Напоминание

"Я - ребенок и я - имею право!"

Автор: Калмыкова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое
Населённый пункт: с. Урицкое Тербунский район Липецкая область
Наименование материала: Турнир правовых знаний
Тема: "Я - ребенок и я - имею право!"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое Турнир правовых знаний
Я – ребёнок и

я - имею право…
Разработала и провела: учитель истории и обществознания Калмыкова Т. А. 2015 г.
«Детству следует оказывать величайшее уважение». Древний мудрец Ювенал Цель: познакомить детей с правами, в частности, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни, соотнести права и обязанности детей;способствовать осознанию ответственности за свои права;воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека; научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
I.Мотивация.

- Ребята, как вы думаете, кто в каждой стране самый главный, самый важный человек?
Очень много стран на свете - это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны –
ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду!
- Как вы понимаете слова этого стихотворения?

- Как вы понимаете последние слова стихотворения?
Учитель: наше внеклассное мероприятие посвящено правам ребёнка. И это не случайно. Декабрь месяц богат важными событиями и всегда отмечается, как месячник правовой культуры.
Эти даты нужно запомнить

- 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка;

-10 декабря – Всемирный день прав человека

-12 декабря – День Конституции

- Что такое право?

- Какие вы могли бы подобрать слова, созвучные понятию «право»?

-В чём выражается право?
Учитель: Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей. Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за
око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека —
нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в
1989 году 20 ноября
ООН приняла особый документ под названием
“Конвенция о правах ребенка”.

Конвенция –
международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). В
“Конвенция о правах ребенка”
государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах. Произошло это в 1990 году.
II. Практическая работа со статьями Конвенции о правах ребёнка.

Сокращённый перечень прав ребёнка

(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
- Кого мы называем ребёнком, согласно закону?
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
- Приведите пример из древней истории, когда многие дети были лишены права на жизнь?

(
Древняя Спарта) Статья 7. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
- Что такое гражданство?

- Объясните значение выражения «Нет прав без обязанностей».

- Какие обязанности гражданина вы знаете?
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на семью, общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу передвижения и свободу мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
“Литературно-правовая викторина”
1ситуация:«Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» (Ответ:С
т. 31
, признающая право ребенка на отдых и досуг). 2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Ответ:
Ст.1.
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста). 3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным (Ответ:Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы
. Ст. 23
) 4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена? (Ответ:
Ст.11
Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и
Статья 16,
выдержка из которой цитировалась раньше).
Конкурс «Песни о правах»

«Песня бременских музыкантов»
(музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения и свободу мирных собраний.) –
ст.15

«Чему учат в школе»
(музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.) –
ст.28

«Песенка мамонтенка»
(музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на семью) -
ст.9

«Чунга-Чанга»
(музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина).(Право на отдых и досуг) –
ст.31
– Мне хотелось бы, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
Игра «Разрешается – запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино. Вот семья вопрос решает выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются. Слушать мнение ребенка конечно(
разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка строго (
запрещается)
С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить – это (
разрешается).
Дитя незаконно похищают, Мать с ребенком разлучают - это (
запрещается)
. Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться - это – (
разрешается).
Много трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа конечно (
запрещается)
. Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – это (
разрешается
). Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина строго (
запрещается)
.
СЦЕНКА «Права наоборот»

Серёжа.
В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать, Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать – Права у всех равны.
- Ребята, как вы понимаете смысл выражений «Права у всех равны», «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого»? - Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.Уважай чужие права!
Игра «Верно-неверно»
1. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то. 2. В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками. 3. Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений. 4. В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе. 5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. 6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить. 7. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать. 8. В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится, как это делали в Спарте. 9. Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу. 10. Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение. 11. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки. 12. Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно творить, что твоей душе угодно. 13. Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе. 14. Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте. Все лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь. А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право! Свободно жить под солнцем и луной И восхищаться красотой земной. Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь. А если причинят мне вред, урон, Поможет Конституция. Закон. Перед законом, совестью равны Живут народы ни одной страны. Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею. А подрасту – поможет мне держава Работу выбрать я имею право. Ну, а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник… Досугу – час, а школе – все внимание. Использую я право на образование. Имеем право мы иметь права, Но ведь моралью люди связаны Поэтому чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны. Права всем детям надо знать, Не только знать и соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.
Учитель.
Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей) - Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. - Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова цель ее. На пути к этой цели мы должны изменить мир. К сожалению, это очень сложно. - Но мы можем начать с маленьких шагов в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице, в нашем дворе. Мы должны сплотиться для более крупных шагов. В наших с вами силах сделать жизнь справедливей, ярче, интересней. Вы- школьники, мы- учителя, мы вместе, мы одна большая, дружная школьная семья. Мы должны жить достойно, а значит иметь не только права, но и обязанности. И всегда помнить о том, что права есть у каждого из нас, и мы не должны нарушать прав друг друга! Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа. Ребята, вы имеете право, расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём. Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права. Как прекрасно и здорово то, что вы ещё дети!

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!