Автор: Шустикова Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: город Кунгур Пермского края
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: Ступеньки к творчеству
МАОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Ступеньки к творчеству
Автор: Шустикова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 4-х классов. Рассчитан на 17
часов.
Развивающее занятие посвящено проблеме развития у четвероклассников
художественно — изобразительных и литературных способностей.
Система творческих занятий позволит в занимательной и игровой форме
развить в ребенке наблюдательность, художественное воображение, а также
поможет сформировать эстетическое отношение к окружающей
действительности. Благодаря занятиям по развитию творческих способностей у
детей должно повысится интеллектуальное развитие, словарный запас,
улучшится качество творческих работ.
В условиях развивающего обучения задача развития речи не утрачивает
своей самостоятельности и актуальности.
Во-первых, какую бы важную роль учебное общение не играло в жизни
ребенка, оно не исчерпывает того круга разнообразных коммуникативных задач,
с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить.
Во-вторых, участвуя в учебном диалоге, ученик овладевает
соответствующими речевыми умениями сугубо практически, не осознавая их
оснований, что существенно сужает возможности произвольной регуляции.
В-третьих, учебный диалог сам по себе не обеспечивает овладение
монологическими формами, которые играют весьма важную роль в обучении.
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к
творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании
активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих
возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения и главная
роль в решении этой задачи принадлежит начальной школе, где только
начинают формироваться умения и навыки учебной деятельности ребенка.
Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие
наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить
закономерность.
Очень важно, чтобы с самых первых шагов обучения в школе
формировался стиль учебной деятельности у детей: не столько заучивать,
сколько исследовать язык, вникать в закономерности языка и речи; овладевать
механизмами речи — умением быстро выбирать точное и образное слово,
строить разнообразные предложения и тексты, быстро отзываться в диалоге,
составлять словари. Именно в условиях увлеченности, эмоционального
отношения к учению развивается личность ребенка, раскрываются его
индивидуальные интересы, его одаренность.
Цель занятий:
Развитие творческих способностей учащихся
начаьных классов.
Учебно- тематический план.
№
Тема
Количество
часов
Содержание
Вид занятия
1.
Вводное занятие
“Не гений ли
“Вы” ”
1ч.
Тест по
диагностике и
развитию
одаренности
Коллективная
тестовая работа
2.
“Чьими глазами?”
1ч.
Сочинение-
очеловечивание
неживых предметов.
Примерные темы:
“Разговор кота с
капустой”;
“Воспоминания
старой обуви”,..
Коллективная
работа над
сочинением
3.
Необычные
истории об
обычных вещах
1ч.
Примерные темы:
о пальцах на руке; о
пуговице на рубашке,
о старой обуви,..
Самостоятельная
работа
4.
Игры на развитие
языковой догадки
1ч.
Отгадывание слов по
началу и концу,
составление новых
слов из заданного
слова,..
Коллективная
работа
5.
Знакомство с
кроссвордом
1ч.
Работа с
кроссвордами для
детей (№104 - 106,
3кл.)
Групповая работя
6.
Кроссворды
1ч.
Составление
кроссвордов детьми
(№139- 141, 3кл.)
Групповая работа
7.
“Чудесные
превращения”
слов
1ч.
Работа со словом и
группой слов
Самостоятельная и
коллективная
работа работа
8.
Переводчики
1ч.
Перевод
незнакомого
текста на понятный русский
язык (№ ,4кл.)
Коллективная
работа
9.
Сказки из
бабушкиного
сундучка
1ч.
Народные сказки:
волшебные, бытовые,
о бытовые
Самостоятельная
работа
10.
“Открой дверь в
1ч.
Коллективное
сочинение волшебной
сказки
Коллективная
работа
сказку”
11.
“Открой дверь в
сказку”
1ч.
Подготовка
волшебных сказок,
сочиненных детьми, к
конкурсу
Самостоятельная
работя
12.
В мире загадок
1ч.
Составление и
отгадывание загадок в
прозе (№168-171, 224-
225, 289-291, 3кл.)
Самостоятельная
работа
13.
Рифма в
поэтической речи
1ч.
Знакомство с ритмом,
подбор рифмы (№24-
26, 3кл.)
Коллективная
работа
14.
Ритм в
поэтической речи
1ч.
Знакомство с ритмом в
поэтической речи
(Упр.71-74 3кл.)
Коллективная
работа
15.
Сочиняем стихи
1ч.
Сочинение стихов с
детьми (Упр.162- 164,
3кл.)
Коллективная
творческая работа
16.
Сочиняем загадки
1ч.
Составление загадок в
стихотворной форме
по заданной форме
Самостоятельная
творческая работа
17.
Заключительный
урок “Наше
творчество”
1ч.
Чтение лучших
детских работ
Урок- праздник
Литература
1.
Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Русский язык- 3, 4 класс. -
”Вита”, Москва, 2002г.
2.
Калугин М.А., Новотворцева Н.В. “Развивающие игры для
младших школьников”- “Академия развития”, Ярославль, 1996г.
3.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. “Ступеньки к
творчеству.”- “Педагогика”, Москва, 1987г.
4.
Никитин Б.П. “Ступеньки творчества или развивающие игры.”-
“Просвещение”, Москва, 1990г.
5.
Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. “Литературное чтение”, 3. 4 класс.-
“ОНИКС 21 век”, Москва,2003 г.