Напоминание

"Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Автор: Лагуткина Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 30" г.Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: копилка педагогического опыта
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Лагуткина Светлана Александровна,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 30» г.Тобольска

«Использование мнемотехники в развитии речи

детей дошкольного возраста».
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи современных детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, монолог, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Поэтому перед педагогами всегда стоят вопросы: - Как научить детей формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. - Как научить ребенка самостоятельно добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания. - Как развивать коммуникативные и познавательные способности дошкольников. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть их характерные признаки, производимые с ними действия. Известный психолог Л. С. Выготский указывал, что в качестве вспомогательного фактора важно использовать создание плана высказывания, т.е. последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Поэтому возникает необходимость так построить педагогический процесс, чтобы он дал максимальный результат в речевом развитии воспитанника, необходимость применения более эффективного, современного, дидактически оправданного средства воспитания и обучения, которым, по моему мнению, является мнемотехника. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления. 2.Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации). 3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать развитие мелкой моторики рук. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей, формированию целостного восприятия окружающего мира. 5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 6. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью при заучивании стихотворений. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я так же широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем
различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность и мнемотаблицы придумываем вместе, сообща. Продумывая разнообразные модели с детьми, я придерживаюсь следующих требований: •Модель должна отображать обобщённый образ предмета. •Раскрывать существенное в объекте. •Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки, рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. Я считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. В ходе данной работы удалось достичь значительных результатов в следующем:  Активизация словарного запаса.  Расширение знаний об окружающем мире.  Преодоление детьми робости, застенчивости, появление умения свободно держаться перед аудиторией.  Свободное пересказывание сказок, рассказов, как на занятиях, так и в повседневной жизни.  Развитие фантазии и творческого воображения.