Напоминание

Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках физической культуры

Автор: Белозерова Грета Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ 45
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Физическая культура в начальной школе
Тема: Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках физической культуры







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках

физической культуры

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к

возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ

педагогической литературы, этот психологический феномен не используется

для

изучения

отношения

школьников к

учению.

Вместе

с

тем,

он

существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью

интересов и мотивов картину.

Дело в том, что интересы и мотивы

характеризуют

в

значительной

степени

отношение,

предшествующее

учебной

деятельности.

Удовлетворенность

же

возникает

в

процессе

деятельности и, следовательно,

является субъективной! Оценкой этой

деятельности

со

стороны

субъекта.

Н.Р.Кузьмина

отмечает,

что

удовлетворенность

характеризует

силу

эмоционального

отношения

человека, в частности, к своей профессии. Чем больше привлекательных

сторон

видит

человек

в

своей

деятельности,

тем

более

глубоким,

устойчивым, положительным является его отношение к ней. И, наоборот, чем

больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем

белее глубоко его отрицательное отношение к ней /6 /.

Что же понимается под удовлетворенностью? Е.П.Ильин /3 / отмечает,

что, несмотря на то, что это понятие широко используется в социологических

работах, его определение не дано и оно часто подменяется понятием

"удовлетворение"

/2

/.

Во

многих

работах

удовлетворенность

рассматривается как мотив, а в ряде работ - как оценка деятельности /7 /

В последнем случае удовлетворенность рассматривается как один из

аспектов изучения проблемы отношения.

Е.Г.Ильин определяет удовлетворенность как устойчивое долгосрочное

оценочное отношение субъекта к выполняемой им деятельности (учебной,

трудовой, спортивной, общественной) в целом или отдельным ее сторонам,

возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения от

совершавшейся работы.

Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков.

Во-первых,

удовлетворенность

характеризует

долгосрочное

отношение

человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие,

поступок).

Во-вторых,

удовлетворенность

достигается

после

многократного

достижения

цели,

когда

человек

убедится

в

вероятности

и

даже

гарантированности достижения цели, удовлетворения потребности, интереса,

а удовлетворение - после однократного. Например, учащиеся могут быть

удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них

будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д.

В-третьих,

удовлетворение

-

это

однократно

положительное

переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность -

это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении,

удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный

момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный

момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою

оценку роду деятельности, которым он занимается.

В-четвертых,

к

многократному

переживанию

удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а

удовлетворенность в этих условиях возрастает.

Удовлетворение - это первичный феномен, а удовлетворенность –

вторичный, возникающий на базе первого в результате перехода актуально

переживаемой эмоции в эмоциональный фон (хорошего настроения) и

формирования готовности выполнять понравившуюся деятельность. Отсюда

видна важность формирования этого психологического феномена у учащихся

(которые по физиологическому механизму близок к доминанте, а с

психологической

точки

зрения

является

фиксированной установкой).

Соединяясь, и тот, и другой механизмы обусловливают направленность и

степень активности человека.

В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый

компонент отношения школьников к урокам физической культуры.

Возникновение

удовлетворенности,

как

и

вообще

отношения, определяется

многими

факторами.

При

этом,

как

считает

Ф.Герцберг / 7/, факторы, вызывающие удовлетворенность, не совпадают с

факторами,

вызывающими

неудовлетворенность.

Первые

он

назвал

«мотиваторами» (содержание деятельности, перспектива роста и др.), вторые

- факторами «гигиены» (условия деятельности,взаимоотношения с коллегами

и руководителями). В связи с этим существуют точки зрения, согласно

которым удовлетворенность определяется либо одним ведущим фактором, либо

их совокупностью.

В работе Е.Г.Ильина и Л.В.Лихачева /4 / показана правомерность и той

и другой точек зрения. Это значит, что удовлетворенность учением может

зависеть в одних случаях от какого-либо доминирующего фактора (обожание

учителя,

например)

или

же

формироваться под

воздействием

целого

комплекса учебных факторов (интереса к предмету, благоприятного климата

на уроках и др.). Поэтому педагогу важно не только установить наличие или

отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть, на чем базируется

у них удовлетворенность или неудовлетворенность. Это тем более важно,

поскольку в процессе обучения учащихся в школе роль ведущих факторов от

младших классов к старшим может меняться. Такая смена ведущих факторов

удовлетворенности была выявлена Л.В.Лихачевым на спортсменах разного

уровня

мастерства

и при

сравнении

спортсменов

со

студентами,

занимающихся физической культурой.

2.2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом

является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения

проблемы.

Её

исследованием

занимались

А.Ц.

Пуни,

Ю.В.

Палайма,

В.А.Соколов и др. Установлено, что в основе возникновения мотивов

физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные

условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная

активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями

привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им

удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких

занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процес-

са физкультурной активности /2/.

В

ряде

психолого-педагогических

работ

указанного

направления

сделана

попытка,

раскрыть,

как

внешние

педагогические

воздействия становятся

(или

могут

стать)

реальными

факторами

физкультурно-спортивной активности школьников, превращаясь из объ-

ективных условий в объективный психологический ее регулятор. Следует

отметить, что работ данного направления очень немного.

Многие

авторы

сходятся

во

мнении,

что

большое

значение

на формирование

у

школьников

положительного

отношения

к

занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической

культуры. Указывается также, что работе по формированию у школьников

потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся

система учебно-воспитательной работы школы.

3. Информационные технологии в уроке физкультуры

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс

также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные

инструктажи,

проводимые с учащимися перед каждым новым разделом

программы. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают

ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной

устной форме. В презентации обязательно включаются

фотографии

известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет

в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам

программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к

экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

В первые годы работы в школе я столкнулась с той проблемой, что с

возрастом (от младших классов к старшим) двигательная активность на

уроках физической культуры у девочек снижалась.

Опрос,

проводимый

среди

учащихся,

подтверждал,

что удовлетворенность уроками физической культуры в сравнении с юношами

у девушек гораздо ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания

девушек принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых в

районе и в школе. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся

выдвигали малую эмоциональность и привлекательность уроков. Регулярное

использование в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение

количества таких упражнений до 30-40% от времени занятий позволило

наблюдать

положительную

динамику

заинтересованности

и

удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у

девушек.

У

детей

возникла

потребность

в

дополнительных

занятиях

физкультурой и спортом.

Заключение

1. Удовлетворенность - это необходимый компонент отношения школьников

к урокам физической культуры

2. На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от того,

что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более

эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности

уроками, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.

3.

Для

повышения

двигательной

активности

и

достижения

удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо

использовать игровые и соревновательные методы.

4. Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных

технологий на уроках физкультуры, чтобы образовательный процесс стал

более интересным для современного школьника.

Используемая литература:

1.

Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль,

2016.

2.

Ермолаева М.В. Проблема удовлетворенности от работы в исследованиях

зарубежных психологов //Новые исследования в психологии. – М:

Педагогика, 2008. -№2

3.

Ильин Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-

психологический феномен //Психофизическое изучение учебной и

спортивной деятельности. –Л.: ЛГПИ, 2015.

4.

Карпушин В.А. Пути повышения эффективности обучения учащихся

движениям на уроках физической культуры в 4-8 классах// Вопросы

совершенствования физического воспитания учащейся молодежи. –М., 2019.

5.

Лихачев Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культурой и

спортом как фактор повышения эффективности учебно-педагогического

процесса: Автореф. дисс. канд. пед. Наук.-М., 2022.

6.

Махнева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических

работников детских учреждений. –М.: АРКТИ, 2007..

7.

Мурутар А.А., Вихалем Л.А. Некоторые проблемы комплексного

исследования удовлетворенности коллектива //Тр. По социологии. –Тарту,

2012.

8.

Наумова Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. –

М.: Педагогика, 2018.

9.

Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности //Теория и практика

физической культуры.2016.-№8.