Напоминание

Буклеты по литературному чтению 2 класс 1 четверть

Автор: Астраханцева Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с. Кумак"
Населённый пункт: с. Кумак
Наименование материала: Буклеты на уроки литературного чтения 2 класс
Тема: Буклеты по литературному чтению 2 класс 1 четверть







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учебник — это книга, предназначен-

ная для обучения какому-либо учеб-

ному предмету.

Учебники содержат систематическое

изложение знаний в определѐнной об-

ласти и используются как в системе

образования, на различных еѐ уровнях,

так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учѐтом воз-

растных и социальных особенностей

их потенциальной читательской ауди-

тории.

Детская художественная литерату-

ра — это литература, которая написа-

на специально для детей и выполняет

цель воспитания и образования.

Характерные черты детской художе-

ственной литературы:

в главной роли выступают дети;

темы интересны детям;

небольшой объѐм;

привлекающие внимание рисунки;

упрощѐнный язык;

диалоги;

динамика, приключения;

счастливый конец;

воспитательный элемент.

Справочная литература — это книги,

которые дают краткий ответ на любой

вопрос.

Задача справочной литературы — дать

первое представление по теме или

предмету.

К справочной литературе относятся:

Словари. Они помогают узнать значе-

ние слова, его происхождение, при пе-

реводе на другой язык.

Энциклопедии. Это однотомные или

многотомные справочные издания, ко-

торые содержат в обобщенном виде

основные сведения по одной или всем

отраслям знания.

Справочники. Это издания, содержа-

щие краткие сведения о науке, техни-

ке, производстве и человеческой дея-

тельности.

Фольклор, или устное народное твор-

чество, – это произведения, созданные

народом. К устному народному твор-

честву относятся: сказки пословицы и

поговорки, загадки, потешки, колы-

бельные, былины, считалки, песни,

небылицы, скороговорки.

Потешка — песенка, помогающая

научить маленького ребѐнка понимать

человеческую речь.

Прибаутка — шутливое выражение,

обычно имеющее рифмованную форму

или поговорочный характер и упо-

требляемое для оживления речи, раз-

говора.

Закличка — песня, исполняемая хо-

ром детей и обращѐнная к силам при-

роды.

Колыбельная песня — песня, испол-

няемая при укачивании ребѐнка.

Сказка — литературное повествова-

тельное произведение с невероятным

сюжетом.

Загадка — малый жанр фольклора. В

ней предмет описывается, но не назы-

вается. Поэтому загадка всегда требует

отгадки.

Считалка — небольшие стихотвор-

ные тексты с чѐткой рифмо-

ритмической структурой в шутливой

форме, предназначенные для случай-

ного избрания одного участника из

множества.

Малые жанры фольклора — это не-

большие по размеру произведения, ко-

торые сопровождают человека с ран-

них лет.

К малым жанрам фольклора относятся:

Колыбельные песни.

Потешки.

Прибаутки.

Небылицы.

Считалки.

Загадки.

Пословицы.

Поговорки.

Скороговорки.

Посло

́

(

вица — изречение, в котором

выражена народная мудрость в поучи-

тельной форме.

Может иметь повествовательный («в

гостях хорошо, а дома лучше») и по-

будительный характер («куй железо,

пока горячо»).

Народная песня — это музыкально-

поэтический жанр устного народного

творчества, часто исполняемый под

аккомпанемент.

Народные песни исполнялись людьми

в различных ситуациях, поэтому они

отражают особенности мировосприя-

тия народа, его традиции. Такие про-

изведения фольклора тесно связаны с

бытом, трудовой деятельностью, ка-

лендарным циклом.

Виды народных песен:

Трудовые: покосные, жатвенные, мо-

лотильные.

Обрядовые: свадебные, похоронные,

масленичные, веснянки, колядки.

Хороводные.

Плясовые.

Лирические.

Солдатские.

Каждый тип песен отличается особен-

ностями содержания, ритма, манерой

исполнения.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла -

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик.

За ней носит, за ней носит

Дороги подарки.

Дорогие-то подарки,

Кумач да китайки.

Кумачу я не хочу,

Китайки не надо,

Я пойду ли, молоденька,

Во торг торговати.

Что во торг ли торговати,

На рынок гуляти.

Я куплю ли, молоденька,

Пахучия мяты.

Посажу я эту мяту

Подле своей хаты.

Не топчи, бел-кудреватый,

Пахучия мяты.

Я не для тебя сажала,

Я и поливала.

Я не для тебя сажала,

Я и поливала.

Для кого я поливала -

Того обнимала.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла -

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

Сердце матери лучше солнца греет.

Добрый человек добру и учит.

Доброе имя дороже богатства.

Учись доброму, так худое на ум не

пойдѐт.

Жизнь дана на добрые дела.

Дружбу помни, а зло забывай.

Мудрым никто не родился, а

научился.

Небылица — небольшое весѐлое сти-

хотворение о чѐм-то небывалом. Си-

нонимами к слову «небылица» могут

служить слова «фантазия», «перевѐр-

тыш», «выдумка», «небывальщина».

Небылицы похожи на считалки своим

чѐтким ритмом и вымышленным сю-

жетом, но, в отличие от считалок, они

носят развлекательный характер, здесь

важен сюжет. В считалке же сюжет не

важен, главное — ритм и быстрый

темп, чтобы выполнить цель считалки.

Потешка– это весѐлая народная пе-

сенка. Слово потешка происходит от

слова потешаться (беззлобно подсмеи-

ваться; подшучивать над кем-либо,

чем-либо). Потешки называют народ-

ными, потому что они созданы наро-

дом. Когда детей убаюкивали или ве-

селили, чтобы они не плакали, им рас-

сказывали или пели такие потешки.

Прибаутка (от баять, то есть расска-

зывать) — стихотворная короткая ве-

сѐлая история.

Прибаутки могут быть

построены в форме диалога.

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише, мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот

Разогнал весь хоровод!

Стучит, бренчит на улице:

Фома едет на курице,

Тимошка — на кошке

Туда же по дорожке.

— Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

Считалки — это забавные детские

стихи, которые помогают выбрать во-

дящего в игре или разделиться на две

команды. Обычно один участник про-

износит стихотворение, указывая на

остальных по очереди, а тот, на ком

считалка закончится, оказывается

«вóдой».

Иногда поступают по другому: в конце

выходит не водящий, а один из игро-

ков — и так, пока не останется тот, кто

будет водить.

Скороговорка – это короткая фраза,

которую сложно произнести. Слово

скороговорка состоит из двух слов –

скоро (то есть быстро) и говорить.

Скороговорки могут быть на любом

языке. Они нужны для того, чтобы

тренироваться произносить один звук

или несколько похожих, например п и

т, р и л. Сразу быстро скороговорку

никто не говорит.

Загадка – это поэтическое описание

какого-нибудь предмета, явления, жи-

вого существа, которое необходимо

отгадать по его признакам или дей-

ствиям. Загадка позволяет не только

испытать сообразительность отгады-

вающего, но и помочь увидеть не-

обычное в обычном.

Добыл бобов бобыль.

От топота копыт пыль по

полю летит.

Колпак на колпаке, под

колпаком колпак.

Полосатый и красивый,

Но не зебра, не енот.

Он съедобный, позитивный,

Сок и семена дает!

В обертке цветной и нарядной

Таится кусочек зимы,

Он сладкий, холодный, прият-

ный,

И любим его очень мы.

Сказка – занимательный рассказ о не-

обыкновенных,

часто фантастических событиях и при-

ключениях.

Сказки бывают двух видов: народные

и авторские.

Выражаемая мысль в сказке принад-

лежит народу.

Сказки бывают: бытовые, о живот-

ных, волшебные.

Сказка начинается с присказки.

Начало сказки – это зачин.

Повествование сказки. Концовка – это

последние слова сказки.

Сказки о животных — это сказки, ге-

роями которых выступают животные.

Обычно они наделены человеческими

качествами и свойствами характера.

Животные ведут себя как люди, они

могут разговаривать, совершать хоро-

шее и плохие поступки. Звери, как и

люди, могут быть честными, добрыми

и злыми, хитрыми.

Бытовая сказка — сказка, в основе

которой лежат события каждодневной

жизни. Еѐ герои борются за справед-

ливость и добиваются своего с помо-

щью смекалки, ловкости или хитрости,

получают награду за свою доброту и

честность.

Волшебные сказки — это такие сказ-

ки, в которых обязательно присутству-

ет волшебство. В них есть герои, кото-

рые умеют творить волшебство и ма-

гию, а также им помогают в этом вол-

шебные предметы. Сказки про живот-

ных — это те сказки, в которых жи-

вотные умеют разговаривать, и с ними

постоянно происходят какие-то про-

исшествия.

Примеры эстетического восприятия

явлений осенней природы в творче-

стве следующих поэтов:

Александр Пушкин. Осенью, когда

вся природа увядает, Пушкин испыты-

вал прилив сил и вдохновение. Это

было его любимое время года.

Сергей Есенин. Поэт с особым вдох-

новением передаѐт настроение увяда-

ющей природы. Осень в его стихотво-

рениях — юная и нежная пора, но в то

же время мудрая и целеустремлѐнная.

Фѐдор Тютчев. Как никто другой

умел писать о природных явлениях

Фѐдор Иванович. Он наделял природу

человеческими качествами, характе-

ром, сменой настроения. Стихотворе-

ния, посвящѐнные осени, обладают

особыми красками и колоритом.

Стихотворения русских классиков об

осени передают все краски и звуки

этого времени года.

В них можно услышать шуршащие ли-

стья и стук дождя, увидеть золотые де-

ревья, тихий листопад и пасмурное

небо.

Образ осени в произведениях русских

поэтов выступает, как мечтательная,

одновременно драматическая картина,

поэты об осени пишут с особой ноткой

тепла и любви. У многих поэтов осень

была самым любимым временем года и

самым плодотворным временем в

творчестве, у таких как А.С.Пушкин.

Ф.И. Тютчев, С.А.Есенин, И.А.Бунин,

Н. А. Некрасов и другие.

Пейзажная лирика — это жанр лири-

ки, который показывает отношение ав-

тора к природе. Иногда автор исполь-

зует приѐм отображения своего внут-

реннего мира через изображение при-

роды.

Эмоциональность. Художественный

стиль речи передаѐт эмоции и настрое-

ние автора, а также персонажей произ-

ведения.

Наглядность. При помощи словесных

образов автор строит картину, которая

позволяет читателю увидеть и почув-

ствовать мир произведения.

Многозначительность. В художе-

ственном тексте одно слово или выра-

жение может иметь несколько смыс-

лов, что обогащает текст и делает его

интерпретацию неоднозначной.

Использование тропов. Метафоры,

эпитеты, сравнения и другие тропы

позволяют создать особую, поэтиче-

скую атмосферу.

Лексика. Авторы художественной ли-

тературы часто используют редкие,

устаревшие или созданные ими сами-

ми слова.

Ритм и звучание. Художественная

речь часто обладает особой музыкаль-

ностью, что особенно характерно для

поэзии.

5 Декабря 1803 –

27 Июля 1873 гг.

(69 лет)

Тема стихотворения _______________

_________________________________

Идея стихотворения (мысли, чувства)

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение стихотворения__________

_________________________________

_________________________________

Средства выразительности__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_____________________________

Тема стихотворения _______________

_________________________________

Идея стихотворения (мысли, чувства)

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение стихотворения__________

_________________________________

_________________________________

Средства выразительности__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

______________________________

Тема стихотворения _______________

_________________________________

Идея стихотворения (мысли, чувства)

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение стихотворения__________

_________________________________

_________________________________

Средства выразительности__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

______________________________

Тема стихотворения _______________

_________________________________

Идея стихотворения (мысли, чувства)

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение стихотворения__________

_________________________________

_________________________________

Средства выразительности__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

______________________________

15 июня 1867 – 23

декабря 1942 гг.

(75 лет)

4 декабря 1825 – 26

сентября 1893 гг.

(68 лет)

23 ноября 1820 –

21 ноября 1892 гг.

(72 года)

4 февраля 1873 –

16 января 1954 гг.

(80 лет)

Тема произведения ________________

_________________________________

Картина произведения______________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение произведения__________

_________________________________

_________________________________

Средства выразительности__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_____________________________

Тема стихотворения _______________

_________________________________

Картина стихотворения_____________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение стихотворения__________

_________________________________

_________________________________

Какие приѐмы использует автор______

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

______________________________

Тема произведения ________________

_________________________________

Картина произведения______________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение произведения__________

_________________________________

_________________________________

Средства выразительности__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_____________________________

Тема стихотворения _______________

_________________________________

Картина стихотворения_____________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение стихотворения__________

_________________________________

_________________________________

Какие приѐмы использует автор______

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

______________________________

6 июня 1799 –

10 февраля 1837 гг.

(37 лет)

2 августа 1903 –

18 августа 1964 гг.

(61 год)

10 января 1883 –

23 февраля 1945

гг.

(62 года)

Текст — это два или несколько пред-

ложений, которые связаны по смыслу.

У текста есть заголовок — название

текста.

Текст состоит из частей — абзацев.

Каждый абзац пишут с красной стро-

ки.

Тексты бывают разных типов речи.

Описание — текст, в котором проис-

ходит описание кого-то или чего-то

(людей, растений, животных, разных

предметов и явлений природы). К та-

кому тексту можно задать вопросы:

какой? какая? какое? как выглядит? в

чѐм его особенность?

Грач

Грач – весенняя птица. Ещѐ не сошѐл снег с

полей, а он уже появляется на пашне.

Большой, важный, чѐрный. Такой чѐрный и

блестящий, что, кажется, будто его покраси-

ли чѐрным лаком. Спокойно и, как-то по-

хозяйски, ходит по мѐрзлой земле, сверкая

чѐрными жемчужинами блестящих глаз.

Его деловитость, основательность вселяют

спокойствие и уверенность – всѐ идѐт своим

чередом. Прилетели грачи – пришла весна.

Рассуждение — текст, который объяс-

няет причину какого-то явления или

события. К такому тексту можно по-

ставить вопросы: почему? что из этого

следует?

В тексте-рассуждении можно

выделить три части: вступление, в

котором задаѐтся вопрос, доказатель-

ство (оно может состоять из несколь-

ких абзацев); вывод.

Для чего лисе такой пушистый хвост?

Длинный пушистый хвост не только лисья

краса. Зачем же он лисице? Хоть и не заме-

тает следы, как говорят в сказках, но во мно-

гом помогает рыжей хищнице.

Лиса зимой хвост использует как одеяло. В

сильный мороз зверь сворачивается калачи-

ком и укрывает им мѐрзнущие лапы и нос -

так теплее. Когда лисица гонится за петляю-

щим зайцем, хвост при резких поворотах по-

могает ей сохранить равновесие. А заметать

следы ей вовсе не обязательно: хитрюга так

запутает свой след, что никакие собаки в нѐм

не разберутся…

Так что, хвост для лисы не украшение, а вер-

ный помощник.

Повествование — текст, в котором

идѐт рассказ о чѐм-то, ком-то, о каких-

то событиях. К такому тексту можно

поставить вопросы: кто? что? что слу-

чилось? что происходит? когда это

произошло? что будет потом?

После шторма.

Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ве-

тер. Весь дом содрогался от бури. Грозно

ухали морские волны. К утру шторм посте-

пенно стих. Наташа и Сережа пошли прогу-

ляться к морю. Девочка подняла с песка ма-

ленького беспомощного рачка. Ночью волны

выбросили его на морской берег. Рачок слабо

шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в

воду. Он закувыркался в зеленой воде и

быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку

плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поско-

рее выпустил в море. Потом Сережа нашел

двух беспомощных улиток. Они почти вы-

сохли и тоже нуждались в помощи. В этот

день Сережа и Наташа спасли много мор-

ских жителей

Функциональные стили речи — это

разновидности литературного языка,

которые используются в определѐнной

сфере общения.

Традиционно выделяют пять основ-

ных функциональных стилей речи:

Научный стиль – разновидность языка,

функционирующая в научных сферах. Дан-

ный тип текста служит для передачи научной

информации. Здесь реализуется функция со-

общения.

Первичной формой научного стиля является

письменная, устная форма также использует-

ся, но она становится следствием письменной

передачи информации.

Для научного стиля характерны логичность,

объективность, обобщенность, системность и

упорядоченность.

Официально-деловой стиль – разновид-

ность языка, которая обслуживает официаль-

но-деловые отношения между людьми, а

также государственными и общественными

учреждениями.

С помощью языка официальных бумаг и до-

кументов реализуется функция сообщения.

Для официально-делового стиля характерны

следующие признаки: шаблонность оформ-

ления, стереотипность, объективность, точ-

ность. Чаще всего документы и другие вы-

сказывания носят неличный характер.

Разговорный стиль – это разновидность

языка, которая реализуется в неофициальной

и бытовой обстановке. Именно этим отлича-

ется описание данного стиля.

Основной функцией является функция обще-

ния, так как разговорный стиль помогает со-

беседникам обмениваться информацией.

Особенностями стиля являются эмоциональ-

ность, спонтанность, ситуативность, неофи-

циальность, непринужденность, личный ха-

рактер, диалогичность, использование невер-

бальных средств общения, а также простых и

неполных предложений.

Стили текста – это разновидности языка, для

которых характерна совокупность языковых

средств, использующихся в той или иной

сфере общественной деятельности. Функцио-

нальные стили бывают книжные (реализу-

ются в основном в письменном виде) и раз-

говорный (реализуется в основном в устной

форме). К книжным стилям относят научный

(язык научной сферы), публицистический

(язык общественных отношений), официаль-

но-деловой (язык официально-деловых от-

ношений), художественный (язык художе-

ственной литературы).

Используется для воздействия на людей че-

рез средства массовой информации.

Отличительными чертами данного стиля яв-

ляются эмоциональность, оценочность, яс-

ность.

В русском языке также выделяется художе-

ственный стиль. По-другому его называют

стилем художественной литературы.

Так как в художественных произведениях

могут функционировать признаки других

стилей, художественный стиль считается

самым богатым стилем.

Художественный стиль реализует воздей-

ствующую и эстетическую функции. В связи

с этим данный стиль отличают эмоциональ-

ность и образность.

13 марта 1913 –

27 августа 2009

гг.

(96 лет)

Тема_____________________________

_________________________________

Главная мысль____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение_______________________

_________________________________

_________________________________

Чувство автора____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_

Тема_____________________________

_________________________________

Главная мысль____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение_______________________

_________________________________

_________________________________

Чувство автора____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_

Тема_____________________________

_________________________________

Главная мысль____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение_______________________

_________________________________

_________________________________

Чувство автора____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_______________________________

Тема_____________________________

_________________________________

Главная мысль____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение_______________________

_________________________________

_________________________________

Чувство автора____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_______________________________

5 февраля 1865 -

11 сентября 1915гг.

(50 лет)

03 октября 1824 —

28 октября 1861 гг.

(37 лет)

19 сентября 1931

- 3 мая 1996 гг.

(64 года)

31 мая 1892 – 14

июля 1968гг.

(76 лет)

Тема_____________________________

_________________________________

Главная мысль____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение_______________________

_________________________________

_________________________________

Чувство автора____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_______________________________

Тема_____________________________

_________________________________

Главная мысль____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Настроение_______________________

_________________________________

_________________________________

Чувство автора____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_______________________________

Россия богата и красива своими пей-

зажами, и выдающиеся художники не

упустили возможность выразить свои

чувства и восторг перед этими красо-

тами на холсте. Многие из них создали

незабываемые картины, отображаю-

щие прекрасные пейзажи полей и ле-

сов, рек и равнин. Пейзажи Шильдера,

Куинджи, Шишкина, Поленова, Васи-

льева, Левитана, Саврасова – только

часть множества произведений, кото-

рые служат ярким отражением еѐ кра-

соты и величия. Один из таких худож-

ников, который знаменит своими яр-

кими картинами был великий пейза-

жист Иван Шишкин. Его картины

"Сосны, освещенные солнцем", "Сос-

новый бор", "Лесные дали", "Дорога во

ржи", "Полдень. В окрестностях Моск-

вы", знамениты не только в России, но

и за рубежом.

2 декабря 1900 –

18 сентября 1971

(70 лет)