Автор: Астраханцева Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с. Кумак"
Населённый пункт: с. Кумак
Наименование материала: Буклеты на уроки литературного чтения 2 класс
Тема: Буклеты по литературному чтению 2 класс 1 четверть
Учебник — это книга, предназначен-
ная для обучения какому-либо учеб-
ному предмету.
Учебники содержат систематическое
изложение знаний в определѐнной об-
ласти и используются как в системе
образования, на различных еѐ уровнях,
так и для самостоятельного обучения.
Учебники составляются с учѐтом воз-
растных и социальных особенностей
их потенциальной читательской ауди-
тории.
Детская художественная литерату-
ра — это литература, которая написа-
на специально для детей и выполняет
цель воспитания и образования.
Характерные черты детской художе-
ственной литературы:
в главной роли выступают дети;
темы интересны детям;
небольшой объѐм;
привлекающие внимание рисунки;
упрощѐнный язык;
диалоги;
динамика, приключения;
счастливый конец;
воспитательный элемент.
Справочная литература — это книги,
которые дают краткий ответ на любой
вопрос.
Задача справочной литературы — дать
первое представление по теме или
предмету.
К справочной литературе относятся:
Словари. Они помогают узнать значе-
ние слова, его происхождение, при пе-
реводе на другой язык.
Энциклопедии. Это однотомные или
многотомные справочные издания, ко-
торые содержат в обобщенном виде
основные сведения по одной или всем
отраслям знания.
Справочники. Это издания, содержа-
щие краткие сведения о науке, техни-
ке, производстве и человеческой дея-
тельности.
Фольклор, или устное народное твор-
чество, – это произведения, созданные
народом. К устному народному твор-
честву относятся: сказки пословицы и
поговорки, загадки, потешки, колы-
бельные, былины, считалки, песни,
небылицы, скороговорки.
Потешка — песенка, помогающая
научить маленького ребѐнка понимать
человеческую речь.
Прибаутка — шутливое выражение,
обычно имеющее рифмованную форму
или поговорочный характер и упо-
требляемое для оживления речи, раз-
говора.
Закличка — песня, исполняемая хо-
ром детей и обращѐнная к силам при-
роды.
Колыбельная песня — песня, испол-
няемая при укачивании ребѐнка.
Сказка — литературное повествова-
тельное произведение с невероятным
сюжетом.
Загадка — малый жанр фольклора. В
ней предмет описывается, но не назы-
вается. Поэтому загадка всегда требует
отгадки.
Считалка — небольшие стихотвор-
ные тексты с чѐткой рифмо-
ритмической структурой в шутливой
форме, предназначенные для случай-
ного избрания одного участника из
множества.
Малые жанры фольклора — это не-
большие по размеру произведения, ко-
торые сопровождают человека с ран-
них лет.
К малым жанрам фольклора относятся:
Колыбельные песни.
Потешки.
Прибаутки.
Небылицы.
Считалки.
Загадки.
Пословицы.
Поговорки.
Скороговорки.
Посло
́
(
вица — изречение, в котором
выражена народная мудрость в поучи-
тельной форме.
Может иметь повествовательный («в
гостях хорошо, а дома лучше») и по-
будительный характер («куй железо,
пока горячо»).
Народная песня — это музыкально-
поэтический жанр устного народного
творчества, часто исполняемый под
аккомпанемент.
Народные песни исполнялись людьми
в различных ситуациях, поэтому они
отражают особенности мировосприя-
тия народа, его традиции. Такие про-
изведения фольклора тесно связаны с
бытом, трудовой деятельностью, ка-
лендарным циклом.
Виды народных песен:
Трудовые: покосные, жатвенные, мо-
лотильные.
Обрядовые: свадебные, похоронные,
масленичные, веснянки, колядки.
Хороводные.
Плясовые.
Лирические.
Солдатские.
Каждый тип песен отличается особен-
ностями содержания, ритма, манерой
исполнения.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла -
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
Дорогие-то подарки,
Кумач да китайки.
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо,
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати.
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.
Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты.
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.
Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты.
Я не для тебя сажала,
Я и поливала.
Я не для тебя сажала,
Я и поливала.
Для кого я поливала -
Того обнимала.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла -
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
Сердце матери лучше солнца греет.
Добрый человек добру и учит.
Доброе имя дороже богатства.
Учись доброму, так худое на ум не
пойдѐт.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу помни, а зло забывай.
Мудрым никто не родился, а
научился.
Небылица — небольшое весѐлое сти-
хотворение о чѐм-то небывалом. Си-
нонимами к слову «небылица» могут
служить слова «фантазия», «перевѐр-
тыш», «выдумка», «небывальщина».
Небылицы похожи на считалки своим
чѐтким ритмом и вымышленным сю-
жетом, но, в отличие от считалок, они
носят развлекательный характер, здесь
важен сюжет. В считалке же сюжет не
важен, главное — ритм и быстрый
темп, чтобы выполнить цель считалки.
Потешка– это весѐлая народная пе-
сенка. Слово потешка происходит от
слова потешаться (беззлобно подсмеи-
ваться; подшучивать над кем-либо,
чем-либо). Потешки называют народ-
ными, потому что они созданы наро-
дом. Когда детей убаюкивали или ве-
селили, чтобы они не плакали, им рас-
сказывали или пели такие потешки.
Прибаутка (от баять, то есть расска-
зывать) — стихотворная короткая ве-
сѐлая история.
Прибаутки могут быть
построены в форме диалога.
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот
Разогнал весь хоровод!
Стучит, бренчит на улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
Туда же по дорожке.
— Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.
Считалки — это забавные детские
стихи, которые помогают выбрать во-
дящего в игре или разделиться на две
команды. Обычно один участник про-
износит стихотворение, указывая на
остальных по очереди, а тот, на ком
считалка закончится, оказывается
«вóдой».
Иногда поступают по другому: в конце
‑
выходит не водящий, а один из игро-
ков — и так, пока не останется тот, кто
будет водить.
Скороговорка – это короткая фраза,
которую сложно произнести. Слово
скороговорка состоит из двух слов –
скоро (то есть быстро) и говорить.
Скороговорки могут быть на любом
языке. Они нужны для того, чтобы
тренироваться произносить один звук
или несколько похожих, например п и
т, р и л. Сразу быстро скороговорку
никто не говорит.
Загадка – это поэтическое описание
какого-нибудь предмета, явления, жи-
вого существа, которое необходимо
отгадать по его признакам или дей-
ствиям. Загадка позволяет не только
испытать сообразительность отгады-
вающего, но и помочь увидеть не-
обычное в обычном.
Добыл бобов бобыль.
От топота копыт пыль по
полю летит.
Колпак на колпаке, под
колпаком колпак.
Полосатый и красивый,
Но не зебра, не енот.
Он съедобный, позитивный,
Сок и семена дает!
В обертке цветной и нарядной
Таится кусочек зимы,
Он сладкий, холодный, прият-
ный,
И любим его очень мы.
Сказка – занимательный рассказ о не-
обыкновенных,
часто фантастических событиях и при-
ключениях.
Сказки бывают двух видов: народные
и авторские.
Выражаемая мысль в сказке принад-
лежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о живот-
ных, волшебные.
Сказка начинается с присказки.
Начало сказки – это зачин.
Повествование сказки. Концовка – это
последние слова сказки.
Сказки о животных — это сказки, ге-
роями которых выступают животные.
Обычно они наделены человеческими
качествами и свойствами характера.
Животные ведут себя как люди, они
могут разговаривать, совершать хоро-
шее и плохие поступки. Звери, как и
люди, могут быть честными, добрыми
и злыми, хитрыми.
Бытовая сказка — сказка, в основе
которой лежат события каждодневной
жизни. Еѐ герои борются за справед-
ливость и добиваются своего с помо-
щью смекалки, ловкости или хитрости,
получают награду за свою доброту и
честность.
Волшебные сказки — это такие сказ-
ки, в которых обязательно присутству-
ет волшебство. В них есть герои, кото-
рые умеют творить волшебство и ма-
гию, а также им помогают в этом вол-
шебные предметы. Сказки про живот-
ных — это те сказки, в которых жи-
вотные умеют разговаривать, и с ними
постоянно происходят какие-то про-
исшествия.
Примеры эстетического восприятия
явлений осенней природы в творче-
стве следующих поэтов:
Александр Пушкин. Осенью, когда
вся природа увядает, Пушкин испыты-
вал прилив сил и вдохновение. Это
было его любимое время года.
Сергей Есенин. Поэт с особым вдох-
новением передаѐт настроение увяда-
ющей природы. Осень в его стихотво-
рениях — юная и нежная пора, но в то
же время мудрая и целеустремлѐнная.
Фѐдор Тютчев. Как никто другой
умел писать о природных явлениях
Фѐдор Иванович. Он наделял природу
человеческими качествами, характе-
ром, сменой настроения. Стихотворе-
ния, посвящѐнные осени, обладают
особыми красками и колоритом.
Стихотворения русских классиков об
осени передают все краски и звуки
этого времени года.
В них можно услышать шуршащие ли-
стья и стук дождя, увидеть золотые де-
ревья, тихий листопад и пасмурное
небо.
Образ осени в произведениях русских
поэтов выступает, как мечтательная,
одновременно драматическая картина,
поэты об осени пишут с особой ноткой
тепла и любви. У многих поэтов осень
была самым любимым временем года и
самым плодотворным временем в
творчестве, у таких как А.С.Пушкин.
Ф.И. Тютчев, С.А.Есенин, И.А.Бунин,
Н. А. Некрасов и другие.
Пейзажная лирика — это жанр лири-
ки, который показывает отношение ав-
тора к природе. Иногда автор исполь-
зует приѐм отображения своего внут-
реннего мира через изображение при-
роды.
Эмоциональность. Художественный
стиль речи передаѐт эмоции и настрое-
ние автора, а также персонажей произ-
ведения.
Наглядность. При помощи словесных
образов автор строит картину, которая
позволяет читателю увидеть и почув-
ствовать мир произведения.
Многозначительность. В художе-
ственном тексте одно слово или выра-
жение может иметь несколько смыс-
лов, что обогащает текст и делает его
интерпретацию неоднозначной.
Использование тропов. Метафоры,
эпитеты, сравнения и другие тропы
позволяют создать особую, поэтиче-
скую атмосферу.
Лексика. Авторы художественной ли-
тературы часто используют редкие,
устаревшие или созданные ими сами-
ми слова.
Ритм и звучание. Художественная
речь часто обладает особой музыкаль-
ностью, что особенно характерно для
поэзии.
5 Декабря 1803 –
27 Июля 1873 гг.
(69 лет)
Тема стихотворения _______________
_________________________________
Идея стихотворения (мысли, чувства)
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение стихотворения__________
_________________________________
_________________________________
Средства выразительности__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_____________________________
Тема стихотворения _______________
_________________________________
Идея стихотворения (мысли, чувства)
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение стихотворения__________
_________________________________
_________________________________
Средства выразительности__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
______________________________
Тема стихотворения _______________
_________________________________
Идея стихотворения (мысли, чувства)
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение стихотворения__________
_________________________________
_________________________________
Средства выразительности__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
______________________________
Тема стихотворения _______________
_________________________________
Идея стихотворения (мысли, чувства)
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение стихотворения__________
_________________________________
_________________________________
Средства выразительности__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
______________________________
15 июня 1867 – 23
декабря 1942 гг.
(75 лет)
4 декабря 1825 – 26
сентября 1893 гг.
(68 лет)
23 ноября 1820 –
21 ноября 1892 гг.
(72 года)
4 февраля 1873 –
16 января 1954 гг.
(80 лет)
Тема произведения ________________
_________________________________
Картина произведения______________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение произведения__________
_________________________________
_________________________________
Средства выразительности__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_____________________________
Тема стихотворения _______________
_________________________________
Картина стихотворения_____________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение стихотворения__________
_________________________________
_________________________________
Какие приѐмы использует автор______
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
______________________________
Тема произведения ________________
_________________________________
Картина произведения______________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение произведения__________
_________________________________
_________________________________
Средства выразительности__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_____________________________
Тема стихотворения _______________
_________________________________
Картина стихотворения_____________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение стихотворения__________
_________________________________
_________________________________
Какие приѐмы использует автор______
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
______________________________
6 июня 1799 –
10 февраля 1837 гг.
(37 лет)
2 августа 1903 –
18 августа 1964 гг.
(61 год)
10 января 1883 –
23 февраля 1945
гг.
(62 года)
Текст — это два или несколько пред-
ложений, которые связаны по смыслу.
У текста есть заголовок — название
текста.
Текст состоит из частей — абзацев.
Каждый абзац пишут с красной стро-
ки.
Тексты бывают разных типов речи.
Описание — текст, в котором проис-
ходит описание кого-то или чего-то
(людей, растений, животных, разных
предметов и явлений природы). К та-
кому тексту можно задать вопросы:
какой? какая? какое? как выглядит? в
чѐм его особенность?
Грач
Грач – весенняя птица. Ещѐ не сошѐл снег с
полей, а он уже появляется на пашне.
Большой, важный, чѐрный. Такой чѐрный и
блестящий, что, кажется, будто его покраси-
ли чѐрным лаком. Спокойно и, как-то по-
хозяйски, ходит по мѐрзлой земле, сверкая
чѐрными жемчужинами блестящих глаз.
Его деловитость, основательность вселяют
спокойствие и уверенность – всѐ идѐт своим
чередом. Прилетели грачи – пришла весна.
Рассуждение — текст, который объяс-
няет причину какого-то явления или
события. К такому тексту можно по-
ставить вопросы: почему? что из этого
следует?
В тексте-рассуждении можно
выделить три части: вступление, в
котором задаѐтся вопрос, доказатель-
ство (оно может состоять из несколь-
ких абзацев); вывод.
Для чего лисе такой пушистый хвост?
Длинный пушистый хвост не только лисья
краса. Зачем же он лисице? Хоть и не заме-
тает следы, как говорят в сказках, но во мно-
гом помогает рыжей хищнице.
Лиса зимой хвост использует как одеяло. В
сильный мороз зверь сворачивается калачи-
ком и укрывает им мѐрзнущие лапы и нос -
так теплее. Когда лисица гонится за петляю-
щим зайцем, хвост при резких поворотах по-
могает ей сохранить равновесие. А заметать
следы ей вовсе не обязательно: хитрюга так
запутает свой след, что никакие собаки в нѐм
не разберутся…
Так что, хвост для лисы не украшение, а вер-
ный помощник.
Повествование — текст, в котором
идѐт рассказ о чѐм-то, ком-то, о каких-
то событиях. К такому тексту можно
поставить вопросы: кто? что? что слу-
чилось? что происходит? когда это
произошло? что будет потом?
После шторма.
Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ве-
тер. Весь дом содрогался от бури. Грозно
ухали морские волны. К утру шторм посте-
пенно стих. Наташа и Сережа пошли прогу-
ляться к морю. Девочка подняла с песка ма-
ленького беспомощного рачка. Ночью волны
выбросили его на морской берег. Рачок слабо
шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в
воду. Он закувыркался в зеленой воде и
быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку
плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поско-
рее выпустил в море. Потом Сережа нашел
двух беспомощных улиток. Они почти вы-
сохли и тоже нуждались в помощи. В этот
день Сережа и Наташа спасли много мор-
ских жителей
Функциональные стили речи — это
разновидности литературного языка,
которые используются в определѐнной
сфере общения.
Традиционно выделяют пять основ-
ных функциональных стилей речи:
Научный стиль – разновидность языка,
функционирующая в научных сферах. Дан-
ный тип текста служит для передачи научной
информации. Здесь реализуется функция со-
общения.
Первичной формой научного стиля является
письменная, устная форма также использует-
ся, но она становится следствием письменной
передачи информации.
Для научного стиля характерны логичность,
объективность, обобщенность, системность и
упорядоченность.
Официально-деловой стиль – разновид-
ность языка, которая обслуживает официаль-
но-деловые отношения между людьми, а
также государственными и общественными
учреждениями.
С помощью языка официальных бумаг и до-
кументов реализуется функция сообщения.
Для официально-делового стиля характерны
следующие признаки: шаблонность оформ-
ления, стереотипность, объективность, точ-
ность. Чаще всего документы и другие вы-
сказывания носят неличный характер.
Разговорный стиль – это разновидность
языка, которая реализуется в неофициальной
и бытовой обстановке. Именно этим отлича-
ется описание данного стиля.
Основной функцией является функция обще-
ния, так как разговорный стиль помогает со-
беседникам обмениваться информацией.
Особенностями стиля являются эмоциональ-
ность, спонтанность, ситуативность, неофи-
циальность, непринужденность, личный ха-
рактер, диалогичность, использование невер-
бальных средств общения, а также простых и
неполных предложений.
Стили текста – это разновидности языка, для
которых характерна совокупность языковых
средств, использующихся в той или иной
сфере общественной деятельности. Функцио-
нальные стили бывают книжные (реализу-
ются в основном в письменном виде) и раз-
говорный (реализуется в основном в устной
форме). К книжным стилям относят научный
(язык научной сферы), публицистический
(язык общественных отношений), официаль-
но-деловой (язык официально-деловых от-
ношений), художественный (язык художе-
ственной литературы).
Используется для воздействия на людей че-
рез средства массовой информации.
Отличительными чертами данного стиля яв-
ляются эмоциональность, оценочность, яс-
ность.
В русском языке также выделяется художе-
ственный стиль. По-другому его называют
стилем художественной литературы.
Так как в художественных произведениях
могут функционировать признаки других
стилей, художественный стиль считается
самым богатым стилем.
Художественный стиль реализует воздей-
ствующую и эстетическую функции. В связи
с этим данный стиль отличают эмоциональ-
ность и образность.
13 марта 1913 –
27 августа 2009
гг.
(96 лет)
Тема_____________________________
_________________________________
Главная мысль____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение_______________________
_________________________________
_________________________________
Чувство автора____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_
Тема_____________________________
_________________________________
Главная мысль____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение_______________________
_________________________________
_________________________________
Чувство автора____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_
Тема_____________________________
_________________________________
Главная мысль____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение_______________________
_________________________________
_________________________________
Чувство автора____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_______________________________
Тема_____________________________
_________________________________
Главная мысль____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение_______________________
_________________________________
_________________________________
Чувство автора____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_______________________________
5 февраля 1865 -
11 сентября 1915гг.
(50 лет)
03 октября 1824 —
28 октября 1861 гг.
(37 лет)
19 сентября 1931
- 3 мая 1996 гг.
(64 года)
31 мая 1892 – 14
июля 1968гг.
(76 лет)
Тема_____________________________
_________________________________
Главная мысль____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение_______________________
_________________________________
_________________________________
Чувство автора____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_______________________________
Тема_____________________________
_________________________________
Главная мысль____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Настроение_______________________
_________________________________
_________________________________
Чувство автора____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_______________________________
Россия богата и красива своими пей-
зажами, и выдающиеся художники не
упустили возможность выразить свои
чувства и восторг перед этими красо-
тами на холсте. Многие из них создали
незабываемые картины, отображаю-
щие прекрасные пейзажи полей и ле-
сов, рек и равнин. Пейзажи Шильдера,
Куинджи, Шишкина, Поленова, Васи-
льева, Левитана, Саврасова – только
часть множества произведений, кото-
рые служат ярким отражением еѐ кра-
соты и величия. Один из таких худож-
ников, который знаменит своими яр-
кими картинами был великий пейза-
жист Иван Шишкин. Его картины
"Сосны, освещенные солнцем", "Сос-
новый бор", "Лесные дали", "Дорога во
ржи", "Полдень. В окрестностях Моск-
вы", знамениты не только в России, но
и за рубежом.
2 декабря 1900 –
18 сентября 1971
(70 лет)