Напоминание

"Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"

Автор: Парамонова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Уваровщинская средняя ош"
Населённый пункт: Кирсановский муниципальный округ
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Роль учителя в формировании положительной мотивации

школьников к обучению»

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который надо зажечь, а зажечь факел

может лишь тот, кто сам горит.

Плутарх

Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный

уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному

воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же

материал. Из наблюдений педагогов и психологов следует, что хорошие

результаты учебной деятельности будут зависеть от того, что побуждает эту

деятельность, т. е. зависеть от мотивов. Поэтому одной из актуальных

проблем современной школы является формирование мотивации учения

школьников. Её значимость обусловлена обновлением содержания

обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов

самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,

формирование у них активной жизненной позиции.

Мотивация — это побуждение себя и других к деятельности для

достижения личных целей. Чтобы добиться хороших успехов в учебе

школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от

настроения, ситуации, конкретного предмета изучения и личности учителя.

Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой

системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг

друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Причины снижения мотивации, зависящие от учащихся:

1.Несформированность умений учебной деятельности;

2. Нет навыков самостоятельного приобретения знаний;

3. Не сложившиеся отношения с классом;

4.Сложности в понимании материала из-за низкого уровня учебных

возможностей.

Причины снижения мотивации, зависящие от нас, учителей.

1.Неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий

перегрузку учащихся;

2.Не постоянное использование современных методов обучения;

3.Неумение строить отношения с учащимися и организовывать

взаимодействия школьников друг с другом.

И каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы.

Вот некоторые приемы, которые помогут в формировании положительной

мотивации:

- Отказ от шаблона в организации урока.

- Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках.

- Развитие коммуникативной функции развития речи.

- Не развлекательность, а занимательность урока.

- Использование ИКТ, что конечно помогает повысить эффективность урока.

- Презентация — мощное средство наглядности (окружающий мир).

Развитие интереса к самому процессу познания - важнейшая задача,

стоящая перед каждым учителем. В первом классе практически каждый

ребенок выражает себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это

желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя

выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»?

Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни

ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы,

естественно, также различны. Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня

развития познавательной мотивации школьников:

широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение

новых знаний;

учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами

добывания знаний;

мотив самообразования.

Для младшего школьника характерны широкие познавательные

мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ

получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые

познавательные мотивы - мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте

познавательной мотивации еще нет, в старшем - уже нет.

Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника - это не просто

позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно

выполняющего домашние задания, это - позиция человека,

совершенствующего самого себя.

Так как же сформировать такую позицию у школьника?

Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь

формирования познавательных мотивов лежит через правильную

организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее

компонентов и влияние самого учителя.

Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать

интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо

занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному

побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность

на уроке. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет,

что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя

познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему

это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить

данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только один компонент

- эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном

познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве,

переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению.

Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный

интерес.

Чтобы получить сильную мотивацию, нужно чтобы деятельность

сопровождали преимущественно положительные эмоции. Это

сопровождение возможно только тогда, когда отдельные операции и

деятельность в целом, включая межличностное взаимодействие, хорошо

удовлетворяли потребности субъекта деятельности.

Мотивирующая деятельность не только проводится на первом вводном

этапе, но пронизывает весь учебный процесс от его начала до конца.

Возможности методов и приёмов преподавания в формировании

мотивации очень широки, так как их функция не ограничивается просто

передачей знаний, а выполняют функцию побуждения, стимулирования,

управления учением. Тот или иной метод реализуется в учебном процессе в

форме различных приёмов и способов. Их выбор осуществляется

преподавателем в ходе подготовки к уроку в зависимости от дидактических

целей, уровня обученности учащихся и уровня подготовки самого учителя.

Являясь элементом метода, приёмы обладают мотивационными функциями,

поэтому они также в состоянии оказывать влияние на развитие

мотивационной сферы обучаемых.

Для формирования положительной мотивации школьников к обучению

можно использовать такие приёмы, как: «Ситуация успеха», «Повторение с

расширением», «Своя опора», «Свои примеры», «Интрига», дидактические

игры, загадки, эпиграфы, девизы, использование аудио и видео материала.

Учитель должен владеть технологическими операциями,

способствующими развитию положительной мотивации к учению у

школьников: снятие страха, скрытое инструктирование ребенка в способах и

формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная

исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение.

Так же важно в формировании положительной учебной мотивации

правильная организация педагогом образовательного процесса, т. е. урока.

Все мы с вами проводим нестандартные уроки, которые также

положительно влияют на мотивацию:

1.Уроки- деловые игры;

2. Уроки- соревнования;

3. Уроки типа КВН;

4. Уроки взаимообучения учащихся;

5. Уроки- аукционы;

6. Уроки- зачёты;

7. Уроки- игры;

8. Уроки- конкурсы.

Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной

мотивации учащихся. Ведь, стиль педагогической деятельности учителя

включает в себя характерное только для него сочетание задач, средств,

способов педагогического воздействия на формирование личности ученика,

на умение общаться с ним. В стиле педагогической деятельности учителя

находят отражение: коммуникативные возможности педагога, сложившийся

характер взаимоотношений педагога и учащихся, творческая

индивидуальность педагога и индивидуальные особенности педагога.

В работе учителя важен стиль педагогического общения — это

поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности, в

которых проявляются качества личности учителя и его манера общения с

детьми. Можно выделить несколько стилей педагогического общения:

авторитарный, попустительский, демократический, общение — заигрывание,

общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности,

общение — дистанция, общение — устрашение,

Самый эффективный стиль общения — демократический. Он оказывает

наибольшее влияние на развитие мотивации учащихся.

Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной

деятельности самым действенным является познавательный интерес.

Первичной его формой является любопытство, затем любознательность и

увлечённость предметом. Ученики говорят, если интересно на уроке, то тогда

все понятно.

Ещё Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он

будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как

отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не

имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Учитель не должен

быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и

складывается личность ученика, он должен стимулировать её развитие

различными приёмами и методами.

Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг,

может быть, самый главный на пути формирования положительной

мотивации учения.

.