"Знакомство с картинами"

Автор: Воробьева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская обл.
Наименование материала: методичесая разработка
Тема: "Знакомство с картинами"
Дата публикации: 31.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар-практикум
«Знакомство с картинами»
Цель:
повысить профессиональное мастерство педагогов, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.
I. Теоретическая часть.
Знакомим детей с натюрмортом 1. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей дошкольного возраста. 2. Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом. 3. Формы работы с дошкольниками в процессе знакомства с натюрмортом. 4. Методика ознакомления детей с натюрмортом.
II. Практическая часть.
1. Объяснить, чем восприятие художественной картина отличается от дидактической? 2. Вспомните название представленного натюрморта, и назвать его автора. (К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»). 3. Предложить интеграцию областей при знакомстве с натюрмортом К.Петров-Водкина «Яблоки на красном фоне» 4. Назвать к какому виду по содержанию относятся данные натюрморты: А.Герасимова «Полевые цветы»; Ю.Клапоух «Натюрморт с поленьями»; Ю.Сапрыкин «Окно в прошлое»; Бальтазар ван дер Аста «Осенний натюрморт с китайскими яблочками»; В.Ван Гог «Натюрморт с книгами» 5. Назвать к какому жару живописи относятся данные картины: натюрморт: Мила Адонин «Натюрморт с портретом»; портрет: К.Коровин «Портрет с натюрмортом»; натюрморт: Г.Приведенцев «Портрет натюрморта» 6. Дать представленные натюрмортам(С.Терещенко «Натюрморт с хлебом»; Л.Лысенко «Натюрморт с хлебом») объединенное название. 7. Дать характеристику представленным натюрмортам ( художников: Т.Силович, А.Сулимов, К.Чиалева, М.Павлеченко) по их цветовой тональности.
I. Теоретическая часть. Знакомим детей с натюрмортом

I.

Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей дошкольного

возраста
Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами цвета, формы, композиции. Изобразительное искусство и очень древнее и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно изучать его шаг за шагом. 1
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно придерживаться принципа: от простого к сложного, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художника. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей.
II.

Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом.
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Воспитывая у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, необходимо использовать лучшие образцы народного искусства и мастеров. Это способствует формированию основ эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Одним из видов изобразительного искусства является
живопись,
произведения которой отражают действительность, оказывают воздействия на мысли и чувства зрителя. Одним из жанров живописи является
натюрморт.
Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVII века.
Натюрморт
в переводе с английского «тихая жизнь» – это жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Натюрморт – жанр живописи, с которого, как показывают исследования педагогов и психологов, следует начинать знакомить с живописью, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.
Натюрмортная техника
очень богата – это масляные краски (масляный натюрморт), акварель (отличающаяся прозрачностью и мягкостью красочного слоя), гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика. Главные
средства выразительности
– цвет, колорит, композиция, ритм. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только по тому, что изображено, как изображено, но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые и смешанные натюрморты.
Однопорядковый натюрморт
изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания) и предметы быта – посуда, инструменты, а также материалы, ткани, книги, оружие и другое. (Т.Силович «Натюрморт в золотистых тонах»; Бальтазар ванн дер Аста «Натюрморт с фруктами»; И. Машков «Натюрморт с сушками») Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы), мы условно определяем такой натюрморт как
смешанный по содержанию
(И.Машков, «Клубника и белый кувшин»; И.Хруцкий, «Цветы и фрукты»; И.Михайлов, «Овощи и фрукты»; К.Петров-Водкин, «Бокал и лимон» и др.). Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол», «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и другие (К.Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»; И.Грабарь, «Утренний чай»; «Неприбранный стол»; И.Машков, «Ананасы и бананы» и др.). Пример. В подобных 2
изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как
сюжетные.
К сюжетному натюрморту можно отнести и натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включение в них пейзажа (Ф.Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», И.Серебрякова, «За завтраком»; А.Лентулов, «Овощи»; П.Крылов, «Цветы на окне» и др.). Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность. Пример. Мы рассмотрели основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристики натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность, т.е. гамма красок – теплая, холодная или контрастная. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаевская) – в теплой гамме; «Натюрморт в холодном тоне» (Мария Паличенко), «Натюрморт в холодных тонах» (С Масалыгин) – холодные оттенки; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), «Купавки» (А. Головин) – в контрастной гамме. Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой вещи. Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является к основному содержанию картины. К композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости. Большое значение в натюрморте имеет
точка зрения
. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета..
Формат плоскости
– также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте, («спорят», «ссорятся»). Таким образом, знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме. Понимание сложности разнообразия натюрмортов позволит воспитателю правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта сенсорного и эстетического воспитания. При отборе натюрмортов для работы с детьми следует опираться, прежде всего, на доступность содержания и средств художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.
III.

Формы работы с дошкольниками в процессе знакомства с натюрмортом.
Для детей младшей и средней групп можно рекомендовать натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Необходимо подобрать яркие, декоративные работы. 3
В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и другие. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность). В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаются натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомят и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи. Установлены 3 уровня эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно- эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине все красивое: и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети – дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятия. Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми. Материальные условия – это подготовка необходимого для данной работы оборудования. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства – закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувством передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций. 4
Важнейший принцип развития эстетического воспитания – это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М. Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения. Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей. Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривание вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведения. Как показывают исследования С.Л.Рубинштейна, Г.Т. Овсепяна, А.А. Люблинской и др., описания ребенком картины зависит от содержания, самого сюжета – знакомого или не знакомого ребенку. Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное. Художественная картина отличается от дидактической . При ее восприятии самое существенное – это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А.А.Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами-эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние. Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусства, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.
IV.

Методика ознакомления детей с натюрмортом.
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача педагога на этом этапе – вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности. Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем 5
богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе). Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Так, перед показом картины К. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» воспитатель готовит каждому ребенку для аппликации: красную тонкую бумагу, вырезанные из бумаги изображения яблок, клей, кисточки и салфетки. Кроме того, нужно подобрать разные по цвету настоящие яблоки, среди них и такие, которые совпадают по цвету с нарисованными на картине; несколько кусков ткани. Структура занятия такова. Сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего воспитатель раздает материал для аппликации, причем тоже в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок. Перед рассматриванием картины включается тихая светлая музыка. Дети рассаживаются за столы, перед ними стоит на подставке художественный натюрморт. Первый этап работы может быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве. Второй этап связан с расширением и закреплением представлений детей о натюрморте. Дети уже знакомы с однопорядковым и смешанным натюрмортом. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте – типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально- эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве. Третий этап работы может включать несколько занятий, направленных на ознакомление детей со средствами выразительности натюрморта: цветом, композицией, рисунком. С детьми этого возраста ведется целенаправленная и более углубленная работа по ознакомлению их со свойствами цвета. Дети уже знают, что цвет помогает передать время года, суток, состояние погоды, освещенность; что он может говорить и о настроении художника или отношении его к изображаемому. Они уже на практике умеют составлять нужный цветовой тон, превращать его в более теплый или холодный, яркий, звонкий или глухой, нежный. Эти знания закрепляются у детей в различных художественно- развивающих или дидактических играх. Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.
II. Практическая часть
1. Чем восприятие художественной картина отличается от дидактической? 2. Вашему вниманию представлен натюрморт. Вспомните название этой картины и его автора. 6

Ответ
: К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне» 3. При знакомстве с этим натюрмортом интеграцию каких областей вы бы использовали?
Ответ:
Интеграция таких областей как: познание, коммуникация, художественное творчество (аппликация) 4. Вашему вниманию представлены репродукции картин: а. А.Герасимова «Полевые цветы» б. Ю.Клапоух «Натюрморт с поленьями» в. Ю.Сапрыкин «Окно в прошлое» г. Бальтазар ван дер Аста «Осенний натюрморт с китайскими яблочками». д. В.Ван Гог «Натюрморт с книгами» Назовите, к какому виду по содержанию относится каждый натюрморт. А. Б. 7
В. Г. 8

Ответ:
а. однопорядковый б. сюжетный в. Сюжетный г. Смешанный д. однопорядковый 5. К какому жару живописи относятся данные картины. А. 9
Б. В. 10

Ответ:
а. натюрморт: Мила Адонин «Натюрморт с портретом» б. портрет: К.Коровин «Портрет с натюрмортьм» в. натюрморт: Г.Приведенцев «Портрет натюрморта» 6. Представленные вам натюрморты объединены названием. Как вы думаете, каким? С.Терещенко «Натюрморт с хлебом» Л.Лысенко «Натюрморт с хлебом» 11

Ответ
: Представленные натюрморты объединены названием «Деревенская трапеза» 7. Дайте характеристику представленным натюрмортам по их цветовой тональности. А. Б. 12
в. Г. Д. 13
Ответ: а. натюрморт в холодных тонах б. натюрморт в теплых тонах (автор Т.Силович) в. натюрморт в теплых тонах (автор А.Сулимов) г. натюрморт в контрастных тонах (автор К.Чиаелева) д. натюрморт в холодных тонах (автор М.Павлеченко) 14