Автор: Осипова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г. Суздаля
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание
«…воспитателям вверяется
нравственность и ум детей»
К.Д.Ушинский
Стала
очевидной
необходимость
духовного
и
физического
оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не
способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Самовыживание нации не бывает без сохранения источников,
питающих
жизненные
силы
человека
и
государства:
без
национального воспитания и образования. Проблема воспитания
духовности – приоритетная на современном этапе.
Духовность
– личное качество, проявляющееся в совокупности
сознания, умственных и нравственных сил веры и воли, направленности к
добру. «Национальная доктрина образования в РФ» важнейшим вопросом
определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в
условиях социально-экономического и идеологического кризиса. Необходима
система
работы,
которая
обеспечит
одновременно
эффективную
социализацию и высокие духовно-нравственные качества и должна опираться
на национальные традиции, главной из которых является православие.
Дело воспитания – важное и святое, - говорил К.Д.Ушинский, - так как
«именно здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов
соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
Воспитание – процесс педагогической помощи ученику в становлении
его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном
самоопределении.
Опираясь на психологическую компетенцию детства В.В.Зеньковского,
стараюсь утвердить необходимость становления ученика как субъекта
собственной духовной жизни. Именно учителю принадлежит главная роль в
становлении
учащихся
как
личности.
Определяющими
считаю
слова
Е.Н.Ильина: «любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Если
«любить»
затрагивает сферу чувств, без которой изначально немыслима
духовность, а «понимать» несет в себе смысловое, интеллектуальное начало,
попросту знание как основу духовности, то «помогать» - чувство и мысль
приводить в действие, поступок. Душа формулы – глагол сострадать…
Центральный,
связующий
глагол
«принимать»
несет
в
себе
идею
коммуникативности, общения, вне которого «ничто не имеет смысла».
Среди
влияющих
на
личностное
развитие
ребенка
факторов
окружающая среда имеет особенное значение. Воспитательное пространство
–
результат
деятельности,
причем
не
только
созидательной,
но
и
интегрирующей. Необходимо использовать среду в воспитательных целях и
уметь создавать воспитательное пространство.
Основным механизмом создания воспитательного пространства станет
наличие в жизни учащихся ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых
дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и
привлекательны. Эти дела – своеобразные вехи в воспитательном процессе:
совместные творческие дела с библиотекой, ДШИ. ЦДТЮ, ЦКД, концерты,
сотрудничество с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником – лишь
малая толика большой работы.
Веду
регулярную
работу
по
наполнению
процесса
обучения
этнографическим и краеведческим материалом. В основе моей работы по
воспитанию духовности учащихся лежат следующие принципы:
Компетентность;
Гуманизация;
Включение
учащихся
в
реальные
социально
значимые
отношения;
Индивидуализация.
В начальной школе закладывается фундамент будущей личности. На
уроках обучения грамоте в 1 классе при изучении тем «Сравнение слов лук,
лес по звуковой структуре. Взаимное расположение предметов. Состав чисел
2,3,4,5. Письмо полуовалов и прямых линий» - русские народные сказки,
загадки, потешки; «Обозначение гласных звуков в модели слова. Составление
пар из элементов двух множеств. Письмо полуовалов и прямых линий»
использую скороговорки, запевалки. На уроках «Знакомство с буквой у.
Знакомство с числом и цифрой 0» рефреном звучит тема «Улицы нашего
города». При чтении сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» рассказываю о
первоцветах области.
Более
полно
наполнены
краеведческим
материалом
уроки
«Окружающего мира». Так, урок «Береги природу» был проведен с целью
воспитания бережного отношения к природе родного края, охраны нашей
области. Приведу в качестве примера часть одного из таких уроков.
В начале урока использую поисковую игру-рассуждение:
- Представьте, что ваш друг только что вернулся с лесной прогулки и
делится с вами своими впечатлениями. Они записаны в тексте, который
лежит перед вами.
Послушайте.
Что
можете
сказать
об
услышанном?
Оцените
поступок друга. Читается текст (учителем или учениками), сигналят
карточками, рассуждают.
Работа в тетради.
- В своей тетради вы видите картинки.
Задание.
Вариант 1. Зачеркните красным цветом картинки, где изображены
плохие поступки.
Вариант 2. Обведите зеленой линией картинки, где видно, что ребята
поступают правильно.
Учащиеся работают самостоятельно.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Были ошибки? Поднимите руки, кто считает, что у соседа все
правильно.
Сейчас
мы
сами
сделали
экологические
картинки,
помогающие
правильно
вести
себя
в
природе:
зачеркнутые
красным
цветом,
-
запрещающие знаки, а картинки, обведенные зеленым, - разрешающий.
Затем
идет
работа
с
экологическими
знаками.
Учащиеся
с
удовольствием учувствуют в инсценировке экологической сказки, которая
подводит к мысли о необходимости создания Красной книги.
Использование ролевой игры «Жалобы леса», создание правил Друзей
природы активизируют деятельность детей, повышают их интерес к теме.
Использую в своей практике интегрированные уроки, например, урок по
окружающему миру и литературному чтению «Из истории нашей Родины и
родного края». Цель: ознакомление с богатствами нашей Родины; обогащение
словарного запаса учащихся, развитие связной устной речи; воспитание
бережного отношения к богатствам природы, любви к Родине, привитие
интереса к чтению.
Урок краеведения, посвященный истории русского народного костюма,
ставил целью: обобщить знания обо одежде и рисунках народных костюмов;
воспитать духовно-нравственные качества (помощь ближнему); развивать
умения сравнивать, обобщать, классифицировать.
Урок с элементами театрализации всегда увлекает учащихся, вот и на
этот урок прибыл гость из другой страны, который интересуется историей
русского костюма. Мне учащиеся рассказывают, что они знают о народных
костюмах,
рассматривают
иллюстрации,
читают
загадки,
пословицы,
отвечают на вопросы.
- Вы обратили внимание, что и мужская, и женская одежда имеют на
рубахах вышивки. Как вы думаете, вышивки сделаны просто так или они
что-то означали?
Ответы разные, но есть и верные.
- В своих вышивках девушки в зимние вечера вкладывали любовь к тем
растениям, из которых ткали полотно для рубашек.
Отгадайте что это за растения?
Белая синичка весь белый свет одела. (Лен).
На стеблях белеют чашки, в них и нитки, и рубашки. (Хлопок).
А чем девушки шили?
Скачет, пляшет день-деньской и на покой идет со мной. (Игла).
Вы видите, на рубахах узоры или вышивки черного цвета. Это не
траур.
Это славиться…Что?
Матушку коробку с полу не поднимешь. (Земля).
У земли на вышивке есть свои знаки – квадрат, прямоугольник, ромб с
крестом, решеткой или точкой внутри, черные полоски в виде цветка вверху.
Славили и светило небесное.
Светит на мосту яблоня, у ней цвет во весь белый свет. (Солнце).
На вышивке солнце показано кругом с острыми треугольниками по
краям.
В праздничные дни, надев костюмы, народ исполнял русские песни, где
прославлял свою любовь к труду и друг другу.
Звучит запись песни «У наших воротьев».
Особенностью
современной
практики
духовно-нравственного
воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих
программ. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
В зависимости от принятой авторами иерархии ценностей:
гуманистические («Уроки духовной жизни» Ш.А.Амонашвили),
этнографические («Народоведение» А.И.Лазарева), историко-
культурологические («Истоки» А.В. Камкина и И.А.Кузьмина),
религиозные
(«Нравственное
воспитание
на
основе
Православия» Г.Г.Алексеевой);
По характеру взаимоотношений участников воспитательного
процесса:
субъект-субъект
(«Основы
этнической
культуры»
А.И.Шемшуриной)
и
субъект-объектные
(«Мироведение»
Л.В.Суворовой);
В зависимости от наличия связей преемственности: программы,
предназначенные
для
определенной
возрастной
группы
(«Истоки»
А.В.
Камкина
и
И.А.Кузьмина)
и
программы,
рассчитанные
на
весь
период
школьного
образования
(«Программа воспитания школьников» Н.С.Щурковой);
По
соотношению
духовных
и
нравственных
аспектов
в
содержании
воспитания
(«Уроки
духовной
жизни»
Ш.А.Амонашвили),
программы
нравственного
воспитания
(«Нравственное воспитание» Э.П.Козлова), программы духовно-
нравственного воспитания («Наше Отечество – святая Русь»
Т.И.Петраковой, Е.Б.Евладовой и др.).
Содержание
вышеназванных
программ
реализую
не
только
в
специально отведенное время, но и интегрируя с содержанием уроков
чтения, ИЗО, художественного труда, музыки, окружающего мира.
Отдаю
предпочтение
«Программе
воспитания
школьников»
Н.С.Щурковой.
Определяя
ценностное
отношение
как
устойчивую
избирательную
предпочтительную
связь
субъекта
с
объектом
окружающего мира, приобретающим для субъекта личностный смысл,
выстраиваю определенную последовательность реализации программы
в
соответствии
с
принятой
иерархией
ценностей.
Эта
последовательность
соответствует
возрастному
развитию
детей,
помогает постепенному осмыслению жизни и отражена в общей
модели программы как формирование: ценностного отношения к
природе как общему дому человечества; ценностных отношений к
нормам культурной жизни; представлений о человеке, как субъекте
жизни и наивысшей ценности на земле; ценностного отношения к
социальному устройству человеческой жизни; образа жизни, достойной
человека; жизненной позиции, способности к индивидуальному выбору
жизненного пути.
В
качестве
основного
инструмента
воспитания
использую
групповое дело, главное функцией которого является проживание
социально-ценностного
отношения
в
процессе
межличностного
взаимодействия. Групповое дело требует от ребенка духовного усилия,
в котором выявляется и развивается его личность, дает ему новый опыт
жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания. Моя
деятельность:
выявление социального значения представленной деятельности;
помощь детям в определении личностного смысла деятельности;
представление участникам группового дела права на свободный
выбор своей позиции;
создание
условий
для
высказывания
детьми
суждений
о
самочувствии, впечатлениях, оценки проделанного и др.
К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в
России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как
основы для развития индивидуальности.
Цель нравственного воспитания: установление истинных, основанных
на любви и уважении стандартов во взаимоотношения с людьми.
Задачи данного направления следующие:
1.
Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных
отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и
найти свое место в нем.
2.
Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
3.
Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.
4.
Пробудить самостоятельное логическое мышление.
5.
Развивать общую культуру.
Содержание
и
формы
нравственного
образования
в
1-4
классах
следующее.
Я
и
окружающий
мир.
Создание
ситуации
поиска
своего
предназначения в жизни и природе.
Познание себя. Формирование объективной самооценки и постановка
детьми нравственной задачи перед собой.
Мое дерево жизни. Формирование представлений о своем будущем.
Стремление и желание. Формирование способности ставить перед
собой цель и добиваться ее.
Счастье. Определение понятия «счастья».
Ценность
жизни.
Анализ
собственных
поступков,
которые
представляют ценность, и о которых ребенок сожалеет.
Добро и зло. Исследование добра и зла в человеке.
Мир добрых дел. Выявление истинно добрых поступков.
Характер.
Формирование
объективной
самооценки
при
анализе
качеств своего характера.
Я и моя тень. Определение черт характера, важных для общения и
жизни с другими людьми.
Коллектив. Исследование причин возникновения ссор в коллективе и
поиск способов установления добрых отношений в коллективе.
Уважение и терпимость. Выработка линии поведения по отношению к
людям, недостойных уважения.
Самоуважение.
Анализ качеств своего характера, достойных и
недостойных уважения.
Совесть. Исследование причин возникновения мук совести.
Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи.
Дружба и привязанность. Выявление основных качеств настоящего
друга.
Прощение. Поиск способов примирения.
Эгоизм. Создание и анализ проблемной ситуации.
Душа. Формирование бережного отношения к чужим переживанием, к
чужой боли.
Грубость. Исследование последствий проявления грубости и поиск
способов исправления ситуации конфликта.
Невыдержанность. Исследование причин проявления несдержанности
у окружающих людей и в себе.
Смелость. Мужество. Храбрость. Поиск способов преодоления страха
и неуверенности в себе.
Привычки
и
поступки.
Исследование
влияния
привычек
на
взаимоотношения с окружающими.
Мода.
Приведение детей к умозаключению о важности душевных
качеств, а не одежды.
Настроение.
Поиск
способов
создания
атмосферы
доброжелательности.
Честь
и
достоинство.
Анализ
размышлений
детей
о
самопожертвовании.
От конфликта к войне. Выработка линии поведения в экстремальной
ситуации.
Порядочность. Оценка уровня нравственного воспитания человека.
Идеал. Поиск способов формирования значимой личности.
Мое место в жизни. Выделение важнейшего качества человека для
любого рода занятий.
Наркотики. Алкоголь. Сигареты. Исследование причин попадания в
зависимость. Выработка волевого поведения.
И многих других направлений. На подобных занятиях, поняв, что в
природе и обществе существуют законы, по которым живет человечество,
учащиеся выработали законы своего коллектива. Такие занятия тесно
переплетаются
с
уроками
литературного
чтения,
русского
языка,
окружающего мира и даже математики, младшие школьники изучают такие
понятия,
как
совесть,
справедливость,
добро
и
зло,
честность,
ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие
другие. Например, после прочтения и анализа рассказа А.Гайдара «Совесть»
в ходе беседы и рассмотрения различных жизненных ситуаций ученики
нашли ответ на вопрос «Откуда берется совесть?»: из нашего знания правил
поведения, нравственных законов.
В дальнейшем учащиеся учатся находить причины возникновения
конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой в классе,
семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн
между государствами.
Очень больная и серьезная тема – семейные конфликты, которые дети
пытаются решить по-своему, иногда мудрее, чем взрослые. И к концу 4
класса дети спокойно, без пошлых ухмылок говорят о любви, дружбе,
продолжении рода, делятся переживаниями.
Занятия
естественно
не
лекционные.
На
них
используется
доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных
ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-
ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и
др.
стержнем
всех
занятий
является
деятельность
самих
учащихся,
самостоятельные умозаключения. Я только координирую поиск решения
проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности,
связи с жизнью, сознательности.
А.С.Пушкин утверждал, что «уважение к минувшему – черта,
отличающая образованность от дикости».
Стать личностью – значит осознать себя частью человечества,
воспитать в себе, непреходящие ценности духовной культуры, созданной
многовековым народным опытом.
Ставлю задачу: воспитать в своих учениках высокую гражданскую
ответственность, привить интерес к истории и культуре своей Родины.
Приобщение к культуре начинается с раннего возраста, когда ребенок
стоит на пороге открытий окружающего мира. На помощь мне и коллегам
приходит музейная педагогика, располагающая специальными методами и
средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью
бесценных сокровищ.
Музей – тоже школа, правда, необычная. Пришедший в залы не только
получает знания, но и учится быть личностью. Образовательная деятельность
Владимиро-Суздальского музея-заповедника – педагогический процесс, цель
которого, - работая совместно с педагогами школы – формирование
свободной творческой личности, способной к преобразующей деятельности
через сказку и игру, чтобы дети не скучали и усваивали информацию.
Взрослые
знакомят
учащихся
с
бытом
русского
крестьянина,
с
особенностями земской школы XIX века, с историей суздальской ярмарки,
русских народных сказок.
Работая в режиме музейной педагогики, дети, впервые сталкиваются с
информацией о прошлом своей семьи, а ведь история каждой семьи – часть
истории страны и всего нашего народа.
Результатом большой и кропотливой работы являются проведенные
мероприятия «История моей семьи», «Промыслы Владимирской области»,
«Хлеб всему голова» … Работая по данному направлению формирую
духовные ценности учащихся, способствую сотрудничеству учителя и детей.
Ведущий метод в работе с детьми – игра. Именно в игре, моделируя
разнообразные ситуации, дети познают окружающий мир, овладевают
необходимыми навыками, приобретают опыт. Воображение и фантазия,
максимально развитые в детском возрасте, помогают проникнуться духом
того или иного исторического времени, а, значит, осваивать, преобразовывать
и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Работая с сотрудниками детского музейного центра «Земская школа»
дети используют музейные предметы, которые можно брать в руки,
рассматривать, создавать атмосферу определенного исторического события.
Музейные праздники «Масленица», «Святки», «Пасхальное яичко»,
«По дорогам сказки» являются венцом системы занятий 1-4 классах и
мостиком к совместной работе в среднем и старшем звене.
Важная роль в формировании у ребят нравственных ценностей и
ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов
семейного воспитания, родители учат своим примером, а потом уж
наставлениями.
Домашнее
чтение
–
одно
из
средств
духовно-нравственного
воспитания, оно не только обогащает и детей, и их родителей, но и сближает
всех
членов
семьи,
кровных
родственников,
близких
людей
разных
поколений и разного жизненного опыта, способствует установлению более
близких внутрисемейных контактов.
1.
Совместное времяпрепровождения за чтением способствует не
только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений
человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет
родовую, генетическую память кровных родственников.
2.
Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать
пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в
диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть
в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству
ребенка
с
народными
обычаями,
традициями,
семейными
историями и пр.
3.
Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность
жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких
что-то важное и интересное.
4.
После чтения произведений слушатели втягиваются в разговор о
похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что
позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе
заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к
созданию своей родословной, опираясь на опыт старших.
5.
Чтение
произведений
на
духовно-нравственную
тематику,
позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, они не
слышат ни в школе, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном
общении,
например,
что
такое
целомудрие,
добродетель,
благочестие, самопожертвование.
Учитель знакомит родителей своих воспитанников с основными
рекомендациями:
При выборе взрослыми произведения для семейного чтения
следует ориентироваться и на собственный интерес, и на
проблему семьи и своего ребенка;
Следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в
специально отведенное время; читайте регулярно, и тогда
ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви,
который будет согревать его всю последующую жизнь;
Читать может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно
это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого
ритуала: к кому из вас должен обращаться ребенок за советом в
случае появления житейских затруднений;
Если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них
отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию;
Если
у
ребенка
возникло
непонимание,
постарайтесь
зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом
деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас
ждал;
Порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите
читать дальше или «сворачивать» разговор; ребенок «застрял» на
чем-то – это для него важно, поэтому постарайтесь его
выслушать и понять;
Если ребенок попросил вас и назавтра повторить, то же
произведение или главу из книги – это неслучайно, выполните
его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего
ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так
глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и
детей, будит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и
сопереживать.
Чтение может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом
случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать
сценки, а родители могут принять участие в игре-драматизации. Игра-
драматизация позволяет семье и поиграть, и помастерить, и пообщаться с
детьми.
Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под
воздействием образца творческих находок выдумок другого человека. Игра-
драматизация позволяет ребенку примерить на себя образ персонажа. Это
раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит
добру и справедливости.
Роль педагога в организации работы в семье заключается в следующем:
Фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях, и
их высказываниях по существу содержания произведения;
Записи впечатлений детей, разыгрывании сценок с помощью
предметов-заместителей в игровых ситуациях;
Фиксировании
ситуаций,
связанных
с
содержанием
произведений,
в
которых
ребенку
необходимо
проявить
нравственные качества, описанных в произведении;
Проведении
с
учениками
занятий
по
изобразительной
деятельности, на которых предлагается отразить интересные
моменты чтения.
Приемы работы разнообразны.
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей
основой являются традиции, обычаи, предания. Вот поэтому семейное
чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к
жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-
нравственного воспитания личности.