Автор: Яценко Елена Геннадьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Белоречнск, Краснодарский край
Наименование материала: конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема: "Многозначные слова"
сравнивать и анализировать, воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: карточки со словами; таблицы с изображением морской
звезды, небесного тела, звезды кино Елизаветы Боярской, домики для
многозначных слов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слова учителя .
Долгожданный дан звонок! Ты готов начать урок?
Все ль на месте. Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем урок русского языка.
А начать мне хочется со стихотворения.
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
Ответы учеников .
-Говорить правильно и красиво. Говорить грамотно. А еще писать красиво и
правильно.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
-Правильно, ребята! Начнём минутку каллиграфии.
II. Минутка каллиграфии.
Открываем тетрадь и проговариваем.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь.
На доске написано Дд в соединении, слоги да, до. Слово –Дом. Земля- наш
общий дом.
Как вы понимаете значение этого предложения?
Ответы учеников.
-Планета в которой мы живём, помещение, где живут люди.
Сколько значений имеет слово дом? Дом кирпичный, дом- наша планета.
Как называются слова , которые имеют несколько значений?
-Многозначные.
С этими словами мы будем сегодня работать.
III ч. Словарь.
Слова учителя.
Угадайте слова по значению. Запишите их. (записывают слова на доске,
ставят ударение, выделяют букву, которую надо запомнить).
1. Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения.
2. Место ,по которому надо пройти.
3. Путешествие, поездка. (ДОРОГА)
1.Небольшой пугливый зверек с длинными задними ногами.
2.Пассажир , не имеющий билета. (ЗАЯЦ)
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
1. Определенная ступень общеобразовательной школы.
2.Группа учеников одного и того же года обучения.
3. Комната для занятий в школе. (КЛАСС)
1. Тонкая палочка графита для сухой краски в деревянной оболочке,
употребляемая для письма, рисования (КАРАНДАШ).
А какое слово оказалось лишним и почему?
Ответы учеников
- Карандаш.
Карандаш имеет одно значение.
Слова учителя.
- Очень расстроился карандаш , что оказался лишним и ушел. По дороге
увидел два домика, из которых доносились разные слова.
Из первого- кисть, ключ ,корень.
Из второго- пирог, портфель. Задумался карандаш, в какой домик ему идти. А
как вы думаете, в какой и почему?
Ответы учеников.
-В домик, где живут слова портфель, пирог.
Слова учителя.
-Докажите.
Ответы учеников .
-В одном живут слова многозначные, в другом- однозначные.
Об этом мы поговорим с вами на уроке . Давайте поможем нашим словам
найти как можно больше друзей.
IV.Работа по теме.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
Послушайте стихотворение.
1. -Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.
Вы купите молочка-
Вкусного парного-
Поросята тут как тут
-нам по целой кружке
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
Какое слово в этом стихотворении повторяется ?
-Пятачок
Какое значение имеет слово «пятачки»?
- Монета, нос поросенка.
Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросенка?
-Формой, круглые.
В какой домик попадёт слово «пятачок» и почему?
Ответы учеников .
- В первый потому что, оно многозначное.
2. Стихотворение.
Жил да был неустрашимый
Знаменитый водолаз.
И акулы и дельфины
С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
Под водою голубой
Потому что погружался он в работу с головой.
Слова учителя.
С каким животным он встречался, угадайте.
На доске слово «АВЗДЕЗ» угадайте!
Ответы учеников.
- Звезда
Какую звезду он видит под водой?
Морскую звезду.
А если мы посмотрим на небо мы увидим небесное тело . Как называется?
-Звезда.
А кого можно назвать звездой?
- Мы называем звездой известного человека?
Значит слово «звезда» многозначное.
Отправляем это слово в домик для многозначных слов.
Работа в тетрадях.
Слова учителя.
Ребята, обратите внимание на квадраты, которые у вас на партах. Они разного
цвета. Каждому рисунку соответствует определенный квадрат . Ваш квадрат
соответствует квадрату рядом с рисунком. Именно с этим значением слова
«звезда» вы должны составить предложение и записать.
Несколько предложений зачитываются с разными значениями слова «звезда».
Физминутка.
Мы ногами топ-топ
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз-сюда, два-туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два. Раз-два.
Заниматься нам пора.
Задание на внимательность.
1 задание. Ученики показывают жестами , а дети должны угадать и объяснить
значение этих слов.
Выходят два ученика. Один ведёт второго за нос. Дети угадывают, что они
показывают и объясняют значение этого выражения.
Водить за нос, значит обманывать
2 задание. Выходит девочка, плачет , показывает число 3.
Реветь в три ручья, значит плакать .
Работа по учебнику.
Упр. 1
Прочитайте предложения. Укажите многозначные слова. В каком значении
они использованы.
Зачитывают предложения, дополняют словами, находят многозначные слова.
Определяют их значение.
Задание выполняется по рядам.
1 ряд- первое и второе предложения.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
2 ряд- третье и четвёртое предложения.
3 ряд- пятое и шестое предложения.
1.Наш класс рассмеялся над шуткой.
2.Чайник закипел на плите.
3.Детский сад пошёл купаться на речку.
4.Зрительный ал зааплодировал артистам.
5.Мальчик съел полную ложку каши.
6.Девочка съела полную вазу конфет.
Слова учителя.
Ребята, а что вам помогло определить значение многозначного слова?
Ответы учеников.
- Предложение . в котором было это слово.
Вывод. Значение многозначного слова может быть понятно только в
тексте, или в предложении, или в словосочетании.
Упр 3.
Текст читает учитель. Дети должны на слух определить многозначное слово.
Выберите абзац, в котором встретилось многозначное слово.
Ответы учеников.
- Второй абзац. Слово «стеклянный».
Объясните переносное значение слова « стеклянный» в тексте.
Ответы учеников.
- Стеклянный дождь. Прозрачный . как стекло.
Записывается второй абзац.
Значит слово «стеклянный» отправляется в домик для многозначных слов.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
Вывод. Значение многозначного слова может быть понятно только в
тексте, или в предложении, или в словосочетании.
Орфографическая пауза. Повторяем изученные орфограммы.
Слова записаны на доске. Ученики выходят к доске, вставляют букву и
объясняют орфограмму.
К_СА (безударная гласная в корне слова О, проверочное слово КОСЫ)
НО_КА( парная согласная в корне слова Ж, проверочное слово НОЖЕЧКА)
СО_НЦЕ (непроизносимая согласная Л, проверочное слово СОЛНЫШКО)
МЕС_Ц (словарное слово, нужно запомнить букву Я)
З_Л_ТОЙ (безударные гласные в корне слова О,О, проверочные слова
ЗОЛОТО, ПОЗОЛОЧЕННЫЙ)
ИН_Й (словарное слово, нужно запомнить букву Е)
Слова учителя.
Ребята, давайте расселим слова в домики.
Ученики объясняют значение каждого слова, определяют многозначное оно
или однозначное.
КОСА- многозначное. 1- коса у девочки, 2- инструмент для косьбы травы.
НОЖКА- многозначное. 1- часть тела. 2- ножка у стула, стола.
СОЛНЦЕ- многозначное. 1- небесное тело.2- ласково называют близкого
человека.
МЕСЯЦ- многозначное. 1-месяц в году.2- месяц на небе.
ЗОЛОТОЙ- многозначное.1 украшение.2- золотые руки, сердце.
ИНЕЙ- однозначное. 1- мелкие снежинки на деревьях.
Слова учителя.
Посмотрите , ребята сколько слов в домике для многозначных слов. Но их в
русском языке намного больше. На уроках русского языка вы еще узнаете
множество таких слов. И однозначных слов у нас немало.
V.Закрепление. Дифференцированное задание.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
А теперь у каждого из вас конверт с заданием . постарайтесь его выполнить.
1 уровень
Составить предложения по картинкам.
У некоторых учеников картинки подсказки с рисунками и значениями
многозначных слов.
Они им помогают составить предложения с каждым значением этого слова.
2 уровень
Выпишите словосочетания в переносном значении.
Железная решетка, железная дисциплина, кислое яблоко, кислый вид, черный
день, черный карандаш.
3 уровень.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
1.Холодный вечер. Торжественный вечер.
2. Время бежит. Бегут слезы
3. Жить долго, жить в деревне.
Работы сдаются в конце урока.
VI.Итог урока. С какими словами работали на уроке? Что узнали о
многозначных словах? Что вам понравилось? О чем бы вы хотели
узнать на следующем уроке?
Ответы учеников. Многозначными словами.
Вывод. Значение многозначного слова может быть понятно только в
тексте, или в предложении, или в словосочетании.
Спасибо за урок.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.
Яценко Елена Геннадьевна, «Многозначные слова», 2 класс, знакомство ,изучение многозначных
слов, способствовать сознательному усвоению представлений о многозначности слов; развивать
мышление, языковую культуру; умение сравнивать и анализировать ; воспитывать интерес к
родному языку.