"Юный исследователь"

Авторы: Замуруева Ольга Александровна, Степанова Мария Александровна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия № 7
Населённый пункт: город Одинцово, Московская область
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Тема: "Юный исследователь"
Дата публикации: 20.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению.

« Юный исследователь »

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юный исследователь» разработана в соответствии с : - с требованиями ФГОС НОО, - закон «Об Образовании», - с рекомендациями примерных программ внеурочной деятельности начального и общего образования, - Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников, - с авторской программой А.И. Савенкова, - с учетом возрастных особенностей учащихся, - с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, - с учётом целей и задач гимназии,
Обоснования для разработки.
В современной российской школе в основном учебном процессе все больше находит отражение практика использования методов исследовательского обучения. Учитель на уроке старается все чаще предлагать задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск. В основном учебном процессе в проведении самостоятельных исследований , в создании творческих проектов учащиеся и учитель ограничены временными рамками. Поэтому необходим курс внеурочной 2
деятельности, который мог бы в полном объеме удовлетворить запрос учащихся в данной области.
Основные адресаты и пользователи программы:
- обучающиеся и их родители, - учителя начальных классов, - руководители кафедры учителей начальных классов, - директор и заместители директора,
Актуальность.
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью. Современная школа в условиях социально – экономического уклада общества должна готовить учащихся к самостоятельной жизни , вооружить их такими умениями и навыками, которые они смогут применять в жизненных ситуациях. Так же знания и умения, которые получат обучающиеся при организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации учебной деятельности в колледжах, вузах.
Новизна.
Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы, ощутив весь спектр научных исследований, рассматривая проблему с точки зрения учёных, организуя собственное исследование.
Целесообразность.
Целесообразность программы обусловлена требованиями ФГОС НОО, в которых указана необходимость использования современных образовательных технологий деятельностного типа, методов проектно – исследовательской деятельности, потому что успешно запоминаются и эффективно применяются лишь те знания, которые получены в результате самостоятельного исследования.
Формируемые УУД.
Новый стандарт требует у учащихся сформированности УУД по окончании начальной школы. Проведение исследовательской работы – это способ формирования общих универсальных учебных действий : 3
- интеллектуальных ( познавательных ), - организационных ( регулятивных), - оценочных ( личностных), - коммуникативных.
Основные принципы реализации программы.
Данная программа внеурочной деятельности реализует следующие принципы : - научности, - доступности, - наглядности, - преемственности, - личностного подхода.
Отличительные особенности программы.
Особенность данной программы является формирование у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать знания в ходе проведения исследования. Логика построения программы позволяет овладеть основами исследовательской деятельности – от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса пробуждают к активной мыслительной деятельности, учат наблюдать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым способствуя формированию собственного восприятия окружающего мира. Умение вести диалог на заданную тему, участвовать в обсуждении собранного материала, выдвигать и опровергать гипотезы, участвовать в обсуждении в ходе исследований выбранного объекта – всему этому способствует выстроенная система теоретических и практических занятий, формирующая устную коммуникативную и речевую компетенцию учащихся. 4
В работе над исследованием обязателен этап работы над темой, в котором дети должны самостоятельно ее выбрать, руководствуясь личными интересами и потребностями.
Цель программы :
- трансформация процесса развития интеллектуально – творческого по - тенциала личности ребёнка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы :
- формирование представлении об исследовании как об основном способе учебной деятельности, - развитие познавательных способностей младших школьников, - развитие познавательных потребностей младших школьников, - обучение младших школьников знаниями, необходимых для проведения самостоятельных исследований, - формирование УУД, ведущим к самостоятельному поиску и исследованию.
Основные принципы программы :
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации . Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых. 5
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном

процессе начальной школы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы нахо дит все большее применение. Современный учитель все чаще стре мится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения само - стоятельных исследований и создания детьми собственных творчес ких проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Основные разделы программы :
6
Изучение практики использования в образовательных целях мето дов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает неко торой односторонностью. Большинство современных образова тельных технологий исследовательского обучения учащихся предпо лагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы под держки и контроля качества. Она предполагает разработку содержа ния, форм организации и методов оценки результатов. Программа учебно-исследовательской деятельнос ти учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг».
Специальные занятия по приобрете нию учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • структурировать материал; 7
• готовить тексты собственных докладов; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Проведение уча - щимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг».
Содержание и организация меро - приятий, необходимых для управления процессом решения задач ис - следовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты ис - следовательских работ и творческих проектов и др.). Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • Системность организации учебно-воспитательного процесса; 8
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Место курса в учебном плане :
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образова- ния - 4 года, объёмом в 270 часов. В 1 классе по 2 занятия в неделю, 33 учебные недели, 66 часов в год. Во 2 - 4 классах по 2 занятия в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год. 1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в школе. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». 2 класс . Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первом триместре учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». 3 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первом триместре учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». 4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Используемые технологии :
- здоровьесберегающие, - информационно – коммуникационные, - проблемного обучения, - дифференцированного обучения. 9

Формы организации учебного процесса :
- индивидуальная работа, - работа в группах, парах, - работа с привлечением родителей, - внеклассная работа, - самостоятельная работа дома, - работа в библиотеке, - работа с интернет – ресурсами.
Режим проведения занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, после уроков, согласно утверждённому расписанию проведения курсов внеурочной деятельности.
Место проведения занятий :
- учебный кабинет, - библиотека, читальный зал, - пришкольный участок, - рабочее место дома.
Виды занятий.
практические теоретические Опыты Работа с источниками информации Наблюдения Работа с интернет – ресурсами Экскурсии Изучение справочных материалов Встречи и беседы с интересными людьми Заседания Беседы с родителями Круглые столы Беседы с другими детьми
Основные методы проведения занятий :
- беседа, 10
- игра, - практическая работа, - эксперимент, - наблюдение, - экспресс – исследование, - коллективные и индивидуальные исследования, - самостоятельная работа, - защита исследовательских работ, - заседания, - круглые столы, - мини – конференции, - консультации.
Основные формы контроля :
- участие в конкурсах, - выступления на научно – исследовательских конференциях, - участие и выступления на мини – конференциях, - защита исследовательских работ, - доклад, презентация.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их

оценки:

Результат

Критерии
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной 11
исследований (коллективных и индивидуальных) практике взаимодействия с миром Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др. Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности
Способы определения результативности реализации программы :
Все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу. Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. 12
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания ( что встречается крайне редко).
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию

реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента
Планируемые результаты освоения программы курса :

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:  положительное отношение к исследовательской деятельности;  широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;  интерес к новому содержанию и новым способам познания;  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; 13
 способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:  внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;  выраженной познавательной мотивации;  устойчивого интереса к новым способам познания;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;  морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;  планировать свои действия;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия;  оценивать свои действия на уровне ретрооценки;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  самостоятельно находить варианты решения познавательной зада чи. Обучающийся научится 14

Познавательные универсальные учебные действия
:  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;  высказываться в устной и письменной формах;  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  владеть основами смыслового чтения текста;  анализировать объекты, выделять главное;  осуществлять синтез (целое из частей);  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения об объекте;  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);  подводить под понятие;  устанавливать аналогии;  оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,  наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,  планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;  оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозмож ность и др.; 15
 использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  использовать речь для регуляции своего действия;  контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться:  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Возможные результаты исследовательской деятельности младших

школьников:
альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия
Материально – техническое оснащение:
16
Технические средства : • компьютер,

принтер,

сканер,

мультмедиапроектор;

интерактивная доска • набор ЦОР по проектной технологии. Пособия для учителя : 1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников.» Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. « Я – исследователь.» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова «Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов.» - М. БАЛЛАС,2008 Пособия для обучающихся : 1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. «Я – исследователь». Рабочая тет- радь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет - ресурсы 4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина «Всё узнаю, всё смогу.» Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе. - М. БАЛЛАС, 2008. 17

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

И ПОУРОЧНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЯ
18

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я - исследователь»

1 класс
№ ТЕМА Ч СРОК И При мечание 1 Раздел № 1. Тренинг 2 4 2 Раздел № 2. Исследовательская практика 3 0 3 Раздел № 3. Мониторинг 1 2
ИТОГО:

6

6

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я - исследователь»

1 класс

№ п/п

Содержание

тематического

блока

Дата

Основные виды деятельности.
1-2 Что такое исследование? Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 19
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. 3-4 Наблюдение и наблюдательность. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. 5-6 Что такое эксперимент. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. 7-8 Учимся вырабатывать гипотезы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 9-10 Знакомство с логикой. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 11-12 Как задавать вопросы. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом 20
учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 13-14 Учимся выделять главное и второстепенное. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 15-16 Как делать схемы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию. 17-18 Как работать с книгой. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и 21
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 19-20 Что такое парадоксы. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 21-22 Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 23-24 Как сделать сообщение о результатах исследования. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 25-26 Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, 22
исполнителя, критика). 27-28 Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 29-30 Экспресс-исследование. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 31-32 Семинар по итогам экскурсии. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Задавать вопросы. 33-34 Коллективная игра – исследование. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 23
35-40 Коллекционирование. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 41-48 Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 49-54 Сообщения о своих коллекциях. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 55-58 Мини конференция по итогам экспресс – исследований. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. 24
59-62 Мини - конференция по итогам собственных исследований. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. 63-66 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я - исследователь»

2 класс
№ ТЕМА Ч СРОКИ Примечание 25
1 Раздел № 1. Тренинг 3 4 2 Раздел № 2. Исследовательская практика 2 2 3 Раздел № 3. Мониторинг 1 2 ИТОГО: 6 8
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я - исследователь»

2 класс
№ п/п Содержание тематического блока Ч Дата Основные виды деятельности.
Тренинг (34 часа)
1-2 Научные исследования и наша жизнь 2 Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). 3-4 Методы исследования 2 5-6 Наблюдение и наблюдательность 2 7-8 Эксперимент – познание в действии 2 9-10 Гипотезы и провокационные идеи 2 11- 12 Анализ и синтез 2 26
Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности. Практические задания на анализ и синтез. Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Практические занятия по тренировке 13- 14 Как давать определения понятиям 2 15- 16 Планирование и проведение наблюдений и экспериментов 2 17- 18 Наблюдение и экспериментирование 2 19- 20 Основные логические операции 2 21- 22 Гипотезы и способы их конструирования 2 23- 24 Искусство задавать вопросы 2 25- 26 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное 2 27- 28 Ассоциации и аналогии 2 29- 30 Суждения, умозаключения, выводы 2 31- 32 Искусство делать сообщения 2 33- 34 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы 2
Исследовательская практика (22 часа)
27
умений задавать вопросы. Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практическое задание на создание аналогий. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Подготовка детских работ к публичной защите. 35- 36 Как выбрать тему собственного исследования 2 37- 40 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 4 41- 44 Коллективная игра- исследование 4 45- 52 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 8 53- 56 Семинар 4
Мониторинг (12 часов)
57- 60 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. 4 61- 64 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) 4 65- Защита собственных 4 28
68 исследований
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я - исследователь»

3 класс
№ ТЕМА Ч СРОКИ Примечание 1 Раздел № 1. Тренинг 2 2 2 Раздел № 2. Исследовательская практика 3 4 3 Раздел № 3. Мониторинг 1 2 ИТОГО: 6 8 Учебно-тематическое планирование по курсу «Я - исследователь» 3 класс № п/п Содержание тематического блока Ч Дат а Основные виды деятельности. Тренинг (22 часа) 1- 2 Культура мышления 2 Практические задания по развитию умений наблюдать и 3- Методы исследования 2 29
4 экспериментировать. Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Классифицирование. Определение понятий. 5- 6 Научная теория 2 7- 8 Научное прогнозирование 2 9- 10 Совершенствование техники наблюдения 2 11- 12 Экспериментирование 2 13 -14 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 2 15 -16 Ассоциации и аналогии 2 17 -18 Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов 2 19 -20 Умение выявлять проблемы 2 21 -22 Как подготовиться к защите 2 Исследовательская практика (34 часа) 23 -26 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 4 27 -32 Индивидуальная работа по планированию и 6 30
проведению самостоятельных исследований Практические задания по структурированию текстов. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Определение основных понятий. Структурирование 33 -52 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 2 0 53 -56 Семинар 4 Мониторинг (12 часов) 57 -60 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей 4 61 -64 Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя 4 65 -68 Защита собственных исследовательских работ 4 31
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Я - исследователь» 4 класс № ТЕМА Ч СРОК И Приме чание 1 Раздел № 1. Тренинг 2 2 2 Раздел № 2. Исследовательская практика 3 4 3 Раздел № 3. Мониторинг 1 2 ИТОГО: 6 8 32
Учебно-тематическое планирование по курсу «Я - исследователь» 4 класс № п/п Содержание тематического блока Ч Дат а Основные виды деятельности Тренинг (22 часа) 1- 2 Культура мышления 2 Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по
3-

6

Методы исследования

4

7-

8

Научная теория

2

9-

10

Научное

прогнозирование

2
33
структурированию текстов. Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Коллективная беседа - как правильно проводить
11-

12

Совершенствование

техники наблюдения

экспериментирования

2

13

-14

Искусство задавать

вопросы и отвечать на них

из наблюдений и

экспериментов

2

15

-16

Умение выявлять

проблемы

2

17

-18

Ассоциации и

аналогии

2

19

-20

Как правильно делать

выводы из наблюдений и

экспериментов

2

21

-22

Как подготовиться к

защите

2

Исследовательская практика (34 часа)

23

-24

Определение

проблемы и выбор темы

собственного исследования

2

25

-34

Индивидуальная

работа по планированию и

проведению

самостоятельных

исследований

1

0
34
наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов. Коллективная игра «Вопросы и ответы». Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в
35

-52

Индивидуальная

консультационная работа

по проведению

самостоятельных

исследований

1

8

53

-56

Семинар

4

Мониторинг (12 часов)

57

-64

Участие в защитах

исследовательских работ в

качестве зрителей.

8

65

-66

Участие в защите

результатов исследований

учеников основной школы

в качестве зрителя

2

67

-68

Защита собственных

исследовательских работ и

творческих проектов.

2
35
36