"Проблемное обучение, как фактор развития любознательности и творческой активности детей дошкольного возраста"

Автор: Лагуткина Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 30" г. Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: копилка педагогического опыта
Тема: "Проблемное обучение, как фактор развития любознательности и творческой активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 08.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Лагуткина Светлана Александровна,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 30» г.Тобольска

«Проблемное обучение, как фактор развития любознательности и творческой

активности детей дошкольного возраста».
В процессе введения в образовательную систему ФГОС ДО перед педагогами возникают проблемы поиска и внедрения новых форм обучения и развития дошкольников, новых форм организации образовательной деятельности, методов обучения, направленных на развитие личности, на формирование интеллектуального потенциала воспитанников. В этом контексте исследователи все чаще обращаются к потенциальным возможностям различных концепций обучения, разнообразных направлений педагогической науки. Большое внимание уделяется учеными проблемному обучению (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, М.А. Данилов, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, И.А. Ильницкая, В.В. Краевский, В.А, Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Р.К. Миньяр-Белоручев, В. Оконь, М.Н. Скаткин, Л.М. Фридман, З.М. Цветкова и др.). Как отмечается многими исследователями (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.), отвечающим задачам развития личности ребенка является именно проблемное обучение, которое, как еще подчеркивалось С.Л. Рубинштейном, связано с проблемной ситуацией - началом развития мысли человека. Оно является основой такой организации образовательной деятельности, при которой развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность дошкольника, что также рассматривается в качестве одной из основных задач подготовки к обучению в школе. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет воспитанникам радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации. Оно направленно на то, чтобы обеспечить возможность творческого участия детей в процессе освоения новых знаний, сформировать у дошкольников необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию. Одним из интересных методов проблемного обучения предлагаю
технологию одного

предмета
. Суть его заключается в том, что при минимуме наглядного материала (один предмет) педагог, при правильной организации образовательной деятельности, ведения детей к решению проблемных ситуаций, может добиться высокого уровня решения поставленных задач, включения в деятельность всех детей. Именно использование технологии одного предмета делает образовательный процесс увлекательным, так как происходит интеграция различных образовательных областей, что позволяет каждому ребенку реализовать себя в соответствии со своими интересами и возможностями. Следует отметить, что одним из важных условий является наличие в группе насыщенной предметно – развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО (вариативность, трансформируемость, полифункциональность, т.д.). Рассмотрим технологию на практическом примере (старший дошкольный возраст). Педагог, планируя задачи образовательной деятельности, ориентируется на тематику недели (например, «Украшай лесную гостью!»), на знания, умения, навыки детей, полученные на
предыдущих занятиях. Продумывает приемы внесения в группу предмета (например, клубочек), который будет являться основой для дальнейшей деятельности (сюрприз, эффект неожиданности и т.д.), мотивацию (например, «Скоро праздник, нужно украсить елку, а у нас только клубочек…»). То есть создается проблемная ситуация, ставится проблемный вопрос: «Что делать?»; происходит поиск решения детьми возникшей проблемы. В процессе этой деятельности дети рассказывают, выдвигают предположения, чем можно украсить елку, какими могут быть игрушки, как в этом им может помочь клубочек (речевое развитие). Клубочек один, детей много, надо разделить поровну, или другой вариант: в группе есть другие клубочки, их также можно использовать, но всем ли хватит. И в этом случае множество вариантов развития деятельности: сосчитать, сравнить по размеру, количеству разных цветов, сделать гирлянду, значит, отмерить необходимую длину ниточки и т.д. (познание, математика). Дальше дети самостоятельно решают, какие способы украшения клубочка они будут использовать: выбор деталей, клея, который подойдет, способов вырезания и т.д. (исследовательская, продуктивная деятельность). В этом процессе педагог принимает на себя роль не руководителя, а непосредственного участника, то есть вместе с детьми ищет пути решения проблемы, обращает внимание на то, чтобы все дети были задействованы, может быть объединены в подгруппы или пары (например: «Рома, посмотри, у Наташи не получается повесить клубочки на ниточку, они все время падают, как ей помочь?» - подержать ниточку с другой стороны). Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности детей. Очень важно, чтобы каждый ребенок осознавал свою значимость в происходящей деятельности и, как следствие, в получении конечного результата. Таким образом, в настоящее время проблемное обучение, на мой взгляд, является не столько педагогической технологией, сколько методикой или даже подходом к обучению, и в зависимости от уровня той или иной своей составляющей может служить различным целям и органично применяться в различных действующих педагогических технологиях.