Автор: Меркулов Михаил Николаевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ ОК "Гимназия Доброграда"
Населённый пункт: п. Доброград
Наименование материала: Статья
Тема: Использование наглядных моделей как эффективное средство изучения материала по географии
Использование наглядных моделей как эффективное средство изучения
материала по географии
Подготовил:
Меркулов
Михаил
Николаевич,
учитель
географии
МАОУ ОК «Гимназия Доброграда»
Аннотация
В
статье
рассматривается
использование
моделирования
на
уроках
географии,
описываются
примеры,
которые
помогают
учащимся
лучше
понимать
географические
понятия.
Приводятся
идеи
для
наглядного
объяснения сложных тем, что способствует повышению интереса к предмету
и облегчает усвоение материала. Подчёркивается значимость моделирования
для формирования географических знаний у школьников.
Ключевые слова: моделирование, география, наглядность, школьники,
визуализация, обучение.
Введение
Одним
из
наиболее
необходимых
предметов
в школе
является
география, которая способствуют формированию целостного представления
об
окружающей
среде.
Преподавание
географии,
содержание
которой
отражает основы географической науки, отличается от других предметов
комплексным
подходом
изучения
природы,
общества
и предмета
их
взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей
экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного
обучения.
Обучение
географии
в школе
имеет
важное
образовательное
и воспитательное
значение.
Преподавание
географии
дает
не
только
географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых
не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся,
школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях,
формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве.
Преимущества использования цифровых ресурсов:
Визуализация абстрактных понятий: География полна абстрактных
понятий,
таких
как
атмосферное
давление,
тектонические
плиты
или
круговорот воды
в
природе.
Наглядные
модели
помогают
"осязать" эти
процессы, сделать их более понятными и запоминающимися.
Повышение вовлеченности: Ученики гораздо охотнее участвуют в
уроке, когда видят перед собой что-то интересное и интерактивное. Модели
стимулируют
любопытство,
побуждают
задавать
вопросы
и
проводить
собственные исследования.
Улучшение понимания пространственных отношений: География –
это наука о пространстве. Модели помогают ученикам лучше понимать, как
объекты расположены относительно друг друга, как они взаимодействуют и
как это влияет на окружающую среду.
Развитие практических навыков: Создание моделей своими руками –
это отличный способ развить мелкую моторику, пространственное мышление,
навыки
работы
в
команде
и
умение
решать
проблемы.
Примеры наглядных моделей в географии
Рельефные карты: Создание рельефных карт из пластилина, папье-
маше или даже песка позволяет ученикам почувствовать высоту гор, глубину
впадин и понять, как рельеф влияет на климат и растительность.
Модели вулканов: Извергающийся вулкан, созданный из подручных
материалов,
–
это
зрелищный
и
запоминающийся
способ
объяснить
внутреннее строение вулкана и процесс извержения.
Глобусы и карты: Использование глобусов и карт разных масштабов
позволяет ученикам ориентироваться в пространстве, определять координаты
и понимать взаимосвязь между разными регионами мира.
Модели климатических поясов: Создание моделей, демонстрирующих
особенности
климата
в
разных
поясах,
помогает
ученикам
понять,
как
распределяется солнечная энергия по поверхности Земли и как это влияет на
жизнь людей и животных.
Диорамы: Диорамы, изображающие различные природные зоны или
культурные
ландшафты,
позволяют
ученикам
погрузиться
в
атмосферу
другого места и лучше понять его особенности.
Как сделать использование наглядных моделей эффективным?
Подготовка:
тщательно
продумайте,
какую
модель
вы
хотите
использовать и как она поможет вам объяснить тему урока.
Интерактивность:
не
просто
показывайте
модель,
а
вовлекайте
учеников в ее изучение. Задавайте вопросы, предлагайте им самим что-то
изменить или добавить.
Практическое
применение:
Связывайте
модель
с
реальными
примерами из жизни. Покажите, как то, что они видят на модели, проявляется
в окружающем мире.
Творчество: Позвольте ученикам проявить творчество при создании
моделей. Это сделает процесс обучения более интересным и запоминающимся.
Заключение
Использование
наглядных
моделей
на
уроках
географии
является
важным инструментом для повышения эффективности обучения. Наглядные
модели
позволяют
визуализировать
сложные
географические
концепции,
сделать их более понятными и запоминающимися, а также повысить интерес
учащихся к предмету. Современное преподавание географии невозможно
представить себе без использования вех средств наглядности. Ни один из
других
предметов
в такой
степени
не
нуждается
в наглядности
и занимательности, как география. В то же время, ни один из предметов не
представляет
более
благоприятного
поля
для
применения
наглядных
и занимательных способов преподавания, как география.
Список используемой литературы
1.
Бексултанова З. М.,
Джамалдаева Л. Л.,
Гакаев Р. А. Использование
произведений
русской
литературы
на
уроках
географии
в целях
повышения
познавательного
интереса
учащихся.
В сборнике:
Инновационные
педагогические
технологии
Материалы
II
Международной научной конференции. 2015. С. 4–6.
2.
Гакаев Р. А. Экологическая
грамотность
как
необходимое
условие
экологически
безопасной
деятельности
общества.
В сборнике:
Педагогика
и психология
в контексте
современных
исследований
проблем развития
личности
сборник материалов
X Международной
научно-практической конференции. 2016. С. 93–96.
3.
Гакаев Р. А. Статистические
методы
освоения
географических
дисциплин
бакалавров
по
направлению
подготовки
«География».
Педагогика высшей школы. 2015. № 2. С. 31–35.
4.
Гакаев Р. А.,
Иразова М. А. Образовательные
технологии
на
уроках
географии в условиях современной школы. Образование и воспитание.
2015. №3. С. 4–7.
5.
Гакаев Р. А.,
Хадаев Т. Ш. Формирование
географических
и исторических знаний
учащихся комбинированным использованием
картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство
материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 5-8