Автор: Заря Елена Александровна
Должность: мбоу сош №3
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Нефтекумск
Наименование материала: статья
Тема: Современные инструментарии на уроках русского языка и литературы
«Время читать!»- современные инструментарии на уроках русского языка и
литературы. (Из опыта работы)
Ситуация с читательской культурой сложилась достаточно печальная.
Статистика говорит, что по данным исследования ВЦИОМ (Всероссийский
центр изучения общественного мнения ) 46 процентов детей читают то,
что им задали в школе. 30 процентов школьников читают каждый день.
14 процентов открывают книгу несколько раз в неделю, а 12 процентам
удается почитать раз в неделю.
Поэтому очевидно, что мы имеем проблему с читательской культурой.
Ведь вопрос чтения – вопрос культуры.
И конечно же, что основная роль на формирование читательской культуры,
развитие интереса к литературе отводится школьному учителю.
У меня есть волшебные предметы- современные инструментарии, которые
стимулируют
интерес
моих
учеников
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности.
Наверное, мечта каждого учителя-филолога вырастить такого ученика,
который искренне потянется за книгой, а не потому, что его заставил учитель
прочитать, мы понимаем , что заставить любить книгу невозможно. Он будет
читать по велению сердца, а не потому, что задали список летнего чтения.
Когда мои шестиклашки с горящими глазами заходят в класс и наперебой
делятся со мной впечатлениями, спрашивают, знала ли я что Дефорж,
оказывается,
это
Дубровский,
я
понимаю,
что
мечты
могут
быть
реальностью.
Развитие
читательской
культуры
заложено
в
государственные
стандарты
нового
поколения.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт образования предполагает воспитание и развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
современного
общества:
свободно
ориентирующейся
в
потоках
информации;
способной
конструктивно общаться, сотрудничать; эффективно решать учебные и
познавательные
задачи
в
процессе
жизнедеятельности.
Это
станет
возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес,
культура чтения и ребенок будет владеть читательской культурой.
Стратегия
государственной
национальной
политики
нашей
страны
указывает на единый культурный код современного российского общества
– сохранять и развивать русскую культуру и язык в интеграции с
культурным
и
историческим
наследием
всех
народов
РФ (Указ
Президента РФ от 6 декабря 2018 года №703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025
года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года
№1666»). И это отражено во ФГОС. Это должно быть в наших головах и
сердцах! Держаться за свои корни, язык, литературу, культуру – естественное
человеческое поведение, и понимать это – значит идти в ногу со временем.
Как же развить читательский интерес у школьников?
Чтобы стать вовлечённым, надо быть увлечённым.
Поэтому использую приемы, позволяющие установить параллели между
реальной действительностью и миром русской литературы.
«Прием внезапной ассоциации». Этот прием можно использовать на этапе
актуализации или закрепления материала.
(Фото Грета Тунберг и Маленький принц)
Общее- защита природы. Усложним задание - Сопоставьте отношение к этим
персонажам в контексте их отношения к природе. К Грете негативное
отношение, Маленький принц словом и делом доказывает любовь к природе
«Встал- приведи в порядок свою планету»
Прием «Ассоциативный ряд»
- С какими словами у вас ассоциируется этот писатель?
Заполняется кластер. А облака заполняются рисунками.
Я использую в своей работе задания на ассоциативное мышление, так как это
способствует развитию творческой активности учащихся, совершенствует
механизмы запоминания, это помощь в анализе прочитанного, помогает
выразить свою мысль и учит быть внимательными и замечать красоту
окружающего мира.
Работа над ассоциативными заданиями важна на любом возрастном
этапе.
Способность
человека
устанавливать
ассоциации
безгранична.
Ассоциативные связи образуются без особого труда, текст с ними
воспринимается намного легче.
Еще один прием, активно применяемый на уроках
русского языка и
литературы, это прием РАФТ.
Ученики рассматривают текст с различных сторон и точек зрения, пропадает
скованность, дети не боятся самостоятельных суждений, ведь создают они
текст не от своего лица, а от заданной роли. Они могут самостоятельно
выбрать формат текста: это может быть заявление, анекдот, частушка,
письмо, рассказ.
Каждая буква в этом приеме несет определенный смысл:
Р- Роль
А-аудитория
Ф- формат
Т- тема
Например, на уроке выбираем роли, обговариваем, что может чувствовать
этот персонаж, затем решаем, кому можно адресовать, далее вспоминаем
особенности каждого жанра. Работа может быть индивидуальной или
групповой. При этом нужно объяснить детям, что важно попытаться
прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в
него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж.
На стадии рефлексии обязательны анализ и осмысление пройденного
материала. На этом этапе обсуждают, сравнивают, анализируют полученные
информацию и факты.
Например, на уроке литературы в 5 классе в разделе: “Стихотворения
отечественных поэтов 19-20 веков о родной природе и о связи человека с
Родиной”,
обращаясь
к
лирическим
стихотворениям
С.А
Есенина
«Береза», предлагаю
ученикам
придумать
себе
образ
и
прочитать
стихотворение
в
конкретном
образе,
конкретному
персонажу,
с
определенной интонацией.
Роли: поэт, знаток творчества, поклонник
Аудитория: посетители музея Есенина, жюри конкурса чтецов, мама
Форма: стихотворение.
Тема: “Береза” С.А.Есенин
Ученики в течение некоторого времени практикуются в выразительном
чтении, интонировании и логическом ударении, а потом выступают перед
той аудиторией и в той роли, которую репетировали. Остальные слушатели
угадывают роль чтеца и его аудиторию. Задают вопросы. Приём “РАФТ”
обеспечивает
эмоциональное,
познавательное,
информативное
и
аналитическое восприятие текста.
Прием отсроченная загадка. «Отсроченная отгадка»
К.Д.Ушинский писал: «Загадку я помещал для того, чтобы доставить уму
ребёнка полезное упражнение».
Этот прием позволяет с первых минут захватить внимание учащихся, создать
условия для активизации их мыслительной деятельности, о нем я узнала,
познакомившись с книгой А.Гина «Приемы педагогической техники».
Использование этого приема на уроках вызывает живой интерес учеников.
На первых литературы в начале учебного года мы говорим с учениками
о книгах, пользе чтения. Такие уроки можно начать, используя указанный
прием.
«Они здесь - ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не
напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль
стены, но имя каждой смотрит на тебя подобно отверстому оку. Когда ты
пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе
умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты
откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. Сначала
тишина: вокруг нас, внутри нас. И наконец, ты готов принять их -
вечером, отринув заботы, днем, устав от людей, утром, очнувшись от
сновидений...»
-
О чем пишет австрийский журналист драматург и писатель
Стефан Цвейг в своем очерке?
«Ожившие портреты», создание портретов героев в Нейросети
Все, я думаю, встречались с таким явлением (портреты писателей в
учебниках разрисованы). Предлагаю детям оживить писателей или героев
изучаемых произведений с помощью ныне популярной Нейросети.
На уроках русского языка интересно выстраиваются задания по работе с
фразеологизмами и крылатыми выражениями.
Предсказуемые лекции скучны. Вероятно, вы часто встречаетесь с такой
ситуацией, когда вы сообщаете что-то важное и понимаете, что вас ученик не
слышит, он сидит, смотрит на вас, но он как будто не здесь. Что же поможет?
Вот тут и должна быть неожиданность. Когда на уроке звучит песня
популярного исполнителя, ученики недоумевают. Для 11-классников было
неожиданностью,
что
современнные
исполнители
берут
классику
и
интерпретируют эти слова по-своему. Ребята отмечают особую ритмичность,
изломы,
перепады,
рывки,
совпадающие
с
особой
манерой
письма
Маяковского. И меня это не может не радовать.
Прием «Акрослово»- помогает мне ярко завершить урок.
Дети самостоятельно оценивают свои знания, эмоции от услышанного и
анализируют полученную информацию. Кроме того, рефлексивная практика
помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей,
сплочению команды, коллектива.
Уроки
литературы
и
русского
языка
дают
возможность
задавать
нестандартные домашние задания, которые стимулируют чтение. Например,
с 5 класса мои ученики ведут блокноты творчества, куда записывают
понравившиеся строки стихотворений, афоризмы, поговорки, интересные
тропы из прочитанных произведений .
Задания должны выходить не только за рамки учебника, но и за рамки урока.
Важно не только интеллектуально, но и физически погружаться в контекст
художественного произведения. Ребятам полюбился литературный флешмоб
в формате косплея. Он популярен среди молодежи в связи с культурой
аниме, но у нас получилось в контексте классической литературы.
Результаты мы представляем в нашей школьной газете.
Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для
обеспечения развития интереса к процессу чтения; раскрытия творческого
потенциала каждого ребёнка; культуры общения с книгой; любви и уважения
к языку, интереса к чтению литературы.
Использование эффективных современных технологий на уроках русского
языка и литературы помогает воспитать образованных, нравственных людей,
которые
способны
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом, конструктивностью.