"Исследовательская деятельность в рамках Школьного научного общества химиков"
Автор: Кочураева Алефтина Николаевна Должность: зам. директора по УМР
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 10", г. Луховицы
Населённый пункт: г. Луховицы, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская деятельность в рамках Школьного научного общества химиков"
Школьного научного общества химиков.
Кочураева Алефтина Николаевна
зам. директора по УМР, учитель географии
МБОУ «Гимназия № 10», г. Луховицы
Ткачева Ирина Ивановна
учитель химии
МБОУ «Гимназия № 10», г. Луховицы
Работа с одаренными детьми в современной школе приобретает все
большую актуальность. В цивилизованном мире одаренные дети
существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или
нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от
ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным,
талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала,
способностей каждого ребенка в процессе образования.
Творческое мышление одаренных учащихся в области химии
характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые
неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить
новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить
от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно -
научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их
логического мышления, продуктивность мышления, способность к
прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем
внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в
химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как
высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность,
настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать
химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить
способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно
экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества,
вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного
множества реакций.
Вряд ли кто будет спорить, что красивые демонстрации и
информативные опыты, выполненные на уроке, производят яркое
впечатление на школьника и пробуждают его интерес к занятиям.
Эксперимент, подтверждающий теоретические аспекты, рассматриваемые
на уроке, способствует размышлениям, созданию гармонии в
знаниях учащихся. Необходимость организации практической работы с
прикладной направленностью развивают интерес школьников, и доказывает
им многие химические факты.
Школа, где преобладает классно-урочная система организации
учебного процесса, сильно ограничивает социальные контакты учащихся и
частично является моделью закрытого образовательного пространства.
Изменить такое положение дел позволяет использование в учебном
процессе технологий на основе проектной и исследовательской
деятельности учащихся.
Несколько лет назад в нашей школе мы решили создать школьное
научное общество химиков (ШНОХ). Членами общества стали и ученики
восьмых классов, которые только начинали изучать химию, и
старшеклассники, которые уже изучали химию в рамках профильного
обучения. У восьмиклассников я стремилась закрепить пробуждающийся
интерес к изучению химии. Старшеклассников старалась научить работать с
химическими приборами и реактивами, не бояться выполнять различные
химические опыты. Ребята помогали мне
подготовить эффектные и
интересные опыты на каждое заседание ШНОХ. Самые простые опыты
школьники проводили дома самостоятельно, а о результатах этих опытов
ребята делились с другими членами общества. Ну конечно, наиболее
интересно было работать с ребятами над исследовательскими проектами.
В процессе выполнения проекта школьники научились ставить
проблему, строить гипотезы, находить пути рационального решения,
работать с научной литературой, искать и находить интересные факты в
сети Интернет. При этом у школьников формировались важные качества
личности: коммуникабельность, целеустремленность, способность
принимать решения и отвечать за них, умение распределять обязанности
при коллективной работе.
Совместно с кафедрой химии ГАОУ ВПО МО «Московского
государственного областного социально-гуманитарного института» члены
кружка, расширяя круг своих исследований в рамках проекта «Жесткость
воды и ее влияние на организм человека» выполнили научно-
исследовательскую работу на тему «Мониторинг водных источников юго-
восточного региона Московской области». Результаты данных исследований
опубликованы в Вестнике Московского государственного социально-
гуманитарного института № 1 (11), 2011г. «Математические и естественные
науки».
Школьное научное общество химиков гимназии также ведет активное
сотрудничество с кафедрой товароведения ГАОУ ВПО МО «Московского
государственного областного социально-гуманитарного института».
Ежегодно студенты кафедры товароведения совместно с ШНОХ проводят
практические встречи с учащимися гимназии, где представляют свои
достижения в исследовании качества продуктов питания. Члены ШНОХ
принимают активное участие в ежегодных Днях студенческой науки,
проводимые кафедрой товароведения, ежегодных научно-практических
конференциях.
В рамках Базисного учебного плана на преподавание химии
выделяется один час в неделю, учителю приходится корректировать
количество практических работ выполняемых учащимися. Это привело к
тому, что наши ученики плохо умеют работать руками, боятся проводить
опыты. Теоретически подкованы - практически нет. Деятельность
Школьного научного общества химиков позволяет найти компромисс в этом
нелегком вопросе.
Гимназия с 2011 года является ресурсным центром по введению и
реализации федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. В рамках пропедевтики курса обучения
химии в 7 классах введен курс внеурочной деятельности «Я -
исследователь». Учащиеся 7 класса также имеют возможность участвовать
в деятельности Школьного научного общества химиков, вносить новые
идеи и реализовывать их.
Любое обучение начинается с живого интереса ученика к познанию.
И я решила: пусть интеллектуальная энергия учеников найдет выход в
собственной познавательной деятельности, в творческой активности,
самостоятельности. И для меня, как для учителя, было найдено то
педагогическое «зерно» образовательного и воспитательного процесса,
которое определит будущее не только ученика, но и мое. Таким «зерном»
для меня стала совместная работа с моими учениками над разнообразными
научными проектами. И пусть пока мы выполняем исследовательские
работы вместе, я верю, что настанет день, когда мои ученики начнут
заниматься наукой самостоятельно.