Автор: Назарова Елена Васильевна Должность: учитель начальных классов, заместитель директора
Учебное заведение: МБС(К)ОУ С(К)ОШ №3 VIII вида
Населённый пункт: город Березники Пермский край
Наименование материала: школьная образовательная программа
Тема: "Воспитание"
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучаю-
щихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) об-
щеобразовательная школа № 3 VIII вида
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:
НА МЕТОДСОВЕТЕ: Директор школы
«______»_______________2011 г. Никитина О.Н.
___________________________
«______»______________2011 г.
Школьная программа
«Воспитание»
Автор-составитель:
зам.директора по УВР
учитель нач.классов
1 квалификационной категории
Назарова Елена Васильевна
Г. Березники
2011 год
Программа «Воспитание»
Пояснительная записка.
Идея программы «Воспитание»
Истоки духовного возрождения России, и прежде всего, родного города начина
-
ются в школе. Значит, школа должна быть национально сориентирована. Самым на
-
дежным стержнем воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся
на ценностях своей русской культуры
Мир народной культуры открывает ребенку нравственные качества: трудолюбие,
милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в до
-
ступных для учащихся формах: играх, песнях сказках, традициях, обычаях, предметах
крестьянского быта. Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возмож -
ность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, рисовать, плясать,
мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу, лечить и т.д. Тем самым способ
-
ствуя всестороннему развитию личности ребенка, а также, формируя навыки межлич -
ностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению кол-
лектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Обоснование программы «Воспитание»
В процессе диагностики учащихся, родителей, педагогов были выявлены проблемы в
работе и жизнедеятельности ОУ:
низкий уровень сформированности нравственных качеств учащихся;
недостаточный учет и развитие индивидуальных способностей ребенка в
процессе обучения и внеклассной воспитательной работе;
разрозненные воспитательные воздействия;
влияние негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и
процесс ее развития.
Существование этих проблем не позволяет достигнуть желаемого уровня эффективной
педагогической деятельности, что и обусловило создание программы «Воспитание».
Изучение существующего опыта функционирования воспитательных систем, опреде
-
ление особенностей социальной среды (возрастание интереса населения к собствен
-
ным культурным традициям); деятельность культурных досуговых центров города, на -
личие в коллективе творческих педагогов – убедило нас в том, что обращение школы к
народной культуре, использование ее образовательного потенциала позволит:
организовать обучение и воспитание, как целостный процесс формирова
-
ния национального самосознания у учащихся,
создать свою ВС на основе русских традиций, которая сделает жизнь де
-
тей ярче, содержательнее, духовнее,
приобщить детей к истинным ценностям,
помочь ребятам развить их способности и дарования.
В школе должна быть выстроена система постоянной совместной деятельности уча
-
щихся, педагогов, родителей по изучению и освоению народной культуры. Это прежде
всего:
1.
Система народных праздников
традиция проведения вечеров (здесь осуществляется социализация
детей, сообщаются этнические нормы, в соответствии с которыми
должна протекать их жизнь)
непосредственное общение с носителями традиций (старшим поко
-
лением), способствует развитию интереса к народной культуре, к
старшим
соприкосновение с фольклором приводит к освоению музыкально-
поэтического языка, стереотипов поведения.
2. Отработка новых форм взаимодействия с семьей (традиционно рус
-
ских )
совместное проведение праздников народного календаря, где родители
– участники
участие родителей в акциях милосердия (благотворительные концерты
в домах престарелых, в детских домах, в детских садах),
участие родителей в трудовых акциях
Воспитание в школе должно рассматриваться как равноценный компонент образова-
ния наравне с изучением основ наук и предполагать единство процесса во всех сферах:
в обучении, во внеурочной деятельности, в социуме, в семье.
Структура воспитательной системы
Система учебной деятельности Система внеурочной деятельности
Система учебной деятельности
Основным предметом являются курсы с интеграцией НТК (народной традиционной
культуры):
- чтение (фольклор в литературных произведениях)
Русский язык (пословицы, поговорки);
- физкультура (народные игры);
- математика (старинные занимательные задачки);
- изо (старинный быт, наряды);
- музыка (русские народные песни);
- развитие речи (народные приметы).
Система внеурочной деятельности
Дополнительное образование:
- музыкальный фольклор (детский фольклорный ансамбль «Скворушка»);
- дом ремесел);
Система народных праздников: (примерно)
сентябрь- «Осенины» (выставка осенних букетов, овощей, фруктов, ягод;
посиделки в классах)
октябрь - Зосима. Лакомый стол (все про мед, из меда, с медом)
ноябрь - Синичкины именины (конкурс птичьих домиков, кормушки)
декабрь - Никола-зимний. Молодецкие забавы
январь - Рождество (вечер с родителями и гостями)
февраль - Сретение (фольклорный фестиваль, выставка работ умельцев,
ярмарка)
март - Масленица (неделя)
апрель - Вербный базар (ярмарка игр, раздача вербы в микрорайоне)
май - Пасха (благотворительные концерты), Весенние гулянья (обрядовая
каша)
Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием воспита
-
тельного пространства школы. Учащиеся школы имеют возможность расширить и за
-
крепить полученные знания через систему дополнительного образования (ЦДЮНТТ,
СЮТ, ДРП, ДДЮТ и др.)
Накоплен большой опыт взаимодействия семьи и школы. Ребенка невозможно
оторвать от среды, от семьи. Заботиться о семейном микроклимате, о гармоничных,
более теплых отношения семьи и школы – одна из задач в работе с родителями и уча
-
щимися.
Функционирование воспитательной системы обеспечивается ее управленческим
блоком. Функции управления воспитательной системой разнообразны:
психолого-педгогическая диагностика воспитательного процесса и дея
-
тельности его участников
организация целостного учебно-воспитательного процесса
совместная творческая развивающая деятельность (сотрудничество шко
-
лы, семьи, общественности)
развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.
Управление развитием воспитательной системы школы как целостной системы проис -
ходит через оптимальное включение каждой личности в образовательный процесс,
т.е.:
Вовлечение всех в КТД, направленные на пользу школы и окружающей
среды
Создание воспитывающих ситуаций, охватывающих тех учащихся, отно -
шение которых вызывает тревогу, и имеющих целью гуманизацию этих от-
ношений. Коррекция их познавательного, эмоционально-мотивационного
и поведенческого компонентов.
Управление воспитательной системой школы осуществляется и через структурные
компоненты школы как образовательного учреждения: школьные классы, кружки,
спортивные секции. Свою небольшую роль играет и орган ученического соуправле
-
ния, в который входят представители от каждого класса.
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности педа -
гогов, учащихся, родителей.
Цель совместной деятельности: создать ребенку «социальную ситуацию разви
-
тия» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности. Такое сотрудничество
направлено на социальную защиту и реализацию прав ребенка, на успешное разносто -
роннее развитие и социализацию. Только так можно решить проблемы самых различ
-
ных категорий: имеющих умственное и психическое отклонение; правонарушителей,
детей, нуждающихся в опеке. Именно в сотрудничестве обеспечивается целостный
процесс социального воспитания.
Воспитательная деятельность строится на основе гуманного, уважительного от -
ношения к каждому ребенку. Важным условием повышения эффективности работы
педагога является:
- диагностическая основа организации всех видов деятельности;
- формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
- создание различных видов педагогической деятельности;
- сохранение и развитие демократичного стиля управления;
- оперативный и эффективный контроль.
Настоящая программа обеспечит воспитанникам различные виды поддержки и
помощи:
- социальная – обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении и
воспитании;
- педагогическая – обеспечение условий для повышения мотивации деятельно
-
сти детей;
- психологическая – обеспечение комфортных условий для развития личности;
- культурологическая – обеспечение и реализация русских народных традиций,
толерантности;
- правовая – обеспечение условий для соблюдения норм и правил поведения,
обеспечение права на жизнь, развитие, воспитание и обучение;
Этапы выполнения программы
I этап – этап разработки программы «Воспитание» (2011-2012г.)
1. Социально-психологическое обследование семей, определение уровня воспи -
тания учащихся, исследование профессиональной направленности педагогов школы.
2. Работа по проектированию модели воспитательной системы школы.
3. Разработка модели выпускника школы.
4. Ознакомление с практикой внедрения программ в образовательные учрежде
-
ния города и других регионов страны.
5. Подготовка пакета диагностических методик для изучения:
- личности учащихся (здоровье, интересы, склонности, воспитанность, трудовые
навыки);
- места ребенка в коллективе
- родителей учащихся
- уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельно
-
стью ОУ
- эффективности воспитательной работы классного руководителя
II этап – этап подготовки к реализации программы (2012-2013г.)
1.
Обсуждение программы на педагогическом совете и её утверждение.
2.
Разработка основных направлений реализации программы «Воспитания»:
Нравственно – патриотическое – подпрограмма «С чего начинается
Родина»
Экологическое – подпрограмма «Друзья природы»
Трудовое – подпрограмма «Упорство и труд – дивные всходы дают»
Творческо – эстетическое –подпрограмма «Радуга»
Школьное соуправление – подпрограмма «Республика ШКИД»
3.
Исследование:
- личности учащихся (здоровье, положительные и отрицательные интересы и
склонности, воспитанность, трудовые навыки);
- места ребенка в коллективе
- родителей учащихся
- уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельно
-
стью ОУ
- эффективности воспитательной работы классного руководителя
4. Коллективообразование в классах.
III этап – этап практической реализации программы «Воспитание» (2013-
2015г.)
1.
Совершенствование практики воспитания и обучения учащихся.
2.
Мониторинг развития коллективов в классах.
3.
Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образова -
ния и отдельными представителями, группами окружающего социума.
4.
Регулярное информирование родительской общественности о ходе и ре
-
зультатах учебно-воспитательной деятельности школы.
5.
Обсуждение на заседаниях МО, педагогического и методического совета ре
-
зультатов практической деятельности по реализации программы воспитатель -
ной системы.
IV этап – этап обобщения педагогического опыта реализации программы
«Воспитание» (2015-2016г.)
1.
Подготовка аналитических материалов об итогах работы реализации про
-
граммы «Воспитание»
2.
Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития воспи -
тательной работы образовательного учреждения.
Предполагаемый результат:
Модель выпускника . Выпускник школы – это:
1. Личность, осознающая свою ценность и признающая ценность другой лично -
сти, способная сделать правильный выбор в ситуации морального выбора.
2. Гражданин общества, обладающий чертами русского национального харак
-
тера: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле и природе.
3. Личность, культура, которой предполагает потребность в ЗОЖ, культуре тру
-
да, эмоций и отношений.
Добиться соответствия образа ученика нашей школы - модели выпускника - позволит
решение следующих задач:
1. Формирование положительной мотивации к обучению, через активизацию по -
знавательной деятельности.
2. Формирование личности учащихся, ориентированной на высокие нравствен
-
ные качества русского человека.
3. Накопление знаний по русской культуре через дополнительное образование и
внеклассную деятельность; умение применять полученные знания на практике.