"Что читать подросткам о войне"

Автор: Капунова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово м.р. Сызранский Самарской области
Населённый пункт: пос. Варламово, Сызранский район, Самарская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Что читать подросткам о войне"
Дата публикации: 02.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Что читать подросткам о войне Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем. Пусть память вечную о ней хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, и наших внуков внуки». А. Твардовский В звоне колоколов Хатыни, в торжественной скорбной музыке у Вечного огня звучит проклятие войне. Это проклятие смерти, горю, страданиям, лишениям, слезам матерей, жен, дочерей. Горькую чашу пришлось испить в годы Великой Отечественной войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения война отняла детство. Их отвозили в Германию и оставляли в концлагерях. На детях ставили опыты преступники-врачи, из их вен выкачивали кровь для немецких раненых солдат. Детей отправляли в печи крематориев, где оставались груды ботиночек и туфелек маленького размера. Скорбь об этих детях не забываемая. Дети войны- самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел суровый час, и они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, переполненное любовью к Родине и ненавистью к врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями. Об этом нам повествует художественная литература. Дети , они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Мои ученики очень любят читать произведения о войне. Мужеством, силой веет со страниц военной прозы. С огромным интересом прочитали повесть В. Богомолова « Иван». Она о 12- летнем мальчике, который ходит в разведку в немецкий тыл в дни Великой Отечественной войны, добывая бесценные сведения для наших войск. Это повесть о маленьком герое большой войны. Иван всецело принадлежит войне. Ему рано пришлось стать взрослым, вот откуда его собранность, бесстрашие, сила воли и стремление быть полезным нашей армии. Огромная ответственность ложится на детские плечи. В свои 12 лет мальчик много пережил: погиб на фронте отец, на руках мальчика умерла сестренка, расстреляли мать. Поэтому он угрюм, серьезен, целеустремлен, он перестал быть ребенком, его сердце испепелено горем и ненавистью к врагу. Иван погиб. Мужественно , как подобает солдату. И как не вяжутся эти два слова: мальчишка и смерть. Через трагедию этого ребенка мы, читатели, ощущаем трагедию детей, шагнувших в войну и не вернувшихся с нее. Повесть « Иван» - это и есть прямой ответ на вопрос, почему Россия победила в этой страшной войне. В произведениях о войне каждая строчка, каждое слово призывает чтить память погибших. А как интересно нам было читать повесть В. Быкова « Обелиск». Главный герой- сельский учитель Мороз. Его ученики втайне от него организовали диверсию, чтобы убить предателя. Немцы их схватили. Мороз ради своих воспитанников идет на смерть, он верен своему учительскому долгу, пусть он не убил ни одного немца, но он воспитал в детях любовь к Родине. Ученики Мороза совершили подвиг и погибли ради
мира на земле. В суровые годы войны дети по - разному защищали Родину, выполняя самые разные задания. С интересом делятся подростки своими впечатлениями от прочитанной повести В.Быкова « Болото». Главный герой – Костя- пастушок. Больше всего Костя любил читать книжки – детские, приключенческие, неважно какие, лишь бы читать. До войны перечитал все, что было в двух шкафах школьной библиотеки. Но теперь библиотеки не стало, как не стало и самой школы, сгоревшей в первую военную осень. Вторую зиму Костя не учился, работал по дому и хозяйству. Кроме него да матери работников у них не было. Брат еще маленький, а отец пропал на войне. Трудно жилось Косте: читать стало нечего, а столько взрослой работы : надо копать огород, косить сено, молотить снопы, таскать дрова. А ему так хотелось в школу. Если бы не война, окончил бы уже восемь классов. Перед нами маленький человек, на которого обрушились все несчастья военного времени. Трудно представить, что и сейчас гибнут дети на Украине. Мы видим, какие страдания несет людям война. Мы видим чудовищные бедствия, которые жгут душу каждого человека. Хочется кричать: « Убейте войну, прокляните войну, люди Земли. Помните ! Какой ценой завоевано счастье!» ( из опыта работы )