"Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Абашева Наталья Владимировна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №30 "Лучик"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"
Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста.
На пороге школьной жизни ребенку для последующего овладения
учебной деятельностью необходимы определенный уровень умственного и
эмоционально-волевого развития, умение планировать свою деятельность и
осуществлять самоконтроль, желание учиться в школе. По мнению
известного педагога и психолога П.П. Блонского развитие физических
качеств тесно связано с развитием психических процессов. Произвольность
психических процессов, в частности внимание – необходимое условие
успешного освоения учебной деятельности. Произвольное внимание по
своему происхождению социальное, оно не продукт созревания организма, а
формируется у ребенка только в общении со взрослым. Без
целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни
самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого
(учителя).
Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими
являются задачи, в которых существует последовательность познавательной
и двигательной активности. Анализ психолого-педагогических исследований
Б.Н. Сминовой, Н.Б. Стамбуловой по проблеме развития произвольности в
дошкольном и младшем школьном возрасте показал, что важным средством в
развитии произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте является
спортивные и подвижные игры.
В нашей работе по развитию произвольности внимания детей
старшего дошкольного возраста в подвижных и спортивных играх были
поставлены следующие задачи: выявление и измерение показателей
произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста;
разработать и апробировать методику работы по использованию подвижных
и спортивных игр в физкультурно-оздоровительной работе со старшими
дошкольниками для формирования произвольности внимания; обеспечить
конструктивное партнерство семьи, педагогов и детей в развитии
произвольности внимания у старших дошкольников.
Для решения этих задач были созданы условия: включение подвижных,
спортивных игр и игровых упражнений в режим дня, организованную и
самостоятельную детскую деятельность и систематическое использование
для развития произвольности внимания; выделение в игре правил как
основного структурного компонента и ориентация детей на необходимость
их выполнения. Разработан и реализован перспективный план, включающий
подвижные и спортивные игры для развития произвольности внимания
старших дошкольников. Развитие внимание осуществлялось путем
расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс
двигательной активности, манипуляций со спортивно-игровым
оборудованием. Задания на сравнение, нахождение сходства и различия в
объектах, классификацию, обобщение насыщали каждое физкультурное
занятие.
Целенаправленная педагогическая работа со старшими
дошкольниками позволила стимулировать проявления и развития у них
произвольности внимания, а также таких качеств личности как
самостоятельность, целенаправленность, настойчивость.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование
подвижных и спортивных игр, разнообразная активная двигательная
деятельность детей, сотрудничество педагогов и родителей привели к
достижению эффективных результатов в работе с детьми старшего
дошкольного возраста по формированию произвольности внимания и
подготовки их к школе.