Напоминание

Социализация детей раннего возраста через игру

Автор: Трифонова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей раннего возраста через игру







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого

человека.

Именно

в

этот

период

начинается

процесс

социализации,

устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к

общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального

становления

личности,

формирования

основ

самосознания

и

индивидуальности ребенка.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как

«воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это

процесс

формирования

и

развития

личности,

происходящий

под

воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с

ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые

знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой

ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к

детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь

существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей

или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный

контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого

неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша

одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В группе для ребенка создается атмосфера домашнего тепла. Для того чтобы

ближе узнать детей и родителей, проводится анкетирование, которое

позволяет выявить средние данные о возрасте родителей и детей, семейное

положение, образование родителей, здоровье детей и подготовленность их к

поступлению в детское учреждение. Анкетирование дает возможность вести

работу в индивидуальном направлении при адаптации, а также в дальнейшей

работе. К каждому ребенку подход всегда индивидуален, с родителями

происходит ежедневный тесный контакт.

Дальнейшая работа по социализации детей раннего возраста проходит

исходя из поставленных перед собой целей:

усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой

деятельности и самообслуживании;

расширить ориентировку в ближайшем окружении;

научить умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:

сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших

связях между ними;

научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;

сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты,

животные, растения);

сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Для

достижения

целей

и

поставленных

задач

перед

собой,

с

родителями ведется постоянная работа в виде рекомендаций, личных бесед и

советов, консультаций: «Влияние родителей на формирование системы

ценностей ребенка», «Как способствовать социальному развитию ребенка»,

«Как маленький ребенок открывает для себя мир природы», «Формирование

самостоятельности у детей».

В группе проводятся занятия по заданной тематике: «Поход в магазин»,

«Кормление куклы обедом», «Купаем куклу», «Маленький барабанщик»,

сочинение

рассказа

«Как

мы

птичек

кормили»

и

многое

другое.

Взаимодействие с ребенком ведется не только непосредственно на занятиях,

но и в свободной их деятельности. Дети с удовольствием играют в

дидактические («Мой дом», «Семья», «Сюжетные картинки», «Одеваемся на

прогулку», «Что неправильно?») и подвижные игры («Самолеты», «Поезд»,

«Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль»), разработанные по

данной тематике.

Сюжетно-ролевая игра имеет не маловажную роль в развитии социализации

детей раннего возраста. Дети желают и стремятся быть похожими на

взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой

игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже

разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают

знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и

действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить,

укладывать спать), учатся общению друг с другом.

В раннем возрасте большую роль уделяют играм с песком и водой.

Для детей раннего возраста игры-истории

с водой

и песком всегда

являются ярким эмоциональным событием. В ходе подбных игр дети участся

не ссорится и выходить из различных конфликтных ситуаций …………(из

ксерокопии) При правильном поведении взрослого эти игры не просто

расширяют

чувственный

опыт

малышей,

но

и

становится

для

них

эмоциональной школой. Дети, помимо развития психических функций,

посредством этих игр знакомятся со свойствами предметов, с неживой

природой, а также с действиями людей (лепить, строить, ловить рыбу). На

прогулках дети имеют возможность наблюдать и за живой природой:

рассматривают растения, птичек и животных, их повадки и внешность. В

разное время года ребятишки наблюдают различные явления природы. Не

забывают они рассмотреть и людей: действия (убирают мусор, гуляют),

одежду (по погоде).

Далее про дидактические игры Мы понемногу начинаем знакомить наших

детей с правилами дорожного движения. Так как формировать у них навыки

правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста,

потому что знания, полученные в детстве, наиболее прочные; а правила,

усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, их

соблюдение – потребностью человека. Мы все вместе рассматриваем

транспорт на картинках, а также непосредственно на улице. Затем дети

рассматривают игрушечный транспорт, составляющие его части. Учатся

звукоподражанию, и активно используют различный транспорт в играх и

постройках. Не забываем читать стихотворения о светофоре и о дороге,

проговаривая, как необходимо себя вести на проезжей части (не выбегать на

дорогу, переходить за руку с взрослыми, не играть рядом).

Уже

с

ясельной

группы

начинаем

вводить

гендерное

воспитание.

Современные авторы (Л.В. Градусова, Е.А.Кудрявцева и другие) считают,

что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует

формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности

девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному

неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие

выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям

игровые

роли

противоположного

пола

(мама,

папа).

Мальчиков

заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством.

Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже

с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки

гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из

девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.

Для

воспитания

полноценной

личности

необходимо

способствовать

социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада,

которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к

дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим

миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем

детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того,

как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая

жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется

человеческая личность.