"Воспитание"

Автор: Назарова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов, заместитель директора
Учебное заведение: МБС(К)ОУ С(К)ОШ №3 VIII вида
Населённый пункт: город Березники Пермский край
Наименование материала: школьная образовательная программа
Тема: "Воспитание"
Дата публикации: 29.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучаю- щихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) об- щеобразовательная школа № 3 VIII вида ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ: НА МЕТОДСОВЕТЕ: Директор школы «______»_______________2011 г. Никитина О.Н. ___________________________ «______»______________2011 г.
Школьная программа

«Воспитание»

Автор-составитель:

зам.директора по УВР

учитель нач.классов

1 квалификационной категории

Назарова Елена Васильевна



Г. Березники

2011 год


Программа «Воспитание»

Пояснительная записка.

Идея программы «Воспитание»
Истоки духовного возрождения России, и прежде всего, родного города начина - ются в школе. Значит, школа должна быть национально сориентирована. Самым на - дежным стержнем воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на ценностях своей русской культуры Мир народной культуры открывает ребенку нравственные качества: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в до - ступных для учащихся формах: играх, песнях сказках, традициях, обычаях, предметах крестьянского быта. Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возмож - ность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, рисовать, плясать, мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу, лечить и т.д. Тем самым способ - ствуя всестороннему развитию личности ребенка, а также, формируя навыки межлич - ностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению кол- лектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Обоснование программы «Воспитание»
В процессе диагностики учащихся, родителей, педагогов были выявлены проблемы в работе и жизнедеятельности ОУ:  низкий уровень сформированности нравственных качеств учащихся;  недостаточный учет и развитие индивидуальных способностей ребенка в процессе обучения и внеклассной воспитательной работе;  разрозненные воспитательные воздействия;  влияние негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс ее развития. Существование этих проблем не позволяет достигнуть желаемого уровня эффективной педагогической деятельности, что и обусловило создание программы «Воспитание». Изучение существующего опыта функционирования воспитательных систем, опреде - ление особенностей социальной среды (возрастание интереса населения к собствен - ным культурным традициям); деятельность культурных досуговых центров города, на - личие в коллективе творческих педагогов – убедило нас в том, что обращение школы к народной культуре, использование ее образовательного потенциала позволит:  организовать обучение и воспитание, как целостный процесс формирова - ния национального самосознания у учащихся,  создать свою ВС на основе русских традиций, которая сделает жизнь де - тей ярче, содержательнее, духовнее,  приобщить детей к истинным ценностям,  помочь ребятам развить их способности и дарования. В школе должна быть выстроена система постоянной совместной деятельности уча - щихся, педагогов, родителей по изучению и освоению народной культуры. Это прежде всего:
1.

Система народных праздников
 традиция проведения вечеров (здесь осуществляется социализация детей, сообщаются этнические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их жизнь)
 непосредственное общение с носителями традиций (старшим поко - лением), способствует развитию интереса к народной культуре, к старшим  соприкосновение с фольклором приводит к освоению музыкально- поэтического языка, стереотипов поведения.
2. Отработка новых форм взаимодействия с семьей (традиционно рус

-

ских
)  совместное проведение праздников народного календаря, где родители – участники  участие родителей в акциях милосердия (благотворительные концерты в домах престарелых, в детских домах, в детских садах),  участие родителей в трудовых акциях Воспитание в школе должно рассматриваться как равноценный компонент образова- ния наравне с изучением основ наук и предполагать единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, в социуме, в семье.
Структура воспитательной системы

Система учебной деятельности Система внеурочной деятельности

Система учебной деятельности
Основным предметом являются курсы с интеграцией НТК (народной традиционной культуры):  - чтение (фольклор в литературных произведениях)  Русский язык (пословицы, поговорки);  - физкультура (народные игры);  - математика (старинные занимательные задачки);  - изо (старинный быт, наряды);  - музыка (русские народные песни);  - развитие речи (народные приметы).
Система внеурочной деятельности
Дополнительное образование:  - музыкальный фольклор (детский фольклорный ансамбль «Скворушка»);  - дом ремесел); Система народных праздников: (примерно)  сентябрь- «Осенины» (выставка осенних букетов, овощей, фруктов, ягод; посиделки в классах)  октябрь - Зосима. Лакомый стол (все про мед, из меда, с медом)  ноябрь - Синичкины именины (конкурс птичьих домиков, кормушки)  декабрь - Никола-зимний. Молодецкие забавы  январь - Рождество (вечер с родителями и гостями)  февраль - Сретение (фольклорный фестиваль, выставка работ умельцев, ярмарка)  март - Масленица (неделя)  апрель - Вербный базар (ярмарка игр, раздача вербы в микрорайоне)
 май - Пасха (благотворительные концерты), Весенние гулянья (обрядовая каша) Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием воспита - тельного пространства школы. Учащиеся школы имеют возможность расширить и за - крепить полученные знания через систему дополнительного образования (ЦДЮНТТ, СЮТ, ДРП, ДДЮТ и др.) Накоплен большой опыт взаимодействия семьи и школы. Ребенка невозможно оторвать от среды, от семьи. Заботиться о семейном микроклимате, о гармоничных, более теплых отношения семьи и школы – одна из задач в работе с родителями и уча - щимися. Функционирование воспитательной системы обеспечивается ее управленческим блоком. Функции управления воспитательной системой разнообразны:  психолого-педгогическая диагностика воспитательного процесса и дея - тельности его участников  организация целостного учебно-воспитательного процесса  совместная творческая развивающая деятельность (сотрудничество шко - лы, семьи, общественности)  развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми. Управление развитием воспитательной системы школы как целостной системы проис - ходит через оптимальное включение каждой личности в образовательный процесс, т.е.:  Вовлечение всех в КТД, направленные на пользу школы и окружающей среды  Создание воспитывающих ситуаций, охватывающих тех учащихся, отно - шение которых вызывает тревогу, и имеющих целью гуманизацию этих от- ношений. Коррекция их познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов. Управление воспитательной системой школы осуществляется и через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: школьные классы, кружки, спортивные секции. Свою небольшую роль играет и орган ученического соуправле - ния, в который входят представители от каждого класса. Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности педа - гогов, учащихся, родителей. Цель совместной деятельности: создать ребенку «социальную ситуацию разви - тия» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности. Такое сотрудничество направлено на социальную защиту и реализацию прав ребенка, на успешное разносто - роннее развитие и социализацию. Только так можно решить проблемы самых различ - ных категорий: имеющих умственное и психическое отклонение; правонарушителей, детей, нуждающихся в опеке. Именно в сотрудничестве обеспечивается целостный процесс социального воспитания. Воспитательная деятельность строится на основе гуманного, уважительного от - ношения к каждому ребенку. Важным условием повышения эффективности работы педагога является: - диагностическая основа организации всех видов деятельности; - формирование благоприятного психологического климата в коллективе; - создание различных видов педагогической деятельности;
- сохранение и развитие демократичного стиля управления; - оперативный и эффективный контроль. Настоящая программа обеспечит воспитанникам различные виды поддержки и помощи: - социальная – обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении и воспитании; - педагогическая – обеспечение условий для повышения мотивации деятельно - сти детей; - психологическая – обеспечение комфортных условий для развития личности; - культурологическая – обеспечение и реализация русских народных традиций, толерантности; - правовая – обеспечение условий для соблюдения норм и правил поведения, обеспечение права на жизнь, развитие, воспитание и обучение;
Этапы выполнения программы

I этап – этап разработки программы «Воспитание» (2011-2012г.)
1. Социально-психологическое обследование семей, определение уровня воспи - тания учащихся, исследование профессиональной направленности педагогов школы. 2. Работа по проектированию модели воспитательной системы школы. 3. Разработка модели выпускника школы. 4. Ознакомление с практикой внедрения программ в образовательные учрежде - ния города и других регионов страны. 5. Подготовка пакета диагностических методик для изучения: - личности учащихся (здоровье, интересы, склонности, воспитанность, трудовые навыки); - места ребенка в коллективе - родителей учащихся - уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельно - стью ОУ - эффективности воспитательной работы классного руководителя
II этап – этап подготовки к реализации программы (2012-2013г.)
1. Обсуждение программы на педагогическом совете и её утверждение. 2. Разработка основных направлений реализации программы «Воспитания»:  Нравственно – патриотическое – подпрограмма «С чего начинается Родина»  Экологическое – подпрограмма «Друзья природы»  Трудовое – подпрограмма «Упорство и труд – дивные всходы дают»  Творческо – эстетическое –подпрограмма «Радуга»  Школьное соуправление – подпрограмма «Республика ШКИД» 3. Исследование: - личности учащихся (здоровье, положительные и отрицательные интересы и склонности, воспитанность, трудовые навыки); - места ребенка в коллективе - родителей учащихся
- уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельно - стью ОУ - эффективности воспитательной работы классного руководителя 4. Коллективообразование в классах.
III этап – этап практической реализации программы «Воспитание» (2013-

2015г.)
1. Совершенствование практики воспитания и обучения учащихся. 2. Мониторинг развития коллективов в классах. 3. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образова - ния и отдельными представителями, группами окружающего социума. 4. Регулярное информирование родительской общественности о ходе и ре - зультатах учебно-воспитательной деятельности школы. 5. Обсуждение на заседаниях МО, педагогического и методического совета ре - зультатов практической деятельности по реализации программы воспитатель - ной системы.
IV этап – этап обобщения педагогического опыта реализации программы

«Воспитание» (2015-2016г.)
1. Подготовка аналитических материалов об итогах работы реализации про - граммы «Воспитание» 2. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития воспи - тательной работы образовательного учреждения.
Предполагаемый результат:

Модель выпускника
. Выпускник школы – это: 1. Личность, осознающая свою ценность и признающая ценность другой лично - сти, способная сделать правильный выбор в ситуации морального выбора. 2. Гражданин общества, обладающий чертами русского национального харак - тера: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле и природе. 3. Личность, культура, которой предполагает потребность в ЗОЖ, культуре тру - да, эмоций и отношений. Добиться соответствия образа ученика нашей школы - модели выпускника - позволит решение следующих задач: 1. Формирование положительной мотивации к обучению, через активизацию по - знавательной деятельности. 2. Формирование личности учащихся, ориентированной на высокие нравствен - ные качества русского человека. 3. Накопление знаний по русской культуре через дополнительное образование и внеклассную деятельность; умение применять полученные знания на практике.