Напоминание

"Создаем водоем под своим окном"

Автор: Шмакова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДОД ДДТ Омутнинского района
Населённый пункт: г. Омутнинск Кировской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Создаем водоем под своим окном"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогический проект

«Разработка и реализация

семейных проектов

"Создаем водоем

под своим окном"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества

Омутнинского района Кировской области

Руководители проекта:

Булдакова Елена Николаевна
, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Ландшафтный дизайн»
Шмакова Елена Николаевна
, педагог дополнительного образования, руководитель «Лаборатории увлекательного проектирования»
Участники проекта:
Семейные команды обучающихся и работников дома детского творчества
г. Омутнинск, 2015 год


Аннотация проекта
Новая форма взаимодействия с родителями через семейные проекты прочно укрепилась в доме детского творчества. Опробованный и реализованный семейный проект по ландшафтному дизайну под названием «Клумба всем на удивление» получил большой отклик со стороны родителей. Этот проект под названием «Создаем водоем под своим окном» второй опыт проектирования с участием семейных проектных команд и получение результата проектной деятельности актуального для семьи. Семейные проекты являются результатом интеграции педагогов двух детских объединений: «Лаборатории увлекательного проектирования» и «Ландшафтный дизайн». Проект практико-ориентированный, долгосрочный, творческий. В проекте приняли участие семейные команды детей, обучающихся в доме детского творчества (их родители, бабушки и дедушки), сотрудники ДДТ. Каждый этап работы над проектом предполагал теоретические и практические занятия, консультации, мастер - классы, экспериментирование, экскурсии, встречи с садоводами-любителями и контроль педагогов. Участие в проекте сотрудников ДДТ, обустройство собственной водоема на территории учреждения, определялось необходимостью показать пример работы над проектом. Команды посещали групповые занятия, получали индивидуальные консультации, активно работали дома. В результате разработали авторские дизайн - проекты водного объекта на придомовых территориях и дачных участках, вырастили необходимую рассаду, подготовили территорию, создали водоемы, ухаживали за растениями и в сентябре 2015 года представили итоги своей работы. Дети и взрослые овладели необходимыми теоретическими и практическими навыками и умениями по ландшафтному проектированию водных объектов. Научились определять основные этапы работы и приоритетные задачи на каждом этапе, производить функциональное зонирование территории, создавать эскизы и проекты, пользоваться специализированной литературой по ландшафтному дизайну, владеть необходимой терминологией.
Актуальность
Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников на сегодняшний день является профессия дизайнера, но самые популярные и востребованные это ландшафтные дизайнеры. Актуальность ландшафтного дизайна, особенно у владельцев, приусадебных участков и частных домов, озеленение и благоустройство участка приобретает большую популярность. Ландшафтный дизайн является видом деятельности, который заключается в осуществлении комплекса мероприятий по формированию среды в саду или на участке, используя при этом природные ресурсы. Отдых с детьми на даче способствует выработке общих семейных ценностей, особенно сплачивает совместный труд, а работы на даче всегда
достаточно и это гораздо важнее, чем любые нотации. Отдых на даче – это еще и полная релаксация. Взаимодействие семьи и образовательной организации дополнительного образования имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в ДДТ построены на основе свободы выбора. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и педагогов. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются при организации работы с детьми. Уже на протяжении двух лет родители и дети под руководством педагогов двух объединений «Ландшафтный дизайн» и «Лаборатория увлекательного проектирования» разрабатывают и реализуют семейные проекты по оформлению приусадебных территорий. Первый пробный проект «Клумба всем на удивление» выявил много желающих заняться ландшафтном дизайном на своем участке. По многочисленным просьбам родителей и детей темой второго проекта стало создание водоема. В проекте уже участвовали дети и родители из других объединений дома детского творчества.
Новизна проекта.
Объединение детей и родителей, бабушек, дедушек и внуков в семейные проектные команды по созданию водоемов на придомовых территориях и дачных участках. Использование новой формы работы с семьей – семейный проект.
Цели и задачи проекта
.
Цель:
Создать условия для совместной семейной проектной деятельности детей и взрослых по разработке и созданию водоема на дачном или приусадебном участке.
Задачи проектной деятельности:
1. Включить детей и родителей, бабушек, дедушек и внуков в активную совместную семейную проектную деятельность. 2. Познакомить с этапами проектирования и проектной деятельности на каждом этапе. 3. Обучить приёмам поиска и обработки информации, планированию деятельности в проекте, способам получения продукта проекта, презентации проекта и рефлексии. 4. Провести представление проектов родительской общественности.
Задачи ландшафтного дизайна:
1. Познакомить с существующими традициями при проектировании искусственных водоемов на дачном участке. 2. Определить направления и пути совершенствования технологий в дизайн - проектировании и оформлении водоемов. 3. Разработать технологическую часть проекта: общее объемно- пространственное решение, архитектурная форма, технические материалы; 4. Помочь с оформлением демонстрационных материалов (в виде презентаций, слайд-шоу, портфолио).

Механизмы реализации проекта.

Стратегии реализации проекта:
 интеграция занятий двух детских объединений «Лаборатории увлекательного проектирования» и «Ландшафтный дизайн», корректировка расписания;  создание команд - проектировщиков из детей и родителей, бабушек, дедушек и внуков различных детских объединений дома детского творчества;  определение проблемы проектирования, значимой для семей обучающихся;  участие в проекте сотрудников МКОУ ДОД ДДТ Омутнинского района для создания проекта – образца.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный - февраль 2015г 2. Проектировочный – март – май 2015г 3. Практический – май – август 2015г 4. Заключительный – сентябрь 2015г
Материально – техническое оснащение.
1. Компьютеры по количеству семейных команд, участвующих в проекте, копировальная техника. 2. Проектор и экран. 3. Научно – популярная литература по ландшафтному дизайну. 4. Шаблон проекта каждой семейной команде. 5. Презентации «Шаги к успеху», «Растения у водоема», «Водоем в пейзажном стиле», видео «Кувшинки», «Маленький пруд своими руками», «Освещение пруда», «Пруд на даче своими руками» и т.д. 6. Ручки, фломастеры, ножницы, клей, листы бумаги А4.
Участники проекта.
В проекте участвуют дети объединений «Ландшафтный дизайн», «Мир бумаги» и «Глиняная игрушка», их родители, бабушки и дедушки (в составе семейной команды), работники дома детского творчества.

Содержание деятельности.

Этапы

работы над

проектом

Цели и задачи

Деятельность педагогов

Деятельность

семейных команд
1.Подготови- тельный этап (погружение в проект) Цель – подготовка команд к проектной деятельности. Задачи: – создание семейных команд для работы над проектом; – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и семейных команд
Педагог по ландшафтному

дизайну:
- пробуждает интерес детей и взрослых к теме проекта, знакомит с историей возникновения и развития искусственных водоемов в садах; со стилями водных объектов - мотивирует детей и взрослых к обсуждению, созданию проекта. - предоставляет специальную литературу, диски DVD, видео материал, сайты по устройству водоемов с целью более подробной и полной информации (электронные дидактические материалы).
Педагог по проектной

деятельности:

-
помогает сформулировать проблему проекта;
-
консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку; - организует поиск оптимального способа достижения поставленных целей проекта Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, с педагогами. Получают дополнительную информацию в виде спец литературы, дисков DVD, видео материалов, сайтов по устройству водоемов .Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют цель и задачи проекта 2. Проектиро- вочный этап (планирование деятельности) Цель – пооперацион- ная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников
Педагог по проектной

деятельности:
-направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов); - знакомит с методикой опроса; - помогает в оформлении листов проекта; - организует оценку (самооценку) результатов Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • выбор стиля водоема, планировка, цветового решения, материалов для оформления, растений; • планируют работу по созданию водоема, распределяют роли в команде, Проводят оценку
информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта, сроков реализации проекта; – распределение обязанностей между членами команды работы команд на этапе.
Педагог по ландшафтному

дизайну:
- предлагает проектантам теоретическую информацию по созданию водоема ( типы водоемов в ландшафтном дизайне, проекты, схемы, элементы цветоведения, малые архитектурные формы); - проводит практические занятия по проектированию водоемов, эскизное оформление по подбору растений, композиционное решение, использование доступных материалов, составление плана действий по созданию водоема; - проводит встречу с аквариумистами с целью более полной информации о водных растениях, технологии разведения рыбы в искусственных водоемах; - организует экскурсию к водоему на дачный участок садовода любителя; -предоставляет возможность участия с мастер- классах по созданию кувшинки, улитки из монтажной пены; -предлагает различные игры- экспериментирование по определению лучшего материала для удержания кувшинки на воде, прочности пленки, состава камней; -предоставляет помощь в составление дизайн проекта авторского водоема; - помогает составить смету проекта (самооценку) результатов данного этапа работы 3.Практичский этап (осуществле- ние деятельности по решению проблемы) Цель – реализация проекта. Задачи: – самостоятельная работа семейных команд по реализации задач
Педагог по ландшафтному

дизайну при необходимости:
- проводит консультации семейных команд по реализации плана мероприятий, уходу за растениями; - помогает устранить возникающие трудности. Выполняют запланированные действия самостоятельно. При необходимости консультируются с педагогом. Осуществляют промежуточные
проекта; – промежуточ- ные обсуждения полученных результатов
Педагог по проектной

деятельности:
- принимает участие в обсуждении промежуточных результатов деятельности семейных команд; - помогает в оформлении листов проектной папки обсуждения полученных результатов. Оформляют листы практического этапа проектной папки 4.Заключитель -ный этап (оформление результатов, презентация проекта, оценка результата) Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта
Педагог по ландшафтному

дизайну:
- организует подготовку к презентации проектов; - консультирует детей и взрослых по вопросам подготовки к защите проекта в виде презентации и портфолио. Репетирует с командами предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Педагог по проектной

деятельности:
- наблюдает, советует, направляет процесс анализа; - помогает в оценке результата; - мотивирует участников проекта, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого; - выступает в качестве эксперта: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. - награждает грамотами и ценными подарками
Совместно
организуют презентацию семейных проектов родительской общественности Оформляют листы проекта. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят поэтапную фото сессию. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с педагогом. Осуществляют открытую презентацию авторского проекта. Отвечают на вопросы слушателей

Прогнозируемые результаты проекта.
1. Популяризация новой формы работы с семьями обучающихся. 2. Привлечение семей обучающихся к творческому участию с детьми в учебно-воспитательном процессе дома детского творчества. 3. Создание условий для совместной семейной деятельности, способствующей духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений, проверка своих сил. 4. Обучение детей и взрослых основам ландшафтного дизайна. 5. Обучение детей и взрослых решению различных проблем методом проектов, дизайн - проектирования ландшафтных объектов. 6. Создание для семьи значимого продукта: искусственного водоема, украшающие придомовую территорию или дачный участок. 7. Создание водоема на территории дома детского творчества, как образца разработки и реализации дизайн – проекта водного объекта и украшение городской среды. 8. Формирование новых интересных знакомств, выстраивание деловых контактов.
Оценка деятельности по реализации проекта.
В ходе семейного проекта «Водоем под своим окном» были рассмотрены: история создания искусственных водоемов, виды, принципы проектирования, стилистические и конструктивные особенности создания водного объекта на приусадебном участке. Создан дизайн – проект с учетом возможностей и желания всех членов семьи. В проекте, использованы методы современного дизайнерского проектирования. В результате решены поставленные задачи: 1. Проанализированы существующие традиции при проектировании искусственных водоемов. 2. Определены пути и направления совершенствования технологий в дизайн - проектировании и оформлении водных объектов. 3. Разработан дизайн - проекты авторских водоемов. 4. Оформлены демонстрационные материалы для представления результата проекта. Практическая значимость работы заключается в освоении различных методов дизайн - проектирования в процессе работы, в изучении современных технологий проектирования водоемов, в формирования стилевого единства проектируемого водоема с окружающей средой. Найденные решения, реализуемые в климатических условиях нашего региона и условиях современного проектирования и обустройства водного объекта. Растения подобраны таким образом, что не только выполняют биологическую и экологическую функции, но их разнообразие и красочность влияет на эмоциональность человека, «радуют глаз». Малые архитектурные формы возле водоема гармонично вписываются в ландшафтный ансамбль.
Найдено решение по созданию водного объекта в каждой семейной команде – использованы готовые каркасы из ПВХ, пластиковые емкости, бочки и ведра, тракторная покрышка. Произведена отсыпка гравием и песком. Благодаря этому появился прохладный уголок, в котором можно укрыться от жары и суеты повседневной жизни. Значимость проекта определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих формированию собственной культурной среды и ориентирующих детей и родителей на собственное художественное творчество. Особенность разработки заключается в том, что изучение ландшафтного дизайна построено на активном семейном художественном творчестве. Совместная проектная деятельность не только объединяет семьи, помогает мамам и папам объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами, раскрыть свои таланты и творческие способности, но и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогов детей и родителей.
Дальнейшее развитие проекта.
Работа над ландшафтными проектами по благоустройству приусадебных участков вызвала большой интерес среди детей и родителей дома детского творчества и родительской общественности города Омутнинска. Имеется желание семей продолжать проектную деятельность в 2016 году.
_________________________


Приложение

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества

Омутнинского района Кировской области

СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

«Создаём водоём под своим окном»

Выполнили:
___________________________ ___________________________
Руководители проекта:
Булдакова Е.Н., Шмакова Е.Н., педагоги дополнительного образования
2015 год


Проблема.
Реальная ситуация Желаемая ситуация _______________________________ ______________________________ _________________________________ ______________________________ _________________________________ _______________________________ Проблема___________________________________________________ Как решить проблему? Опрос членов семьи Вопросы Ответы членов семьи 1. Нужен ли нам водоём? 2. Где его можно сделать? 3. Что может быть основой для воды? 4. Как должны выглядеть берега? 5. Какие должны быть растения? 6. Что необычного будет в нашем водоёме? 7. 8. Хотите ли вы участвовать в проекте?
Цель:
_________________________________________________________________
Задачи (шаги по достижению цели):
1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________ 5. ________________________________________________________________
Что мы должны знать?

Поиск необходимой информации
Источник информации

Что интересного


Дизайн – анализ аналога


Материалы для основы водоёма

Оценка идей, выбор лучшей идеи:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Выбор растений

Оценка идей, выбор лучшей идеи:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Оформление берегов

Оценка идей, выбор лучшей идеи:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Малые архитектурные формы

Оценка идей, выбор лучшей идеи:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Фото участка для размещения водоёма

Особенности участка.

Расположение относительно других строений

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Особенность грунта, почвы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Другие особенности

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Варианты плана оформления

Оценка идей, выбор лучшей идеи:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Проработка лучшей идеи

(Эскиз, описание)
Для выполнения проекта понадобятся следующие материалы:


Назначение

материалы

количество

размер

План создания водоёма:


Содержание

деятельности

Эскиз

Инструменты

и материалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Процесс создания водоема (фото, комментарии)


Стоимость проекта:
№ Наименование материалов Количество Цена Стоимость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итого: Комментарии к смете проекта (насколько затраты оказались обоснованы, на чем можно было сэкономить) __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________

Оценка результатов проекта
Получился ли водоем таким, каким вы его задумали? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Как поработала семейная команда? Как выполняли порученное дело? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Удалось ли выполнить все запланированные работы? Какие корректировки были внесены в план? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Что вам понравилось в проектной деятельности? Что было сделано плохо? Сделать вообще не удалось? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Как оценили вашу работу друзья, родственники? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Хотели бы еще заниматься проектной деятельностью? Какие еще проекты вы хотели бы сделать для своей семьи? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________