"Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"
Автор: Эсаулова Нина Владимировна Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: город Павловск Воронежской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"
Тема проекта: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста ».
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности
В.А. Сухомлинский.
Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как
личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в
формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром
взрослых во время игры Актуальность данного проекта нашла свое
отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного
развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид
деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и
мальчиков дошкольного возраста.
Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие
игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков –
шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при
организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно
маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» -
кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам
необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и
незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и
разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им
пространство.
Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и,
значит, является деятельностью, в которой стабильно отражают именно
правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы,
а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка.
Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому,
чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.
А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким,
непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре.
Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и
творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь
поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт,
культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной
практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным
средством воспитания, необходимо совместно со взрослыми и
самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка,
посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт
человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные
задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны
проходить в игре
Цель и задачи проекта.
Цель: Создать условия для обеспечения психологического благополучия
детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов.
Задачи воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в
том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание
действовать, играть
1. Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим
миром, действуя со взрослым и самостоятельно;
2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам,игровые умения и навыки.
Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;
3. Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными
игрушками
4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их
адаптационных возможностей.
5. . Соответствие проекта направлениям государственной политики в
образовании, сформулированным в основополагающих документах.
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному
образованию воспитание – процесс, направленный на формирование качеств
и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре.
Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема,
включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной
работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на
других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности должна
осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не
допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому
важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в
современной педагогике.
Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает
разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые
обеспечивают разностороннее личностное развитие:
- здоровье и физическое развитие;
- социально-личностное;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое.
Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений
государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не
сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь
преобразующим видом его самостоятельной деятельности.
В игре происходит:
- развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между детьми;
- уважительное отношение к окружающим;
- коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;
- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.
Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2015 - май 2016)
. План реализации.
Сентябрь:
- составить тематический план работы по игровой деятельности на учебный
год;
- подбор методической литературы по теме;
Октябрь
- согласовать тему с методистом;
- консультация для родителей, планирование работы по взаимодействию;
Ноябрь
- психолого-педагогические исследования по развитию игровой
деятельности;
-анкетирование родителей, тестирование
- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду;
Декабрь
- зарисовать метки, эмблемы для детей раннего возраста;
- совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное
представление»;
Январь
- беседы на тему «Зимние сказки»;
- выставка рисунков на тему «Зёрнышки для петушка» (рисование
пальчиком);
Февраль
- проведение совместно с детьми аппликации «Рукавичка»;
- народные хороводные игры, игры- забавы («Снег кружится, белая вся
улица», «Зашагали ножки»)
Март
- проведение праздника «Мамин день»;
- Рисунки «Подарок для любимой мамы сделаем сами»
Апрель
- организация музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой
подружимся», «поссорились-помирились»);
- выставка рисунков «Солнечные ладошки»
Май
- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;
- Коллективная работа «Коллаж»;
Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:
Дети должны знать :
-названия образных, спортивных, театральных, музыкальных,
дидактических, строительных игрушек;
-особенности использования разных видов игрушек;
-правила бережного отношения к игрушкам;
-названия некоторых любимых игр.
Дети должны уметь :
-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать
в совместных играх;
-готовить игрушки и место для игры;
-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать
своей очереди, меняться игрушками);
- играть рядом и вместе с другими детьми;
-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;
- подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого
-самостоятельно инициировать игру;
-создать условия для игр.
В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное
развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи,
ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры,
социальное развитие, игры-развлечения, музыкальные игры.
Востребованность этого проекта: научить детей играть со взрослыми, со
сверстниками, бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить
профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм, у ребёнка
развивается речь, память, мышление, воображение.
Из опыта работы.
В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда
приносит ему радость, а наоборот ставит перед ним задачи. Чтобы облегчить
детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использовала в
своей повседневной работе игры. Игры помогали мне отвлекать детей от
всего, что огорчало их пребывание в ДОУ.
В этом я увидела актуальность темы: «Использование игры в развитии детей
раннего возраста».
Вначале я определила направления в играх. Опыт работы с маленькими
детьми, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, убедили меня в том,
что в раннем возрасте ведущий вид деятельности – игра, в которой
развиваются все познавательные процессы.
Я помнила, что любая деятельность детей направлена на решение
определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных,
решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить
достижения поставленной цели.
Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой
сюжет, героем которого является интересный и знакомый персонаж.
Подбираю яркие игрушки, которые привлекут внимание детей. Например:
«Петушок, петушок».
Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание
программных требований и методических приемов позволяют мне каждый
режимный момент, и подготовка к занятиям, непосредственно на занятиях
или в качестве закрепления полученных знаний использовать игры малой
подвижности и словесные игры: «Башмачки», «Маленькие ножки» и другие.
Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли
игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я использую в
обучении детей раннего возраста.
Возможность и перспективы широкого распространения наработанных
материалов.
1.Анкета по итогам адаптации для родителей .
2.Консультации для родителей:»Как играть и общаться с маленьким
ребенком?»
«Игровая деятельность в семье.»
3.Анкетирование родителей в ДОУ для выявления их отношения к игровой
деятельности в раннем возрасте.
4. Для педагогов ДОУ по игровой деятельности детей раннего возраста будет
проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском
саду».
Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта
деятельность довольно разнообразна. Но это разнообразие не просто
баловство для ребенка – это приятный и занимательный труд, учение,
воспитание.
Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий
потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только
формирует личность ребенка, но и подготавливает его к
взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый
коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в
повседневности, она демонстрирует его отношение к
социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра
настолько
важна.
Игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть
застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится
отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию,
самостоятельно находить оригинальные решения.
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы,
огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за
всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства
"складывается" человек. Те изменения, которые происходят в
развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем
не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.
Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной
личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые,
самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие
принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических
ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к
активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно
совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям
эффективно и качественно усваивать программный материал.
Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях
и в самостоятельной деятельности детей.