Автор: Веселова Евгения Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ ДО ЛНР,, ЦППМСП,, Развитие "
Населённый пункт: ЛНР, г.Антрацит
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная интеграция детей с ОВЗ и инвалидностью – неотъемлемый этап развития современного общества
ГБОУ ДО ЛНР «ЦППМСП «Развитие»
педагог-психолог Веселова Евгения Сергеевна
Социальная интеграция детей с ОВЗ и инвалидностью – неотъемлемый
этап развития современного общества
Современное общество давно знакомо с таким понятием, как «детская
инвалидность», под которым все понимают состояние ребенка, имеющего
ограничения в физическом, психическом и социальном взаимодействии с
окружающими, а также ограничения в предметной деятельности. Не так
давно появился новый термин, еще непривычный и не в полной мере
понятный для людей – ребенок с ОВЗ. Другими словами – это ребенок в
возрасте от 0 до 18 лет, имеющий ограничение жизнедеятельности,
обусловленное
врождёнными,
наследственными,
приобретёнными
заболеваниями или последствиями травм.
Несмотря на стремительное
развитие медицины, фармакологии и других инновационных технологий, с
каждым годом статусных детей становится больше…и одной из главных
задач
современного
общества
–
выступает
социализация
детей
с
особенностями в развитии. Для того, чтобы процесс социализации проходил
успешно,
равномерно,
с
минимальным
эмоциональным
риском
для
подрастающего поколения, необходима поэтапная социальная интеграция
ребят
с
инвалидностью
и
ОВЗ
в
мир
дошкольного,
школьного
и
послешкольного детства.
Новый подход к решению проблемы уже заложен в образовательной
системе нашего государства и предполагает комплексный подход к
статусным детям на всех этапах их взросления. Главными помощниками в
этом процессе стали адаптированные общеобразовательные программы,
кадровая
подготовка
специалистов,
функционирование
центров
реабилитации (абилитации). Однако, по мнению психологов и педагогов,
прорывом в решении проблем социальной интеграции для особенных детей
стало инклюзивное образование.
Инклюзивное образование значительно
продвигает
социальную
адаптацию
детей
с
особыми
потребностями,
предоставляя им равные возможности для обучения и развития.
Возможность
получать воспитание и обучение наравне со своими сверстниками, в
одинаковых условиях, выстраивать социально-коммуникативные связи с
окружающими, развивать сильные стороны – отличный старт для того, чтобы
стать успешным.
Одной из ключевых задач педагога в этом процессе
является не только оценивание возможностей ребенка, но и активное
содействие его самоопределению. Это включает помощь в осознании своих
сильных сторон, интересов и целей, что способствует формированию у
ребенка уверенности в себе и способности принимать решения. Такой подход
помогает детям с особыми потребностями не только адаптироваться к
образовательной среде, но и строить свою жизнь, исходя из собственных
желаний и возможностей. Поэтому, перед взрослыми, по-прежнему стоит
важная
задача
–
воспитывать
в
себе,
своих
детях
уважительное,
толлерантное, доброе отношение к окружающим, особенно к тем, кто
отличается от других. Мы все разные, но мы все равные!».