"Использование ресурсов краеведения в системе уроков гуманитарного, художественно-эстетического цикла и во внеурочной деятельности"

Автор: Макаренко Марина Егоровна
Должность: учитель православной культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ "№2 г. Строитель, Белгородской области"
Населённый пункт: г. Строитель, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ресурсов краеведения в системе уроков гуманитарного, художественно-эстетического цикла и во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 24.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование ресурсов краеведения в системе уроков гуманитарного,

художественно-эстетического цикла и во внеурочной деятельности.
Опора на теоретические основы духовно-нравственного воспитания личности при использовании краеведения, позволяет обосновать организацию образовательно-воспитательного пространства на краеведческом материале в системе уроков православной культуры, формирование целостного представления о среде обитания и во внеклассной и внеурочной деятельности. Одной из главных задач технологии, является разработка модели и педагогических условий, направленных на реализацию технологии использования краеведческого материала в системе уроков православной культуры и краеведения по духовно-нравственному воспитанию, которая основана на светских и духовно-религиозных подходах
.
В начале представим педагогические условия, способствующие реализации технологии использования краеведения в духовно-нравственного развития личности учащегося, выделенные в гипотезе исследования:  интеграция дисциплин гуманитарного цикла и краеведения в системе уроков православной культуры;  непрерывность краеведческого образования в региональном культурно- образовательном пространстве;  овладение школьниками проектно-исследовательской деятельностью при использовании краеведения;  включение учащихся в различные виды ценностно-ориентационной, художественно-эстетической деятельности на основе синтеза образования и культуры. В основе модели технологии использования краеведения в педагогической и духовно-просветительской деятельности лежат принципы интеграции, системности. Технология использования краеведения основана на вариативности культурно-образовательных, просветительских форм, которые реализуются в двух направлениях: в педагогической деятельности на базе школы, семьи (в светской системе образования) и духовно-
просветительской деятельности (при использовании возможностей Русской Православной церкви). Важной составляющей предложенной модели является введение в культурно-образовательное пространство педагогического потенциала социальных партнеров, в частности учреждений культуры. Схема 1.
Модель технологии использования краеведения в педагогической и

духовно-просветительской деятельности
Содержание краеведческих, региональных модулей обусловлено, прежде всего, конкретным социокультурным пространством, в котором реализуются задачи духовно-нравственного воспитания личности с учетом возрастных, психологических особенностей. Учащимся важно дать целостное представление об окружающей среде обитания, ее духовно-исторических традициях. Учащиеся получают знания об истории православия, памятных датах и православных памятных местах на Белгородчине и в России. Учебные занятия дают информацию о том, что г. Бел город в течение длительного времени был не только цен тром военной, административной, Духовно-нравственное воспитание личности при испоиспользовании краеведения В школе В семье Социальные партнеры Факультативные занятия Кружковая работа Экскурсионная и паломническая деятельность Работа школьной газеты Семейный лекторий Традиции и семейные праздники Духовный попечитель Взаимодействие с детской православной библиотекой. Краеведческий музей Школьный музей Дом детского творчества
экономической и политической жизни, но и центром одной из крупнейших епар - хий, которая была учреждена в 1667 году. На территории Белгородской епархии было около 1000 храмов, которые являлись очагами знаний, хранителями старины, памятниками искусства. К началу XX столетия в г. Белгороде сформировался архитектурный храмовый ансамбль, почти утраченный после революции, который в на стоящее время активно восстанавливается. Например: при изучении темы: «Храмы Белгорода и области» студенты получают представления: - о таких понятиях как: «храм», «собор», «кафедраль ный собор», «церковь», являются ли тождественными эти понятия, в чем их разница?; - об особенностях Белгородского храмового зодчест ва, что характерно для стиля барокко, украинско-русского стиля, русского стиля?; - об истории Рождество-Богородицкого женского мо настыря и часовни с изображением иконы Корсуньской Божией Матери; - об истории Свято - Троицкого мужского монастыря, его обитателях; - о широкой благотворительной деятельности храмов и монастырей Белгородско-Старооскольской епархии сегодня; - о великих подвижниках и просветителях православной Белгородчины и т.д. Более всего учащихся привлекут страницы жизни, служение богу и людям, канонизация выдающихся святых Серафима Саровского и Иоасафа Горленко, деятельность которых связана с историей нашего края [2]. Введение в учебный процесс ценностных основ православной культуры помогает решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, готовить молодежь к осознанному умению строить собственную жизнь, дос - тойную человека. Ниже мы приводим механизм реализации культурно- образовательных форм: виды занятий, деятельности детей (Схема 2).
Схема 2.
«Урочные и внеурочные формы по духовно-нравственному

воспитанию учащихся на основе краеведения»
Разработанная модель технологии может быть реализована в системе уроков православной культуры, которую мы рассматриваем в единстве целей, лекции семинары практикумы исследовательская деятельность конференции подготовка рефератов круглые столы диспуты анкетирование тестирование экскурсии просмотр видеоматериалов Урочные и внеурочные формы работы в системе образования Формы работы в социально-культурном пространстве библиотечные уроки музейные уроки и праздники пешеходные и выездные экскурсии паломничество по Святым местам проектно-исследовательская деятельность поисковая деятельность на базе школьных музеев туристско-краеведческая деятельность художественно проективная деятельность
содержания урочной и внеурочной деятельности при разнообразии форм, кооперации школы, семьи, РПЦ и других социальных партнеров. Православное краеведение - развивающаяся, пер спективная область знаний. Ее значимость определяется особой ролью в деле формирования юных душ, воспитания гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему селу, городу, родному до му, освященная православной духовностью. Знание святых мест, культовых архитектурных памятников, священных книг, подвигов земляков во имя служения Богу, делает молодого человека духовно богаче, приближает его к пости жению истины [2]. На указанной тематической основе можно организовать исследовательскую деятельность детей, что возможно при выполнении следующего педагогического условия: овладение школьниками проектно-исследовательской деятельностью при использовании краеведения. Методически грамотно организованная исследовательская деятельность, как показывают итоги многих конкурсов, грантов направлена на выявление мотивированных, обладающих высоким потенциалом креативности, одаренных детей; распространение опыта творческих педагогов, становления сетевых структур соорганизации и самоуправления в системе дополнительного образования, ознакомление широкой общественности с результатами интеллектуального творчества юных и их педагогов. Необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся направлена, прежде всего, на повышение мотивации личности к познавательной деятельности. В результате выполнения исследовательской работы учащийся становится авторитетом для своих сверстников не только в частной теме исследования, но и в области дисциплины, в рамках которой проводилось исследование. Исследования по краеведению – первый шаг вхождения в индивидуальные маршруты развития личности по программе «Одаренные дети». Яркий интерес среди учащихся вызывают образы духовного прошлого и настоящего при использовании в педагогической и духовно-просветительской
деятельности фотоматериалов (иллюстраций храмов, икон и других культовых объектов) и ИКТ. Применение различных форм наглядности, возможно даже, созданных учащимися, так же способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, особенно просмотр видеофильмов по духовной тематике, таких как «Схождение благодатного огня», «Святителю Иоасафу 300 лет», «Святыни Белгородчины», «Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь», фильмы, отснятые в МОУ «СОШ №40 г. Старый Оскол» и других; разработка собственных презентаций по духовному краеведению. Дети привыкли к воздействию средств массовой информации и их авторитету, поэтому большое внимание следует уделить взаимодействию со школьной газетой и радио новостями. Чтобы любая работа проведенная была представлена всем, была на устах у детей, что дополнительно привлечет их к работе в краеведческом музее, участию в конференциях, созданию творческих проектов, изучению интересных архивных материалов и прочей деятельности. Таким образом, выполняется следующее педагогическое условие: включение учащихся в различные виды ценностно-ориентационной, художественно-эстетической деятельности на основе синтеза образования и культуры. Предложенная модель использования краеведения в педагогической и духовно-просветительской деятельности, в системе уроков православной культуры, выполнение избранных педагогических условий, позволят создать такую систему духовно-нравственного воспитания, благодаря которой выпускники школы будут соответствовать модели выпускника XXI века, достойного гражданина и патриота своего края, обладающего высокими нравственными качествами.
Библиографический список
1. Бондаренко Н.А. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в общеобразовательном учреждении.//Педагогическая мастерская./ Бондаренко Н.А. – 2003. – №3. – с.12-15.
2. Острикова С.А. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи в Белгородском университете потребительском кооперации./С.А. стрикова - Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 50с. 3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии./В.Ю. Питюков. – М. – 316c. 4. Ривкин Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы/Е.Ю. Ривкин. portal- slovopedagogy. 5. Самохин Ю.С. Оправдание краеведения /Ю.С. Самохин. М., 2000. – 240с.