Напоминание

Использование наглядных моделей как эффективное средство изучения материала по географии

Автор: Меркулов Михаил Николаевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ ОК "Гимназия Доброграда"
Населённый пункт: п. Доброград
Наименование материала: Статья
Тема: Использование наглядных моделей как эффективное средство изучения материала по географии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование наглядных моделей как эффективное средство изучения

материала по географии

Подготовил:

Меркулов

Михаил

Николаевич,

учитель

географии

МАОУ ОК «Гимназия Доброграда»

Аннотация

В

статье

рассматривается

использование

моделирования

на

уроках

географии,

описываются

примеры,

которые

помогают

учащимся

лучше

понимать

географические

понятия.

Приводятся

идеи

для

наглядного

объяснения сложных тем, что способствует повышению интереса к предмету

и облегчает усвоение материала. Подчёркивается значимость моделирования

для формирования географических знаний у школьников.

Ключевые слова: моделирование, география, наглядность, школьники,

визуализация, обучение.

Введение

Одним

из

наиболее

необходимых

предметов

в школе

является

география, которая способствуют формированию целостного представления

об

окружающей

среде.

Преподавание

географии,

содержание

которой

отражает основы географической науки, отличается от других предметов

комплексным

подходом

изучения

природы,

общества

и предмета

их

взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей

экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного

обучения.

Обучение

географии

в школе

имеет

важное

образовательное

и воспитательное

значение.

Преподавание

географии

дает

не

только

географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых

не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся,

школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях,

формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве.

Преимущества использования цифровых ресурсов:

Визуализация абстрактных понятий: География полна абстрактных

понятий,

таких

как

атмосферное

давление,

тектонические

плиты

или

круговорот воды

в

природе.

Наглядные

модели

помогают

"осязать" эти

процессы, сделать их более понятными и запоминающимися.

Повышение вовлеченности: Ученики гораздо охотнее участвуют в

уроке, когда видят перед собой что-то интересное и интерактивное. Модели

стимулируют

любопытство,

побуждают

задавать

вопросы

и

проводить

собственные исследования.

Улучшение понимания пространственных отношений: География –

это наука о пространстве. Модели помогают ученикам лучше понимать, как

объекты расположены относительно друг друга, как они взаимодействуют и

как это влияет на окружающую среду.

Развитие практических навыков: Создание моделей своими руками –

это отличный способ развить мелкую моторику, пространственное мышление,

навыки

работы

в

команде

и

умение

решать

проблемы.

Примеры наглядных моделей в географии

Рельефные карты: Создание рельефных карт из пластилина, папье-

маше или даже песка позволяет ученикам почувствовать высоту гор, глубину

впадин и понять, как рельеф влияет на климат и растительность.

Модели вулканов: Извергающийся вулкан, созданный из подручных

материалов,

это

зрелищный

и

запоминающийся

способ

объяснить

внутреннее строение вулкана и процесс извержения.

Глобусы и карты: Использование глобусов и карт разных масштабов

позволяет ученикам ориентироваться в пространстве, определять координаты

и понимать взаимосвязь между разными регионами мира.

Модели климатических поясов: Создание моделей, демонстрирующих

особенности

климата

в

разных

поясах,

помогает

ученикам

понять,

как

распределяется солнечная энергия по поверхности Земли и как это влияет на

жизнь людей и животных.

Диорамы: Диорамы, изображающие различные природные зоны или

культурные

ландшафты,

позволяют

ученикам

погрузиться

в

атмосферу

другого места и лучше понять его особенности.

Как сделать использование наглядных моделей эффективным?

Подготовка:

тщательно

продумайте,

какую

модель

вы

хотите

использовать и как она поможет вам объяснить тему урока.

Интерактивность:

не

просто

показывайте

модель,

а

вовлекайте

учеников в ее изучение. Задавайте вопросы, предлагайте им самим что-то

изменить или добавить.

Практическое

применение:

Связывайте

модель

с

реальными

примерами из жизни. Покажите, как то, что они видят на модели, проявляется

в окружающем мире.

Творчество: Позвольте ученикам проявить творчество при создании

моделей. Это сделает процесс обучения более интересным и запоминающимся.

Заключение

Использование

наглядных

моделей

на

уроках

географии

является

важным инструментом для повышения эффективности обучения. Наглядные

модели

позволяют

визуализировать

сложные

географические

концепции,

сделать их более понятными и запоминающимися, а также повысить интерес

учащихся к предмету. Современное преподавание географии невозможно

представить себе без использования вех средств наглядности. Ни один из

других

предметов

в такой

степени

не

нуждается

в наглядности

и занимательности, как география. В то же время, ни один из предметов не

представляет

более

благоприятного

поля

для

применения

наглядных

и занимательных способов преподавания, как география.

Список используемой литературы

1.

Бексултанова З. М.,

Джамалдаева Л. Л.,

Гакаев Р. А. Использование

произведений

русской

литературы

на

уроках

географии

в целях

повышения

познавательного

интереса

учащихся.

В сборнике:

Инновационные

педагогические

технологии

Материалы

II

Международной научной конференции. 2015. С. 4–6.

2.

Гакаев Р. А. Экологическая

грамотность

как

необходимое

условие

экологически

безопасной

деятельности

общества.

В сборнике:

Педагогика

и психология

в контексте

современных

исследований

проблем развития

личности

сборник материалов

X Международной

научно-практической конференции. 2016. С. 93–96.

3.

Гакаев Р. А. Статистические

методы

освоения

географических

дисциплин

бакалавров

по

направлению

подготовки

«География».

Педагогика высшей школы. 2015. № 2. С. 31–35.

4.

Гакаев Р. А.,

Иразова М. А. Образовательные

технологии

на

уроках

географии в условиях современной школы. Образование и воспитание.

2015. №3. С. 4–7.

5.

Гакаев Р. А.,

Хадаев Т. Ш. Формирование

географических

и исторических знаний

учащихся комбинированным использованием

картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство

материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 5-8