"Использование принципов проблемного обучения на уроках русского языка"

Автор: Дьячковская Мария Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Анабарская улусная гимназия"
Населённый пункт: Республика Саха (Я) Анабарский улус, с. Саскылах
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование принципов проблемного обучения на уроках русского языка"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование принципов проблемного обучения на уроках русского языка.

Мышление начинается с проблемной ситуации.

С. Л. Рубинштейн
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески? Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым для меня является технология проблемного обучения. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности, языкового чутья учащихся, на повышение их грамотности, общее развитие, пробуждает интерес к предмету. Как я реализую принципы проблемного обучения в своей практике.
Главное условие –

не давать знания в готовом виде. Мы их получаем в процессе игры в ученых-

лингвистов
, когда делаем «открытия» на основе собственных наблюдений. Приём «открытия» опирается на особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку. Психологи отмечают, что самая высокая исследовательская активность у детей наступает к 9,10,11 годам. В этом возрасте они задают много разнообразных поисковых вопросов. Поэтому, принимая классы после начальной школы, обязательно использую поисковые методы. Не начинаю урок со слов: «Откройте учебник и прочитайте материал». На данном уроке ученые-лингвисты выводят правило самостоятельно. Таким же образом мы получаем теоретические знания в результате наблюдения над языковым материалом. Последовательность нашей работы примерно такова:  Постановка проблемы: «Почему… ?»  Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом и запись первичных выводов (это заставляет работать всех).  Зачитывание выводов, их обсуждение.  Получение окончательных правильных результатов.  Краткая (схематичная, табличная) запись результатов наблюдений.  Воспроизведение (устное) результатов по краткой записи.  Сопоставление своих выводов с выводами учебника.  Начало закрепления. Применение полученных знаний на практике.
Покажем эту работу на примере темы «Роль мягкого знака в слове» (6 класс). 1 этап. Перед учащимися на доске в три столбика записаны слова: пьеса дверь ночь вьется степь делаешь вьюга деньги беречь воробьи коньки мощь обезьяна мельче отрежь Ставится проблема: «Перед вами 15 слов. В каждом есть Ь. Но почему-то эти слова записаны не в строчку, не в один столбик, а в три. Почему? По какому принципу произошло деление слов на 3 группы?» 2 этап. Учащиеся наблюдают, думают и записывают первичные результаты своих наблюдений. (Ребята знают, что им можно смело зачитывать любые выводы, в том числе и ошибочные). Они быстро находят общее у слов первого столбика: там Ь разделительный; также легко – у второго: для обозначения мягкости согласных. Сталкиваемся с трудностью в словах третьего столбика: почему там Ь? Зачем он нужен? Ведь звуки Ч, Щ и так всегда мягкие, поэтому не нужно эту мягкость обозначать с помощью Ь; а звуки Ш, Ж, наоборот, всегда твердые, и Ь мягкости им не добавит. Так что же делает Ь в этих словах? 3-4 этапы. Наблюдения учащихся и их выводы. – Все эти слова на орфограмму «Ь на конце слов после шипящих». – Мы пишем в словах ночь, мощь Ь потому, что это существительные 3-го склонения (или женского рода, единственного числа). – Мы пишем Ь в словах делаешь, беречь, отрежь потому, что это глаголы. – Значит, Ь здесь пишется потому, что есть правило о правописании Ь у существительных 3-го склонения и у глаголов. – Мы пишем Ь потому, что перед нами существительные именно 3-го склонения, а не 1- го или 2-го. – Мы пишем Ь по традиции, потому что так надо, так принято правилами орфографии. – Ь в этих словах – показатель грамматической формы. – Значит, Ь в нашем языке, в нашей речи играет три разные роли. 5 этап. Дети получают задание построить схему «Три роли мягкого знака». Им это несложно, мы часто представляем материалы графически. Образец схемы, полученной ребятами: 6 этап. Опираясь на данную схему, учащиеся составляют устное высказывание в научном стиле на тему «Три роли Ь в слове», подбирая свои примеры. (Например: Мягкий знак разделительный употребляется в корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами е, е, ю, я, и. Соловьи, семья Ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме ч, ш Конь, возьми Ь употребляется в следующих грамматических формах: 1) У сущ. 3 скл.,ж.р.
2) У глаг. повелит. накл. 3) У глаг. 2л.,ед.ч. 4) У глаг. неопр. ф. 7 этап. Учащиеся получают задание сравнить свою схему и материалы в учебнике. Выясняем, что в учебнике схема такая же, как у нас, но наша более краткая, компактная и легко запоминается. А самое главное, мы, словно настоящие учёные, вывели ее сами! Думаю, что свои «муки» по «открытию» роли Ь в словах третьего столбика школьники запомнят надолго. Дети испытывают и радость, и удивление оттого, что они сами смогли открыть новые знания. В процессе такой работы нужно поощрять ребят за каждую правильную мысль, даже за попытку ее высказать, поэтому видим заинтересованность, огонек в глазах и радость, если получается. Поэтому при ознакомлении с любым новым материалом всегда использую эту форму работы и считаю ее очень продуктивной. Может, ученик потом и забудет роль мягкого знака, но он думал, делал «открытие», был «ученым», говорил, защищал свое мнение. Именно эти умения и будут нужны ему в последующей жизни. 8 этап. Начинаем закреплять новые знания и применять их на практике. Почему только начинаем? Потому что иногда на поиски истины, обсуждение уходит большая часть урока. Конечно, у учителя всегда есть выбор: открыть учебник, прочитать материал за три минуты и выполнить несколько упражнений, закрепляющих новый материал. Сколько времени сэкономлено! Но это скучно, неинтересно, неэффективно, а самое главное – нерезультативно, так как ребенок не «пропустил» новые знания «через себя». Таким образом, используя принципы проблемного обучения на уроке, мы делаем его живым, интересным, запоминающимся и, конечно, учим детей мыслить. .