"ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Кафарева Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Дата публикации: 24.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

1. Планирование и организация работы по формированию

основ здорового образа жизни младших школьников
Исследовательская работа Кафаревой Юлии Викторовны по теме: «Формирование основ здорового образа жизни младших школьников». МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Балаково Саратовской области. Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. « Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями» (Чумаков 2000:38). Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, врачей, учителей), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы любой школы
занимает программа «Здоровье». Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: создание в школе и в классах санитарных постов, которые призваны оказывать первую медицинскую помощь, контролировать внешний вид учащихся, уроки физкультуры, спортивные соревнования, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения. Младший школьный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела); - формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; - привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; - развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли; - ознакомить с правилами поведения на улице, в быту; - научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; - ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения). - формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Обобщив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней: - плохой воздух школьных помещений; - несоблюдение режима дня; - малоподвижный образ жизни детей. А так же поставил цели и задачи для их преодоления. Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты. В связи с этим за очень короткий срок родители приобрели очиститель воздуха в класс; для релаксации и проведения физминуток обеспечили настольными и напольными играми; для удобства и эстетичности собрали шкаф для верхней одежды. Принимали активное участие в физкультурно- оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Решили, что дети должны закаляться. С начала 2010-2011 учебного года ребята 1 а класса посещают бассейн в КСЦ «Дельфин». (Приложение А)
В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике мы планируем и учитываем умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников. Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, мы приняли во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол. Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, можно сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе. Замечательная идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж:
река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето. Продумывая урок, планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания. А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Какие же ориентиры мы используем на уроках? 1. Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ( Рис. 2) Рис.2. Ориентиры, расположенные в пространстве 2.
«Весёлые человечки».
На карточках, которые мы показываем детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка. 3.
Бумажные офтальмотренажёры
. Например, на доске расставлены: 1)
Пирамидки
(Рис.3). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во
второй группе? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто. 2)
Тарелки
с разноцветными кружками (Рис.4). Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. 3)
Коврик
(Рис.5). Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; красный – возбуждает, раздражает; голубой - ухудшает настроение; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. Изучив данные, о физиологической возможности каждого ребёнка, и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
1. Упражнения для детей с избыточным весом.
1) ходьба с высоким подниманием коленей;
2) и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох; 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4-5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы внутрь (3- 5раз).
3. Упражнения для улучшения осанки.
1) Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках.
«Водопад»
- Ребята, сядьте и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам…. Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже
вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил.… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. 4. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице (№1, №2,№3), при головных болях рекомендуется массировать височную область. 5. Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) 6. Упражнения для глаз. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Вот некоторые элементы этой гимнастики:  Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.  Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.  Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.  Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.  Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.  С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости. Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за первую четверть переболело простудными заболеваниями около 15% учащихся, то во второй четверти процент заболевших снизился до 6%. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:  выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;  правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);  применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);  создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
 соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся. Основной целью работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!» Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель нашей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников? 1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применять дидактические игры, включать в урок физкультминутки, групповую и парную работу, планировать смену вида занятий через 7-10 мин. 2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; используя методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу. 3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся использовать на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это
способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. 4. С целью укрепления психологического здоровья учащихся добиваться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. 5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей с учетом состояния их зрения. Большую работу по укреплению здоровья обучающихся проводим и во внеурочное время, включаем мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни - это экскурсии, участие в спортивных соревнованиях, бассейн (Приложение А), беседы, конкурсы рисунков(Приложение Д), уроки здоровья (Приложение Б), утренники (Приложение В), консультации для родителей и тематические родительские собрания (Приложение Г). Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие
способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
2.2.Оценка эффективности работы по формированию основ

здорового образа жизни младших школьников
Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье». Для выявления изменения представлений детей о здоровом образе жизни, их видение собственного здорового образа жизни, включая и стремление к ЗОЖ, мы предложим им анкету «Я и мое здоровье». В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица. В 1 а классе обучаются 29 человек. Таблица 1 Анкета «Я и моё здоровье», І четверть 2013-2014 учебного года Вопросы анкеты № Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число процентов Что, по- твоему, означает «здоровый образ 1 Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и 11 38%
жизни»? укрепить свое здоровье. 2 Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. 18 62% Что ты знаешь о свое здоровье? 1 Мое здоровье отличное. 10 34,5% 2 Удовлетворительное. 14 48,3% 3 Не очень хорошее. 5 17,2% Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? 1 Ничего не беспокоит. 16 55,2% 2 Болит голова. 7 24,2% 3 Другие болезни. 6 20,6% Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? 1 Пропуски каждую неделю. -- -- 2 Пропуски каждый месяц. 3 10.4% 3 Пропусков нет. 26 89,6% Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Да. 20 69% 2 Нет. 3 10,4% 3 Иногда. 6 20,6% Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? 1 С полной отдачей. 29 100% 2 Без желания. -- -- 3 Не занимаюсь. -- --
Занимаешься ли спортом? 1 Хожу на танцы. 4 13,8% 2 Посещаю бассейн 18 62% 3 Не занимаюсь 7 24.2% Чувствуешь ли усталость после уроков? 1 Всегда -- -- 2 Иногда 7 24,2% 3 Нет 22 75,8% Таблица 2 ІІ четверть 2013-2014 учебного года Вопросы анкеты № Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число процентов Что, по- твоему, означает «здоровый образ жизни»? 1 Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. 15 51,7% 2 Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. 14 48,3% Что ты знаешь о свое здоровье? 1 Мое здоровье отличное. 9 31% 2 Удовлетворительное. 17 58,6% 3 Не очень хорошее. 3 10,4% Перечисли болезни, которые 1 Ничего не беспокоит. 18 62% 2 Болит голова. 4 13,8%
тебя часто беспокоят? 3 Другие болезни. 7 24,2% Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? 1 Пропуски каждую неделю. -- -- 2 Пропуски каждый месяц. 1 3.4% 3 Пропусков нет. 28 96,6% Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Да. 25 86.2% 2 Нет. -- -- 3 Иногда. 4 13,8% Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? 1 С полной отдачей. 29 100% 2 Без желания. -- -- 3 Не занимаюсь. -- -- Занимаешься ли спортом? 1 Хожу на танцы. 7 24,1% 2 Посещаю бассейн 20 69% 3 Не занимаюсь. 2 6,9% Чувствуешь ли усталость после уроков? 1 Всегда. -- -- 2 Иногда. 3 10,3% 3 Нет. 26 89,7%

Таблица 3
Положительная динамика состояния здоровья детей.
Учёт количества пропущенных уроков в 1 а классе по болезни за І и ІІ четверть 2013-2014 учебного года Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей основ здорового образа жизни, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о здоровом образе жизни, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе все учащиеся (100 %) (ІІ четверть 1 класса) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем
не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования (І четверть 1 класса) таких учащихся было 10,4 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Необходимо заметить, что валеологизация учебного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время учебных занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 89,7 % детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 10,3 % устают иногда. Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей. Также свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов здорового образа жизни (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам здорового образа жизни. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде. Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый. Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким
телосложением, сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается, прежде всего, практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество. Наше исследование мы проводили в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Балаково Саратовской области. Согласно цели нашего исследования мы выявили условия, способствующие формированию основ здорового образа жизни младших школьников: - строгое соблюдение режима дня; - обязательное пребывание детей на свежем воздухе; - проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уро- ков оздоровительной физкультуры, посещение бассейна; - проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопро - сам здорового образа жизни; - санитарно-просветительская работа. Эти условия помогли добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития. Правильная организация учебной деятельности способствовала: - развитию у детей ценности представления о здоровом человеке; - формирование потребности вести здоровый образ жизни; - повышению уровня здоровья детей. - сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлению личностно-ориентированного подход при обучении и воспитании. Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает
родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся, мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка, возможности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.
1.
Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья.
2.
Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения. В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно- значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека. Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным необходимо быть здоровым. Цель нашей работы достигнута. Задачи, поставленные в работе, решены. Основным направлением дальнейшей работы является: внесение нового практического материала по формированию основ здорового образа жизни для достижения более высокого уровня результативности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.- 63 с. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология.- 1996.- №2.- С. 9-14. Базарный В.Ф . Главная опасность для цивилизации // Народное образование. - 1998. - № 9.- С 3. Базарный В.Ф . Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома. Практическое пособие. – М.:АРКТИ,2005.–176 с.: ил. С.106- 108. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. – 1996.- №2.- С. 35-37. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1990. - С. 354 Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352с. Верхлин В.Н. Формирование основ физкультурной деятельности // Начальная школа. – 2002. - №4.- С.29-32. Дереклеева Н.И . Родительские собрания. 1-4 классы. – М., ВАКО, 2008.- 336с. Дик Н.Ф .Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. - Ростов-нА-Дону: Феникс,2008.- 312 с. Дубровский В.И . Здоровый образ жизни: Учеб. – М.: Флинта, 1999. – 560с. Захарова Т.Н . Формирование здорового образа жизни у младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2007.- 174с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1- 4 классы. - М.: Вако, 2004.- 296с.
Ковалько В.И . Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.- 302с. Латыпов И.К . Повышение двигательной активности учащихся // Начальная школа.- 2009.- № 9.- С.68-72. Лебедева Н.Т . Формирование здорового образа жизни младших школьников.- ИВЦ Минфина,2005.-112с. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 1986.- 192 с. Марков В.В.Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: 2001.- 338с. Рагимова О.А . Пути оздоровления младших школьников // Начальная школа.- 2009.- №1.- С.72-74. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432с. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся // Начальная школа.- 2009.-№2. – С.43-45. Фурсов В.А . Сухомлинский о воспитании.- Издательство: Школьная пресса, 2003.- 192с. Цабыбин С. А . Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград: Учитель, 2009.-172с. Чумаков Б.Н . Валеология. Учебное пособие. - М: Педагогическое общество России, 2000.- 407с. Интернет-ресурсы
:

В.В. Путин. Формирование здорового образа жизни молодого

поколения.- Электронный ресурс:
- 20 марта 2010г. Павлова М.А. ,руководитель лаборатории охраны здоровья ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»: материалы региональной конференции Формирование компетентности в области ЗОЖ как фактор повышения качества образования (Здоровьеформирующее образование)