"Исследовательская деятельность в рамках Школьного научного общества химиков"

Автор: Кочураева Алефтина Николаевна
Должность: зам. директора по УМР
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 10", г. Луховицы
Населённый пункт: г. Луховицы, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская деятельность в рамках Школьного научного общества химиков"
Дата публикации: 12.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Исследовательская деятельность в рамках работы

Школьного научного общества химиков.
Кочураева Алефтина Николаевна зам. директора по УМР, учитель географии МБОУ «Гимназия № 10», г. Луховицы Ткачева Ирина Ивановна учитель химии МБОУ «Гимназия № 10», г. Луховицы Работа с одаренными детьми в современной школе приобретает все большую актуальность. В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования. Творческое мышление одаренных учащихся в области химии характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.
Вряд ли кто будет спорить, что красивые демонстрации и информативные опыты, выполненные на уроке, производят яркое впечатление на школьника и пробуждают его интерес к занятиям. Эксперимент, подтверждающий теоретические аспекты, рассматриваемые на уроке, способствует размышлениям, созданию гармонии в знаниях учащихся. Необходимость организации практической работы с прикладной направленностью развивают интерес школьников, и доказывает им многие химические факты. Школа, где преобладает классно-урочная система организации учебного процесса, сильно ограничивает социальные контакты учащихся и частично является моделью закрытого образовательного пространства. Изменить такое положение дел позволяет использование в учебном процессе технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Несколько лет назад в нашей школе мы решили создать школьное научное общество химиков (ШНОХ). Членами общества стали и ученики восьмых классов, которые только начинали изучать химию, и старшеклассники, которые уже изучали химию в рамках профильного обучения. У восьмиклассников я стремилась закрепить пробуждающийся интерес к изучению химии. Старшеклассников старалась научить работать с химическими приборами и реактивами, не бояться выполнять различные химические опыты. Ребята помогали мне подготовить эффектные и интересные опыты на каждое заседание ШНОХ. Самые простые опыты школьники проводили дома самостоятельно, а о результатах этих опытов ребята делились с другими членами общества. Ну конечно, наиболее интересно было работать с ребятами над исследовательскими проектами. В процессе выполнения проекта школьники научились ставить проблему, строить гипотезы, находить пути рационального решения, работать с научной литературой, искать и находить интересные факты в сети Интернет. При этом у школьников формировались важные качества личности: коммуникабельность, целеустремленность, способность
принимать решения и отвечать за них, умение распределять обязанности при коллективной работе. Совместно с кафедрой химии ГАОУ ВПО МО «Московского государственного областного социально-гуманитарного института» члены кружка, расширяя круг своих исследований в рамках проекта «Жесткость воды и ее влияние на организм человека» выполнили научно- исследовательскую работу на тему «Мониторинг водных источников юго- восточного региона Московской области». Результаты данных исследований опубликованы в Вестнике Московского государственного социально- гуманитарного института № 1 (11), 2011г. «Математические и естественные науки». Школьное научное общество химиков гимназии также ведет активное сотрудничество с кафедрой товароведения ГАОУ ВПО МО «Московского государственного областного социально-гуманитарного института». Ежегодно студенты кафедры товароведения совместно с ШНОХ проводят практические встречи с учащимися гимназии, где представляют свои достижения в исследовании качества продуктов питания. Члены ШНОХ принимают активное участие в ежегодных Днях студенческой науки, проводимые кафедрой товароведения, ежегодных научно-практических конференциях. В рамках Базисного учебного плана на преподавание химии выделяется один час в неделю, учителю приходится корректировать количество практических работ выполняемых учащимися. Это привело к тому, что наши ученики плохо умеют работать руками, боятся проводить опыты. Теоретически подкованы - практически нет. Деятельность Школьного научного общества химиков позволяет найти компромисс в этом нелегком вопросе. Гимназия с 2011 года является ресурсным центром по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рамках пропедевтики курса обучения химии в 7 классах введен курс внеурочной деятельности «Я -
исследователь». Учащиеся 7 класса также имеют возможность участвовать в деятельности Школьного научного общества химиков, вносить новые идеи и реализовывать их. Любое обучение начинается с живого интереса ученика к познанию. И я решила: пусть интеллектуальная энергия учеников найдет выход в собственной познавательной деятельности, в творческой активности, самостоятельности. И для меня, как для учителя, было найдено то педагогическое «зерно» образовательного и воспитательного процесса, которое определит будущее не только ученика, но и мое. Таким «зерном» для меня стала совместная работа с моими учениками над разнообразными научными проектами. И пусть пока мы выполняем исследовательские работы вместе, я верю, что настанет день, когда мои ученики начнут заниматься наукой самостоятельно.