Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Маугли"

Автор: Марчук Анна Раифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ" пст. Якша (дошкольные группы)
Населённый пункт: пст. Якша Троицко-Печорский район Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Маугли"
Дата публикации: 06.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Принята Утверждаю Педагогическим советом Директор МОУ «СОШ» пст.Якша Протокол № Дубчак М.Ф. От 2015 г.
Дополнительная образовательная программа

спортивной секции

«Маугли»
Направленность Физкультурно - оздоровительная Для обучающихся 5 – 6 лет 1 год обучения Составитель: Марчук Анна Романовна Якша 2015
Пояснительная записка. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений. Необходимость физического воспитания и развития детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладения движениями это появление у ребенка возможности испытать «мышечную радость». Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении. Программа спортивной секции «Маугли» дополняет материал, который дети изучают на занятиях физической культуры в детском саду, с учётом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года, и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Основная цель программы: 1. Формирование положительно – эмоциональных качеств, отношений и устойчивых интересов к физической культуре, ориентация на здоровый образ жизни. 2. Осуществление индивидуального подхода в работе с физически одаренными детьми старшего дошкольного возраста путем создания комплекса условий, направленных на всестороннее развитие личности дошкольника. Задачи: - воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных дошкольников и школьников; - укрепление физического и психического здоровья детей, улучшение физического развития; - формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств ловкости, выносливости, быстроты, гибкости; - пропаганда физической культуры и спорта; - развивать сплоченность команды; - формировать умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться; - формировать мотивацию родителей ребенка на его физическое развитие. Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на открытом воздухе. В программу включено три раздела: 1. Двигательные умения, навыки и способности (ОРУ, строевые упражнения, бег, ходьба, лазание, ползание, игровой стретчинг и т.д.). 2. Подвижные игры (игры с нестандартным оборудованием, игры-эстафеты, русские народные игры, фольклор, игры с прыжками, бегом, с элементами
построения и перестроения, игры с мячом). 3. Ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения, различные сочетания танцевальных шагов и ходьбы). Основные задачи теоретических занятий. Дать необходимые представления о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека, о личной гигиене, технике безопасности на занятиях, о различных видах спорта, знакомить детей с понятием, как рациональный отдых. Основные задачи практических занятий. 1. Упражнять в умение контролировать технику выполнения движений; 2. Обучать способам самоконтроля и самооценки; 3. Совершенствовать навыки самоорганизации детей в подвижных играх, спортивных играх; 4. Создать условия для разностороннего развития детей. Структура занятия. I вводная часть (разные виды ходьбы и бега, строевые упражнения, перестроение.). II основная часть (ОРУ, ОВД, музыкально – ритмические движения, подвижные игры.). III заключительная часть (упражнения на расслабление мышц, на дыхание, рефлексия, спокойная ходьба, игры малой подвижности.). Формы проведения занятий: - сюжетные; - игровые; - музыкально – ритмические; - интегрированные. По ходу занятия дети получают определенные знания, чаще всего в процессе
выполнения двигательных действий. Руководитель секции должен формировать у детей умения применять полученные знания на практике. Это создает условия для осознанных занятий физическими упражнениями. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, используя межпредметные связи, т.е. опирался бы на те знания, которые получают дети, изучая другие предметы. Это, несомненно, обогатит кругозор детей, углубит знания, повысит их интерес к занятиям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, оценивать их реакцию на предлагаемую нагрузку, следить за их самочувствием во время занятий, замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение. Техническое оснащение. 1. Спортивный комплекс (канат, кольца, верёвочная лестница, металлическая лестница) 2. Мат гимнастический 3. Мяч волейбольный 4. Мяч футбольный 5. Палки гимнастические большие 6. Палки гимнастические малые 7. Гимнастические коврики 8. Скакалки 9. Кегли (набор) 10. Мячи для художественной гимнастики 11. Кольцеброс (набор) 12. Полоса препятствий 13. Ленточки 14. Флажки Численный состав секции и режим работы
Год обучения 1 год обучения Количество детей 14 Время занятий 30 минут Количество часов 1 раз в неделю Программный материал распределен на 1 год обучения для девочек и мальчиков 5 - 6 лет. Формы подведения итогов: развитие интереса у детей к спорту, участие в спортивных соревнованиях. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ «МАУГЛИ»: I. Двигательные умения, навыки и способности. Цель: 1. Оздоровить детский организм, выработать у детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой, спортом, помогать развивать у детей ловкость, выносливость, умение владеть своим телом, чувство самостраховки; 2. Повысить двигательную активность детей. В программу включены: - акробатические упражнения; - игровые подражательные движения; - упражнения в равновесии на различных снарядах. II. Подвижные игры. Цель: способствовать всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, расширение общего кругозора детей. Дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению. Методика проведения подвижных игр.
1этап – предварительный (чтение литературы, подбор считалок). 2 этап – сбор на игру (сюрпризный, игровой момент). 3 этап – название игры. 4 этап – информация о содержании двигательных задач. 5 этап – выполнение правил игры. 6 этап – распределение ролей. 7 этап – руководство игрой. 8 этап – подведение итогов. Значение подвижных игр для дошкольников , очень велико: они не только повышают интерес воспитанников к занятиям, но являются одним из основных средств физического развития. Подвижные игры развивают умение применять ранее приобретенные двигательные навыки. Инструктор, правильно подбирая и применяя игры, может добиться развития силы, выносливости, ловкости, быстроты движений и сообразительности. Игра не должна быть стандартной, не должна часто повторяться в одном и том же варианте, иначе у детей пропадает всякая охота играть в эту игру. Наблюдения за детьми показывают, что они много фантазируют, когда играют, и вносят в игру неожиданные ситуации. Это надо учитывать при проведении игр. В зависимости от условий и размеров зала или площадки, где должны проводиться занятия, можно самим выдумать или преобразовать игру, изменить условия игры, включить дополнительные препятствия, поставить различные задачи. Все это поможет создать соответствующую эмоциональную предпосылку и в результате выполнения поставленных задач, развивать физические качества. III. Ритмическая гимнастика.
Цель: Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Теоретическая подготовка. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. Беседа о том, как вести себя на занятиях, разработка правил поведения. Какие меры безопасности предусмотрены на занятиях по физической культуре. Личная гигиена. Закаливание. Основные правила личной гигиены. Беседы о ЗОЖ. Для чего это нужно? «Мальчики и девочки» - дифференцированный подход. Мальчики внимательно и бережно относятся к девочкам. Мужское достоинство в рыцарском отношении к женщине. Какие качества на занятиях развивают девочки? Зачем это нужно? Продолжать знакомить с разными видами спорта. Краткие сведения о разных видах спорта. Правила игр и соревнований. Правила при проведении подвижных игр, спортивных игр. Правила общения со спортивным инвентарем. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Комплектование методических пособий, подбор и распределение информационного материала по темам. Методические разработки по проведению занятий по наиболее популярным темам: "Дни здоровья", "Спортивный праздник". Распечатка наглядного материала. Пополнение картотеки подвижных и спортивных игр. Подбор музыкальных произведений для проведения занятий. Диагностическая методика выявления физических способностей и навыков детей 5-6 лет. Физическими (двигательными) качествами называются отдельные
качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится хорошо видимой с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребёнком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребёнок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребёнку ещё 3 попытки. В протокол заносится результат лучший из трёх попыток. Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног – становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребёнок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми. Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, т.е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить
ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток. Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки. Ловкость можно оценить по результатам челночного бега на дистанцию 10м: она определяется как разница во времени, за которое ребёнок пробегает эту дистанцию с поворотом и по прямой. Ребёнку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования. Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 800 метров. Тест считается выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановки. Гибкость – это морфофункциональные свойства спорно – двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок. Гибкость оценивается при помощи упражнения – наклон вперёд, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребёнок не дотягивается кончиками пальцев до плоскости опоры. Если ребёнок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ В начале и в конце учебного года проводится диагностика по уровню физической подготовленности дошкольников. Диагностика используется для оценки исходного уровня развития школьников. Оптимально – минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности дошкольников. Контрольные нормативы (тесты). 1. Бег 30 м/сек. (с высокого старта). 2. Прыжки в длину с места (см.) 3. Прыжки в длину с разбега (см). 4.Прыжки в высоту с разбега (см). 5. Челночный бег 3х10м/с. 6. Наклоны, вперед сидя на полу (см.) Предполагаемый результат: 1. Выступление на различного рода соревнованиях; 2. Система представлений детей о себе своем здоровье и физической культуре; 3.Повысить двигательную активность детей физически развитых детей; 4.Повысить уровень ответственного отношения детей к себе, к своему здоровью и физической культуре. 5. Получить положительные результаты оздоровления и физического развития детей, сформировать у них ценностное отношение к своему здоровью и физической культуре. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ «МАУГЛИ»
Сентябрь

1-2 занятие
Подвижные игры: "Ловишки с мячом", ""Поймай мяч", "Научись владеть мячом", «Мини-футбол»
Музыкально-ритмическая композиция «Губки бантиком»
Октябрь

3-4 занятие
Строевые упражнения. "Палочка – выручалочка" Цель: научить детей выполнять разнообразные движения и упражнения с гимнастической палкой. Подвижные игры: "Веселое соревнование", "Кто скорее?", "Силачи", "Поймай палку", "Гребцы"
Октябрь

5-6 занятие
Народные подвижные игры: Латвийская народная игра «Кольцо», Белорусская игра «Гуси летят», Русская народная игра «Обыкновенные жмурки» Упражнение с обручем под песню «Неприятность эту мы переживём» (Б.Савельев)
Ноябрь

7-8 занятие
Строевые упражнения. "Мой веселый звонкий мяч" Цель: вызвать у детей интерес и желание выполнять работу с мячом (перебрасывать мяч друг другу разными способами, отбивать мяч на месте, прокатывать мяч одной (двумя) руками, подбрасывание мяча максимальное количество раз). Ознакомить с некоторыми элементами футбола (пас ногами и т.д.) Подвижные игры с мячом «Вышибалы», «Поймай-передай», «Мини-футбол».
Ноябрь

9-10 занятие

Подвижные игры по желанию детей. Ритмическая гимнастика с мячом «Цветные горошины»
Декабрь

11-12 занятие
Строевые упражнения. "Веселый шнурок" Цель: научить детей выполнять прыжки через короткую скакалку, длинную скакалку Подвижные игры: "Удочка", "Веселое соревнование", "Лошадки".
Декабрь

13-14 занятие
Подвижные игры: "Эстафета пассажиров", "Собери флажки", "Черепахи", "Спуск в ворота", "Быстрые санки", "Регулировщик" Ритмическая композиция без предметов «Ну, погоди!» (песня «Расскажи, снегурочка» Г.Гладков, Ю.Энтин)
Январь

15-16 занятие
Строевые упражнения "Ах, вы лыжи, мои лыжи!" Цель: познакомить детей с лыжным спортом. Вызвать у детей активность, самостоятельность, инициативу. Научить их преодолевать трудности, препятствия, помогать друг другу. Совершенствовать выполнение ранее освоенных движений. Подвижные игры: «Сороконожка-лыжница», «Схвати флажок», «Кто бросит дальше?».
Январь

17-18 занятие
«Лента красная и атласная» Цель: учить выполнять упражнения с лентой (длинной)
Ритмическая гимнастика с длинной лентой.
Февраль

19-20 занятие
Ритмическая гимнастика «Моряки» (песня «Морячка» О. Газманова). Подвижные игры: "Зайцы и охотники".
Февраль

21-22 занятие
Строевые упражнения. «Не страшны нам зимние морозы, если будем закаляться, физкультурой заниматься!» Эстафеты со спортивным оборудованием (обручи, мячи, гимнастические палки, кегли).
Март

23-24 занятие
Строевые упражнения «Мы ребята-акробаты!» Акробатические упражнения «Группировка», «Перекат», «Кувырок». Подвижные игры: «Сумей схватить», «Сбей кеглю» и др.
Март

25-26 занятие
Ритмическая композиция.
Апрель

27-28 занятие
Спортивный марафон. Цель: упражняться в обычном беге, в беге с изменением направления движения. Бег в чередовании с ходьбой. Бег с преодолением препятствий. Подвижная игра «Кошки - мышки», «Перелет птиц».
Апрель

29-30 занятие
Строевые упражнения
«Мы – спортсмены просто класс!» Цель: учить элементам баскетбола (отбивание мяча, передача мяча, бросание в корзину…) Подвижные игры: «Баскетбольчик», «Попади в корзину»
Май

31-32 занятие
Игровой стретчинг «Просто так». Ритмическая композиция «Скоро лето».
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В сентябре провести индивидуальные беседы о спортивной секции «Маугли» с родителями, дети которых имеют высокий уровень физического развития. В феврале месяце провести открытое занятие «Мы спортсмены просто класс!» для родителей с целью просмотра полученных результатов детей в спортивной секции «Маугли». В мае провести открытое выступление «Будем дальше с «Маугли» дружить!», на котором родители смогут оценить итоги работы спортивной секции, результаты деятельности детей, оценить деятельность педагога дополнительного образования. Показать родителям отчет-презентацию по работе спортивной секции «Маугли».
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
В декабре выступление на новогоднем утреннике с ритмической композицией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1083. 2.Антонова Л.В. Игры на свежем воздухе. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. 3.Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 4.Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. 5.Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей". 6.Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 7.Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий. – Волгоград: Учитель,2011. 8.Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 9.Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1980. 10.Фирилева Ж.Е. , Сайкина Е.Г. СА - ФИ – ДАНСЕ. Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 11. Яковлева Л.В. парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт».