"Чудеса в сказке и жизни"

Автор: Зубеева Алла Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП д/с "Ёлочка" ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево
Населённый пункт: п.Садгород, Кинель-Черкасский район, Самарская область
Наименование материала: проектно-исследовательская работа
Тема: "Чудеса в сказке и жизни"
Дата публикации: 30.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проектно-исследовательская работа «Чудеса в сказке и жизни» Выполнила: Зубеева АА воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево м.р. Кинель-Черкасский Самарской области структурное подразделение детский сад «Ёлочка»
2015 год


Введение
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Именно в сказке дети знакомятся с чудесами, волшебством. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Актуальность
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Именно сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа. Роль русских народных сказок, в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Воспитание патриотических чувств у детей, любовь к родине, через сказку - самое доступное, наглядное, образное, чудесное средство.
Вид проекта
: исследовательско-творческий, кроткосрочный.
Проблема
: недостаточный уровень знаний о жанре сказок, неустойчивый интерес к чтению, недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Проблемный вопрос
: чему учит сказка?
Цель проекта
Приобщение детей к духовно- нравственным ценностям через сказку.
Задачи
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку. 2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру. 3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе уста- новления позитивных межличностных отношений. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Ресурсное обеспечение
1. Программа. 2. Русские народные сказки. 3. Конспекты занятий, иллюстрации к сказкам.
Участники проекта:
• воспитатель; • дети; • родители.
Методы, использованные в ходе исследования:
• чтение, • обсуждение, • решение проблемных ситуаций, моделирование, • речевая ситуация, • беседа, диалог, • слушание сказок,
• инсценировка,
Ожидаемые результаты
• Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе. • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. • Пробуждение у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. • Развитие коммуникативных навыков. • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
Этапы проектирования:

1 этап
:
информационно – аналитический
- анкетирование родителей; - подбор литературного материала ; - подбор дидактического и методического оснащения проекта.
2 этап: выявление знаний детей
- прогностично – проектировочный; - проектирование взаимодействия воспитателя; - со специалистами и родителями; - ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; - разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.
3 этап:
о
рганизационно-исполнительный
• Тематические занятия, слушание сказок, рассматривание книг беседы. Закрепление знаний сказок, их жанровых особенностей. Развитие интереса к литературе. • Создание детско-творческих работ с воспитателем «сочиним сказку». Развитие фантазии, закрепление интереса к сказкам. • Создание книжек-малышек «Моя любимая сказка» Творческий продукт изобразительной деятельности. • Театрализованные представления, игры-драматизации по сказкам. Развитие творческих и артистических способностей, коммуникативных навыков, речевое развитие. • Практическая мастерская «Лепим героев сказок». Творческий продукт изобразительной деятельности. • Рассказывание сказок, групповое сочинение сказок. Развитие мышления, фантазии.
• Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» Творческий продукт изобразительной деятельности. • Дидактические игры: «Узнай героя по описанию», «Что кому» Закрепление знаний о героях сказок.
4 этап: обобщающий
• рефлексия участников проекта; • отчет о реализации проекта; • оформление полученного материала по проекту, монтаж; • инсценировка сказки для родителей.
Заключение
В любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. В результате проектной деятельности на данном этапе можно говорить о подтверждении гипотезы и сформулировать следующие
Выводы:
 формируем нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;  расширяем представления детей об окружающем мире;  способствуем формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений;  воспитываем у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, развиваем творческую активность;  развиваем выразительную, образную речь. Сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок, в том числе самодельными. Данный проект приобщает детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Используемая литература:
1.1000 загадок, сказок, басен/сост. М. Б. Кановская. – М.: АСТ; СПб.