"Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"

Автор: Эсаулова Нина Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: город Павловск Воронежской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема проекта: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста ».
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности

В.А. Сухомлинский.
Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослых во время игры Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством воспитания, необходимо совместно со взрослыми и
самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре Цель и задачи проекта. Цель: Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задачи воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть 1. Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя со взрослым и самостоятельно; 2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам,игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно; 3. Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками 4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей. 5. . Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах. В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре. Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике. Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие: - здоровье и физическое развитие; - социально-личностное; - познавательно-речевое развитие; - художественно-эстетическое. Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.
В игре происходит: - развитие ребенка; - развиваются его действия в представлении; - происходит ориентация в отношениях между детьми; - уважительное отношение к окружающим; - коммуникативность, чувство собственного достоинства; - навыки самоорганизации и здорового образа жизни; - открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2015 - май 2016) . План реализации.
Сентябрь:
- составить тематический план работы по игровой деятельности на учебный год; - подбор методической литературы по теме;
Октябрь
- согласовать тему с методистом; - консультация для родителей, планирование работы по взаимодействию;
Ноябрь
- психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности; -анкетирование родителей, тестирование - создание предметно-игровой среды в семье и детском саду;
Декабрь
- зарисовать метки, эмблемы для детей раннего возраста; - совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;
Январь
- беседы на тему «Зимние сказки»; - выставка рисунков на тему «Зёрнышки для петушка» (рисование пальчиком);
Февраль
- проведение совместно с детьми аппликации «Рукавичка»; - народные хороводные игры, игры- забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)
Март
- проведение праздника «Мамин день»; - Рисунки «Подарок для любимой мамы сделаем сами»
Апрель
- организация музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»); - выставка рисунков «Солнечные ладошки»
Май
- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»; - Коллективная работа «Коллаж»;
Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:
Дети должны знать
: -названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек; -особенности использования разных видов игрушек; -правила бережного отношения к игрушкам; -названия некоторых любимых игр.
Дети должны уметь
: -эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх; -готовить игрушки и место для игры; -соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками); - играть рядом и вместе с другими детьми; -использовать в игре игрушки в соответствии их назначении; - подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого -самостоятельно инициировать игру; -создать условия для игр. В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие, игры-развлечения, музыкальные игры. Востребованность этого проекта: научить детей играть со взрослыми, со сверстниками, бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм, у ребёнка развивается речь, память, мышление, воображение. Из опыта работы. В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда приносит ему радость, а наоборот ставит перед ним задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использовала в своей повседневной работе игры. Игры помогали мне отвлекать детей от всего, что огорчало их пребывание в ДОУ. В этом я увидела актуальность темы: «Использование игры в развитии детей раннего возраста». Вначале я определила направления в играх. Опыт работы с маленькими детьми, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, убедили меня в том, что в раннем возрасте ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Я помнила, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных,
решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый персонаж. Подбираю яркие игрушки, которые привлекут внимание детей. Например: «Петушок, петушок». Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание программных требований и методических приемов позволяют мне каждый режимный момент, и подготовка к занятиям, непосредственно на занятиях или в качестве закрепления полученных знаний использовать игры малой подвижности и словесные игры: «Башмачки», «Маленькие ножки» и другие. Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов. 1.Анкета по итогам адаптации для родителей
.
2.Консультации для родителей:»Как играть и общаться с маленьким ребенком?» «Игровая деятельность в семье.» 3.Анкетирование родителей в ДОУ для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте. 4. Для педагогов ДОУ по игровой деятельности детей раннего возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду». Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта деятельность довольно разнообразна. Но это разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и занимательный труд, учение, воспитание. Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько важна. Игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять. Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.