Напоминание

"Использование проектной деятельности с детьми- сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей "

Автор: Азарова Елена Владиславовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "АЛЫЕ ПАРУСА"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование проектной деятельности с детьми- сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей "







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Азарова Е.В., социальный педагог;

ГБУ ЦССВ «Алые паруса»,

Москва

Аннотация:

развитие поисковой деятельности, познавательной активности и осознанной

нравственно-трудовой культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста с

ОВЗ

Ключевые слова

:

метод проектной деятельности, дети с ограниченными возможностями

здоровья, нравственное обучение, творческая деятельность, инновационные технологии,

воспитание патриотизма.

Использование проектной деятельности в работе с детьми - сиротами и детьми,

оставшимися без попечения родителей

(из опыта работы ГБУ ЦССВ «Алые паруса»)

С каждым годом все более актуальными становятся вопросы, связанные с

подготовкой

подрастающего

поколения

к

самостоятельной

жизни.

Специального

внимания в этом плане требуют воспитанники из числа детей - сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

В ГБУ ЦССВ « Алые паруса» живут и воспитываются дети – сироты и дети,

оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Опыт

профессиональной деятельности педагогов и специалистов организации показывает, что

подготовка воспитанников к самостоятельной жизни,

формирование у них умения

видеть и

творчески решать возникающие проблемы,

активно применять в жизни

полученные знания и приобретенные умения

– непростая задача. В этой связи

становится очевидным, что в подготовке воспитанников к жизни необходимо правильно,

максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические,

возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. У наших детей наблюдается

разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально -

волевых расстройств. Поэтому для работы с детьми был рассмотрен метод проектной

деятельности.

В результате проектной деятельности создается продукт, обладающий

объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость и

личностную ценность для каждого участника. При этом обязательно учитываются

результаты

исследования

отечественных

педагогов,

дефектологов,

логопедов

и

психологов.

Необходимо

знать

особые

образовательные

потребности

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, опираться на их индивидуальные и возрастные

возможности, а также учитывать специфику развития детей с нарушениями интеллекта.

Интересной инновационной технологией в практике социальных педагогов ЦССВ

«Алые паруса» по праву можно считать организацию проектной деятельности. Метод

проектов

в

Центре

это

совместная

деятельность

педагога

и

воспитанников,

направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. В нашем

Центре

метод

проектирования

можно

рассматривать

как

средство

активизации

познавательной деятельности воспитанников, как средство решения коррекционных задач

в работе с каждым ребенком, для повышения качества воспитательного процесса.

Использование в работе с воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью метода

проекта, как показала практика, дает положительный результат. Он позволяет более полно

учитывать психофизические и возрастные особенности детей и дифференцированно

проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции

(умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию),

речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.

Поэтому проектный метод по праву можно отнести к личностно-ориентированному

методу воспитания. Он способствует формированию критического и творческого

мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в

группе, умению выступать и работать в команде. Кроме того, он воспитывает

целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в

своих силах.

В своей работе с воспитанниками педагоги использовали исследовательский проект

«Хлеб - всему голова». Мы взяли этот проект, так как меняются времена, меняется

жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб остается в нашей стране – символом

благополучия, достатка. «Хлеб – всему голова» - не пустые слова, а народная мудрость –

выражение отношения нации, гостеприимство. Без уважения к хлебу, к родной земле, к

культуре и истории своей Родины невозможно воспитать полноценную личность.

Цель проекта: воспитание духовно – нравственных и культурных ценностей у детей

через уважительное отношение к Родине, своему народу, формирование представлений о

ценности хлеба,

развитие поисковой деятельности, познавательной активности и

осознанной нравственно-трудовой культуры у детей дошкольного и младшего школьного

возраста (группа разновозрастная).

Задачи проекта:

1.Обучающие:

формировать знания детей о многообразии злаковых культур и хлебобулочных

изделий и о долгом пути хлеба от поля до стола;

научить анализировать и делать выводы;

научить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

побуждать детей к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми.

2. Развивающие:

развивать

умения применять полученные знания в продуктивных видах

деятельности;

планировать этапы своих действий и обосновывать свой выбор;

развивать эстетическое отношение к окружающей действительности.

3. Воспитательные:

воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, труду хлеборобов и

пекарей.

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Предметная область: дети дошкольного возраста от 3-6 лет и младшего школьного

возраста от 7-12 лет (разновозрастная группа воспитанников). Длительность проекта

(приблизительно) - 8 месяцев. В ходе подготовки была создана визитная карточка проекта.

Краткое

содержание

проекта:

предлагаемый

проект

проводится

в

рамках

познавательного развития воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.

В результате работы над проектом у воспитанников формируется поисковая деятельность,

расширяются и углубляются знания об окружающем мире, о труде взрослых,

многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий, формируются знания о долгом

пути хлеба до стола. Дети учатся с помощью взрослых формулировать исследовательские

вопросы, определять возможные способы поиска ответов, привлекая для этого знания из

разных областей. А так же развивать умение применять полученные знания в

продуктивных

видах

деятельности

и

планировать

этапы

своей

деятельности,

обосновывать свой выбор.

В ходе проектной деятельности дети совместно с социальными педагогами создали:

коллекцию изделий в мини-музей хлеба, книги-самоделки: «Пословицы о хлебе»,

«Загадки

о хлебе». Блюда из муки и оформили их в виде фото-рецептов, а так же

коллективно замесили тесто в квартире, и изготовили своими руками выпечку, побывали

на экскурсии в пищеблоке, в магазине.

Пополнили свой активный словарный запас, разучили пословицы о хлебе, используя

мнемотехнику.

Этапы реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта:

учебно – методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции

картин русских художников по теме;

создание предметно – развивающей среды:

оформление квартиры в стиле горницы в русской избе: мельница, русская печь и т.д.

взаимодействие с педагогами:

посадка зерен пшеницы и ржи;

изготовление кормушки для птиц;

домашняя выпечка.

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

Начальные знания детей о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий, о

способах выращивания хлеба в старину и в современное время.

Развитие умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности,

планировать этапы действий, обосновывать свой выбор, совершенствовать навыки связного

высказывания.

Основа проекта:

развитие поисковой деятельности воспитанников, познавательной активности и осознанной

нравственно-трудовой культуры у детей.

Ожидаемый результат:

в процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом дети:

- познакомятся со способами поиска информации из разных областей знаний;

- предпримут попытки обобщить разные варианты ответов на поставленный вопрос;

- сформулируют собственную позицию по данному вопросу, выскажут своё

оригинальное мнение или присоединятся к уже высказанному и оформленному в проекте;

-создадут различные продукты исследовательской деятельности (самостоятельно и совместно

с взрослыми).

Подготовительный этап

Проведение оценки первоначальных представлений детей, во время стартовой

презентации – карта знаний, обсуждение вопросов, на которые дети хотели бы

получить ответ.

Обсуждение вариантов поиска информации.

Подбор материала, оборудования, которые могут понадобиться для продуктивной

деятельности.

Обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце

проекта.

I этап «Проблемная ситуация»

Цель:

выявление

уровня

сформированности

представлений

о

хлебе

у

детей

разновозрастной группы.

Используется стартовая презентация педагога и модель двух

вопросов:

Что я знаю;

Что я хочу узнать (использование «Дерево познаний»).

Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос:

Вопросы учебной темы:

Вопросы по содержанию:

Что мы знаем о хлебе?

Что хотим узнать?

Чем полезен хлеб?

Почему хлеб бывает разного цвета?

Как делают муку?

Откуда появился хлеб?

Как делают хлеб?

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали

раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Что вам понравилось?

О чем вы хотите рассказать своим

сверстникам?

Чем поделиться?

II этап «Планирование» (на основе использования модели двух вопросов)

Обсуждение вариантов поиска информации.

Планирование этапов творческой деятельности.

Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для

продуктивной деятельности.

Обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце

проекта.

III этап «Исследовательский этап»

Исследовательский этап включает в себя интеграцию образовательных областей:

«познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «труд».

«Чтение художественной литературы», «художественное творчество».

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась:

В процессе организации социальным педагогом различных видов детской

деятельности.

В ходе самостоятельной деятельности воспитанников.

Знакомство с художественной литературой:

Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб»; украинская сказка «Колосок»; Мусатов А. «Как хлеб на

стол пришёл»; Семёнова Н. «Хлебушко»; Пермяк Е.А. «Колосок»; Извекова Л. «Что всего

дороже?»; Жадовская Ю. «Нива, моя нива»; Шуртаков С. «Зерно упало в землю».

Разучивание стихотворений, считалок и поговорок о хлебе с использованием мнемотехники

и др.

Изучение пути хлеба от поля до стола раньше и сейчас. Рассматривание колосьев;

выращивание пшеницы и ржи. Ухаживание и наблюдение за их ростом. Проведение

интегрированного занятия с чаепитием. Создание мини – музея хлеба.

Также были проведены, сюжетно – ролевые и дидактические игры, а также использована

театрализованная деятельность детей по сказке « Колосок».

IV этап «Продукты детской деятельности»

Дети

занимались

художественным

творчеством:

лепили

хлебобулочные

изделия

из

пластилина, соленного теста; конструировали из бумаги и Lego мельницы; изготавливали

аппликации «Каравай», «Поле»; подготовили выставку детского рисунка и изделий из

соломы.

V этап «Презентация проекта»

Представление результатов

проекта

в виде детских проектов «Книга – самоделка с

пословицами о хлебе»; «Фото рецептов».

План оценивания

До работы над проектом

В процессе работы

После завершения

работы над проектом

- Выявление у воспитанников

- Заполнение дерева

- Представление

первоначальных знаний о хлебе,

как о продукте растительного

происхождения, его свойствах и

полезных качествах.

- Наблюдения за детьми,

фиксация их познавательных

интересов.

познаний.

- Фотоматериалы для отчёта о

ходе выполнения

исследований.

- Обсуждение способов

решения исследовательской

задачи.

проекта

(защита) в виде

презентаций.

- Итоговое оценивание

продуктов проектной

деятельности.

- Выставка

исследовательских

проектов.

Описание методов оценивания

- Формирующее оценивание (начальные знания, умения, навыки) происходит на этапе

организации проектной деятельности.

- Фиксация познавательных интересов детей, их активности и самостоятельности при

решении проблемных ситуаций.

- Оценка умений расширять пространство возможного за счёт привлечения знаний из разных

источников и областей.

- Презентация проекта.

- Оценивание результативности: поисковой инициативы, мотивации детской деятельности, а

также уровня коммуникативных навыков для данного возраста.

В ходе проекта воспитанники научатся:

Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из

разных источников.

Осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности

самостоятельно и со взрослыми.

Собирать, обобщать факты, формировать и представлять собственную точку

зрения.

Практическая значимость:

Воспитание бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к труду

людей, связанных с получением хлеба. Воспитание патриотических чувств, воспитание

уважения к культурным ценностям нашей страны, нашего народа в преддверии.

Выводы:

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень

эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в

окружающем социуме. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления

воспитанника,

формирует

познавательную

активность

и

познавательную

самостоятельность. И наконец, самое главное - проектная деятельность позволяет

воспитаннику расширить круг своего общения

и даёт возможность участвовать

дистанционно в сетевых проектах.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая проектная

деятельность

ребёнка

с

ОВЗ

имеет

социальную

направленность,

а

технология

проектирования превращается в технологию социального проектирования. Главный

педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб

личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные

задачи социализации: формировать своё мировоззрение; устанавливать новые способы

социального взаимодействия с миром взрослых.

Кроме того, дети учатся вести диалог,

отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать

отношения с окружающими людьми и дает воспитаннику с ОВЗ почувствовать себя

успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.