Напоминание

Мероприятие "Разговор о дружбе"

Автор: Осипова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г. Суздаля
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мероприятие "Разговор о дружбе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мероприятие «Разговор о дружбе»

Цели:

формировать

нравственные

качества,

умение

дружить

и

дорожить дружбой; развивать умения рассуждать, аргументировать свою

точку зрения; развивать творческие способности.

Оформление: на доске: плакат «Друг – это кто…», слова:

друг,

товарищ, приятель; цветок дружбы; рисунок сердца с пожеланиями друзьям;

плакаты, на которых написаны законы дружбы, пословицы о дружбе,

нарисованы сказочные герои; сочинения учащихся на тему «мой друг».

- Чтобы узнать тему нашего разговора, скажите, что чаще всего бывает

верной, крепкой, долгой? (Дружба). Мы поговорим о дружбе настоящей и

мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем

правила дружбы. Что означает слово дружба? Владимир Иванович Даль в

своем словаре дал следующее определение: «Дружба – бескорыстная стойкая

приязнь».

Звучит песня «Дружба» (муз. Иванова, сл. В.Потоцкого).

- На доске записано начало предложения: «Друг – это тот, кто…» Кого

можно назвать другом?

Ученики зачитывают свои сочинения на тему «Мой друг».

- Какое прекрасное слово дружба. Произносишь его и сразу

вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки,

читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и сразу

вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир,

в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг

– это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг – это

школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг –

это

старый

плюшевый

медвежонок

с

оторванным

ухом,

который

выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг – это тот, кто связан с кем-

нибудь взаимным доверием, преданностью. Какими же качествами должен

обладать друг?

Ученик исполняет стихотворение А.Л.Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагают Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светлой Нади.

Я прошу: «дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка – на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «срочно требуется друг».

- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ученики показывают сценку «Буратино и Мальвина».

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Почему ты сегодня не весел?

Буратино. Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить,

только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу:

Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и

спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему-то ушел. А

что я плохо сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А

я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!

Что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел.

Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Ответы детей).

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил

плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему

скажешь, нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на

меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как

разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня.

Разве не так? (Переходят на шепот). Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я

сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда

смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто

хуже или лучше себя ведет, а станет добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят:

«Слово лечит, слово ранит». Запомните это.

- Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя

быть равнодушным к чужому горю, всегда помнить, что человек живет один

раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Ученик исполняет стихотворение А.Л.Барто «Друг».

Друг напомнил мне вчера, сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал.

Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счет.

Не влечет меня работа, больше к другу не влечет.

- Можно ли назвать героя этого стихотворения настоящим другом?

Если нет, то почему?

Ученик исполняет монолог Л.А.Сергеева «Над кем лучше смеяться».

- Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У многих приятелей

было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например,

выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своем велосипеде. Глаза

вытаращил, ноги – в разные стороны. Как каракатица! Ну как тут не

смеяться! Я и начал хохотать. Или как-то играл с Вовкой в футбол, а он раз –

и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слез. И так все время. Ну и

чудаки были мои приятели. Каждый раз, когда мне хотелось посмеяться,

выходил во двор, наблюдал за ними и хохотал до коликов в животе. Как-то

раз я сказал отцу:

- Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то

ножик!

- Да? – удивился отец. – А сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит

какому-то мальчишке про тебя: «Егор осел! Обменял такой ножик на

ерундовые карандаши!» Вот так-то!

Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются не

любишь. Это никуда не годиться! Знаешь, над кем смеяться интереснее

всего?

- Над кем?

- Над собой. Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много

смешного.

- Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?

Ученик исполняет стихотворение С.В.Михалкова «Два козла».

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них только приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виноват – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

- Кто же из козлов, описанных в стихотворении С.В.Михалкова прав, а

кто виноват?

Ученики показывают инсценировку по рассказу В.А.Осеевой «Три

товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а

Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До

обеда еще далеко!

- А ты его где потерял? – спросил Миша.

- Не знаю… - тихо ответил Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, его в кармане нес, а надо в суму класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам

кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

- Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем?

Ученики исполняют песню «Настоящий друг» (муз. Б.Савельева, сл.

М.Пляцковского).

Учитель предлагает школьникам разрешить нравственные проблемные

ситуации.

Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы

списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг совершает плохой поступок, и выражения.

Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал плохо, а наказывают тебя.

Ученики

пишут

на

бумажных

лепестках

ромашки

по

одному,

свойственному дружбе, и прикрепляют лепестки на доску. Получается цветок

дружбы.

- На доске записаны имена сказочных героев. Запишите, с кем они

дружат. В чем заключалась дружба?

- Забавные бурундучки Чип и … (Дейл).

- Добрая Белоснежка и … (7 гномов).

- Забавный Вини-Пух и … (Пятачок).

- Добрый Малыш и … (Карлсон).

- Доверчивый Буратино и … (Мальвина).

- Зеленый крокодил и … (Чебурашка).

Ученики исполняют частушки Н.Б.Цитко «О дружбе в классе».

В нашем классе дружно жить

Никому не запретишь.

Вместе в цирк или в кино

Ходим парами давно.

Наш учитель вместе с нами

Занят важными делами.

Учит нас круглогодично

Ну, почти что на отлично.

Настя с Катей вместе дружат,

Ни о чем они не тужат.

И в учебе, и в труде

Обе первые везде.

Я у друга взял тетрадь,

Чтоб контрольную списать.

После вышел казус –

Пара двоек сразу.

Я за дружеской спиной,

Как за каменной стеной.

Друг мне даст списать ответ

И полезный даст совет.

Я куплю два пирожка –

Угостить хочу дружка.

Если на желудке сытно,

Друг доволен, сразу видно.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

А дружок мой Коля

Не был нынче в школе.

Я домой к нему пришел,

Друга дома не нашел.

Коля без вести пропал –

В игровой ушел он зал.

Он с компьютером на «ты».

День и ночь играет,

На таблицу умножения

Коля плохо знает.

Целым классом мы решили

На поруки Колю взять.

И теперь наш Коля знает

Математику на пять.

Вот такую молодежь

В нашем классе ты найдешь.

Есть получше, есть поплоше,

Всем похлопайте в ладоши.

- Я читаю начало пословицы о дружбе, а вы должны ее продолжить.

Друга ищи, а нашел … (береги).

Друг познается в … (беде).

Недруг поддакивает, а друг … (спорит).

Дружба дружбе – рознь, а иную хоть … (брось).

Учитель исполняет стихотворение.

Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет, в любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг, то встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг ему протянет руку.

Учащиеся обводят свои ладошки и пишут пожелания своему другу.

Ладошки с пожеланиями вывешиваются на доску.

Учитель предлагает учащимся сформулировать «Правила дружбы»,

например:

- не оставляй друга в беде;

- будь требовательным в дружбе;

- будь бескорыстен в дружбе;

- не смейся над недостатками друга;

- умей прощать другу.

- Если у людей одинаковые интересы, вкусы или им нравятся

одинаковые игры и занятия, если они добры и отзывчивы, то дружба может

быть настоящей, крепкой, верной и долгой.

Ученики читают стихотворение о дружбе и исполняют танец дружбы

на мелодию песни «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл.

М.Матусовского).

Если есть друзья на свете – все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер, даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу будем весело шагать.

При любой погоде дружим – дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит, скажут все, кто юн и смел:

«Мы с тобой живем на свете для хороших, славных дел».

И.С.Птицин

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватило прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то, и станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо мы дружбой недаром зовем.

В.М.Найденов

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желание исполнится.