Напоминание

"Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи"

Автор: Казило Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 77"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Использование дидактических игр

на занятиях

по развитию речи»

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании. В создании современной системы д/игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Сущность д/игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Очень велико значение д/игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развития ребенка в д/игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивает способность к суждениям, умозаключениям, умение применять свои знания в различных условиях. Увлекательные д/игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает д/игры важным средством подготовки детей к школе. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение д/задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Игры с д/игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В играх со словом они, по меткому определению А.М. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту. Из понимания значения д/игр вытекают требования к ним: 1. Каждая д/игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В д/игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А.С. Макаренко «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра» 3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. Содержание д/игр связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным разделам программы. Некоторые д/игры имеют сюжет, требуют разыгрывание ролей («Магазин игрушек» «Узнай по голосу»). Многие д/игры не имеют сюжета и заключаются только в режиме определенной задачи. Но и в такие д/игры можно ввести действующее лицо, так например, игровую задачу ставить перед детьми не воспитатель, а кукла. Ее появление всегда вызывает радость. В зависимости от материала д/игры можно разделить на 3 вида: 1. Игры с предметами (игрушками, карточками и пр.) 2. настольно-печатные 3. словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Настольно – печатные игры, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Наиболее сложные словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т.к. в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. ЗАДАЧИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Каждая д/игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной активности, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи д/игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, загадки (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков), обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Независимо от характера задачи все д/игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредотачиваться на поставленной цели.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРАВИЛА ИГРЫ: Последовательный ход игры, действия играющих определяется задачей и правилами игры. Правила указывают путь решения задачи, определяют метод предстоящей умственной работы. Особой точности требуют правила словесных игр, т.е. их выполнение не контролируется материалом. «Что летает?» Воспитательное значение правил велико, поэтому необходимо объяснить правила, создавать к ним интерес до начала игры. Если правила приняты и интересны детям, они сами строго следят их выполнением, контролируют действия товарищей. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для д/игр, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию, индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. В д/играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения наглядные, словесные, практические. Но методика д/игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и смотрят за этим. В игре неуместны требования, не связанные с ее заданиями и правилами. Д/игры кратковременны (10-20мин.) и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Руководство д/играми в разные возрастные группы имеет некоторые особенности. В мл. группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. В ст. группе дети должны до начала игры уяснить задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность. Во многих д/играх для старшего д.возраста,, как и в подвижных играх имеются элементы соревнования: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку. Надо научить детей радоваться успехам товарища. Игра требует индивидуального подхода к детям: одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Таким образом, в д/игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.