Автор: Белозерова Грета Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ 45
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Физическая культура в начальной школе
Тема: Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках физической культуры
Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках
физической культуры
Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к
возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ
педагогической литературы, этот психологический феномен не используется
для
изучения
отношения
школьников к
учению.
Вместе
с
тем,
он
существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью
интересов и мотивов картину.
Дело в том, что интересы и мотивы
характеризуют
в
значительной
степени
отношение,
предшествующее
учебной
деятельности.
Удовлетворенность
же
возникает
в
процессе
деятельности и, следовательно,
является субъективной! Оценкой этой
деятельности
со
стороны
субъекта.
Н.Р.Кузьмина
отмечает,
что
удовлетворенность
характеризует
силу
эмоционального
отношения
человека, в частности, к своей профессии. Чем больше привлекательных
сторон
видит
человек
в
своей
деятельности,
тем
более
глубоким,
устойчивым, положительным является его отношение к ней. И, наоборот, чем
больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем
белее глубоко его отрицательное отношение к ней /6 /.
Что же понимается под удовлетворенностью? Е.П.Ильин /3 / отмечает,
что, несмотря на то, что это понятие широко используется в социологических
работах, его определение не дано и оно часто подменяется понятием
"удовлетворение"
/2
/.
Во
многих
работах
удовлетворенность
рассматривается как мотив, а в ряде работ - как оценка деятельности /7 /
В последнем случае удовлетворенность рассматривается как один из
аспектов изучения проблемы отношения.
Е.Г.Ильин определяет удовлетворенность как устойчивое долгосрочное
оценочное отношение субъекта к выполняемой им деятельности (учебной,
трудовой, спортивной, общественной) в целом или отдельным ее сторонам,
возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения от
совершавшейся работы.
Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков.
Во-первых,
удовлетворенность
характеризует
долгосрочное
отношение
человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие,
поступок).
Во-вторых,
удовлетворенность
достигается
после
многократного
достижения
цели,
когда
человек
убедится
в
вероятности
и
даже
гарантированности достижения цели, удовлетворения потребности, интереса,
а удовлетворение - после однократного. Например, учащиеся могут быть
удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них
будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д.
В-третьих,
удовлетворение
-
это
однократно
положительное
переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность -
это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении,
удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный
момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный
момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою
оценку роду деятельности, которым он занимается.
В-четвертых,
к
многократному
переживанию
удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а
удовлетворенность в этих условиях возрастает.
Удовлетворение - это первичный феномен, а удовлетворенность –
вторичный, возникающий на базе первого в результате перехода актуально
переживаемой эмоции в эмоциональный фон (хорошего настроения) и
формирования готовности выполнять понравившуюся деятельность. Отсюда
видна важность формирования этого психологического феномена у учащихся
(которые по физиологическому механизму близок к доминанте, а с
психологической
точки
зрения
является
фиксированной установкой).
Соединяясь, и тот, и другой механизмы обусловливают направленность и
степень активности человека.
В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый
компонент отношения школьников к урокам физической культуры.
Возникновение
удовлетворенности,
как
и
вообще
отношения, определяется
многими
факторами.
При
этом,
как
считает
Ф.Герцберг / 7/, факторы, вызывающие удовлетворенность, не совпадают с
факторами,
вызывающими
неудовлетворенность.
Первые
он
назвал
«мотиваторами» (содержание деятельности, перспектива роста и др.), вторые
- факторами «гигиены» (условия деятельности,взаимоотношения с коллегами
и руководителями). В связи с этим существуют точки зрения, согласно
которым удовлетворенность определяется либо одним ведущим фактором, либо
их совокупностью.
В работе Е.Г.Ильина и Л.В.Лихачева /4 / показана правомерность и той
и другой точек зрения. Это значит, что удовлетворенность учением может
зависеть в одних случаях от какого-либо доминирующего фактора (обожание
учителя,
например)
или
же
формироваться под
воздействием
целого
комплекса учебных факторов (интереса к предмету, благоприятного климата
на уроках и др.). Поэтому педагогу важно не только установить наличие или
отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть, на чем базируется
у них удовлетворенность или неудовлетворенность. Это тем более важно,
поскольку в процессе обучения учащихся в школе роль ведущих факторов от
младших классов к старшим может меняться. Такая смена ведущих факторов
удовлетворенности была выявлена Л.В.Лихачевым на спортсменах разного
уровня
мастерства
и при
сравнении
спортсменов
со
студентами,
занимающихся физической культурой.
2.2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом
является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения
проблемы.
Её
исследованием
занимались
А.Ц.
Пуни,
Ю.В.
Палайма,
В.А.Соколов и др. Установлено, что в основе возникновения мотивов
физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные
условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная
активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями
привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им
удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких
занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процес-
са физкультурной активности /2/.
В
ряде
психолого-педагогических
работ
указанного
направления
сделана
попытка,
раскрыть,
как
внешние
педагогические
воздействия становятся
(или
могут
стать)
реальными
факторами
физкультурно-спортивной активности школьников, превращаясь из объ-
ективных условий в объективный психологический ее регулятор. Следует
отметить, что работ данного направления очень немного.
Многие
авторы
сходятся
во
мнении,
что
большое
значение
на формирование
у
школьников
положительного
отношения
к
занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической
культуры. Указывается также, что работе по формированию у школьников
потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся
система учебно-воспитательной работы школы.
3. Информационные технологии в уроке физкультуры
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс
также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные
инструктажи,
проводимые с учащимися перед каждым новым разделом
программы. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают
ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной
устной форме. В презентации обязательно включаются
фотографии
известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет
в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам
программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к
экзаменам и олимпиаде по физкультуре.
В первые годы работы в школе я столкнулась с той проблемой, что с
возрастом (от младших классов к старшим) двигательная активность на
уроках физической культуры у девочек снижалась.
Опрос,
проводимый
среди
учащихся,
подтверждал,
что удовлетворенность уроками физической культуры в сравнении с юношами
у девушек гораздо ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания
девушек принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых в
районе и в школе. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся
выдвигали малую эмоциональность и привлекательность уроков. Регулярное
использование в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение
количества таких упражнений до 30-40% от времени занятий позволило
наблюдать
положительную
динамику
заинтересованности
и
удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у
девушек.
У
детей
возникла
потребность
в
дополнительных
занятиях
физкультурой и спортом.
Заключение
1. Удовлетворенность - это необходимый компонент отношения школьников
к урокам физической культуры
2. На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от того,
что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более
эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности
уроками, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
3.
Для
повышения
двигательной
активности
и
достижения
удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо
использовать игровые и соревновательные методы.
4. Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных
технологий на уроках физкультуры, чтобы образовательный процесс стал
более интересным для современного школьника.
Используемая литература:
1.
Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль,
2016.
2.
Ермолаева М.В. Проблема удовлетворенности от работы в исследованиях
зарубежных психологов //Новые исследования в психологии. – М:
Педагогика, 2008. -№2
3.
Ильин Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-
психологический феномен //Психофизическое изучение учебной и
спортивной деятельности. –Л.: ЛГПИ, 2015.
4.
Карпушин В.А. Пути повышения эффективности обучения учащихся
движениям на уроках физической культуры в 4-8 классах// Вопросы
совершенствования физического воспитания учащейся молодежи. –М., 2019.
5.
Лихачев Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культурой и
спортом как фактор повышения эффективности учебно-педагогического
процесса: Автореф. дисс. канд. пед. Наук.-М., 2022.
6.
Махнева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических
работников детских учреждений. –М.: АРКТИ, 2007..
7.
Мурутар А.А., Вихалем Л.А. Некоторые проблемы комплексного
исследования удовлетворенности коллектива //Тр. По социологии. –Тарту,
2012.
8.
Наумова Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. –
М.: Педагогика, 2018.
9.
Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности //Теория и практика
физической культуры.2016.-№8.