Автор: Страмнова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ № 3
Населённый пункт: п. Ванино
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Среднее арифметическое
Технологическая карта урока математики
УМК :
Эльконин-Давыдов
Класс:
4
Тема:
Среднее арифметическое
Тип урока:
ОНЗ (открытие новых знаний)
Цели урока:
Образовательные:
- ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
- формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
- отрабатывать навыки действий с многозначными числами;
Развивающие:
- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку
учебной деятельности.
Воспитательные:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Планируемые образовательные
результаты:
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
- развивать учебную мотивацию.
Регулятивные:
- освоение приема нахождения среднего арифметического;
- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи
(проблемы);
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- осмысление способа нахождения среднего арифметического;
- любознательность и познавательная инициатива;
- умение в постановке проблемы и учебной цели;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- умения обобщать знания и делать выводы.
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свои высказывания;
- умение четко выражать свои мысли;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться
договариваться.
Оборудование:
Компьютер, экран; мультимедийный проектор.
Образовательные ресурсы:
презентация «Среднее арифметическое».
Формы работы
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная
Ход учебного занятия
Этап урока
Содержание
Формирование УУД
I.Организация урока.
Цель: мотивация к
учебной деятельности,
включение в учебную
деятельность.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Поднимите руки вверх,
Разведите в стороны.
Личностные: доброжелательность, трудолюбие;
учебная мотивация;
самоопределение;
Познавательные: готовность к принятию и
решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: планирование учебного
Поймайте правой рукой удачу,
А левой успех.
Прижмите их к себе.
Всё у вас получится!
-Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу,
чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (слайд )
Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
(Алексе
?
й Никола
?
евич Крыло
?
в— русский и советский
кораблестроитель, механик и математик
- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)
сотрудничества с учителем .
II. Актуализация
опорных знаний.
Цель:
повторениеизученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания».
Откройте тетради, запишите классная работа и число
Минутка чистописания: Запишите число
1 цифра, которого на единицу больше наименьшего
натурального числа
2 цифра, в 4 раза больше первой
3 цифра, – 0
4 цифра, на 9 больше третьей
5 цифра, на 7 меньше предыдущей
6 цифра, на единицу меньше пятой цифры
- Прочитайте число
- Что вы можете о нём рассказать? (6- значное, чётное,
два класса и т.д.) (слайд )
- А кто заметил зашифрованную запись?
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без
умения быстро и верно считать. Поиграем в игру, ВЕРЮ
или НЕ ВЕРЮ
Регулятивные: умение выполнять учебное задание
в соответствии с целью; фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном
действии;
Познавательные: готовность к принятию и
решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: умение отвечать на
поставленный вопрос с достаточной полнотой и
точностью; умение аргументировать свои
высказывания; умение вступать в диалог и
участвовать в коллективном обсуждении
-Найдите значения выражений
(240 + 360 + 390) : 3 =
(300+270+240) : 3 =
(196+404=180) : 3=
(слайд )
- А сейчас поставьте на полях в тетради оценку (5,4,3)
-Что общего у этих выражений? (три слагаемых, делим на
3)
-А кто из вас знает, как называется число, которое
получается при делении суммы на число, равное
количеству слагаемых?
-Хотите об этом узнать?
III.Целеполагание
Цель: выявление места
и причины
затруднения,
формулирование темы
и цели урока
- Подумайте, как можно выполнить это задание? (слайд )
-Что необычного для вас в этой задаче?
-Что значит «средний»? (слайд )
-Как бы вы предложили выполнить это задание?
-В чём затруднение? Какой возникает вопрос?
( Что значит «среднее число», как его вычислить)
-Какую цель поставим на уроке? Кто попробует
определить учебную задачу? (зафиксировать) (слайд )
Личностные: организовывать себя на выполнение
поставленной задачи;
Регулятивные: фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии;
определять и формулировать цель деятельности;
Познавательные: обобщать знания и делать
выводы;
Коммуникативные: четко выражать свои мысли;
IV. «Открытие»
новых знаний.
Цель: построение
проекта выхода из
затруднения.
-Давайте проверим наши предположения по поводу того,
что такое средний расход и как найти эту величину.
(слайд )
-Какие действия выполнили с числами?
-Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа
нет. (слайд )
-Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”,
например: средний возраст, средний рост, средняя
температура и т.д. В математике тоже есть свои
понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с
одним из этих понятий “среднее арифметическое” и
как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема
нашего урока.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять последовательность
своих действий для решения предметной задачи
(проблемы); взаимодействовать со сверстниками в
учебной деятельности;
Познавательные: чтение задачи по заданной
диаграмме; поиск и выделение необходимой
информации, моделирование, анализ и синтез;
осмысление способа нахождения среднего
арифметического; обобщать знания и делать
выводы;
Коммуникативные: вступать в диалог и
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-Кто теперь может сказать, что это за величина?
-Поработаем в парах.
-Закончи предложения на карточке.
- Средним арифметическим называется …(слайд )
- Чтобы найти среднее арифметическое число, надо……
(слайд )
- Дайте свой ответ, сравним (слайд )
аргументировать свои высказывания; уважительно
относиться к позиции другого, объяснять свое
несогласие и пытаться договариваться
V. Первичное
закрепление.
Цель: реализация
построенного проекта,
первичное закрепление
нового способа
действий с
проговариванием.
-А теперь давайте потренируемся в нахождении сред
арифметическое чисел
(
слайд )
-Найдите среднее арифметическое
8, 9, 6, 5 ----7
14, 50, 26 –-30
220, 780 ----500
-А сейчас поставьте на полях в тетради оценку (5,4,3)
Личностные: доброжелательность, трудолюбие,
аккуратность;
Регулятивные: работать по алгоритму, овладение
приёмами контроля и самоконтроля усвоения
изученного;
Познавательные: подводить под понятие,
применять новые знания на практике.
Коммуникативные: с помощью вопросов получать
необходимые сведения от товарища; осуществлять
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу
выполнения задания;
объективно оценивать других.
Физминутка
Тетрализация
-Я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть
сценку, но не забываем о теме нашего урока.
Встретились как то Незнайка и Знайка. (слайд )
Сценка
(Заранее подготовленные учащиеся показывают
инсценировку).
Знайка (входя):
Незнайка, о чем задумался?
Знайка : Знаешь, о чем я задумался? Среднее
арифметическое – гениальное изобретение математиков.
Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делаем
пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки
за сегодня – ты получила “5”, а я “1”. Складываем, делим
по полам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо.
И отец меня не накажет. Да здравствует среднее
арифметическое!
Знайка: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Незнайка : Подожди, это еще не все. Ты пришел в школу
на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем,
делим пополам – оба пришли вовремя. Да здравствует
среднее арифметическое!
Незнайка: Ты же гений! Ну, я тебя проучу. Слышишь,
ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе
мама дала денег?
Знайка: Да.
Незнайка: Давай я сбегаю в магазин: а ты решишь
несколько примеров со своим арифметическим. Какой
размер тебе нужен?
Незнайка: 35
Знайка: Вот здорово! Наконец-то у меня будут кеды и
меня не будут меня ругать. (Делает несколько
гимнастических упражнений).
Незнайка садится за стол
А пока Знайка побежал в магазин предлагаю порешать
задачки
VI.Самостоятельная
работа.
Цель: закрепление
нового способа
действий, рефлексия
достижения цели.
-Есть желание применять свои знания самостоятельно?
(слайд )
Необходимый уровень: задача № 1 на карточке
(приложение 1) (слайд )
Программный уровень: задача № 2 (приложение 1)
(слайд )
Максимальный уровень: задача № 3 на карточке.
(приложение 1) (слайд )
-Сверим решения с экраном (слайд )
Личностные: организовывать себя на выполнение
поставленной задачи;
Регулятивные: запоминать и удерживать правило;
планировать, контролировать и выполнять действия
по алгоритму с использованием норм
саморегуляции.
Познавательные: подводить под понятие,
применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
-А сейчас поставьте на полях в тетради оценку (5,4,3)
- У вас на полях три отметки – поставьте себе отметку за
урок как среднее арифметическое трех отметок
СЦЕНКА (слайд )
Стук в дверь, входит Знайка с пакетом
Знайка: (входит с пакетом). Видишь, как я быстро
вернулся. Я тебе кеды купил, ни что-нибудь!
Незнайка: (с нетерпением). Давай быстрее, покажем их.
(Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один
большой кед, другой маленький.) Что это?
Знайка: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26
размера, другой 44. складываем, делим пополам,
получаем твой размер – 35, да здравствует среднее
арифметическое!
-Какой вывод вы можете сделать, просмотрев эту
сценку? (ответы учеников)
-Действительно, математические понятия и правила
необходимо применять не подряд, а только там, где это
необходимо.
И
иногда
вычисление
среднего
арифметического бывает лишено смысла. Как в данной
ситуации. Так же не имеет смысла нахождение средней
температуры больных в больнице и таких примеров
можно привести множество. Значит важно не только
знать правила, но и умело их применять.
-А я ещё раз хочу обраться к эпиграфу нашего урока.
Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле.
-Хотелось бы, чтобы вычисления сред арифметического
вам рано или поздно пригодились в том или ином деле.
VII.Домашнее
задание.
Цель: информация,
инструктаж по
выполнению
домашнего задания.
Вычислить средний возраст всех членов семьи.
Личностные: организовывать себя на выполнение
поставленной задачи;
Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.
VIII. Рефлексия.
Итог урока.
Цель: осознание
обучающимися своей
учебной деятельности,
самооценка результатов
деятельности.
-Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?
(слайд )
-Удалось ли нам её достигнуть?
-А теперь давайте подведем итог нашей деятельности.
-Как ответить на вопрос «Что мы узнали?»
-Вы, наверное, заметили, что в этом же определении
содержится ответ на вопрос «КАК?»
(слайд )
-А где же применяется данное понятие ? (слайд )
- а теперь прочитайте высказывания и поднимите
нужную карточку. (слайд )
Личностные: самооценка на основе критерия успешности;
адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной
деятельности;
Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения
учебного материала.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
Приложение 1.
Необходимый уровень.
Собираясь на экскурсию в зоопарк, дети принесли бананы. Витя принёс 6 бананов, Оля 7 бананов, Саша – 2 банана, а
Марина – 5. Все бананы они разделили поровну между собой. Сколько бананов стало у каждого из ребят?
Максимальный уровень.
Купили поросят. Масса двух из них – по 27 кг, трех – по 32 кг и одного – 18 кг. Найдите среднюю массу купленных
поросят.