"Моя малая родина. Творчество Ф.Чиспиякова"

Автор: Вуд-Вуд Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ"
Населённый пункт: Новокузнецкий район поселок Металлургов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Моя малая родина. Творчество Ф.Чиспиякова"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Вуд-Вуд

Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Металлурговская СОШ»
0
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Металлурговская средняя общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области
Моя малая Родина.

Творчество Ф. С.Чиспиякова


Разработал: учитель русского языка и литературы Вуд-Вуд Светлана Владимировна Новокузнецкий муниципальный район, 2015 1

Вуд-Вуд С.В.

Моя малая Родина.

Творчество Ф.С.Чиспиякова:
методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе/ составитель С.В.Вуд-Вуд, учитель русского языка и литературы ; МАОУ «Металлурговская СОШ». – Новокузнецкий муниципальный район, 2015. - 16 с. 2

Содержание
Введение……………………………………………………………………..4 стр. Разработка внеклассного мероприятия………………………….………. 5 стр. Самоанализ внеклассного мероприятия……………………….………..14 стр. Заключение………………………………………………………..………...15 стр. Литература…………………………………………………………………..16 стр. 3

Введение
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для обучающихся старших классов . Имеет практическую ценность для расширения кругозора ребят, может использоваться на занятиях спецкурсов по литературе, краеведению, на уроках географии. Работа знакомит школьников с историей и культурой коренного народа, с жизнью и творчеством основоположника шорской литературы Ф.С.Чиспиякова . Материал ориентирован на пробуждение и развитие у подростков интереса к родному краю, бережному отношению к родному языку, воспитание уважения и толерантности, любви к малой Родине, чувство патриотизма.
Цели:
открытие новой страницы краеведения, через знакомство с историей и культурой шорского народа, жизнью и творчеством основоположника шорской литературы Ф.С.Чиспиякова. - развитие интереса к родному краю, бережного отношения к родному языку, к слову, воспитание чувства патриотизма. - формирование навыков выразительного чтения поэтического текста.
Задачи:
изучить особенности шорской культуры, а также литературы на примере краткого обзора биографии и творчества Ф.С.Чиспиякова, - воспитывать морально-ценностные чувства, активную гражданскую позицию, любовь к родной природе.
Методы:
информационный, исследовательский, иллюстративный.
Формы работы:
элементы лекции, презентация, чтение текстов.
Участники:
обучающиеся, учителя, классные руководители.
Актуальность:
Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Поэтому обществу и государству нужны люди, ориентированные на такие нравственные категории, как личность, общечеловеческая нравственность, гражданственность, индивидуальность, терпимость, толерантность. 4

«Моя малая Родина. Творчество Ф. С.Чиспиякова"

Оборудование:
 мультимедийный проектор, компьютер  мультимедийная презентация «Моя малая Родина. Творчество Ф. С.Чиспиякова»  стихи поэта ≪ Аргыш Ленин ≫ , ≪ Песня охотника ≫ , ≪ Раздумье ≫ , ≪ Песня старой женщины ≫
Ход внеклассного мероприятия

Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура. Щедра кузбасская земля на талантливых людей. Многих поэтов и писателей взрастила она. Тема нашего занятия « Моя малая Родина. Творчество Ф. С.Чиспиякова». Слайд 1 .Сегодня мы с вами откроем одну из страничек краеведения, узнаем о биографии, творчестве шорского поэта и писателя Земли Кузнецкой - Федоре Степановиче Чиспиякове. Но начнем наше занятие со знакомства с коренным населением Горной Шории в Кемеровской области-шорцами. Далеко среди гор и дикой тайги с древних лет жи вут люди. Живут они крохотными — всего в несколь ко избушек — урочищами, наглухо отрезанные от ос тального мира непроходимой стеной тайги, ущельями и скалами. Все в таком урочище отлично знают друг друга — маленькая горстка людей, связанных воедино изнурительной повседневной борьбой за существова ние. Казалось бы, им ли не жить одной семьей, в ми ре да согласии? Но нет. Здесь существуют такие же сложные взаимоотношения, действуют те же социаль ные законы, как в любом человеческом обществе.
1 ученик:
Шорцы – потомки древних тюрков VI века н.э., а Горная Шория, входящая в состав современной территории Кемеровской области, раньше являлась исторической и географической частью северного Алтая. Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружие и мечи. Хакасия, Тува, Горная Шория и Горный Алтай представляли собой единое 5
культурное пространство. Шорцы – народ, живущий на юге Кемеровской области (Горная Шория), главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрассу. Численность в Кемеровской области — 10 672 человека. Верующие шорцы — православные Слайд 2. Принято выделять у шорцев конца XIX - начала XX вв. две этнографические группы: северную –“абинскую” и южную горнотаежную –“шорскую”. В основу деления этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп – примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары). Слайд 3 . У южных шорцев главным занятием оставались охота, собирательство и рыболовство. У северных шорцев преобладало стойловое скотоводство, земледелие, торговля и извоз, изготовление и сбыт глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство и рыболовство, сбор кедрового ореха . Слайд 4. Жильем для шорцев служили бревенчатые срубные юрты, одаги (летний шалаш в виде усеченной пирамиды), русские избы (у северных групп), крестовые дома (у богатых) . Ведя оседлый образ жизни, шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой, земледелием. Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из неё выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (Ныне – посёлок Томское Прокопьевского района). Шорцы были хорошими рыбаками. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, сачков, устраивая запруды из камня. Женщины занимались земледелием и собирательством. На расчищенных от леса, южных склонах гор, шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. В тайге собирали ягоды, кедровые орехи, мёд диких пчёл, яйца птиц, черемшу 6
Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану пекли в золе, черемшу ели солёной. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Ячменную муку (талкан) ели с чаем, молоком, мёдом, маслом, сметаной, из неё варили кашу (саламат). Крупу добавляли в суп, кусочки пресного пшеничного теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке. Пресные лепёшки (тертпек) варили в воде, ели с супом. Степные шорцы употребляли молочные продукты.
2 ученик:
Слайды 5,6. Одежду шорцев шили из покупного гладкого черного сатина или из домотканой ткани “кендыря” . Мужская и женская национальная одежда состоит из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Обувь — кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины — шапки Слайды 7,8 . Домашняя утварь у шорцев была преимущественно деревянная или берестяная, изготавливалась самими хозяевами . Для хранения зерна, переноски воды, меда использовали берестяные туеса “тозек”, “куспак”. Изготавливали берестяные короба “эпчек”, трехгранные сольницы “саа-раг”, ложки “кажык”, чашки “аяк”. Слайд 9. У шорцев необыкновенно богата фольклорная культура: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак). Популярны героические поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента — комыса. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни. Духовная жизнь шорцев была неразрывно связана с шаманизмом, промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Определённые обряды связаны с охотой на медведя. Шаманы использовали бубен и колотушку, они наследовали свой дар и духов-покровителей в рамках рода. Со второй 7
половины XIX в. среди шорцев проводилась христианизация. К настоящему времени основная масса верующих — православные.
Ведущий:
Шорская литература развивалась очень неравномерно, испытывая взлёты и падения, причём последние были до того серьёзны, что порой можно было бы вести речь о её гибели. Однако существование самого шорского народа, бесспорная его талантливость в области художественного слова (богатый эпос, фольклор) неизменно давали возможность шорской словесности возродиться и открыть новую страницу своей истории. Расцвет шорской литературы связан с именами Ф.С.Чиспиякова, Н.Е. Бельчегешева, Л.Н. Арбачаковой, Т.В. Тудегешевой, В.П. Борискина и других авторов. Сегодня на уроке мы познакомимся творчеством Федора Степановича, одного из первых создателей письменной шорской литературы.
1 ученик:
Федор Степанович Чиспияков слайды 10,11 - фамилия происходит от шорского слова «чиспияк» — «маленький господин тайги», от нарицательных чыс — «тайга, лес» и пияк — «маленький господин». Первый шорский профессиональный поэт, первый из шорцев, получивший высшее образование: в 1931 году окончил Ленинградский институт народов Севера. Родился в 1906 году в улусе Косой Порог (ныне в черте города Междуреченска), в Горной Шории. Отец, охотник, рано погиб, поэтому воспитанием Федора Степановича занимался дед. Дедушка, самый авторитетный человек в поселке, обладал незаурядным умом и любознательностью, о чем говорит тот факт, что он для познания мира ходил пешком в Петербург и Палестину Начальное образование до революции Федор Степанович получил в церковно-приходской школе. Подростком 14-15 лет он работал в поселках Балбынь и Атаманово. Батрачил у шорских баев и русских, как тогда говорили, кулаков. Шестнадцати лет Ф.С. Чиспияков, по тому времени “образованный” молодой человек, был направлен в Южную Шорию на работу учителем начальных классов. После революции его направили работать учителем начальной школы в Южную Шорию. В 1925г. стал студентом Института народов Севера. Учился у крупнейших ученых: Тан-Богораза, 8
видного этнографа, С.Е.Малова, известного тюрколога. Затем аспирантура в Москве. Перед молодым ученым 30-х годов XX века стояла проблема создания письменности, национальной литературы, учебников для школ. Не было переводчиков-писателей. И вот таким универсальным деятелем национальной культуры шорского народа был Федор Степанович Чиспияков. По окончании университета началась трудовая и творческая деятельность. Был заведующим Горношорским районо, редактором Огиза в Новосибирске, завучем Кузедеевского педучилища, директором школы в Таштагольском районе, заведующим районо г. Таштагола. Приходилось делать переводы на шорский язык небольших рассказов русских писателей для шорских учебников и хрестоматий. Затем перевел ряд прозаических и стихотворных произведений А.С.Пушкина (например « Капитанскую дочку »А. С. Пушкина)., И.Крылова, М.Горького - для взрослого читателя. Желание рассказать миру о жизни собственного народа побудили создать свои оригинальные произведения. Умер в 1978 году. Несчастный случай (падение с моста) оборвал творческую деятельность Ф.С.Чиспиякова, который мечтал о своем главном произведении мемуарного характера, в котором отразилась бы история Шории с начала века до современных дней. Стихи и проза Ф.С. Чиспиякова прочно вошли в антологию сибирской литературы.
2 ученик:
Слайд 12. Новосибирское областное издательство выпустило на шорском языке сборник художественных произведений писателя- шорца Федора Чиспиякова. По объему это очень маленькая книжечка — всего 88 страниц. Но появление ее — факт примечательный вдвойне. Это книга первого шорского писателя. Это первая книга художественных произведений на шорском языке за всю многовековую историю шорцев. Книга Ф. Чиспиякова интересна по своему содержанию, по яркости языка, образов, по национальному колориту, характерному для шорского народа. Без преувеличения можно сказать, что с ее появлением маленькая Горная Шорня внесла свой первый вклад в общую сокровищницу советской литературы. 9
В 1937 году композитором Кенель и поэтом Смердовым было записано в Шории несколько десятков народных песен. За перевод их на русский язык взялся Федор Чиспияков. И какова же была его радость, когда он увидел в записях и свои собственные стихи. Его стихи поют в улусах, они стали народными песнями. Первое его стихотворение было о смерти Ленина. Оно полно грусти, но в нем нет слов безнадежности. Стихотворение ≪
Аргыш

Ленин
≫ давно уже стало народной песней в Горной Шории.
3 ученик:
Аргыш(товарищ) Ленин любимый угас, — Слово Ленина есть у нас. Аргыш Ленин великий угас, — Сердце Ленина бьется в нас. Дело Ленина в нас живет, Аргыш Сталин ведет народ. Чтоб вперед и вперед нас весть — Аргыш Сталин любимый есть.
1 ученик:
Тяга к творчеству и желание показать миру жизнь своего народа побудили создать свои произведения: было написано и издано много стихов, сделана и проба пера в прозе. Так родилась первая книга на шорском языке “Шолбан” (1940)— результат творческой работы писателя за шесть — семь лет. Чиспияков строго подошел к составлению своей первой книги и включил в нее только лучшие свои произведения— 16 стихотворений и один рассказ. В произведениях Федора Степановича перед читателем встает в художественных образах новая, советская Шория с ее железными рудниками, рожденными первой пятилеткой, с железной дорогой, проложенной по долинам гор, с колхозами, возникшими на берегах Кондомы и Мрассы. В стихах Чиспиякова — новые мысли шорцев, новые их чувства. Это особенно полно можно почувствовать в одном из лучших стихотворений Чиспиякова. Слайд 13.
3 ученик:

Песня охотника

:
Белеет быстрая Томь-река, Похожа на белый шелк, 10
А Мрасса синеет, быстра и легка, Похожа на синий шелк. В Томь я войду брод искать. Словно надену белый шелк, А в Мрассу Войду, стану шагать. Словно надену синий шелк. Если б не было ледников, Томь так быстро тогда б не текла, Если б не было Ленина—Сталина, Жизнь счастливой такой не была б.
2 ученик:
Чиспиякову нелегко было начинать свой литературный путь. Еще совсем недавно не было даже литературного шорского языка, не было письменности. Шорцы имели только песни — продукт устного творчества. Чиспияков стал учиться на народных песнях. Под влиянием фольклора писатель написал большинство своих первых стихотворений. В них еще глухо слышится индивидуальный поэтический голос писателя. Поэт злоупотребляет образами фольклора, приемами народной песни. В последних своих стихах он не только берет от фольклора, он сам обогащает народное творчество новыми мотивами, новыми образами. Слайды 14,15. В книге “Стихи и проза” (1948 год) были опубликованы стихотворения Федора Степановича полные новой лирики. В стихотворении ≪ В долине Кондомы ≫ Чиспияков создал прекрасный образ ≪ Железного коня ≫ , который по долинам мчится, ≪ оставляя дымный пояс позади ≫ .
3 ученик:

Раздумье
≫ В дни, когда ветер сухой повеет, Листьев роса не смочат, В дни, когда разум твой, юноша, зреет, ' Сна не бывает ночью. Много растет в темнолесье хвойном Деревьев— прямое найдешь без труда. 11
Много в народе людей достойных — Верного друга найдешь всегда. Слайд 16. Хорошие лирические строки есть еще в одном замечательном стихотворении ≪
Песня старой женщины
≫ Ходи по тайге, молодой охотник. Не попадайся в медвежьи когти: Лапы зверя сильны. И век прожила в темноте, в обиде,— Пусть жизни такой никогда не видят Красавцы — мои сыны.
2 ученик:
Слайд 17. Также в сборник вошла первая поэма Чиспиякова ≪ Волк в овечьей шкуре ≫ . Федор Степанович написал рассказ о шорской девушке-комеомолке, которую батраки любовно прозвали Шолбан— Полярная звезда. Девушка ходила по стойбищам и смело говорила батракам слова большевистской правды. ≪ После ее слов, казалось, и Мрасса, и поля, и леса изменялись, становились чище, радостней ≫ . Девушка мужественно погибла в борьбе с баями. Но она, подобно горьковскому Данко, ценой жизни вывела батраков я из покорного повиновения своему хозяину, разбудила их классовое самосознание, подняла на борьбу. Рассказ с начала до конца пронизан своеобразием. Язык его яркий, свежий. В диалогах прекрасно переданы особенности разговорного языка шорцев. Образ Шолбан нарисован с большой четкостью, любовью и теплотой. Это настоящий поэтический образ. Слайды 18,19. Во время войны писалась повесть “В долинах Мрас-су” . Это одно из наиболее интересных произведений Ф.С. Чиспиякова, в котором он показал, как шорцы восприняли революцию и строительство социализма в Горной Шории. Слайд 20. Также написаны рассказы “Чулеш”, “Таныш”.
1 ученик:
Последнее свое самое значительное произведение (повесть “Кинэ”) слайды 21,22 он написал, будучи на пенсии и была опубликована в Кемеровском книжном издательстве
.
Отлично зная жизнь своего народа, его историю, уклад, обычаи, нравы ему удалось очень верно, точно показать быт 12
шорцев. Обстоятельно и неторопливо повествует автор о девушке по имени Кинэ из шорского стойбища. Образ главной героини, стиль, манера повествования сродни шорскому эпосу. Но это только подчеркивает глубокую связь писателя с народом и делает повесть по-настоящему высокохудожественным произведением. В центре сильные и незаурядные личности - Кинэ и ее муж Чагыс. Судьба главных героев повести складывается трагично. Они любят друг друга, но не в силах сохранить семью. Свобода духа, освобождение от груза пережитков и суеверий достаются героям повести дорогой ценой. Судьба Кинэ - это типичная судьба человека из народа, человека смелого, наделенного красотой и силой. Прослеживая жизнь Кинэ с самого детства, автор показывает на ее примере трудную судьбу женщины, вступившей в бой с бесправием, нуждой, вековыми предрассуд ками. Автор правдиво, без прикрас изобразил сложную обстановку, в которой живут и действуют герои. Верой в человека, его ум и в его добрую волю пронизана повесть «Кинэ». Как и повесть «В долинах Мрас-Су», она написана человеком, любящим свой народ и глубоко знающим его быт и нравы. Написано Федором Степановичем немного. Причиной тому – занятость преподавательской, административной и общественной работой.
Ведущий:
В стихах Ф. Чиспиякова, несмотря на их этническую, географическую, языковую, а также культурно-историческую отдалённость от читателя, мы узнаем себя. Нам близки и понятны создаваемые им образы. Хоть поэтика писателя и опирается на этнокультурные традиции шорского народа, но суть того, о чем он говорит в своих стихах, понятна представителю любой национальности и культуры. Любовь к людям, живущим рядом, любовь к отчему дому является главной темой поэта и главной составляющей его творчества
.
Спасибо за занятие.
Самоанализ внеклассного мероприятия.
Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия- страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. 13
Поэтому обществу и государству нужны люди, ориентированные на такие нравственные категории, как личность, общечеловеческая нравственность, гражданственность, индивидуальность, терпимость, толерантность. Поэтому
цели
моего мероприятия: открытие новой страницы краеведения, через знакомство с историей и культурой шорского народа , с жизнью и творчеством основоположника шорской литературы Ф.С.Чиспиякова, а также развитие интереса к родному краю, бережного отношения к родному языку, к слову, воспитание чувства патриотизма. Исходя из целей, были поставлены следующие
задачи:
- изучить особенности шорской культуры, а также литературы на примере краткого обзора биографии и творчества Ф.С.Чиспиякова, - воспитывать морально-ценностные чувства, активную гражданскую позицию, любовь к родной природе. Для реализации поставленных задач, я использовала следующие
методы
работы: информационный, исследовательский, иллюстративный;
формы
работы: элементы лекции, презентация, чтение текстов. Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Занятие было проведено в форме внеклассного мероприятия, что существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности. Данное мероприятие соответствовало возрастным и психологическим особенностям учащихся, было доступным и посильным по содержанию. Занятие прошло с высоким темпом, психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Все поставленные задачи удалось реализовать.
Заключение
Знакомство со своей малой Родиной, изучение истории родного края, любовь к родному краю, служит одной из основ формирования духовности, 14
воспитания патриотизма, толерантности будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов. К сожалению, очень многие люди не знают о том, какие народности проживают на территории России, что среди них выделяется группа малочисленных народов. Мы должны иметь чувство собственного достоинства и уметь уважать достоинство других; осознавать то, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; быть позитивными по отношению к самому себе, к товарищам, к представителям других народов иных культур . Чиспияков оставил глубочайший след на родной земле. Пока живет человек на земле, он будет обращаться к поэзии, в частности к произведениям Федора Степановича, потому что поэтическое слово имеет над нами особую власть.
Литература
15
1. Григорьева В. Е. Федор Степанович Чиспияков // Писатели Новокузнецка / [Валентина Емельяновна Григорьева]. - Новокузнецк, 2004. - Вып. 1. - С. 65- 66. 2. На шорском языке // Большевистская сталь. - 1936. - 24 октября. - С. 2. 3. Кинэ: повесть. – Новокузнецк, 2001. – 111 с. 4. Дух обновления и борьбы: о творчестве Ф.С. Чиспиякова // Г.В.Косточаков 5. Лекции по шорской литературе. – Междуреченск: Междуреченское общество коренного населения “Алтын Шор”, 1999. – С.11-22 6. С. Кожевников. Газета «Советская Сибирь» 1940 год №113 7. Шорский фольклор / Зап., пер., вступ. ст., примеч. Н.П. Дыренковой. М.; Л., 1940 16