Напоминание

"Магия воды"

Автор: Кочергина Ольга Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: РТ г.Менделеевск
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике
Тема: "Магия воды"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер – класс: МАГИЯ ВОДЫ. (физика 7 класс).

Цели:
образовательные дать понятие о сообщающихся сосудах; определить причину установки на одном уровне однородной жидкости в сообщающихся сосудах любой формы; указать практическое применение сообщающихся сосудов; воспитательные научиться видеть красоту в окружающем мире; создать условия для отношений сотрудничества между учащимися; сформировать чувство ответственности за порученную работу; воспитание умения слушать и слышать; развивающие развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти, мышления); развитие способности устанавливать межпредметные связи (физика, история, МХК, технология, биология) и выявлять причинно-следственную связь; развитие мелкой моторики при конструировании моделей; развитие монологической речи; развитие самоанализа и рефлексии; Данный проект предусматривает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Рассчитан по времени на две недели (сбор материала, подготовка макета и презентации); презентация проходит в урочное время (2-х часовой урок).
Обеспечение.
 комплект приборов для изучения действия сообщающихся сосудов  слайды “Фонтаны Москвы и Петергофа”, «Фонтаны г. Казани.», «Фонтаны Менделеевска»  модели фонтанов, сделанные учащимися  произведения русских писателей, посвященные фонтанам (стихотворение Тютчева)  записью видеоролика музыкального фонтана в США
Ход урока:

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами чтобы поделиться новой, добытой вами информацией с гостями (представление гостей), а также и одноклассниками. Для этой работы нам с вами пришлось немало потрудиться. - Дорогие гости! Сегодня у нас работают 4 команды: «историки», «медики», «архитекторы», «краеведы». (представление команд) - Давайте раскроем наш секрет гостям, о чем пойдет речь на нашем мастер - классе, отгадав загадку. В центре парка или сада, Никому я не преграда; Мой цветок подобен раю, Я - водою расцветаю, Очень мой прекрасен стан, А зовут меня -
(фонтан)
Сообщение темы и целей мастер – класса (слайд 1,2)
2. Содержание и ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.
Шум воды, ее непостоянство манила людей всегда. Желание научиться у неё текучести, безответности и независимости - что может быть лучше. Никто и ничто не остановит, её если она
побежит. Хорошее настроение, психологический настрой и владение самим собой, вот маленький список того, что нам дают фонтаны. Также они хорошо увлажняют воздух особенно это важно в наше засушливое лето.
Вода -
символ глубины и познания тайн. Энергия воды несет жизнь и свежесть, а звучанье льющейся воды помогает расслабиться и снять стресс. Однако сегодня, в век высоких технологий и бешеных скоростей мы практически все свое время вынуждены проводить в закрытых пространствах и далеко не всегда можем позволить себе даже в выходные выбраться за город на свежий воздух. Справиться с этой проблемой может помочь фонтан. - А как вода влияет на организм человека? Помогут нам в этом разобраться наши «медики».
Выступление «медиков»
( можно читать под запись звука льющейся воды).
Фонтан и его влияние на организм
Как может повлиять на человека фонтан? В очищенном воздухе содержится большое количество анионов (микрочастица, образованная, например, как биполярный разряд, очистка воздуха). Поэтому воздух у фонтана свежий, бодрящий. Анионы тормозят размножение вредных радикалов в клетке, помогая тем самым поддерживать здоровую активность клеток, позитивно влияют на нервную систему, регулируют баланс эндокринной системы, активируют функции всех клеток. Анионы – это незаменимый помощник в укреплении здоровья. А звук струящейся воды из фонтана успокаивает и расслабляет. Когда человек хочет расслабиться и отдохнуть, ему сразу хочется остаться наедине с природой. Он направляется поближе к воде, насладится волшебным чистым воздухом, тем самым обогатив свой организм здоровьем. Вода – источник жизни!  В сухую жаркую погоду
фонтан
дает прохладу, но намного сильнее психологический эффект- сама мысль о близости фонтана охлаждает.  Так же фонтан способен очищать воздух от пыли и пыльцы, постоянно находящихся в воздухе, – именно поэтому рядом с фонтаном дышится легче.  Льющаяся вода приглушает раздражающие посторонние шумы (транспорт, городской шум). 
Фонтан
увлажняет воздух, что очень важно для нашего здоровья (интерьерные или декоративные напольные фонтаны). Звук и вид льющейся воды - прекрасное средство релаксации За счет испарений воды повышающих влажность воздуха декоративные фонтаны наполняют его свежестью, создавая в помещении полезный микроклимат для людей и благоприятную среду обитания для комнатных растений. Кроме того, фонтаны насыщают воздух отрицательными ионами, которые, попадая в нашу кровь, вступают в биохимические реакции
,
увеличивающие уровень серотонина – «гормона счастья». Согласно учению Фэн-Шуй Воду считают «хозяйкой» зоны Карьеры и Удачи, и, чтобы активизировать энергию Воды, нужно использовать водные талисманы
.
Одним из самых эффективных талисманов заслуженно считается фонтан. Организм человека на треть состоит из воды, по этому на нас воздействует луна и пребывание около воды. Вода нас манит, и завораживает. Балансирует все системы нашего организма. Вода успокаивает и одновременно бодрит.
Учитель:
Спасибо большое, но не везде есть фонтаны и вода. Многие задаются вопросом: А на чем основано действие фонтана? Возможно ли самим сделать фонтан? - Давайте за этими разъяснениями обратимся к нашим «архитекторам».

Выступления «архитекторов» (можно со своими макетами фонтанов).
Одним из любимейших гидротехнических сооружений человечества всегда были фонтаны. Они не утратили своей популярности и до сегодняшнего дня. Но несколько столетий назад фонтаны считались очень дорогими и сложными для строительства сооружениями. Поэтому строительство этого сложного гидротехнического сооружения могли себе позволить только королевские особы и знатные вельможи. Именно в этот период в Париже при королевском дворе были построены знаменитые фонтаны Версаля, которые радуют нас до сегодняшнего дня. Современные фонтаны, в отличие от созданных в прошлые века, стали намного разнообразнее. С развитием техники их строительство стало проще, и у архитекторов появилось больше простора для творчества. Кроме привычных уличных фонтанов, которые домовладельцы так любят возводить перед окнами своих домов, существуют также и интерьерные фонтаны, которые располагаются внутри помещений. Разумеется, строительство фонтана в своем жилище могут позволить себе далеко не все. Для этого требуется достаточно много площади и определенные материальные вложения. Зато, став центром интерьера жилого помещения, красивый фонтан обычно превращается в любимое место для отдыха всей семьи. Ведь нет ничего более умиротворяющего, чем спокойное созерцание льющейся воды. Схема устройства фонтана Давайте же рассмотрим схему устройства фонтана. Устройство фонтана основано на принципе сообщающихся сосудов известного нам из физики. Воду собирают в емкость расположенную выше бассейна фонтана. При этом давление воды на выходе из фонтана будет равно разнице высот воды H1. Соответственно чем больше разница этих высот, тем сильнее давление и выше бьет струя фонтана. Так же на высоту струи фонтана влияет диаметр выходного отверстия фонтана. Чем оно меньше, тем выше бьет фонтан. Благодаря современным технологиям, можно для фонтана использовать и насос. У фонтана круговоротная замкнутая система. Насос качает воду вверх, а потом спускает в емкость. Объем воды изменяется, время от времени ее нужно доливать. Чаще всего поступают так: заказывают маленький контейнер или бассейн любой формы и встраивают в них механическое устройство, использующие электричество. Но источник энергии может быть иным. В продаже имеются миниатюрные фонтанчики, которые можно куда-нибудь поставить и смотреть сколько захочется. Эти фонтанчики работают от электричества и от батареек. Если вы имеете хорошее воображение, то и это тоже доставит вам удовольствия.
Выбираем форму, вид, материал для чаши фонтана
Для чаши можно использовать жесткие готовые пластиковые формы (продаются в магазинах) строгой и произвольной формы. Готовая форма значительно облегчает работу и сокращает сроки строительства. Осталось только выполнить дизайн-оформление в соответствии с выбранным ранее стилем и запустить систему подачи воды. (Ребята представляют и демонстрируют макеты своих фонтанов).
Учитель:
- Вот мы все говорим и говорим о фонтанах. А не все знают откуда произошло это название? Кто первым построил фонтан и в какой стране? Давайте обратимся к «историкам», которые уже узнали обо всем и наверное поделятся и с нами этой информацией.

Выступления «историков». (презентация)

1) “фонтан” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ФОНТАН (итал. fontana, от лат. fons - источник),..1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.)…2)

Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием

или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды.


2) “фонтан” в словаре Ожегова
фонтан
1.
Струя жидкости, газа, выбрасываемая вверх из трубы или отверстия силой давления.
2.
Сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором; архитектурное, художественное обрамление такого сооружения.
3. ФОНТАН -

струя жидкости, выбрасывающаяся с силой вверх из к.-н. отверстия; так же

назыв. бассейны, устраиваемые в садах, на площадях и в комнатах, с приспособлением для

освежения воздуха струями бьющей из одного или нескольких отверстий воды.
(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907) Идея
фонтанов
взята человеком у природы. Подземные ключи или гейзеры, бьющие водой из- под земли, высокие горы, имеющие кратеры и извергающие лаву они же вулканы все это является примером природных или естественных фонтанов. С давних времен они приносили радость смотрящему на них человеку, иногда веяли ужас и страх, но всегда это было смешанно с восторгом. Почему бы, человеку не соорудить что-нибудь такое? Например, искусственный
фонтан
? Символ победы, силы, мощи и необузданной энергии. Он спешит подняться ввысь, преодолевает силы сопротивление, вырывается из-под земли. Задумали – сделали. Неизвестно кто, где и когда соорудил первый фонтан в водопаде, но точно известно, что это было очень давно. Еще в библии было сказание о Самсоне, который после победы над 1000 филистимлянами попросил у Бога напиться воды. Бог дал награду победителю - фонтан, который забил тут же у его ног. С того момента фонтаны частенько называют «источником взывающего». Фонтаны заряжают и удивляют своей энергией и активность. Начнем с истории ФОНТАН - от лат. fons: 1) источник, родник; 2) источник, начало, первопричина. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовались не столько для красоты, сколько для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда. Подобные фонтаны использовались в Месопотамии и Персии, славившимися своими прекрасными садами. Здесь на Востоке они получили еще большую популярность.
Люди в прошлом, глядя на гейзеры и другие подобные источники, напоминающие нам современные фонтаны, пытались повторить гейзер, создав его искусственно. Сначала подобные источники просто украшались – их основание покрывалось плиткой или выкладывалось камнями. А вот фонтаны Древней Греции вначале не предназначались для украшения. Они служили источниками питьевой воды, охлаждали и увлажняли воздух. В Древней Греции фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Именно архитекторы Древнего Рима первыми научились делать поразительные для того времени фонтаны, создавая трубы, по которым подавалась вода под давлением, что приводило к появлению фонтана. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов, используя который, патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. Если в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом Эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом. - Мы хотим Вам показать замечательные фонтаны Петергофа. (показ слайдов из презентации). Зрелище фонтанов завораживает и восхищает. Недалеко от Санкт- Петербурга находится Петергоф – ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого (их больше 100) работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды-хранилища. Величие Петергофа поражает воображение до сих пор, не говоря о том, какое впечатление он производил на современников. Наивысшую точку комплекса занимает Большой дворец, возвышающийся на краю 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и величием фонтанных струй Большой каскад. Перед каскадом в самом центре озера взмывает мощная струя фонтана "Самсон разрывает пасть льву", а далее вода устремляется к Финскому заливу по Морскому каналу Учитель: - Исторические памятники архитектуры поражают своими статуями (в виде богов, людей, животных и т.д.). - Но и у нас в республике есть немало красивых фонтанов, которые поражают своей красотой, связью с нашими традициями. Давайте дадим слово нашим краеведам, которые проведут экскурсию по республике Татарстан.
Выступления «краеведов» (сопровождается слайдами)
Фонтаны Казани великолепны! Особое внимание горожан и туристов в последнее время, как правило, привлекает каскад фонтанов на озере Кабан и прилегающей к нему площади перед театром Галиаскара Камала, установленный ко Дню города в 2007 году. Центром композиции является огромный пятидесятиметровый столб воды, поднимающейся с озера. Ветер разносит брызги от него по всей площади, что в жаркий летний день особенно приятно. На самой площади тоже расположены фонтаны. Группы фонтанов образуют своеобразные арки и водяные шары. Не стоит забывать о том, что это не простые фонтаны, а светомузыкальные. Потоки воды «танцуют» в ритме звучащей на площади музыки, а вечером включается великолепная подсветка — и в такт очередной песни оживают цветовые пятна, композиции из стекающей воды становятся похожи на распустившиеся экзотические цветы.
Недалеко от светомузыкальных фонтанов в парке Тысячелетия находится еще один уникальный источник живительной влаги — масштабный фонтан в виде котла или казана с высеченными на нем драконьими головами. Каждая деталь этого фонтана исполнена символикой. С кипящим казаном связывают одну из легенд о возникновении тысячелетнего города, а дракон зилант, согласно преданиям, был покровителем казанского края. Впрочем, есть в Казани и более традиционные фонтаны — на Черном озере, например, или на Булаке. Здесь вода подается непосредственно из естественных водоемов и, с силой выталкиваемая вверх, затем низвергается обратно, образуя своей струей форму тюльпана. Просто и красиво! К тому же фонтаны на Булаке в вечернее время работают с подсветкой. Так что приятно провести летом время у фонтана в Казани вы можете всегда. Но самый красивый фонтан установлен в Кремле — центре паломничества казанских туристов. Монументальный красавец, бронзовый фонтан весом 10 тонн установлен перед Президентским дворцом. Центром его композиции выступает трехъярусная фигура, символизирующая переплетение и мирное сосуществование в Татарстане двух культур. (Сообщение на о фонтане на слайде). В нашем городе также имеются фонтаны, правда не такие впечатляющие, но мы думаем, что это дело времени. (демонстрация слайдов).
Учитель:
Спасибо! Но мне хочется познакомить Вас с еще одним фонтаном, который находится в г. Мамадыш р. Татарстан в 70 км. От Менделеевска. Очень хочется верить, что и у нас в городе возможно построить фонтаны, а может даже и по вашим ребята макетам. Именно их принято называть душой города. Большие и маленькие, вычурные и скромные, с музыкой и подсветкой, украшенные скульптурами и цветами – все это фонтаны. Их искрящиеся на солнце струи радуют глаз и создают ощущение праздника, мягкие брызги бодрят и освежают в жаркий день, а плеск воды успокаивает и умиротворяет. Фонтаны не только радовали глаз, умитворяли, успокаивали, но величие фонтанов было воспето в стихах многих писателей. Я хочу одно из них Вам прочитать:
Фонтан (Тютчев)
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной - И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.
Учитель:
Взрослым людям, конечно, абсолютно ясно, что такое атмосферное давление, как устроены водонапорные башни, как давление воздушного столба зависит от высоты.
И все же, для учеников, фонтаны, сделанные своими руками, были очень интересны. Небольшие

эксперименты по физике и способность сделать рабочую модель своими руками.
Решать задачи можно вечно, Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем вам за урок, А главное, чтоб он был впрок.
3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Релаксация.

5. Просмотр видеоролика о знаменитых фонтанах мира: «Фонтан Беладжио» в

Ласвегасе (США).

Учителя – предметники (физика, география, МХК, история, информатика, технология) предоставили учащимся время для консультаций по интересующему их вопросу. Работали ребята с увлечением, многие приходили на консультации с родителями, так как родители проявили живой интерес к нетрадиционной форме обучения, помогли с подготовкой видео и аудио материалов и созданием действующих моделей фонтанов. При работе учащимся понадобились общеучебные навыки работы с печатными носителями информации, владение методами поиска необходимой информации в библиотечном каталоге (помощь оказывал школьный библиотекарь) и в Internet-ресурсах, умение работать в группе, умение анализировать и сопоставлять, умение грамотно строить свою речь. Из специальных знаний и умений по физике ребятам пригодилось понятие давления, умение вычислять давление жидкости; знание о том, как меняется давление с глубиной; знание закона Паскаля и умение применять его в различных ситуациях. Мотивацией для учащихся послужила нестандартная форма работы по предмету и желание выполнить действующую модель фонтана; им понравилась возможность самим определить круг вопросов, рассматриваемых на уроке, и самим создать рабочие группы по интересам.
Предполагаемые приращения.
Данный проект нацелен не только на освоение физических знаний о принципе действия сообщающихся сосудов, но и на развитие умения учащихся самих находить межпредметные связи, обобщать и анализировать полученную информацию; на продолжение развития умения работать с книгой и обучение азам поиска нужной информации в internet. Главное, что необходимо подчеркнуть, - любое физическое открытие, пусть даже самое маленькое, обязательно находит свое практическое применение. Огромное внимание в данном проекте уделено развитию коммуникативных навыков в информационном обмене и ролевом взаимодействии, а также умению проводить самоанализ и рефлексию. В ходе презентации самими учащимися была высказана мысль о проведении экскурсии для знакомства с фонтанами Москвы и , возможно, Санкт-Петербурга ( что говорит о расширении кругозора учащихся и их желании воочию увидеть то, о чем они читали; приобщиться к мировой культуре).