Автор: Козина Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Росиночка"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание дружеских отношений дошкольников старшего дошкольного возраста"
Воспитание дружеских отношений дошкольников старшего
дошкольного возраста
Согласно
ФОП
ДО
(п.18.7.1)
одной
из
задач
социально-
коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста является
«развитие способности ребенка понимать и учитывать интересы и чувства
других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие
конфликты конструктивными способами».
Вопросам
формирования
взаимоотношений
детей
дошкольного
возраста уделяли внимание многие педагоги и психологи (Д.Б. Эльконин,
А.В.
Запорожец,
М.И.
Лисина,
Т.А.
Маркова,
А.П.
Усова,
Д.В.
Менджерицкая и др.). Они считали, что
период старшего дошкольного
возраста считается важным этапом для формирования дружбы у детей. Так
как в этом возрасте:
1. У детей активно развиваются социальные навыки. Дети учатся
взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками, играть в совместные
игры. Этот опыт помогает им устанавливать связи и находить общие
интересы.
2. Дети начинают лучше осознавать свои эмоции и эмоции других, что
способствует построению доверительных отношений.
3. Основная деятельность – игровая. Совместные игры, такие как
ролевые или командные, способствуют укреплению дружеских связей. В
процессе игры дети учатся сотрудничать и разрешать конфликты.
4. Идентификация с группой. Дети становятся более чувствительными
к
мнению
своих
сверстников
и
начинают
больше
заботиться
о
принадлежности к группе, что может способствовать созданию дружеских
отношений.
Таким образом, педагогу необходимо поддерживать инициативу детей,
продолжать развивать навыки общения дошкольников, помогать строить
дружеские отношения.
Для решения поставленных задач следует использовать ряд методов и
приемов, которые можно отнести к методам и приемам нравственного
воспитания. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы
оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у
ребенка
будут
складываться представления о
сущности
нравственного
качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка
должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно,
чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного
качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое,
в
свою
очередь,
формирует социальные
чувства.
Знания
и
чувства
порождают потребность в их практической реализации - в поступках и
поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи,
позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, определяется механизм нравственного воспитания (рис.1)
Рис. 1. Механизм нравственного воспитания
С помощью правильно подобранных методов педагог осуществляет
целенаправленное воздействие на дошкольников, организуя и направляя их в
повседневной жизнедеятельности, обогащая их нравственный и культурный
опыт. Педагоги-методисты выделяют следующие общие методы развития
дружеских отношений (Таблица 1.).
Таблица 1.
Методы развития дружеских отношений детей дошкольного возраста
Методы формирования поведения
Поручения
Упражнения
Требования
Положительные примеры взрослых
Воспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознания
Этическая беседа
Пример
Просьба
Объяснение
Внушение
Методы стимулирования
Одобрение
Соревнование
Поощрение
Награждение
По способу выражения и воздействия
Наглядный метод
Наблюдение за сказочными героями,
рассматривание иллюстраций,
репродукций, предметов, проведение
экскурсий, и другое
Словесный
Беседа, рассказ, чтение сказок,
разгадывание загадок, заучивание
песенок, поговорок, считалок, разбор
ситуаций, проведение конкурсов,
утренников и так далее
Практический
Изготовление поделок, рисование,
разучивание танцев, проведение игр,
инсценировок, проекты и так далее
Использование
требований,
системы
поощрений
и
наказаний,
упражнений и ситуативных игр-ситуаций позволит развить положительные
качества личности детей, помочь в осознании значимости их проявления, а
также поможет предупредить отрицательные поступки и отношение к
сверстникам.
В
качестве
требований
могут
выступить
выдвигаемые
педагогом правила, своего рода ориентиры, которые помогут детям строить
взаимоотношения на основе дружелюбия. Они могут быть представлены
перед детьми непосредственно, как указ или запрет чего-то, или косвенно,
как совет или просьба. Например, «Не смейся над чужими ошибками»,
«Старайся договариваться», «Помогай другим детям, если это необходимо».
«Уважай мнение и чувства другого человека» и т.п.
Педагогу необходимо тактично и понятно для ребенка высказать свое
неодобрение или замечание, не унижая и не пугая ребенка. Когда ребенок
выражает свое положительное отношение к другим детям, то его стоит
похвалить, высказать свое одобрение, наградить чем-то, обратить на это
внимание других детей, как на положительный пример. Непрерывный
контроль педагога будет помогать в различении характера поступков и их
оценивании.
Метод поручений помогает способствовать повышению уверенности
ребенка в общении с другими детьми. Если правильно организовать
поручение, то ребенку придется взять на себя определенную заданием роль.
Среди средств воспитания дружественных отношений дошкольников
выделяют несколько групп (рис.2).
Рис. 2. Средства воспитания дружеских отношений
Организация ролевых игр и сюжетно-ролевых занятий помогает детям
научиться
взаимодействовать
друг
с
другом,
учитывать
интересы
сверстников и развивать навыки коммуникации.
Проведение совместных проектов или конкурсов, где дети работают в
командах, способствует формированию дружбы и чувства общности. Это
могут быть художественные занятия, спортивные игры или коллективные
творческие проекты. Ведение занятий, на которых дети могут обсуждать
свои чувства и переживания, помогает развивать эмоциональный интеллект и
понимание эмоций друг друга. Педагог должен способствовать созданию
доверительной и комфортной среды, где дети смогут свободно выражать
себя, не боясь осуждения. Важно поддерживать доброжелательность и
уважение между всеми участниками группы.
Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтных
ситуаций поможет им укрепить дружеские связи и избежать недопонимания.
Педагог сам должен демонстрировать дружеские отношения, как с детьми,
так и с коллегами, показывая, как важно поддерживать и ценить дружбу.
Используя эти методы, педагог способен создать условия для того, чтобы
дети не только находили новых друзей, но и учились ценить дружбу.
Большое значение в работе педагоги придают чтению детской
художественной
литературы.
Художественные
образы,
увлекательные
сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных
героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются
отрицательные поступки и явления.
Всё это находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них
нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим
примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. В них начинают
пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта,
протест против несправедливости. Воспитатели используют в работе по
нравственному воспитанию такие жанры художественной литературы как
басни, пословицы, сказки, рассказы, стихотворения.
Примерный список
изложен в таблице 2.
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является
этическая
беседа,
помогающая
детям
освоить
нормы
и
правила
нравственного
поведения.
Беседу
готовит,
проводит
и
направляет
воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для
обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей
думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
Этическая беседа сочетается с разными видами практической, игровой
деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование
нравственного сознания и поведения. В ходе этической беседы педагог учит
видеть нравственную сторону той или иной ситуации; оценивать свои
поступки и поступки других людей; правильно использовать нравственные
понятия и их противоположности.
Таблица 2
Художественные произведения, рекомендуемые для решения задач по воспитанию дружеских
отношений старших дошкольников
Педагогу необходимо привлекать родителей для совместной работы по
данному направлению. Проводить мастер-классы, совместные мероприятия,
индивидуальные беседы.
Таким образом, благодаря правильно организованной деятельности
педагога можно сформировать у дошкольников дружелюбные отношения,
которые будут способствовать их социальному и эмоциональному развитию.
1.
Произведения, в которых герои проявляют умение
дружить, договариваться
Русские народные сказки: «Кот, петух и
лиса», «Теремок», «Зимовье»
Сказки
В.
Сутеева:
«Под
грибом»,
«Яблоко»
Рассказ В.Осеевой «Три товарища»
Стихотворения Е. Благинина «Подарок», Т.
Маршалова «Лиса, Заяц и Ёж» и др.
2.
Произведения,
раскрывающие
нравственный
смысл
любви,
заботы,
по
отношению
к
близким
людям,
воспитывающие ценностное отношение к семье
Русские народные сказки
«Петушок и
бобовое
зернышко»,
«Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
«Петушок – золотой гребешок»
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
С. Маршак «Кошкин дом»
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
Е. Благинина «Посидим в тишине»
В. Осеева «Три сына»
3.
Произведения, которые близки по идейному содержанию,
в них часто противопоставляется добро и зло
Русские народные сказки: «Морозко»,
«Колобок», «Лиса и заяц», «Хаврошечка»,
«Коза-дереза».
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»,
«Краденое солнце», «Бармалей».
4.
Формирование обобщенного положительного образа
героя. В этих произведениях показаны как
положительные, так и отрицательные черты
Сказки: «Заяц-хваста», «Маша и медведь»
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Н. Носов «Незнайка»