"Формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста"
Автор: Шуваева Елена Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №69 "Ладушки"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста"
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот
период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид
детской игры, который в психологии и педагогике получил название
сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети
берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в
специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях
воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех
психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре
начинают развиваться
произвольное поведение, произвольное внимание и
память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше
запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и
представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития
воображения.
Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы
используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли
отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном
пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к
творческому воображению.
Общение дошкольника
со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры
. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку
зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает
огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из
кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту
результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное
значение, независимое от игры.
Внутри игры начинает складываться и
учебная деятельность . Учение
вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры.
Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к
своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти
правила, он овладевает элементарными учебными действиями.
Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни
взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3—4-
летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со
взрослыми, а не играют.
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в
ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка
в системе общественных отношений. Игра социальна по своему
происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с
действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне
определенными условиями жизни ребенка в обществе.