"Использование ресурсов краеведения в системе уроков гуманитарного, художественно-эстетического цикла и во внеурочной деятельности"
Автор: Макаренко Марина Егоровна Должность: учитель православной культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ "№2 г. Строитель, Белгородской области"
Населённый пункт: г. Строитель, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ресурсов краеведения в системе уроков гуманитарного, художественно-эстетического цикла и во внеурочной деятельности"
Использование ресурсов краеведения в системе уроков гуманитарного,
художественно-эстетического цикла и во внеурочной деятельности.
Опора на теоретические основы духовно-нравственного воспитания
личности при использовании краеведения, позволяет обосновать
организацию образовательно-воспитательного пространства на
краеведческом материале в системе уроков православной культуры,
формирование целостного представления о среде обитания и во внеклассной
и внеурочной деятельности. Одной из главных задач технологии, является
разработка модели и педагогических условий, направленных на реализацию
технологии использования краеведческого материала в системе уроков
православной культуры и краеведения по духовно-нравственному
воспитанию, которая основана на светских и духовно-религиозных подходах .
В начале представим педагогические условия, способствующие
реализации технологии использования краеведения в духовно-нравственного
развития личности учащегося, выделенные в гипотезе исследования:
интеграция дисциплин гуманитарного цикла и краеведения в системе
уроков православной культуры;
непрерывность краеведческого образования в региональном культурно-
образовательном пространстве;
овладение школьниками проектно-исследовательской деятельностью
при использовании краеведения;
включение учащихся в различные виды ценностно-ориентационной,
художественно-эстетической деятельности на основе синтеза
образования и культуры.
В основе модели технологии использования краеведения в
педагогической и духовно-просветительской деятельности лежат принципы
интеграции, системности. Технология использования краеведения основана
на вариативности культурно-образовательных, просветительских форм,
которые реализуются в двух направлениях: в педагогической деятельности на
базе школы, семьи (в светской системе образования) и духовно-
просветительской деятельности (при использовании возможностей Русской
Православной церкви). Важной составляющей предложенной модели
является введение в культурно-образовательное пространство
педагогического потенциала социальных партнеров, в частности учреждений
культуры.
Схема 1.
Модель технологии использования краеведения в педагогической и
духовно-просветительской деятельности
Содержание краеведческих, региональных модулей обусловлено,
прежде всего, конкретным социокультурным пространством, в котором
реализуются задачи духовно-нравственного воспитания личности с учетом
возрастных, психологических особенностей. Учащимся важно дать целостное
представление об окружающей среде обитания, ее духовно-исторических
традициях.
Учащиеся получают знания об истории
православия, памятных датах и
православных памятных
местах на Белгородчине и в России.
Учебные занятия дают информацию о том, что г. Бел
город в течение
длительного времени был не только цен
тром военной, административной,
Духовно-нравственное воспитание личности
при испоиспользовании краеведения
В школе
В семье
Социальные партнеры
Факультативные занятия
Кружковая работа
Экскурсионная и паломническая
деятельность
Работа школьной газеты
Семейный лекторий
Традиции и семейные праздники
Духовный попечитель
Взаимодействие с детской
православной библиотекой.
Краеведческий музей
Школьный музей
Дом детского творчества
экономической и политической жизни, но и центром одной из крупнейших епар
-
хий, которая была учреждена в 1667 году.
На территории Белгородской епархии было около 1000 храмов, которые
являлись очагами знаний, хранителями
старины, памятниками искусства. К
началу XX столетия в
г. Белгороде сформировался архитектурный храмовый
ансамбль, почти утраченный после революции, который в на
стоящее время активно
восстанавливается. Например: при
изучении темы: «Храмы Белгорода и области»
студенты получают представления:
-
о таких понятиях как: «храм», «собор», «кафедраль
ный собор»,
«церковь», являются ли тождественными эти понятия, в чем их разница?;
-
об особенностях Белгородского храмового зодчест
ва, что характерно
для стиля барокко, украинско-русского стиля, русского стиля?;
-
об истории Рождество-Богородицкого женского мо настыря и часовни с
изображением иконы Корсуньской Божией Матери;
-
об истории Свято - Троицкого мужского монастыря, его обитателях;
-
о широкой благотворительной деятельности храмов и монастырей
Белгородско-Старооскольской епархии сегодня;
-
о великих подвижниках и просветителях православной Белгородчины и
т.д.
Более всего учащихся привлекут страницы жизни, служение богу и
людям, канонизация выдающихся святых Серафима Саровского и Иоасафа
Горленко, деятельность которых связана с историей нашего края [2].
Введение в учебный процесс ценностных основ православной культуры
помогает решать образовательные,
воспитательные и развивающие задачи,
готовить молодежь к осознанному умению строить собственную жизнь, дос -
тойную человека. Ниже мы приводим механизм реализации культурно-
образовательных форм: виды занятий, деятельности детей (Схема 2).
Схема 2. «Урочные и внеурочные формы по духовно-нравственному
воспитанию учащихся на основе краеведения»
Разработанная модель технологии может быть реализована в системе
уроков православной культуры, которую мы рассматриваем в единстве целей,
лекции
семинары
практикумы
исследовательская
деятельность
конференции
подготовка рефератов
круглые столы
диспуты
анкетирование
тестирование
экскурсии
просмотр видеоматериалов
Урочные и внеурочные формы работы в
системе образования
Формы работы в социально-культурном
пространстве
библиотечные уроки
музейные уроки и праздники
пешеходные и выездные
экскурсии
паломничество по Святым
местам
проектно-исследовательская
деятельность
поисковая деятельность на
базе школьных музеев
туристско-краеведческая
деятельность
художественно проективная
деятельность
содержания урочной и внеурочной деятельности при разнообразии форм,
кооперации школы, семьи, РПЦ и других социальных партнеров.
Православное краеведение - развивающаяся, пер
спективная область знаний.
Ее значимость определяется особой ролью в деле формирования юных душ,
воспитания гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине всегда
конкретна.
Это любовь к своему селу, городу, родному до
му, освященная православной
духовностью. Знание святых
мест, культовых архитектурных памятников,
священных книг, подвигов земляков во имя служения Богу, делает молодого
человека духовно богаче, приближает его к пости
жению истины [2].
На указанной тематической основе можно организовать исследовательскую
деятельность детей, что возможно при выполнении следующего педагогического
условия:
овладение школьниками проектно-исследовательской деятельностью
при использовании краеведения. Методически грамотно организованная
исследовательская деятельность, как показывают итоги многих конкурсов,
грантов направлена на выявление мотивированных, обладающих высоким
потенциалом креативности, одаренных детей; распространение опыта
творческих педагогов, становления сетевых структур соорганизации и
самоуправления в системе дополнительного образования, ознакомление
широкой общественности с результатами интеллектуального творчества
юных и их педагогов.
Необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся
направлена, прежде всего, на повышение мотивации личности к
познавательной деятельности. В результате выполнения исследовательской
работы учащийся становится авторитетом для своих сверстников не только в
частной теме исследования, но и в области дисциплины, в рамках которой
проводилось исследование. Исследования по краеведению – первый шаг
вхождения в индивидуальные маршруты развития личности по программе
«Одаренные дети».
Яркий интерес среди учащихся вызывают образы духовного прошлого и
настоящего при использовании в педагогической и духовно-просветительской
деятельности фотоматериалов (иллюстраций храмов, икон и других культовых
объектов) и ИКТ. Применение различных форм наглядности, возможно даже,
созданных учащимися, так же способствует формированию духовно-нравственных
качеств личности, особенно просмотр видеофильмов по духовной тематике, таких
как «Схождение благодатного огня», «Святителю Иоасафу 300 лет»,
«Святыни Белгородчины», «Свято-Троицкий Холковский мужской
монастырь», фильмы, отснятые в МОУ «СОШ №40 г. Старый Оскол» и
других; разработка собственных презентаций по духовному краеведению.
Дети привыкли к воздействию средств массовой информации и их
авторитету, поэтому большое внимание следует уделить взаимодействию со
школьной газетой и радио новостями. Чтобы любая работа проведенная была
представлена всем, была на устах у детей, что дополнительно привлечет их к
работе в краеведческом музее, участию в конференциях, созданию
творческих проектов, изучению интересных архивных материалов и прочей
деятельности.
Таким образом, выполняется следующее педагогическое условие:
включение учащихся в различные виды ценностно-ориентационной,
художественно-эстетической деятельности на основе синтеза образования и
культуры.
Предложенная модель использования краеведения в педагогической и
духовно-просветительской деятельности, в системе уроков православной
культуры, выполнение избранных педагогических условий, позволят создать
такую систему духовно-нравственного воспитания, благодаря которой
выпускники школы будут соответствовать модели выпускника XXI века,
достойного гражданина и патриота своего края, обладающего высокими
нравственными качествами.
Библиографический список
1. Бондаренко Н.А. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся в общеобразовательном учреждении.//Педагогическая
мастерская./ Бондаренко Н.А. – 2003. – №3. – с.12-15.
2. Острикова С.А. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
молодежи в Белгородском университете потребительском кооперации./С.А.
стрикова - Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 50с.
3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии./В.Ю. Питюков. – М. –
316c.
4. Ривкин Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий
компонент воспитательной системы школы/Е.Ю. Ривкин. portal-
slovopedagogy.
5. Самохин Ю.С. Оправдание краеведения /Ю.С. Самохин. М., 2000. – 240с.