Автор: Трифонова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей раннего возраста через игру
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого
человека.
Именно
в
этот
период
начинается
процесс
социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального
становления
личности,
формирования
основ
самосознания
и
индивидуальности ребенка.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как
«воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это
процесс
формирования
и
развития
личности,
происходящий
под
воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с
ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые
знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой
ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к
детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь
существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей
или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный
контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого
неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В группе для ребенка создается атмосфера домашнего тепла. Для того чтобы
ближе узнать детей и родителей, проводится анкетирование, которое
позволяет выявить средние данные о возрасте родителей и детей, семейное
положение, образование родителей, здоровье детей и подготовленность их к
поступлению в детское учреждение. Анкетирование дает возможность вести
работу в индивидуальном направлении при адаптации, а также в дальнейшей
работе. К каждому ребенку подход всегда индивидуален, с родителями
происходит ежедневный тесный контакт.
Дальнейшая работа по социализации детей раннего возраста проходит
исходя из поставленных перед собой целей:
усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой
деятельности и самообслуживании;
расширить ориентировку в ближайшем окружении;
научить умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:
сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших
связях между ними;
научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты,
животные, растения);
сформировать представления о явлениях общественной жизни.
Для
достижения
целей
и
поставленных
задач
перед
собой,
с
родителями ведется постоянная работа в виде рекомендаций, личных бесед и
советов, консультаций: «Влияние родителей на формирование системы
ценностей ребенка», «Как способствовать социальному развитию ребенка»,
«Как маленький ребенок открывает для себя мир природы», «Формирование
самостоятельности у детей».
В группе проводятся занятия по заданной тематике: «Поход в магазин»,
«Кормление куклы обедом», «Купаем куклу», «Маленький барабанщик»,
сочинение
рассказа
«Как
мы
птичек
кормили»
и
многое
другое.
Взаимодействие с ребенком ведется не только непосредственно на занятиях,
но и в свободной их деятельности. Дети с удовольствием играют в
дидактические («Мой дом», «Семья», «Сюжетные картинки», «Одеваемся на
прогулку», «Что неправильно?») и подвижные игры («Самолеты», «Поезд»,
«Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль»), разработанные по
данной тематике.
Сюжетно-ролевая игра имеет не маловажную роль в развитии социализации
детей раннего возраста. Дети желают и стремятся быть похожими на
взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой
игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже
разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают
знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и
действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить,
укладывать спать), учатся общению друг с другом.
В раннем возрасте большую роль уделяют играм с песком и водой.
Для детей раннего возраста игры-истории
с водой
и песком всегда
являются ярким эмоциональным событием. В ходе подбных игр дети участся
не ссорится и выходить из различных конфликтных ситуаций …………(из
ксерокопии) При правильном поведении взрослого эти игры не просто
расширяют
чувственный
опыт
малышей,
но
и
становится
для
них
эмоциональной школой. Дети, помимо развития психических функций,
посредством этих игр знакомятся со свойствами предметов, с неживой
природой, а также с действиями людей (лепить, строить, ловить рыбу). На
прогулках дети имеют возможность наблюдать и за живой природой:
рассматривают растения, птичек и животных, их повадки и внешность. В
разное время года ребятишки наблюдают различные явления природы. Не
забывают они рассмотреть и людей: действия (убирают мусор, гуляют),
одежду (по погоде).
Далее про дидактические игры Мы понемногу начинаем знакомить наших
детей с правилами дорожного движения. Так как формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста,
потому что знания, полученные в детстве, наиболее прочные; а правила,
усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, их
соблюдение – потребностью человека. Мы все вместе рассматриваем
транспорт на картинках, а также непосредственно на улице. Затем дети
рассматривают игрушечный транспорт, составляющие его части. Учатся
звукоподражанию, и активно используют различный транспорт в играх и
постройках. Не забываем читать стихотворения о светофоре и о дороге,
проговаривая, как необходимо себя вести на проезжей части (не выбегать на
дорогу, переходить за руку с взрослыми, не играть рядом).
Уже
с
ясельной
группы
начинаем
вводить
гендерное
воспитание.
Современные авторы (Л.В. Градусова, Е.А.Кудрявцева и другие) считают,
что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует
формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности
девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному
неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие
выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям
игровые
роли
противоположного
пола
(мама,
папа).
Мальчиков
заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством.
Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже
с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки
гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из
девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.
Для
воспитания
полноценной
личности
необходимо
способствовать
социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада,
которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к
дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим
миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем
детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того,
как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая
жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется
человеческая личность.