Напоминание

"Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Абашева Наталья Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №30 "Лучик"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей

старшего дошкольного возраста.
На пороге школьной жизни ребенку для последующего овладения учебной деятельностью необходимы определенный уровень умственного и эмоционально-волевого развития, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, желание учиться в школе. По мнению известного педагога и психолога П.П. Блонского развитие физических качеств тесно связано с развитием психических процессов. Произвольность психических процессов, в частности внимание – необходимое условие успешного освоения учебной деятельности. Произвольное внимание по своему происхождению социальное, оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого (учителя). Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых существует последовательность познавательной и двигательной активности. Анализ психолого-педагогических исследований Б.Н. Сминовой, Н.Б. Стамбуловой по проблеме развития произвольности в дошкольном и младшем школьном возрасте показал, что важным средством в развитии произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте является спортивные и подвижные игры. В нашей работе по развитию произвольности внимания детей старшего дошкольного возраста в подвижных и спортивных играх были поставлены следующие задачи: выявление и измерение показателей произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста; разработать и апробировать методику работы по использованию подвижных и спортивных игр в физкультурно-оздоровительной работе со старшими дошкольниками для формирования произвольности внимания; обеспечить
конструктивное партнерство семьи, педагогов и детей в развитии произвольности внимания у старших дошкольников. Для решения этих задач были созданы условия: включение подвижных, спортивных игр и игровых упражнений в режим дня, организованную и самостоятельную детскую деятельность и систематическое использование для развития произвольности внимания; выделение в игре правил как основного структурного компонента и ориентация детей на необходимость их выполнения. Разработан и реализован перспективный план, включающий подвижные и спортивные игры для развития произвольности внимания старших дошкольников. Развитие внимание осуществлялось путем расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности, манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Задания на сравнение, нахождение сходства и различия в объектах, классификацию, обобщение насыщали каждое физкультурное занятие. Целенаправленная педагогическая работа со старшими дошкольниками позволила стимулировать проявления и развития у них произвольности внимания, а также таких качеств личности как самостоятельность, целенаправленность, настойчивость. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование подвижных и спортивных игр, разнообразная активная двигательная деятельность детей, сотрудничество педагогов и родителей привели к достижению эффективных результатов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию произвольности внимания и подготовки их к школе.