Автор: Дегтева Елена Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ лицей
Населённый пункт: ст. Каневская, Краснодарского края
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Глобальные компетенции" как результат организации проектной деятельности в курсе химии в рамках реализации ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова
353730 Краснодарский край, ст. Каневская, ул. Октябрьская, 1
lic
@
kan
.
kubannet
.
ru
, т. 8(86164)7-91-96
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Учебные задания по химии
практико-ориентированного характера
по формированию естественно-научной грамотности
(
«Глобальные компетенции» как результат организации проектной деятельности
в курсе химии в рамках реализации ФГОС)
Дегтева Елена Викторовна – учитель химии,
почётное звание «Заслуженный учитель Кубани»
2024 год
1
АННОТАЦИЯ
на методическое пособие «Учебные задания по химии практико-ориентированного характера по
формированию естественно-научной грамотности». Данное пособие по использованию современных
педагогических технологий или их элементов на уроках является приложением к курсу химия в 8-9
классах и ориентирует учащихся в подготовке к защите индивидуального итогового проекта,
который ученики 9-го класса должны защитить для допуска к ОГЭ. Пособие является лаконичным
продолжением рабочей программы к курсу химии «Ступени познания химии» для 5-7 класса,
разработанную учителями высшей категории, победителями ПНПО: Дегтевой Еленой Викторовной,
Ерж Еленой Николаевной, МБОУ лицей ст. Каневской, Краснодарского края.
«Технологический
суверенитет,
без
всякого
преувеличения,
- вопрос настоящего и будущего России» (В.В. Путин)
Методическое пособие «Учебные задания практико-ориентированного характера
по химии по формированию естественно-научной грамотности» посвящено актуальной
проблеме недостаточной интеграции естественно-научных знаний в практическую
деятельность учащихся, что часто приводит к низкому уровню понимания и применения
этих знаний в реальной жизни. В рамках реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) –
пособие представляет собой важный инструмент
для
учителей
химии,
стремящихся
интегрировать
современные
педагогические
технологии в учебный процесс и формирования глобальных компетенций у учащихся.
Основные цели пособия: углубить понимание и интерес учащихся к естественным
наукам через практические задания, что становится особенно актуальным в условиях
современного образования, ориентированного на развитие критического мышления и
активное участие школьников в учебном процессе
В данной работе рассматриваются различные аспекты формирования естественно-
научной грамотности для учащихся 8-9 классов, включая теоретические основы, методы и
подходы к обучению, а также практические задания, которые могут быть использованы в
образовательном
процессе.
Основное
внимание
уделяется
разработке
практико-
ориентированных заданий, которые помогут учащимся не только усвоить теоретический
материал, но и научиться применять его в реальных ситуациях. Задания охватывают
широкий спектр тем, таких как экология, физика, химия и биология, что позволяет
обеспечить междисциплинарный подход к обучению.
Методическая разработка включает в себя подробные инструкции по выполнению
заданий, а также рекомендации для учителей по организации учебного процесса. Важным
аспектом является использование проектного метода, который способствует развитию
критического мышления, творческих способностей и навыков командной работы у
учащихся. Все задания направлены на активизацию познавательной деятельности и
формирование у учащихся интереса к естественным наукам.
Пособие может быть использовано учителями в качестве методического пособия
для разработки учебных планов и программ, а также для проведения мастер-классов и
семинаров по повышению квалификации педагогов.
Кроме того, методические рекомендации могут быть полезны родителям,
стремящимся поддержать своих детей в изучении естественных наук и развить у них
навыки критического мышления и научного подхода к решению проблем.
Таким
образом,
методическая
разработка
«Учебные
задания
практико-
ориентированного характера по формированию естественно-научной грамотности»
представляет
собой
комплексный
ресурс,
который
способствует
интеграции
теоретических знаний и практических навыков в области естественных наук. Она
направлена на создание условий для активного и осмысленного обучения, что в свою
очередь способствует формированию у учащихся устойчивых научных представлений и
готовности к решению реальных проблем современности.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Аннотация………………………………………………………………. 2
2.
Введение ………………………………………………………………... 4
3.
Йодирование хлеба – один из путей решения йододефицита…….. 5-8
4.
Заброшенные шахты учёные превратят в огромные
«гравитационные батареи»…………………………………………. 9-13
5.
Опустынивание - глобальная проблема человечества……………..14-20
6.
Заключение……………………………………………………………. 21
7.
Список использованных источников…………………………………22
8.
Приложения………………………………………………………….. 23-36
3
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире научно-технический прогресс становится одним
из ключевых факторов развития общества, формируя новые вызовы и
возможности для образования. В контексте этого процесса особое значение
приобретает развитие естественно-научной грамотности, которая не только
способствует глубокому пониманию окружающего мира, но и готовит
будущих специалистов к решению актуальных проблем человечества.
Химия, как фундаментальная наука, занимающая центральное место в
системе
естественно-научного
образования,
играет
ключевую
роль
в
формировании этой грамотности.
Учебные
задания
по
химии,
ориентированные
на
практику,
представляют собой эффективный инструмент, позволяющий гармонично
сочетать теоретические знания с их применением в реальных условиях. Они
способствуют развитию критического мышления, умения анализировать и
решать сложные задачи, а также формируют навыки научного исследования
и взаимодействия с окружающей средой.
4
Учебные задания по химии
по формированию «глобальных компетенций» у учащихся
Задание 1
Йодирование хлеба – один из путей решения йододефицита
Родители
забеспокоились,
что
ребенок
плохо
запоминает
информацию в школе, все время уставший и не может ни на чем
сосредоточиться. Обратились к врачу, который диагностировал у ребенка
йододефицит. Врач объяснил, что дефицит йода является чрезвычайно
актуальной и социально значимой проблемой для России и мире в целом.
Сейчас в России 650 тысяч детей в год нуждаются в лечении заболеваний
на фоне йододефицита, увеличивается количество случаев рождаемости
детей с синдромом врожденного йододефицита, ранее известный как
кретинизм,
характеризующейся
нарушениями
физического
и
умственного
развития
из-за
недостаточного
количества гормонов
щитовидной железы (гипотиреоз).
Вопрос 1:
Какие
основные причины возникновения
йододефицита у
ребенка
выделил врач?
Выберите два правильных ответа:
А) Природный фактор – неустранимая экологическая недостаточность йода
в почве и воде.
Б) Полноценное, сбалансированное питание.
В) Неправильное питание: увлечение фаст-фудом и продуктами вторичной
переработки.
Г) Здоровый образ жизни.
Ответ: ___________________________
5
Врач выступил с «медицинским ликбезом» перед родителями и
учащимися, объясняя, что основной метод профилактики йоддефицитных
заболеваний – это употребление йодированных продуктов питания. Во всем
мире для этого используют поваренную соль, добавляя к ней йодид калия KI
или йодат калия - KIO
3
. Однако йодированная соль решает проблему лишь
частично. Йодид калия не стойкое при хранении и термической обработке
соединение. Существуют серьезные проблемы с техникой йодирования —
равномерно распределить йодат калия в объеме соли практически не удается.
Вопрос 2:
После встречи с врачом учащиеся лицея провели эксперимент. Провели
контрольную закупку йодированной соли, в магазинах ст. Каневской.
Образцы соли, содержащие йодид калия, хранили в течение месяца в разных
условиях: в закрытой таре темного и светлого стекла и в открытой таре при
прочих
равных
условиях:
одинаковой
освещенности,
температуре
и
влажности. Через месяц провели анализ на содержание йода в соли и
составили диаграмму.
6
Сравнительный анализ содержания йода (мкг/г) при разных условиях хранения соли.
А) Используя данные диаграммы, ответьте на вопрос: образец
какой соли и при каких условиях хранения имел значительные потери
йода?
Ответ: _______________________________
Б)
Представьте,
что
вы
купили
«йодированную»
и
«нейодированную-соль». Для хранения соль из упаковки высыпали в
одинаковые контейнеры без этикеток и запутались.
В вашем
распоряжении имеются сырой картофель и лимонный сок. Как можно
обнаружить йодид-ионы в соли?
Выпишите все верные ответы по порядку.
1.
Добавили на срез с солью лимонной сок.
2.
Сырой картофель разрезали.
3.
Признаком реакции является изменение окраски на срезе на
сине-фиолетовую.
4.
На срез насыпали немного соли.
5.
Картофель сварили и разрезали.
6.
Признаком реакции является окраски на срезе на ярко-красную.
Ответ: _______________________________
Вопрос 3.
Из
беседы
с
врачом
учащиеся
поняли,
что
другим,
преимущественным способом решения проблемы йодного дефицита
является обогащение йодом хлеба. Йодид калия в процессе выпечки хлеба
разрушается, что приводит к значительным потерям йода. Использование
йодата калия может привести к ухудшению качества хлебобулочных
изделий, поэтому использовать это вещество для йодирования хлеба
следует осторожно. В наше время самым перспективным носителем йода
для
объектов
хлебопекарного
производства
признан
йодказеин
(органических соединений йода с белком), разработчиком которого стали
7
русские ученые из Медицинского радиологического научного центра г.
Обнинск. Йодказеин, в отличие от других добавок, положительно влияет на
показатели качества хлеба и характеризуется минимальными потерями
йода во время технологического процесса — не более 1,8 % общего
содержания.
Химическая
брутто-формула
«Йодказеина»:
C
4265
H
8345
N
1903
O
1221
S
19
J
81.
Врач
предложил
ребятам
вместе
решить
«диетическую задачу».
Ученик 14 лет употребляет в сутки 250 грамм белого йодированного
хлеба. Содержание йода в хлебе - 53 мкг на 150 г хлеба (грамм =
микрограмм /1 000 000).
Надо посчитать: «Сколько процентов от
суточной потребности в йоде получает ученик?». Помогите ребятам,
приведите ваши расчеты, дайте объяснение. Ответ дайте с точностью до
целых.
8
Ответ: __________________________________
Задание 2
Заброшенные шахты учёные превратят
в огромные «гравитационные батареи»
Вопрос 1
Масштабы добычи полезных ископаемых на Земле очень велики.
Каждый год добывается до 20 тонн сырья на одного жителя, но только 10%
этого сырья превращается в конечный продукт, остальные 90% становятся
отходами. Это приводит к возникновению проблемы заброшенных шахт,
которые представляют угрозу для безопасности людей и окружающей среды.
Но, ученые из Международного института прикладного системного
анализа разработали новое решение, которое решает проблему заброшенных
шахт и превращают их в гигантские аккумуляторы с долгим сроком
хранения. Для работы этих батарей не потребуются полезные ископаемые.
КПД таких аккумуляторов составляет 80%.
Технология,
на
которой
основана
эта
идея,
называется
«Гравитационная батарея». Она хранит энергию в виде гравитационной
постоянной. В шахте эта энергия хранится в песке, который просто может
упасть на землю, выделяя энергию. Чем крупнее шахта, тем выше ее
энергоемкость.
Как это работает?
9
Составьте модель работы такой батареи, выполнив следующее
задание: соедините номер предложения и номер рисунка, на котором
изображено
описанное
действие,
и
расположите
по
порядку
(например 1-3).
3) По ночам, когда солнечные батареи
не производят энергию, песок начинает
опускаться вниз, выделяя сохраненную
энергию и обеспечивая потребителей
энергией.
1)
2) В дневное время солнечные батареи
вырабатывают
много
энергии,
30%
которой поступает потребителю.
2)
1) Избыточное электричество
используется для поднятия песка в
шахте на поверхность («батарея
заряжается»).
3)
Ответ: __________________________________
10
Вопрос 2
Таинственный остров был,
что называется,
«геологический рай», где «всё
что нужно под рукой»
(Жюль Верн, 1875г.)
Французским писатель Жюль Верн в научно-фантастическом романе
«Таинственный
остров»
вдохновился
идеей
создания
острова
с
вулканическим происхождением. Остров Линкольна, выбранный автором,
стал идеальным местом для развития главных героев и их умения
использовать природные ресурсы. В романе герой Сайрес Смит и его
товарищи стремятся создать полноценное общество на необитаемом острове.
Они развивают различные производственные отрасли, такие как керамика,
металлургия и химия, чтобы использовать богатства острова на благо
11
о. Сахалин
о. Гренландия
о.Бали
о. Исландия
человечества.
Их
усилия
оказываются
успешными,
и
они
создают
процветающую колонию, полагаясь на свои знания и умения. Сегодня, в
эпоху развития технологий и экологической осознанности, «Таинственный
остров» остается актуальным произведением. Он вдохновляет нас стремиться
к новым знаниям, использовать ресурсы разумно и сотрудничать, чтобы
достичь общих целей. Прочтите отрывок из этого романа:
«Руда, которую нашел инженер, была сама по себе очень чиста и
богата железом. Это была окисленная руда, залегающая беспорядочными
темно-серыми массами, которая дает черную пыль, образует правильные
восьмигранные
кристаллы,
доставляет
естественные
магниты.
Она
служит для изготовления первосортного железа. Недалеко от залежей
железной руды находились залежи каменного угля...».
Используя большую карту мира,
на которой обозначены разными
значками месторождения угля ( ) , железной руды (Fe) , найдите
острова Исландия, Бали – вулканического происхождения, а также
острова Гренландия, Сахалин – материкового происхождения.
Проанализируйте
и
напишите
какая
интрига
в
романе
«Таинственный остров» заложена автором в сюжете? Дайте объяснение.
Ответ: __________________________________
12
Вопрос 3
Железная руда – это общее название нескольких минералов. По цвету
они варьируют от темно-серого, ярко-желтого или темно-фиолетового до
ржаво-красного. Железо обычно содержится в виде магнетита (Fe
3
O
4
),
гематита (Fe
2
O
3
). Извлечение из земли очень дорогостоящий и экологически
небезопасный процесс, производство связано с большим количеством
отходов. Металлом – ценный ресурс, который может быть переработан и
использован повторно. Сбор металлома позволяет рационально использовать
ресурсы и бережно относиться к природе.
Представьте себя инженером на предприятии по переработке
металлома и проведите следующие расчёты:
Один килограмм металлома заменяет 2,5 кг богатой железной
руды. Сколько руды заменяют 6 т металлома? Какая масса железа при
алюмотермии получится из этого металлома, если в его состав входит
90% Fe
3
O
4
? Ответ дайте, с точностью до десятых.
Ответ: __________________________________
13
Задание 3
Опустынивание глобальная проблема человечества
Опустынивание земель относится к
серьезной
экологической
проблеме,
которая
затрагивает
все
больше
пространства на всех континентах – 40%
продуктивной площади земного шара. К
концу 2024 года в России планируется
разработать национальный план действий
по
борьбе
с
опустыниванием
для
14
регионов страны. Опустынивание вызывается различными факторами,
изменением климата (глобальным потеплением) и деятельностью человека.
Наибольшее влияние на процесс опустынивания оказывают неправильное
земледелие и вырубка лесов и деревьев, в результате чего почва становится
неплодородной, т.е. опустынивание идет быстрыми темпами.
Хотя земли Краснодарского края менее подвержены засухе, меры по ее
устранению необходимы. Самым надежным способом предотвращения
опустынивания и восстановления земель является создание защитных
лесополос. Посадка полезащитных лесополос также способствует изменению
химических
свойств
почвы.
Лесополосы
увеличивают
содержание
растворимых кальция и магния, что, в свою очередь, повышает плодородие
почвы и урожайность растений. В процессе почвообразования значительная
часть кальция накапливается в виде нерастворимого кальцита (CaCO
3
). При
взаимодействии с почвенным раствором, насыщенным CO
2
, эта форма
кальция переходит в растворимую форму - гидрокарбонат, и почва
насыщается кальцием.
14
Вопрос 1
Напишите уравнение реакции перехода нерастворимого кальцита
в растворимую форму кальция в почве, используя информацию из
текста.
Ответ: __________________________________________
Вопрос 2
Кальций необходим в почве: для ускорения разложения органического
вещества в почве и образования гумуса, для улучшения механического
состава почвы, улучшения ее воздухо- и водопроницаемых свойств.
Представьте себя в роли агронома и сделайте расчёты:
А)
Кальциевая
селитра
(Ca(NO
3
)
2
)
–
идеальный
вариант
для
предпосевного внесения, так как именно азот необходим растениям на
первоначальном этапе их развития, а он усваивается только при помощи
кальция.
Вычислите массовую долю кальция в этом соединении.
Напишите расчёты, дайте объяснения. Ответ напишите с точностью до
целых.
Ответ: ___________________________________________
Б) Самый эффективный способ обработки этим удобрением растения –
это
опрыскивание
раствором
кальциевой
селитры
по
листу.
Для
приготовления 1 л раствора требуется 1,5 г кальциевой селитры. Сколько
грамм кальция будет находиться в растворе объёмом 10л? Напишите
расчёты, дайте объяснения. Ответ напишите с точностью до десятых.
Ответ:_____________________________________________
15
Вопрос 3
Магний является центральным атомом в молекуле
хлорофилла и вовлечен в процесс фотосинтеза.
Лаборант
провел
эксперимент.
В
эксперименте
участвовали две группы растений. Одни не имели проблем с
обеспечением магнием. Другая группа растений испытывала
его недостаток. Растения обеих групп поместили в закрытый
ящик и листья растений частично закрыли, затем подвергли
ультрафиолетовому излучению.
Растения, получавшие достаточный уровень магния, не имели в
неприкрытой фильтром части листьев симптомов, все листья были зеленые.
У растений из группы с недостатком магния (рис. 4) на участке,
неприкрытым фильтром, были видны симптомы солнечного ожога. Какой
вывод из эксперимента сделал лаборант вы узнаете, ответив на вопросы.
Рис. 4 Листья растений, которые испытывали недостаток магния
А) Какой процесс у растения нарушается при недостатке магния и
как это можно пронаблюдать на листьях растений у себя на огороде?
Ответ: _________________________________________________________
Б) Перечислите формулы веществ, которые участвуют в этом
процессе и при каком условии?
Ответ:
__________________________________________________________
16
Задание 4
В
последние
десятилетия
газообразные
и
пылевидные
отходы
автотранспорта, промышленных предприятий и мусорных свалок интенсивно
насыщают воздух населенных пунктов. Эти отходы ухудшают условия жизни
человека и других организмов, создают угрозу здоровью населения,
вызывают локальные и глобальные нарушения климата.
Среди компонентов биосферы важнейшим фактором, нейтрализующим
газообразные токсины, в том числе сернистый газ, является растительность,
особенно
древесно-кустарниковые
насаждения.
Поэтому
одним
из
перспективных подходов к биологической характеристике атмосферной
среды является оценка состояния древесной растительности по степени ее
устойчивости к промышленным выбросам.
Учащиеся лицея станицы Каневской провели исследование с целью
выяснить, как по коре деревьев определить содержание диоксида серы (IV) в
воздухе и какие деревья нейтрализуют сернистый газ в наибольшей степени.
Для выполнения экспериментальной части данного проекта выбрали
объекты в ст. Каневской, расположенные на разных расстояниях от
мусоросвалки и автомагистрали, а по содержанию сульфатов в коре дерева
определили концентрацию сернистого газа в атмосфере станицы на этих
участках. Составили диаграммы.
Вопрос 1
17
A. На основе предложенных графиков найдите, какая концентрация
SO
2
в атмосфере, если содержание сульфат–ионов в коре деревьев
достигает 2000 мг/кг?
Ответ: _____________________________________
B.
Соответствует ли содержание оксида серы (IV) в атмосфере на
данном расстоянии ПДК, если среднесуточная ПДК (предельно
допустимая концентрация) в атмосферном воздухе этого газа –
0,05мг/м
3
?
Ответ:________________________________________
C. Какова
геолокация
произрастания
данных
деревьев
от
мусоросвалки?
a.
Ответ: _________________________________
D. Из данного перечня реактивов: BaCl
2
, Cu (NO
3
)
2
, Na
2
SO
4
, HNO
3,
найдите и предложите качественную реакцию для определения
сульфат –ионов в коре деревьев, которую провели ученики,
выполняя эксперимент.
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Вопрос 2
Прочтите отрывок из романа «Таинственный остров» о :
«Итак, в распоряжении Сайреса Смита оказалось порядочное количество
кристаллов железного купороса, из которых предстояло извлечь серную
кислоту.
В промышленности для изготовления серной кислоты применяются
различные дорогостоящие аппараты. Для этого нужны большие заводы,
специальные
аппараты,
приборы
из
платины,
свинцовые
камеры,
применяемые для кислоты, в которых происходит преобразование, и т. п. У
18
инженера не было этих аппаратов, но он знал, что кое-где, в частности в
Богемии, серную кислоту изготовляют не столь сложным способом, причем
она даже получается более крепкой.
Чтобы получить серную кислоту, инженеру оставалось произвести
еще только одну операцию: прокалить кристаллы железного купороса в
замкнутом сосуде, чтобы кислота выделилась в виде пара. Сгустившись,
пары превратятся в серную кислоту.
Для этой-то процедуры и понадобились огнеупорная посуда, в
которую были положены кристаллы, и печь, где должна была происходить
перегонка кислоты. Операция удалась на славу, и 20 мая, через двенадцать
дней после начала своего опыта, инженер оказался обладателем того
вещества,
которому
он
рассчитывал
найти
столь
разнообразное
применение»
Производство
серной
кислоты,
описанное
в
романе,
можно
представить в виде мысленного эксперимента. Кристаллы светло-
зелёного цвета кристаллогидрата железного купороса (FeSO
4 *
7 H
2
O)
прокалили до средней соли двухвалентного железа. Затем продолжили
прокаливать полученную соль железа до образования бесцветного газа с
резким запахом. Полученную смесь газов растворили в воде и нагрели
под действием катализатора, получив при этом серную кислоту.
Напишите
три
описанных
уравнения
реакций.
Последнюю
реакцию уравняйте с помощью электронного баланса, укажите что
является окислителем, восстановитель?
Ответ: ________________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
Вопрос 3
Учащиеся провели фенологические наблюдения листьев деревьев,
чтобы составить шкалу, по которой видно какие деревья, содержащие
сульфаты газоустойчивы, и их желательно применять для
озеленения
станицы для нейтрализации сернистого газа в атмосфере.
19
Шкала газоустойчивости растений по 10-бальной шкале
Используя данные графика, предложите какие три вида деревьев надо
посадить на участках возле мусорки, участвуя в
благотворительной
акции по улучшения качества атмосферы станицы? Какой вид березы
лучше применять?
20
0
1
2
3
4
5
6
7
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
тополь
ясень
липа
береза повислая
сосна
береза пушистая
Ответ: ________________________________________________
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практико-ориентированные
задания
по
химии
–
эффективный
инструмент развития естественно-научной грамотности. Они повышают
мотивацию к обучению, демонстрируя прикладное значение химии в
реальной жизни. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и
готовит учащихся к решению практических задач.
22
Список использованных источников
1.
Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый
компонент функциональной грамотности //Отечественная и зарубежная
педагогика. 2019. Т. 1, №4 (61). С. 112–123.
2.
Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Как оценивать умения учащихся в сфере
глобальных компетенций // Отечественная и зарубежная педагогика.
2019. Т. 1, №4 (61). С. 208–217.
23
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1. Йодирование хлеба – один из путей решения йододефицита
1)
9 класс
2)
Химия
3)
Тема урока: «Неметаллы. Галогены»
4)
Межпредметные связи: химия, биология
Вопрос 1 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: научное объяснение явления;
Контекст: Здоровье
Уровень сложности: базовый
Формат ответа: выбор нескольких ответов из списка (множественный
выбор).
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы
Критерии оценивания задания
Возможный ответ
А) Природный фактор – неустранимая экологическая недостаточность
йода в почве и воде.
В)
Неправильное
питание:
увлечение
фаст-фудом
и
продуктами
вторичной переработки.
Приведены оба элемента верного ответа
2 балла
Указан элемент 1 верного ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
24
Вопрос 2 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов;
Контекст: Здоровье
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
А)
Возможный ответ
Образец соли экстра «Маркет» при хранении в открытой таре имеет
наибольшую потерю йода.
Дан верный ответ, и приведено верное пояснение
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
Б)
Возможный ответ
1.
Сырой картофель разрезали.
2.
На срез насыпали немного соли.
3.
Добавили на срез с солью лимонной сок.
4.
На срезе окраска изменилась на сине-фиолетовую.
2, 4, 1, 3.
Крахмал в сыром картофеле при взаимодействии с йодом дает сине-
фиолетовое окрашивание – это является качественной реакцией для
определения йода в составе испытуемого образца.
Дан верный ответ, и приведено верное пояснение
2 балла
Правильно записан один элемент ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
25
Вопрос 3 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов;
Контекст: Здоровье
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Возможный ответ
1.
Найдена масса йода в 150г белого хлеба:
250*53/150 = 88 мкг
2.
Посчитано, сколько процентов от суточной нормы в йоде получил
ученик:
88/150*100%=59%
Дан верный ответ, и приведено верное пояснение
2 балла
Правильно записан один элемент ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
26
Задание 2.
Заброшенные шахты ученые превратят в огромные «гравитационные
батареи»
1)
9 класс
2)
Химия
3)
Тема урока: « Неметаллы. Подгруппа углерода»
4)
Межпредметные связи: химия, география, литература
Вопрос 1 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: процедурное знание; наука о Земле и
Вселенной
Компетентностная область оценки: научное объяснение явления;
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: базовый
Формат ответа: интерактивные задания
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы
Критерии оценивания задания
3) По ночам, когда солнечные батареи
не производят энергию, песок начинает
опускаться вниз, выделяя сохраненную
энергию и обеспечивая потребителей
энергией.
1)
2) В дневное время солнечные батареи
вырабатывают много энергии, 30%
которой поступает потребителю.
2)
27
1) Избыточное электричество
используется для поднятия песка в
шахте на поверхность («батарея
заряжается»).
3)
Возможный ответ
2-3, 1-1, 3-2
1 балла
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
28
Вопрос 2 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: содержательное знание; наука о Земле и
Вселенной
Компетентностная область оценки: научное объяснение явления;
Контекст: природные ресурсы
Уровень сложности: базовый
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы
Критерии оценивания задания
Возможный ответ
1)
Месторождения угля и железной руды не располагаются рядом, т.к.
имеют разную природу происхождения.
2)
По
описанию
автора
«Таинственный
остров»
-
это
остров
вулканического происхождения. Анализируя карту, содержание
полезных ископаемых на о. Бали, о. Исландия, т.е. островов той же
природы происхождения, месторождения угля и железной руды
нет, в отличие от о. Сахалин и о. Гренландия материкового
происхождения.
Приведены оба элемента верного ответа
2 балла
Указан один элемент верного ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
29
Вопрос 3 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: процедурное знание; наука о Земле и
Вселенной
Компетентностная область оценки: научное объяснение явления;
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы
Критерии оценивания задания
Возможный ответ
1)
Найдена масса руды:
2,5*6= 15т
2)
3Fe
3
O
4
+8 Al→4Al
2
O
3
+ 9Fe
m (Fe
3
O
4
) =6000*0,9= 5400кг
m (Fe) = 4т
Приведен элемента верного ответа на 1 вопрос
1 балла
Указан элемент верного ответа на 2 вопрос
2 балла
Написано уравнение
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
30
Задание 3.
Опустынивание ― глобальная проблема человечества
1)
9 класс
2)
Химия
3)
Тема урока: «Металлы»
4)
Межпредметные связи: химия, биология
Вопрос 1 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы
Компетентностная область оценки: научное объяснение явления
Контекст: окружающая среда
Уровень сложности: базовый
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
преобразовывать одну форму представления данных в
другую
Критерии оценивания задания
Возможный ответ
Дан верный ответ.
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
31
Вопрос 2 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: понимание особенностей естественно-
научного исследования.
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: базовый
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы.
Критерии оценивания задания
Возможный ответ
А)
1.
Найдена относительная молекулярная масса:
Mr (Ca(NO
3
)
2
) = 164
2.
Посчитана массовая доля кальция в соединении:
40*100%/ 164 = 24%
Б) m (Ca)= 2,2г
Указаны два элемента верного ответа
2 балла
Указан один элемент верного ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
32
Вопрос 3 из 3
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: понимание особенностей естественно-
научного исследования.
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы.
Критерии оценивания задания
Возможный ответ
А) При недостатке магния в организме растения нарушается процесс
фотосинтеза. При этом на листьях появляется ожог и уменьшается
урожайность.
Б) CO
2
реагирует с H
2
O под действием света.
Дан оба верный ответ, и приведено верное
пояснение
2 балла
Дан один верный ответ
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
33
Задание 4.
1)
9 класс
2)
Химия
3)
Тема урока: «Неметаллы. Соединения серы»
4)
Межпредметные связи: химия, биология, литература
Вопрос 1 из 3
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов;
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, преобразовывать одну форму представления
данных в другую
Возможный ответ
А) Концентрация Сернистого газа равна 0,07 мг/м
3
В) Не соответствует. ПДК повышена.
С) N= 0,00007г/ 64г/моль * 6,02 10
23
1/моль= 6,6 10
17
молекул
Г) 600м от мусоросвалки
D) BaCl
2
+ Na
2
SO
4
= BaSO
4
+ 2NaCl
полное ионное
Ba
2+
+ 2Cl
-
+ 2Na+ + SO
4
2-
= BaSO
4
+ 2Na+ + 2Cl
-
сокращенное ионное
Ba
2+
+ SO
4
2-
= BaSO
4
А, Б, В, Г
по 1 баллу
34
Указан один элемент верного ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
35
Вопрос 2 из 3
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов;
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, преобразовывать одну форму представления
данных в другую.
Возможный ответ
1)
FeSO
4
* 7H
2
O → FeSO
4
+ 7H
2
O
2)
4FeSO
4
→2Fe
2
O
3
+4SO
2
+ O
2
3)
2SO
2
+ O
2
+ 2H
2
O → 2H
2
SO
4
Указаны три элемента верного ответа
3 балла
Указаны два элемента верного ответа
2 балла
Указан один элемент верного ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
36
Вопрос 3 из 3
Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов;
Контекст: связь науки и технологий
Уровень сложности: повышенный
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки:
анализировать, преобразовывать одну форму представления
данных в другую.
Возможный ответ
1.
Ясень, тополь, липа – по шкале газоустойчивости занимают
первые места.
2.
Лучше использовать березу повислую, т.к. газоустойчивость
выше, чем у березы пушистой.
Указаны два элемента верного ответа
2 балла
Указан один элемент верного ответа
1 балл
Ответ неверный или отсутствует
0 баллов
37