Автор: Чумакова-Семенова Ирина Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа №4", Республика Мордовия
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Выполнение иллюстрации к мордовской народной сказке в комбинированной технике"
Министерство культуры, туризма и архивного дела
Республики Мордовия
Управление культуры
Городского округа Саранск
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа №4» (МБУДО «ДХШ №4»)
Методическая разработка
по предмету «Композиция» для 3 класса отделения ДПИ детской
художественной школы на тему:
«Выполнение иллюстрации к мордовской народной сказке в
комбинированной технике»
Автор: преподаватель отделения ДПИ МБУДО «ДХШ №4»
Чумакова – Семенова Ирина Григорьевна
г.Саранск, 2025 г.
Аннотация
Выполнение работ в комбинированной технике (акварель + гуашь,
акварель + цветной карандаш и т.д.) - необходимый, на мой взгляд, приём
выполнения художественных работ. Он в полной мере позволяет раскрывать
потенциал учащихся и приобщает к новым приёмам выполнения работ. Такая
техника позволяет узнать и почувствовать новые возможности материалов, с
которыми работают учащиеся.
В комбинированной технике можно выполнять работы в различных
жанрах: портреты, пейзажи, сюжетные станковые произведения. Особенно
подходит техника, по-моему, при выполнении декоративных композиций.
В данной методической разработке, на примере работы над
иллюстрацией к мордовской народной сказке «Благодарный медведь»
показаны 5 этапов выполнения задания. Выполнение задания рассчитано на 4
урока, длительность каждого урока 2 часа. В этой разработке я постаралась
донести, насколько может быть интересной работа над иллюстрацией. В
течение обучения учащиеся выполняют задания, часто совмещая различные
техники, в частности, акварель и гуашь. Приём позволит не потерять
свежесть восприятия материала, внесёт новизну.
Работать в данной технике можно уже с ранних лет обучения в
художественных школах. Она прекрасно подходит и для детей раннего
возраста (7-8 лет).
Данная методическая работа апробирована и уверенно применяется в
учебном процессе. По собственному опыту могу внести рекомендации
применять для работы в художественных школах и школах искусств.
1
Введение
Эксперименты сочетания разных материалов всегда обогащали
работы живописцев. «Комбинированная» техника или
синтез техник
«акварель+ гуашь» не нова. Сочетал технику и первым комбинировал гуашь
и акварель ещё в 16 веке художник-маньерист Паоло Пино. Такое сочетание
материалов и приёмов их использования позволяло художникам ставить
эксперименты и увеличивать скорость написания
работы, получать
специфические эффекты, вырабатывать индивидуальную манеру письма.
Легкая и «воздушная» акварель в сочетании с гуашью приобретает,
таким образом, колористическую выразительность. Смешанная техника
делает работу живее и богаче. Сочетание акварели и гуаши помогает
показать контраст плотности дерева, и прозрачность неба, например. Чтобы
получить живопись более нежную, чем гуашь, но более плотную, чем
акварель, нужно добавить к акварели белую гуашь. При этом акварель
принимает почти полностью
свойства
гуаши и её непрозрачность,
матовость. Сочетание нежного фона и пастозных насыщенных оттенков даёт
своеобразный эффект, достигая различной степени непрозрачности. Для
создания бликов в акварельных работах белая гуашь часто незаменима.
Кроме того, для детей младшего возраста работа в
«комбинированной технике» – это возможность в доступной форме изучить
явление
воздушной
перспективы,
плановость
в
композиции,
закон
контрастных сочетаний. Для учащихся немаловажной является возможность
выполнить фон работы и задание в целом быстро, качественно.
При разработке «комбинированной» техники я использовала свой
опыт работы с детьми разного возраста, что позволило мне подготовить
данную методическую работу.
Цель данной разработки заключается в приобщении учащихся к
творческому труду, развитию образного мышления, грамотного владения
материалами и техниками, что позволит им в полной мере осваивать учебный
цикл.
Эта разработка может быть использована на уроках предмета
«Композиция
прикладная».
Также
она
подойдёт
учащимся
при
самостоятельной подготовке к конкурсным творческим темам, что позволит
им более разнообразно и вариативно подходить к выполнению заданий.
2
Содержание
1. Аннотация……………………………………………………………… 1 стр.
2. Введение………………………………………………………………… 2 стр.
3. Материалы для работы ………………………………………………… 4 стр.
4. Теоретическая часть …………………………………………………. 5-6 стр.
5. Практическая часть. Поэтапное выполнение работы………………7-11 стр.
6. Заключение………………………………………………………………12 стр.
7. Работы учащихся, выполненные в комбинированной технике… .13-14 стр.
3
Материалы, необходимые для работы
1. Бумага акварельная, А 3.
2. Простой карандаш.
3. Ластик.
4. Краски акварельные.
5. Краски гуашевые.
6. Кисть «белка» №№1,2, 3, 4, 5.
7. Кисти акриловые (нейлон) – набор.
8. Палитра.
9. Баночка для воды.
4
Теоретическая часть.
1. Краткое знакомство с особенностями работы над иллюстрацией.
2. Знакомство с работами мастеров.
1.
Иллюстрация (от лат.
illustratio
– наглядное изображение) - вид
искусства, который в основном используется для создания изображений в
книгах.
Художник-иллюстратор - профессионал, создающий визуальные
образы. Иллюстратор превращает слова в изображения, захватывая внимание
аудитории, стимулируя воображение, размышления и вызывая эмоции.
Книжная иллюстрация, как вид графического искусства имеет ряд
своих особенностей.
Два подхода к процессу сопровождения содержания книги. В первом
случае образы, дух произведения раскрываются художниками с помощью
зрительных
образов.
Созданные
иллюстрации
сливаются
с
текстом.
Иллюстраторы следуют за мыслью автора, выбирают важнейшие моменты
повествования в тексте, глядят на мир глазами автора.
Есть иллюстраторы другого типа. Следование тексту не строгое.
Художников волнуют мысли, навеянные произведением, они развёртывают в
рисунках образы скорее перед зрителем, чем перед читателем. Художник на
основе творческого импульса создаёт своё собственное самостоятельное
творение. Иллюстрированные тексты такого рода могут жить отдельно от
текста как станковые произведения.
2.
Знаменитые отечественные мастера: В.Фаворский, Д.Дубинский,
А.Бенуа, И. Билибин.
Художники-иллюстраторы детских произведений: Л. Владимирский,
Ю.Васнецов.
А.Елисеев,
Г.Огородников,
Е.
Рачев
А.Каневский,
В.Конашевич, И. Семенов, В.Чижиков, В.Сутеев, И.Радукан и др.
5
6
Практическая часть.
Поэтапное выполнение работы
Первый этап
На этом этапе учащиеся с помощью простого карандаша компонуют
изображение в листе. При выполнении работы впервые, можно копировать
работы, предложенные преподавателем. Определяем границы изображения
главных персонажей, намечаем их основное характерное положение в листе.
При этом важно грамотно передать их соотношения в листе.
7
Второй этап
После того, как учащиеся закомпоновали основные части композиции,
наступает следующий этап:
прорисовка элементов композиции. Если в
композиции есть овалы, окружности, их надо построить. После построения,
нужно более чётко определить границы каждого элемента в композиции, так
как дальнейшие исправления будут затруднительны. Это будет
важной
предварительной частью для нанесения заливки акварелью. Карандашные
линии ослабляем.
8
Третий этап
Этот этап основан на выполнении цветовой (в 2-3 цвета) заливки
акварелью. Учащиеся выбирают близкие по тону оттенки, в тёплой или
холодной гамме, в зависимости от задумки. Краска наносится плавными
движениями слева направо кистью 12 или более. Для этого необходимо на
палитре создать локальные насыщенные колеры, учитывая их высветление
после высыхания на 1-2 тона. Акварель имеет особенность светлеть. Важно
не смывать кисть после второго и третьего колера во избежание потери
насыщенности цвета, а также создания более тонких цветовых нюансов в
работе. Важно работать быстро, нанося акварель тщательно в уголках
работы.
9
Четвёртый этап
В этот этап входит первоначальная прописка гуашевыми красками.
Начинаем со светлых мест. Распределяем локальные цвета на элементах
изображения. После того, как краска подсохнет, наносим освещённые и
теневые места. Определяем условный источник света. В соответствии с этим
распределяем тени. Тон под основными элементами изображения более
насыщенный и тёмный. Не забываем, что работа идёт в декоративной манере,
ищем разнообразные нюансы для каждого основного цвета. Внимательно
складываем цветовую мозаику и лепим форму элементов изображения.
Гуашь полностью перекрывает акварельную основу. Поэтому аккуратно
работаем поверх акварельного фона и помним о кроющей способности и
непрозрачности гуашевых красок. Помним о законе контраста, используем
грамотно теплые и холодные оттенки цветов по соседству, тёмные и светлые
по тону оттенки.
Для работы следует использовать кисти №3 или №4.
10
Пятый этап
Данный этап - заключительный. На этом этапе работа приобретает свой
окончательный
вариант.
Занимаемся
проработкой
деталей.
Главные
персонажи, важные элементы изображения требуют более детальной
тщательной подготовки. При этом лучше пользоваться кистями № 2, № 3,
подчёркивая важные моменты в иллюстрации. На главные изображения
наносим блики, не забывая про источник света. Наносим тонкие мелкие
элементы: прожилки листьев, коры деревьев, мелкие цветы и т.д. При работе
над заключительным этапом можно использовать кисти «белка» № 1, № 2.
Завершаем работу, даём ей подходящее тематическое название.
11
Заключение
Данная методическая разработка рассчитана для использования в
художественных школах и школах искусств. В процессе работы над ней я
опиралась на собственный опыт деятельности в школе. Данный способ
работы учащимся даётся и при выполнении дистанционных самостоятельных
творческих заданий.
Материал, изложенный в разработке поэтапно, поможет в работе с
учащимися разного возраста. Данная техника одинаково успешно проходит с
детьми младшего возраста и среднего, при этом меняются произведения для
иллюстрирования. В разработке ней есть весь наглядный иллюстративный
материал для усвоения материала. Зрительный ряд,
представленный в
разработке, доходчиво иллюстрирует основные требования к выполнению
задания.
Новизна разработки заключается в том, что учатся видеть
иллюстрацию цельно, с выделением главного, без лишней дробности
элементов
изображения.
Учащиеся
закрепляют
знания
о
законах
композиции, Дети учатся выделять самое характерное, чтобы зацепить
внимание и заинтересовать зрителя. Задание также привлечёт внимание
учащихся к тексту, любовь к чтению в целом. Учащиеся закрепляют знания о
важной роли иллюстрации в сопровождении письменного содержания книги.
Материалы, необходимые для работы, доступны, поэтому с лёгкостью
используются в задании.
Техника может использоваться в практике творческих мастерских
юных художников.
12
Работы учащихся, выполненные в комбинированной технике
13
14