Напоминание

"Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников: Хореографического ансамбля "Сюрприз" художественно -эстетического направления на 2014-2015 учебный год 1-4 классы"

Автор: Новикова Надежда Ивановна
Должность: учитель хореографии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников: Хореографического ансамбля "Сюрприз" художественно -эстетического направления на 2014-2015 учебный год 1-4 классы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 города Смоленска

Рабочая программа

по внеурочной деятельности младших школьников:

Хореографического ансамбля «Сюрприз»

художественно -эстетического направления

на 2014-2015 учебный год

1-4 классы
Составитель: Новикова Надежда Ивановна учитель хореографии высшей квалификационной категории 2014

I.

Пояснительная записка.
Основной
целью
создания хореографического ансамбля является приобщение детей и молодёжи к основам мировой танцевальной культуры, развитие их танцевально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских танцевальных умений и навыков, создание профессиональных условий для подготовки танцоров, разработка экспериментальных учебных планов.
Актуальность программы
связана с ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на танцевальные возможности детей . Актуальность программы состоит в том, что позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. К обучающимся в ансамбле «Сюрприз» приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения. Хореография является наиболее популярным и доступным видом танцевального искусства и одним из важных средств воспитания молодёжи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей танцевальной культуры учащихся. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 ); изменениями, которые внесены в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля 2011 г. № 19707); Рабочая программа хореографического ансамбля «Сюрприз» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Программа «Сюрприз» предполагает получение дополнительного образования в сфере хореографического искусства. Важность танцевальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая
целесообразность
данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия хореографии, музыки
,
пластичности и танцевальности своего тела, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка. Особенность программы в том, что она направлена на развитие учащихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно танцевать и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения танца школьников, методы работы учителя по формированию и развитию танцевальных умений и навыков, приемы воспитания хореографов.
Новизна программа
в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование танцевальных навыков учащихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа отличается тем, что: • позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»; • ориентирована на развитие творческого потенциала и танцевальных способностей школьников разных возрастных групп в хореографическом ансамбля за 4 года обучения соразмерно личной индивидуальности; • содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития танцевальных умений и навыков, как групп учащихся, так и отдельно взятых учеников; • программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы. Роль и место программы в образовательном маршруте учащихся, практическое назначение программы: Каждый учащийся, посещающий хореографическую ансамбль, получает возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, но и получить оценку и общественное признание в школе, в городе, в России, через участие в конкурсах и фестивалях. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом. Содержание программы реализуется в объеме: 1 класс - 105 часов в год, 3 раз в неделю; 2 класс - 105 часов в год, 3 раз в неделю; 3 класс - 105 часов в год, 3 раз в неделю. 4 класс - 105 часов в год, 3 раза в неделю.
I.

Актуальность
данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель
данной программы – оптимальное индивидуальное танцевальное развитие каждого участника ансамбля, обучение его движению в танце, формирование его танцевальной культуры.

Задачи:
 формирование танцевальной установки, разностороннее развитие хореографических данных;  формирование танцевальной памяти, навыков танцевальной эмоциональности, выразительности;  развитие танцевальной пластики, танцевального дыхания.  воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
II.

Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках хореографии в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование танцевальных навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется танцевальной установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования танцевальных навыков. Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 10 лет. Сроки реализации программы – 4 года, занятия проводятся 3 раза в неделю, 105 занятия в год. Продолжительность занятий в 1 классе 40 минут, во 2 и 3 классах – 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются танцевальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:  работа над репертуаром;  занятия по танцевальной грамоте;  музыкально-ритмические упражнения;  дыхательная гимнастика.

III.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, танцевать, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на танцевальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их танцевально- учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
IV.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:
 Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;  формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.  формирование эмоциональное отношение к искусству;  формирование духовно-нравственных оснований;  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) танцевания;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:  планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;  самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;  выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД:  участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);  уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о хореографии;  применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД:
 использовать знаково-символические средства для решения задач;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
 элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах танцевальной и учебно-творческой деятельности;  нотную грамоту;  правильную постановку корпуса;  особенности танцевального языка.  применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;  исполнять массовые номера;  выражать образное содержание музыки через пластику;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции;  исполнять вокально-хореографические произведения.
V.

Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная азбука» - 3 часа.
Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины.
«Постановка корпуса у станка» - 5 часов
. Слитная работа корпуса: спины, головы, рук и ног.
«Работа с концертмейстером и фонограммой» - 5 часов
. Взаимодействие работы на уроке с концертмейстером, приобретение навыков правильного танцевального дыхания, чистого исполнения; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении танцевальной композиции.
«Работа на середине зала» - 5 часов
. Правильная постановка апломба.
«Сценическая культура» - 5 часов
.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых номеров; работа с элементами хореографии на сцене; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых танцевальных номеров.
VI.

Тематическое планирование.
№ Тема Основные понятия Планируемые результаты Вид контроля предметные метапредметные 1 Нотная азбука. Нотный стан, нота, скрипичны й ключ, басовый ключ. реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки танцевальной деятельности (исполнение упражнений, массовых номеров, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально- пластические Личностные: творческая самореализация на занятии; Регулятивные:спосо бность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; Познавательные:са мостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать и См. работа. 2 Постановка корпуса у станка. Спина, руки, ноги, корпус. Исполнение. 3 Работа с концертмейстером и фонограммой. Номер, фонограм ма, солист, ансамбль. Исполнение. 4 Работа на середине зала. Апломб. Исполнение. 5 Сценическая культура. Сцена, культура, танцоры, образ. Исполнение. 6 Работа над Репертаур. Исполнение
репертуаром. композиции. слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о танце. на сцене. Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, городских и региональны х, областных, всероссийски х, международ ных. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Цель: раскрыть хореографические данные ребенка через основы хореографии, исполнение детских Номеров на основе песен из мультфильмов и сказок. № Разделы (темы) Кол-во часов теория практика Общее кол-во Тренажная работа 1. Введение, знакомство с корпусом и опорно-двигательным аппаратом. 1 1 2 2. Постановка корпуса. Дыхание. 4 8 12 3. Разминание. 3 3 4. Танцевальные (классические) позиции. 1 2 3 5. Использование танцевальных навыков. 1 4 5 6. Знакомство с различной манерой исполнения номеров.1 4 5 7. Беседа о гигиене танцовщика. 1 2 3 8. Работа над сценическим образом. 3 3 9.Концертно-исполнительская деятельность 10. Праздники, выступления. 5 5 Итого: 5 28 33

1. Тематический план программы.
№ Наименование разделов, тем. Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихся Аудито р ные Внеауд и торные
1 год обучения

I.

Введение.
2 2 -
Воспринимать и выражать
свое отношение к хореографии, номерам. Выработка правильной постановки корпуса.
II.

Танцевально-

музыкально

хореографичес

кая

подготовка.
6 4 2
Участвовать
в обсуждении со - держания и выразительных средств музыкальных произведений, ознакомление с терминологией в хореографии.
Исполнять
заданные упражнения на различные группы мышц, тематические этюды, диско-танцы. На материале музыкальных фрагментов, произведений различных жанров (полька, вальс, марш) формировать у учащихся понятия о ритме как основном средстве музыкальной выразительности хореографии.
II.1.

5

танцевальных

позиций
1
II.2.

Развитие

музыкального

слуха,

хореографичес

кой

(мышечной)

памяти.
3
II.3.

Развитие

чувства ритма.
2

III.

Развитие

координации

движений
5 5 -
Учатся
координировать и соединять простые движения со сложными, с ритмическими сбивками, на затакт. Обязательное разминание тела, подготовка и разогрев к исполнению любых упражнений.
III.1

.

Лейт-

движение

танцевального

номера.
1 1
IV.

Концертно-

исполнительск

ая

деятельность.
8 - 8
Пони

мать
условность и субъ - ективность танцевального об раза. Участие детей в праздничном концерте. Исполнение изученных номеров.
Выбирать и использовать
различные танцы для праздников.
Разучивание
номеров.
Воспитание
выдержки, терпения, сценического мастерства.
ИТОГО

33

16

17

2 год обучения

I.

Введение
1 1 -
Воспринимать и выражать
свое отношение к хореографии и танцу. Выработка правильной постановки корпуса.
II.

Танцевально-

теоретическа

я подготовка.
6 4 2
Участвовать
в обсуждении со - держания и выразительных средств хореографических произведений.
Пони мать условность и субъ - ективность танцевального образа.
Различать
объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении ис кусства, и
объяснять
разницу.
Исполнять
простые танцевальные элементы и номера.
II.1.

5

классических

позиций
1
II.2.

Развитие

музыкальног

о слуха,

танцевально

й памяти.
3
II.3.

Развитие

чувства

ритма.
2
III.

Танцевально-

хореографиче

ская работа.
6 6 -
Учатся
ходить правильно. Самостоятельная работа по овладению своим телом.
Разучивание
простых движений и упражнений. Работа над расширением танценвального дыхания.
III.1.

Просматрива

ние

танцевальны

х номеров.

III.2

.

Танцевальна

яустановка.

Дыхание.
III.3.
Разминание.
III.4.
Совершенств

ование

позиций и

упражнений.
III.5.
Работа с

солистами.


IV.

Концертно-

исполнительс

кая

деятельность

.
15 - 15
Пони

мать
условность и субъ - ективность танцевального об раза. Участие детей в праздничном концерте. Исполнение изученных номеров.
Выбирать и использовать
различные хореографические постановки для праздников.
Разучивание
новых номеров.
Воспитание
выдержки, терпения, сценического мастерства.
Узнавать
изученные танцевальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение танцевальных произведений.
ИТОГО

34

14

20

3 год обучения

I.

Введение.
1 1
Воспринимать и выражать
свое отношение к танцу, хореографии. Выработка правильного апломба.
II.

Танцевально-

хореографиче

ская

подготовка.
6 4 2
Участвовать
в обсуждении со - держания и выразительных средств танцевальных произведений. Пони мать условность и субъ - ективность танцевального образа.
Различать
объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в
II.1.

Основы

хореографиче

ской

грамоты.
1 1
произведении ис кусства, и
объяснять
разницу. Импровизировать и
исполнять
хореографические номера.
II.2.

Развитие

музыкальног

о слуха,

танцевально

й памяти.
4 4
II.3.

Развитие

чувства

ритма.
2 2
III.

Танцевально-

хореографиче

ская работа.
6 6 -
Учатся
исполнять движения правильно. Самостоятельная работа по овладению своим телом. Работа над расширением танцевального дыхания. Подготовка своего тела к танцевальным элементам, упражнениям, номерам. Отработках отдельно взятых движений и танцевальных связок.
III.1

.

Просматрива

ние балетов и

хореографиче

ских

постановок.
1 1
III.2

Танцевальна

я установка.

Дыхание.
1 1
III.3

Разминание.
1 1
III.4

Совершенств

ование

позиций и

движений.
1 1
III.5

Работа с

солистами.
1 1

IV.

Концертно-

исполнительс

кая

деятельность

.
10 - 10
Пони

мать
условность и субъ - ективность танцевального об раза. Участие детей в праздничном концерте. Исполнение изученных хореографических номеров.
Выбирать и использовать
различные танцы для праздников.
Разучивание
хореографических постановок.
Воспитание
выдержки, терпения, сценического мастерства.
Узнавать
изученные танцевальные хореографические постановки и номера, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение танцевальных произведений.
ИТОГО

34

14

20

4 год обучения

I.

Введение.
1 1 -
Воспринимать и выражать
свое отношение к хореографии в целом. Выработка правильного апломба.
II.

Танцевально-

хореографиче

ская

подготовка.
6 6 -
Участвовать
в обсуждении со - держания и выразительных средств хореографических произведений. Пони мать условность и субъ - ективность танцевального образа.
Различать
объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в II.1. Основы хореографиче ской грамоты. 1 1 -
произведении ис кусства, и
объяснять
разницу.
Исполнять
хореографические номера. II.2. Развитие музыкального слуха, танцевальной памяти. 1 1 - II.3. Развитие чувства ритма. 1 1 -
III.

Танцевально-

хореографиче

ская работа.
3 3 -
Учатся
исполнять танцевальные движения правильно. Самостоятельная работа по овладению своим телом.
Разучивание
отдельных движений в парах. Работа над синхронным исполнением движений. Работа над расширением танцевального дыхания.
Определение
работы в парах и в ансамбле. III.1. Просматриван ие номеров, балетов и хореографиче ских постановок. 1 1 - III.2. Хореографиче ская установка. Синхрон. 1 1 - III.3. Разминание. 1 1 - III.4. Совершенство вание позиций и движений. 1 1 - III.5. Работа с солистами. 1 1 - III.6. Работа в ансамбле. 1 1 -

IV.

Концертно-

исполнительс

кая

деятельность

.
9 - 9
Пони

мать
условность и субъ - ективность хореографического об раза. Участие детей в праздничном концерте. Исполнение разученных танцевальных номеров.
Выбирать и использовать
различные хореографические номера для праздников.
Разучивание
танцевальных номеров.
Угадывание
различных хореографических постановок.
Воспитание
выдержки, терпения, сценического мастерства.
Узнавать
изученные хореографических постановок, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение танцевальных произведений.
ИТОГО:

34

16

18

ИТОГО: за 4 года

135

3.

Содержание программы.
Содержание программы хореографического ансамбля «Сюрприз» представлено в виде взаимосвязанных разделов. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что способствует развитию интереса к хореографическому искусству, танцевальных способностей, формированию основ музыкальной культуры, расширению и систематизации знаний у обучающихся к хореографическим произведениям различных танцевальных стилей.

1 класс (33 часа)

Раздел I «Введение» (2 часа – аудиторные занятия)
Организованное занятие. Объяснение целей и задач хореографического ансамбля. Распорядок работы, знакомство с правилами поведения, техникой безопасности в актовом зале, знакомство с детским коллективом. Танец в нашей жизни. Роль и место танцевального искусства.
Раздел II «Танцевально-музыкальная хореографическая подготовка» (6 часов)
Ориентирует учащихся на овладение знаний основ танцевальной грамоты. Определение в номерах музыкальных фраз. Различать динамику и темп как основные средства выразительности движения. Использование упражнений по выработке точного исполнения и точного восприятия музыки.
Тема 1.
5 танцевальных позиций.(1 час - аудиторное занятие)
Тема 2.
Развитие музыкального слуха и хореографической (мышечной) памяти. (3 часа – аудиторные занятия)
Тема 3.
Развитие чувства ритма. (2 часа - внеаудиторные занятия)
Раздел III«Развитие координации движения» (6 часов – занятия)
Знакомство с опорно-двигательным аппаратом. Координирование простых движений со сложными. Просматривание детей с музыкальным сопровождением и без него. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами танцевального дыхания во время исполнения упражнений и номеров. Разогревание тела обучающихся. Отчетливое повторение движений, позиций танцевальных образов. Индивидуальная работа по развитию танцев навыков. Работа над танцевальным дыханием, поведением. Работа со всем составом хореографического ансамбля над единой танцевальной композицией.
Тема 1Лейт-движение танцевального номера
.
Постоянно повторяющееся движение на протяжение всего хореографического номера.
Раздел IV «Концертно-исполнительская деятельность»(8 часов)
Развитие эстетического вкуса. Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу танцевального ансамбля. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут все учащиеся. Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательная репетиция детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль: воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа». На этот раздел выделяется 8 внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся. Темы этого раздела целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода праздника, соотносить праздники с изучаемыми хореографическими номерами.
2 класс (34 часа)

РазделI «Введение» (1 час – аудиторное занятие)
Организационное занятие. Объяснение целей и задач танцевального ансамбля. Распорядок работы, знакомство с правилами поведения, техникой безопасности в актовом зале, знакомство с детским коллективом. Положительные эмоции как результат воздействия хореографии на чувства зрителей и исполнителя.
Раздел II«Танцевально-хореографическая подготовка» (6 часов)
Ориентирует учащихся на овладение знаний основ танцевальной грамоты. Ориентирует учащихся на овладение знаний основ танцевальной грамоты. Определение в номерах музыкальных фраз. Различать динамику и темп как основные средства выразительности движения.
Использование танцевальных и ритмических упражнений по выработке точного исполнения и точного восприятия музыки.
Тема 1.
5 классических позиций. (1 час – аудиторное занятие)
Тема 2.
Развитие музыкального слуха, хореографической (мышечной) памяти. (3 часа – аудиторные занятия)
Тема 3.
Развитие чувства ритма. (2 часа – внеаудиторные занятия)
Раздел III«Танцевально-хореографическая работа» (6 часов – аудиторные занятия)
Учатся ходить правильно. Самостоятельная работа по овладению своим телом. Разучивание простых движений и упражнений. Комбинирование новых танцевальных элементов с изученным материалом. Работа над расширением танцевального дыхания. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время исполнения танцевальных номеров. Развитие и коррекция правильного хореографического дыхания. Упражнения на дыхание. Развитие танцевально-хореографических навыков с целью достижения красоты и выразительного показа танцевального номера. Работа над танцевальным дыханием, поведением. Разучивание индивидуальных танцевальных номеров. Уделить внимание драматизации песни и музыкально-пластическому движению солиста. Работа со всем составом ансамбля над единой танцевальной композицией.
Тема 1.
Просматривание танцевальных номеров.
Тема 2.
Танцевальная установка. Дыхание.
Тема 3.
Разминание.
Тема 4.
Совершенствование позиций и упражнений.
Тема 5.
Работа с солистами.
Раздел IV «Концертно-исполнительская деятельность»(15 часов)
Развитие эстетического вкуса. Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу танцевального ансамбля. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.
Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательная репетиция детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль: воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа». Посещение театров, экскурсии. Поездки на конкурсы и фестивали как междугородние, межрегиональные, так и международные. На этот раздел выделяется 15 внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся, экскурсии, посещение театров. Темы этого раздела целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода праздника, соотносить праздники с изучаемыми танцами.
3 класс (34 часа)

Раздел I «Введение» (1 час)
Организационное занятие. Объяснение целей и задач танцевального ансамбля. Распорядок работы, знакомство с правилами поведения, техникой безопасности в актовом зале, знакомство с детским коллективом. Положительные эмоции как результат воздействия хореографии на чувства зрителей и исполнителя.
Раздел II «Танцевально-хореографическая подготовка» (6 часов)
Ориентирует учащихся на овладение знаний основ танцевальной грамоты. Определение в номерах музыкальных фраз. Различать динамику и темп как основные средства выразительности движения. Использование танцевальных и ритмических упражнений по выработке точного исполнения и точного восприятия музыки.
Тема 1.
Основы хореографической грамоты. (1 час)
Тема 2.
Развитие музыкального слуха, танцевальной памяти. (3 часа)
Тема 3.
Чувства ритма. (2 часа)
Раздел III «Танцевально-хореографическая работа» (6 часов)
Учатся ходить правильно. Самостоятельная работа по овладению своим телом.
Разучивание простых движений и упражнений. Комбинирование новых танцевальных элементов с изученным материалом. Работа над расширением танцевального дыхания. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время исполнения танцевальных номеров. Развитие и коррекция правильного хореографического дыхания. Упражнения на дыхание. Развитие танцевально-хореографических навыков с целью достижения красоты и выразительного показа танцевального номера. Работа над танцевальным дыханием, поведением. Разучивание индивидуальных танцевальных номеров. Уделить внимание драматизации песни и музыкально-пластическому движению солиста. Работа со всем составом ансамбля над единой танцевальной композицией.
Тема 1.
Просматривание балетов и хореографических постановок.
Тема 2.
Танцевальная установка. Дыхание.
Тема 3.
Разминание.
Тема 4.
Совершенствование позиций и движений.
Тема 5.
Работа с солистами.
Раздел IV «Концертно-исполнительская деятельность» (15 часов)
Развитие эстетического вкуса. Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу танцевального ансамбля. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты. Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательная репетиция детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль: воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа». Посещение театров, экскурсии. Поездки на конкурсы и фестивали как междугородние, межрегиональные, так и международные. На этот раздел выделяется 15 внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся, экскурсии, посещение театров. Темы этого раздела целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода праздника, соотносить праздники с изучаемыми танцами.

4 класс (34 часа)

Раздел I «Введение» (1 час)
Организационное занятие. Объяснение целей и задач танцевального ансамбля. Распорядок работы, знакомство с правилами поведения, техникой безопасности в актовом зале, знакомство с детским коллективом. Положительные эмоции как результат воздействия хореографии на чувства зрителей и исполнителя.
Раздел II «Танцевально-хореографическая подготовка» (6 часов)
Ориентирует учащихся на овладение знаний основ танцевальной грамоты. Определение в номерах музыкальных фраз. Различать динамику и темп как основные средства выразительности движения. Использование танцевальных и ритмических упражнений по выработке точного исполнения и точного восприятия музыки.
Тема 1.
Основы хореографической грамоты. (1 час)
Тема 2.
Развитие музыкального слуха, танцевальной памяти. (3 часа)
Тема 3.
Чувства ритма. (2 часа)
Раздел III «Танцевально-хореографическая работа» (6 часов)
Учатся ходить правильно. Самостоятельная работа по овладению своим телом. Разучивание простых движений и упражнений. Комбинирование новых танцевальных элементов с изученным материалом. Работа над расширением танцевального дыхания. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время исполнения танцевальных номеров. Развитие и коррекция правильного хореографического дыхания. Упражнения на дыхание. Развитие танцевально-хореографических навыков с целью достижения красоты и выразительного показа танцевального
номера. Работа над танцевальным дыханием, поведением. Разучивание индивидуальных танцевальных номеров. Уделить внимание драматизации песни и музыкально-пластическому движению солиста. Работа со всем составом ансамбля над единой танцевальной композицией.
Тема 1.
Просматривание номеров, балетов и хореографических постановок.
Тема 2.
Хореографическая установка. Синхрон.
Тема 3.
Разминание.
Тема 4.
Совершенствование позиций и движений.
Тема 5.
Работа с солистами.
Тема 6.
Работа в ансамбле.
Раздел V «Концертно-исполнительская деятельность»(15 часов)
Развитие эстетического вкуса. Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу танцевального ансамбля. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты. Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательная репетиция детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль: воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа». Посещение театров, экскурсии. Поездки на конкурсы и фестивали как междугородние, межрегиональные, так и международные. На этот раздел выделяется 15 внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся, экскурсии, посещение театров, различные поездки. Темы этого раздела целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода праздника, соотносить праздники с изучаемыми танцами.
Предполагаемые результаты 1 года обучения.


Предполагаемые результаты2-

3 годов обучения

1 уровень

Приобретение школьником новых социальных

знаний, понимание социальной реальности

2 уровень

Формирование

позитивного

отношения

школьника к

базовым ценностям

нашего общества

3 уровень

Приобретение

школьником опыта

самостоятельного

социального

действия
Учащиеся знают: -о своих танцевальных возможностях, о специфике хореографии, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине; -изучаемый танцевальный материал; -познакомятся с основной танцевальной терминологией, устройством и работой опорно- двигательного аппарата.
(через беседы)
Учащиеся умеют: - исполнять программные движения; -сочетать хореографию с элементами актерского мастерства; -приобщатся к здоровому образу жизни.
(через репетиции)
-научатся танцевать в ансамбле, не бояться сцены во время концертных выступлений; -приобретут способность чувствовать, понимать и любить хореографию; -освоят навыки поведения и общения в социуме.
(через концертную деятельность, организуемую педагогом)


Предполагаемые результаты

4 года обучения

1 уровень

Приобретение школьником

новых социальных знаний,

понимание социальной

реальности

2 уровень

Формирование позитивного

отношения школьника к

базовым ценностям нашего

общества

3 уровень

Приобретение школьником

опыта самостоятельного

социального действия
Учащиеся знают: -о своих хореографических возможностях, о специфике хореографии, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине; -изучаемый танцевальный материал – движения, позиции; -владеют в полном объёме начальными знаниями о танцевальной терминалогии.
(через беседы, диагностические формы)

1 уровень

Приобретение школьником новых

социальных знаний, понимание

социальной реальности

2 уровень

Формирование позитивного

отношения школьника к базовым

ценностям нашего общества

3 уровень

Приобретение

школьником

опыта

самостоятельного

социального

действия
Учащиеся знают: -о своих хореографических возможностях, о специфике хореографии, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине; - изучаемый танцевальный материал; -осознанно владеют начальными знаниями о танцевальной грамоте;
(через беседы)
Учащиеся умеют: - исполнять программные движения; - сочетать хореографию с элементами актерского мастерства; - приобщатся к здоровому образу жизни; - смотреть и оценивать свое исполнение, исполнение соседей, всего ансамбля; - сочетать хореографию с элементами сценического мастерства, уметь импровизировать; -свободно держаться на сцене во время концертных выступлений; - танцевать выразительно, проявлять свое актерское мастерство; -проявляют желание выступать сольно, а не только в ансамбле; -определять характер танцевальных номеров.
(через репетиции)
- приобретут способность чувствовать, понимать и любить хореографическое искусство; - освоят навыки поведения и общения в социуме; - научатся владеть своими эмоциями.
(через концертную деятельность, организуемую педагогом совместно с

детьми)

Учащиеся умеют: -импровизировать и самостоятельно сочинять танцевальные композиции; - грамотно и правильно одеть сценический костюм; -научатся исполнять более сложные хореографические номера, включающие элементы работы в паре; -свободно и уверенно чувствовать себя на сцене во время концертных выступлений; -самостоятельно формировать и развивать основные танцеваоьные навыки и приемы импровизации.
(через репетиции и концертную деятельность)
-активизирована творческая деятельность; -сформированы необходимые для занятий способности: выносливость, концентрацию внимания, умение ориентироваться в пространстве; -развит общекультурный кругозор, танцевально-художественный вкус.
(через концертную деятельность, организуемую детьми

совместно с педагогом для родителей, младших школьников и

т.д.)
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:


Личностные результаты:

 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий  уважительное отношение к культуре других народов:  эстетические потребности, ценности и чувства  развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.  развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты:
 умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;  умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;  умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. В ходе реализации программы внеурочной деятельности хореографического ансамбля «Сюрприз» обучающиеся
научатся:

 воспринимать хореографию различных жанров, размышлять о хореографических произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах танцевально-творческой деятельности;  ориентироваться в танцевально-поэтическом творчестве, в многообразии танцевального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной профессиональной хореографии, ценить отечественные народные танцевальные традиции;  художественно-образное содержание и особенности профессионального и народного творчества (в хореографии , движении, играх, действах и др.);  наблюдать за процессом и результатом танцевального развития на основе сходства и различий оригинальной хореографии и сценической обработки, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм хореографии;  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных танцевальных образов;  исполнять танцевальные движения разных форм и жанров (драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);  определять виды музыки, сопоставлять танцевальные образы в звучании различных музыкальных инструментах, в том числе и современных электронных;  оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального танцевального творчества разных стран мира. Обучающиеся
получат возможность научиться
:  реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные танцевально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;  организовывать культурный досуг, самостоятельную танцевально-творческую деятельность;  реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах хореографической деятельности;  владеть грамотным танцевальным телом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его танцевальных образов;  адекватно оценивать явления танцевальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального творчества народов мира;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной танцевально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4. Формы и виды контроля.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и

управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия

воспитанников хореографического ансамбля в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ

результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении танцевального материала.
5. Методические рекомендации.
Внеклассная танцевально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими хореографические знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. Танец, и сопутствующие ему физические и умственные данные, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Следует отметить, что дети, которые занимаются танцевальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глаза блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент танцевальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки. Рабочая программа для 1-4 классов состоит из 4 блоков. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни советских и российских поэтов. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Танцевальный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках ансамблевой деятельности. Имеет место варьирование. Каждое занятие работы над танцем, начинается с разминочных упражнений, в зависимости от целей занятия.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие хореографии, литературы, живописи, вокала. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. При разучивании танцевального репертуара необходимо обращаться к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла. Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвящённых разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям хореографическому ансамблю. Обучение учеников хореографии подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Всё это помогает юным танцорам в шутливой, незамысловатой работе – игре постичь великий смысл хореографического искусства и научиться владеть своим природным инструментом – телом.
Условиями реализации программы являются:
Актовый зал, оборудованный музыкальным инструментом (пианино), магнитофоном, музыкальным центром, профессиональным напольным покрытием, правильным освещением.