Авторы: Замуруева Ольга Александровна, Степанова Мария Александровна Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия № 7
Населённый пункт: город Одинцово, Московская область
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Тема: "Юный исследователь"
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юный исследователь» разработана в
соответствии с :
- с требованиями ФГОС НОО,
- закон «Об Образовании»,
- с рекомендациями примерных программ внеурочной деятельности
начального и общего образования,
- Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников,
- с авторской программой А.И. Савенкова,
- с учетом возрастных особенностей учащихся,
- с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся,
- с учётом целей и задач гимназии,
Обоснования для разработки.
В современной российской школе в основном учебном процессе все
больше находит отражение практика использования методов
исследовательского обучения. Учитель на уроке старается все чаще предлагать
задания, включающие детей в самостоятельный, творческий,
исследовательский поиск.
В основном учебном процессе в проведении самостоятельных
исследований , в создании творческих проектов учащиеся и учитель
ограничены временными рамками. Поэтому необходим курс внеурочной
2
деятельности, который мог бы в полном объеме удовлетворить запрос
учащихся в данной области.
Основные адресаты и пользователи программы:
- обучающиеся и их родители,
- учителя начальных классов,
- руководители кафедры учителей начальных классов,
- директор и заместители директора,
Актуальность.
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической
значимостью. Современная школа в условиях социально – экономического
уклада общества должна готовить учащихся к самостоятельной жизни ,
вооружить их такими умениями и навыками, которые они смогут применять в
жизненных ситуациях. Так же знания и умения, которые получат обучающиеся
при организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой
для организации учебной деятельности в колледжах, вузах.
Новизна.
Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся
получают возможность посмотреть на различные проблемы, ощутив весь
спектр научных исследований, рассматривая проблему с точки зрения учёных,
организуя собственное исследование.
Целесообразность.
Целесообразность программы обусловлена требованиями ФГОС НОО, в
которых указана необходимость использования современных образовательных
технологий деятельностного типа, методов проектно – исследовательской
деятельности, потому что успешно запоминаются и эффективно применяются
лишь те знания, которые получены в результате самостоятельного
исследования.
Формируемые УУД.
Новый стандарт требует у учащихся сформированности УУД по
окончании начальной школы. Проведение исследовательской работы – это
способ формирования общих универсальных учебных действий :
3
- интеллектуальных ( познавательных ),
- организационных ( регулятивных),
- оценочных ( личностных),
- коммуникативных.
Основные принципы реализации программы.
Данная программа внеурочной деятельности реализует следующие
принципы :
- научности,
- доступности,
- наглядности,
- преемственности,
- личностного подхода.
Отличительные особенности программы.
Особенность данной программы является формирование у младших
школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать
знания в ходе проведения исследования. Логика построения программы
позволяет овладеть основами исследовательской деятельности – от
осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных
частей исследовательской деятельности.
Занятия курса пробуждают к активной мыслительной деятельности, учат
наблюдать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью
человека и наукой, тем самым способствуя формированию собственного
восприятия окружающего мира.
Умение вести диалог на заданную тему, участвовать в обсуждении
собранного материала, выдвигать и опровергать гипотезы, участвовать в
обсуждении в ходе исследований выбранного объекта – всему этому
способствует выстроенная система теоретических и практических занятий,
формирующая устную коммуникативную и речевую компетенцию учащихся.
4
В работе над исследованием обязателен этап работы над темой, в
котором дети должны самостоятельно ее выбрать, руководствуясь личными
интересами и потребностями.
Цель программы :
- трансформация процесса развития интеллектуально – творческого по -
тенциала личности ребёнка путем совершенствования его исследовательских
способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы :
- формирование представлении об исследовании как об основном
способе учебной деятельности,
- развитие познавательных способностей младших школьников,
- развитие познавательных потребностей младших школьников,
- обучение младших школьников знаниями, необходимых для проведения
самостоятельных исследований,
- формирование УУД, ведущим к самостоятельному поиску и
исследованию.
Основные принципы программы :
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным
процессом.
Принцип гуманизации .
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для
развития способностей детей.
Принцип опоры.
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
5
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской
деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с
учащимися необ ходимо обсудить, что получилось и что не получилось,
изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш
ным.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к
окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что
его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более
активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была
искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное
достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном
процессе начальной школы
Практика использования методов исследовательского обучения в
основном учебном процессе современной российской школы нахо
дит все
большее применение. Современный учитель все чаще стре
мится предлагать
задания, включающие детей в самостоятельный творческий,
исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения само
-
стоятельных исследований и создания детьми собственных творчес
ких
проектов в основном учебном процессе существенно ограничены
действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело,
требующее длительного времени, а также новых теоретических и
методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика
ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на
внеклассных и внеурочных занятиях.
Основные разделы программы :
6
Изучение практики использования в образовательных целях мето
дов
самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в
том, что
современный подход к решению этой задачи страдает неко
торой
односторонностью. Большинство современных образова
тельных технологий
исследовательского обучения учащихся предпо
лагают лишь различные
варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник,
ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их
этому
специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по
развитию исследовательских способностей учащихся.
Любая учебная деятельность
требует особой системы под
держки и
контроля качества. Она предполагает разработку содержа
ния, форм
организации и методов оценки результатов.
Программа учебно-исследовательской деятельнос ти учащихся включает
три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг».
Специальные занятия по приобрете
нию
учащимися специальных знаний и развитию умений и
навыков исследовательского поиска.
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся
должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками
исследовательского поиска:
•
видеть проблемы;
•
ставить вопросы;
•
выдвигать гипотезы;
•
давать определение понятиям;
•
классифицировать;
•
наблюдать;
•
проводить эксперименты;
•
делать умозаключения и выводы;
•
структурировать материал;
7
•
готовить тексты собственных докладов;
•
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по
принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно
цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.
Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса
возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом
классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться
от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Проведение уча
-
щимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных
исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма
выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой
подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в
процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг».
Содержание и организация меро
-
приятий, необходимых для управления процессом решения задач ис
-
следовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты ис
-
следовательских работ и творческих проектов и др.).
Основное содержание работы - презентация результатов собственных
исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Особенностью данной программы является реализация педагогической
идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
•
Непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;
•
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
8
•
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Место курса в учебном плане :
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образова-
ния - 4 года, объёмом в 270 часов.
В 1 классе по 2 занятия в неделю, 33 учебные недели, 66 часов в год.
Во 2 - 4 классах по 2 занятия в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в
год.
1 класс.
Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в
школе. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы
поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская
практика», «мониторинг».
2 класс . Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в
школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первом триместре учебного
года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий
составляет 68 часов. Эти часы поделены между тремя подпрограммами:
«тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
3 класс.
Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в
школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первом триместре учебного
года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий
составляет 68 часов. Эти часы поделены между тремя подпрограммами:
«тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 час в неделю в школе,
плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объём
занятий составляет 68 часов. Эти часы поделены между тремя
подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Используемые технологии :
- здоровьесберегающие,
- информационно – коммуникационные,
- проблемного обучения,
- дифференцированного обучения.
9
Формы организации учебного процесса :
- индивидуальная работа,
- работа в группах, парах,
- работа с привлечением родителей,
- внеклассная работа,
- самостоятельная работа дома,
- работа в библиотеке,
- работа с интернет – ресурсами.
Режим проведения занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, после уроков, согласно
утверждённому расписанию проведения курсов внеурочной деятельности.
Место проведения занятий :
- учебный кабинет,
- библиотека, читальный зал,
- пришкольный участок,
- рабочее место дома.
Виды занятий.
практические
теоретические
Опыты
Работа с источниками информации
Наблюдения
Работа с интернет – ресурсами
Экскурсии
Изучение справочных материалов
Встречи и беседы с интересными
людьми
Заседания
Беседы с родителями
Круглые столы
Беседы с другими детьми
Основные методы проведения занятий :
- беседа,
10
- игра,
- практическая работа,
- эксперимент,
- наблюдение,
- экспресс – исследование,
- коллективные и индивидуальные исследования,
- самостоятельная работа,
- защита исследовательских работ,
- заседания,
- круглые столы,
- мини – конференции,
- консультации.
Основные формы контроля :
- участие в конкурсах,
- выступления на научно – исследовательских конференциях,
- участие и выступления на мини – конференциях,
- защита исследовательских работ,
- доклад, презентация.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их
оценки:
Результат
Критерии
Преодоление барьера
боязни проведения
самостоятельных
Стремления и попытки использования
исследовательского метода обучения в
основном учебном процессе и повседневной
11
исследований
(коллективных и
индивидуальных)
практике взаимодействия с миром
Получение
специальных знаний,
необходимых для
самостоятельных
исследований
Свободное оперирование понятиями: тема
исследования, проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, вывод, методы исследования и др.
Сформированность
специальных умений и
навыков, необходимых в
исследовательском поиске
Проявляемые умения: видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и
эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать
свои идеи
Возросшие
познавательные
потребности и
развивающиеся
способности.
Положительная динамика детского
отношения к процессу познания и росту
успешности основной учебной деятельности.
Изменение характера познавательной
деятельности в сторону повышения степени
самостоятельности
Способы определения результативности реализации программы :
Все дети (не только одарённые), должны быть включены в
самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает
тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг пути
проведения собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники
впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных»
защитах исследовательских работ и творческих проектов.
12
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и
характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут
работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов
доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу
учебного года.
Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в
том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками
представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками
искусственного затягивания ( что встречается крайне редко).
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Планируемые результаты освоения программы курса :
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и
оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
13
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской
деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной зада
чи.
Обучающийся научится
14
Познавательные универсальные учебные действия
:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных
исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозмож
ность и др.;
15
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Возможные результаты исследовательской деятельности младших
школьников:
альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция,
костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту,
плакат,
план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника, учебное пособие,
фотоальбом, экскурсия
Материально – техническое оснащение:
16
Технические средства :
•
компьютер,
•
принтер,
•
сканер,
•
мультмедиапроектор;
•
интерактивная доска
•
набор ЦОР по проектной технологии.
Пособия для учителя :
1.
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших
школьников.» Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2.
Савенков А.И. « Я – исследователь.» Рабочая тетрадь для младших
школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3.
М.В. Дубова «Организация проектной деятельности младших
школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов.» - М.
БАЛЛАС,2008
Пособия для обучающихся :
1.
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. «Я – исследователь». Рабочая тет-
радь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
2.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная
литература.
3.
Интернет - ресурсы
4.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина «Всё узнаю, всё смогу.» Тетрадь для
детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе. - М.
БАЛЛАС, 2008.
17
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
И ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЯ
18
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я - исследователь»
1 класс
№
ТЕМА
Ч
СРОК
И
При
мечание
1
Раздел № 1. Тренинг
2
4
2
Раздел № 2. Исследовательская
практика
3
0
3
Раздел № 3. Мониторинг
1
2
ИТОГО:
6
6
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я - исследователь»
1 класс
№ п/п
Содержание
тематического
блока
Дата
Основные виды деятельности.
1-2
Что такое
исследование?
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
19
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
3-4
Наблюдение и
наблюдательность.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться:
навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и
интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и
позицию.
5-6
Что такое эксперимент.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать
собственное мнение и позицию.
7-8
Учимся вырабатывать
гипотезы.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
9-10
Знакомство с логикой.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
11-12
Как задавать вопросы.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
20
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
13-14
Учимся выделять
главное и
второстепенное.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
15-16
Как делать схемы.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и
позицию.
17-18
Как работать с книгой.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
21
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
19-20
Что такое парадоксы.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
21-22
Мыслительные
эксперименты и
эксперименты на
моделях.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
23-24
Как сделать сообщение
о результатах
исследования.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
25-26
Тренировочное занятие
по методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
22
исполнителя, критика).
27-28
Индивидуальные
занятия по методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
29-30
Экспресс-исследование.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
31-32
Семинар по итогам
экскурсии.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Задавать вопросы.
33-34
Коллективная игра –
исследование.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
23
35-40
Коллекционирование.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу.
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
41-48
Экспресс -
исследование «Какие
коллекции собирают
люди».
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
49-54
Сообщения о
своих
коллекциях.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
55-58
Мини конференция по
итогам экспресс –
исследований.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
24
59-62
Мини - конференция по
итогам собственных
исследований.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу.
Формулировать собственное мнение и позицию.
63-66
Участие в защитах
исследовательских
работ и творческих
проектов учащихся
вторых – четвертых
классов.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я - исследователь»
2 класс
№
ТЕМА
Ч
СРОКИ
Примечание
25
1
Раздел № 1. Тренинг
3
4
2
Раздел № 2. Исследовательская
практика
2
2
3
Раздел № 3. Мониторинг
1
2
ИТОГО:
6
8
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я - исследователь»
2 класс
№
п/п
Содержание
тематического блока
Ч
Дата
Основные виды деятельности.
Тренинг (34 часа)
1-2
Научные исследования и
наша жизнь
2
Коллективное обсуждение вопросов о
наиболее заинтересовавших детей
исследованиях и открытиях, о возможностях
применения их результатов. Беседа о самых
интересных научных открытиях,
использующихся в нашей жизни.
Практические задания - тренировка в
использовании методов исследования в ходе
изучения доступных объектов (вода, свет,
комнатные растения, животные, люди и т.п.).
3-4
Методы исследования
2
5-6
Наблюдение и
наблюдательность
2
7-8
Эксперимент – познание в
действии
2
9-10
Гипотезы и провокационные
идеи
2
11-
12
Анализ и синтез
2
26
Знакомство с приборами, созданными для
наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).
Практические задания на развитие
наблюдательности.
Практические задания на анализ и синтез.
Практическое использование приемов,
сходных с определением понятий. Загадки как
определения понятий. Составление
кроссвордов.
Коллективная беседа «Нужен ли
исследователю план работы». Практическая
работа «Планируем и проводим собственные
наблюдения».
Практические задания по темам: как
давать определения понятиям, проводить
анализ, синтезировать, обобщать,
классифицировать, делать умозаключения.
Практические задания по темам: как
давать определения понятиям, проводить
анализ, синтезировать, обобщать,
классифицировать, делать умозаключения.
Беседа на тему «Как рождаются
гипотезы».
Практические занятия по тренировке
13-
14
Как давать определения
понятиям
2
15-
16
Планирование и проведение
наблюдений и
экспериментов
2
17-
18
Наблюдение и
экспериментирование
2
19-
20
Основные логические
операции
2
21-
22
Гипотезы и способы их
конструирования
2
23-
24
Искусство задавать вопросы
2
25-
26
Учимся оценивать идеи,
выделять главное и
второстепенное
2
27-
28
Ассоциации и аналогии
2
29-
30
Суждения, умозаключения,
выводы
2
31-
32
Искусство делать
сообщения
2
33-
34
Как подготовиться к защите
собственной
исследовательской работы
2
Исследовательская практика (22 часа)
27
умений задавать вопросы.
Практическая работа «Выявление
логической структуры текста».
Практическое задание на создание
аналогий.
Коллективное обсуждение задачи выбора
темы собственного исследования.
Подготовка детских работ к публичной
защите.
35-
36
Как выбрать тему
собственного исследования
2
37-
40
Индивидуальная работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
4
41-
44
Коллективная игра-
исследование
4
45-
52
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
8
53-
56
Семинар
4
Мониторинг (12 часов)
57-
60
Участие в процедурах защит
исследовательских работ в
качестве зрителей.
4
61-
64
Индивидуальная работа
(подготовка к защите
результатов собственных
исследований)
4
65-
Защита собственных
4
28
68
исследований
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я - исследователь»
3 класс
№
ТЕМА
Ч
СРОКИ
Примечание
1
Раздел № 1. Тренинг
2
2
2
Раздел № 2. Исследовательская практика
3
4
3
Раздел № 3. Мониторинг
1
2
ИТОГО:
6
8
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Я - исследователь»
3 класс
№
п/п
Содержание
тематического блока
Ч
Дат
а
Основные виды
деятельности.
Тренинг (22 часа)
1-
2
Культура мышления
2
Практические задания по
развитию умений наблюдать и
3-
Методы исследования
2
29
4
экспериментировать.
Практические задания _
использование методов
исследования в ходе изучения
доступных объектов.
Работа с приборами,
созданными для наблюдения
(телескопы, бинокли,
микроскопы и др.).
Практические задания по
развитию наблюдательности.
Анализ самых
интересных экспериментов,
выполненных в нашей группе
(классе). Практическое занятие
«Проведение экспериментов».
Практические задания на
продуцирование гипотез и
провокационных
идей. Практическое
занятие по созданию и
проверке собственных гипотез.
Классифицирование.
Определение понятий.
5-
6
Научная теория
2
7-
8
Научное
прогнозирование
2
9-
10
Совершенствование
техники наблюдения
2
11-
12
Экспериментирование
2
13
-14
Искусство задавать
вопросы и отвечать на них
2
15
-16
Ассоциации и
аналогии
2
17
-18
Как правильно делать
выводы из наблюдений и
экспериментов
2
19
-20
Умение выявлять
проблемы
2
21
-22
Как подготовиться к
защите
2
Исследовательская практика (34 часа)
23
-26
Определение
проблемы и выбор темы
собственного исследования
4
27
-32
Индивидуальная
работа по планированию и
6
30
проведению
самостоятельных
исследований
Практические задания по
структурированию текстов.
Практические задания по
развитию умений слушать
вопрос
и отвечать на него.
Определение основных
понятий. Структурирование
33
-52
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
2
0
53
-56
Семинар
4
Мониторинг (12 часов)
57
-60
Участие в защитах
исследовательских работ в
качестве зрителей
4
61
-64
Участие в защите
результатов исследований
учеников основной школы в
качестве зрителя
4
65
-68
Защита собственных
исследовательских работ
4
31
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я - исследователь»
4 класс
№
ТЕМА
Ч
СРОК
И
Приме
чание
1
Раздел № 1. Тренинг
2
2
2
Раздел № 2. Исследовательская
практика
3
4
3
Раздел № 3. Мониторинг
1
2
ИТОГО:
6
8
32
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Я - исследователь»
4 класс
№
п/п
Содержание
тематического блока
Ч
Дат
а
Основные виды
деятельности
Тренинг (22 часа)
1-
2
Культура мышления
2
Анализ и синтез.
Практические задания
«Как правильно
высказывать суждения»,
«Как делать обобщения»,
«Как классифицировать».
Практические задания по
3-
6
Методы исследования
4
7-
8
Научная теория
2
9-
10
Научное
прогнозирование
2
33
структурированию текстов.
Практические
задания _ тренировка в
использовании методов
исследования в ходе
изучения доступных
объектов. Исследования с
помощью новейших
информационных
технологий.
Коллективная беседа
«Известные, но
недоказанные гипотезы».
Коллективная беседа
- как правильно проводить
11-
12
Совершенствование
техники наблюдения
экспериментирования
2
13
-14
Искусство задавать
вопросы и отвечать на них
из наблюдений и
экспериментов
2
15
-16
Умение выявлять
проблемы
2
17
-18
Ассоциации и
аналогии
2
19
-20
Как правильно делать
выводы из наблюдений и
экспериментов
2
21
-22
Как подготовиться к
защите
2
Исследовательская практика (34 часа)
23
-24
Определение
проблемы и выбор темы
собственного исследования
2
25
-34
Индивидуальная
работа по планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
1
0
34
наблюдения и
эксперименты.
Практическое занятие _
проведение наблюдений и
экспериментов.
Коллективная игра
«Вопросы и ответы».
Коллективная беседа
«Ассоциации и аналогии в
35