слух)

Повтори звуки: д-т, п-б, к-г, с-з

Ответ: норма – повторить все звуки правильно.

11. Общая осведомленность

Ответь на вопросы:

1.

Какое сейчас время года?

2.

Как называется планета, на которой мы живем?

3.

Как называется спутник Земли?

4.

Чем отличается город от деревни?

5.

Чем отличаются дикие животные от домашних?

6.

Чем отличаются зимующие птицы от перелетных?

7.

Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Ответ: норма – все ответы должны быть правильными.

Стоит помнить, что тест не всегда является объективным показателем

готовности ребёнка к школе.